РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2015 года г. Сургут
Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Юганский» о возложении обязанности заключить договор на авиационное патрулирование территории заповедника
УСТАНОВИЛ:
Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что ею проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории ХМАО-Югры. Проверкой установлено, что администрацией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» не обеспечена пожарная безопасность на территории заповедника на период пожароопасного сезона 2015 года.
Согласно Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» (утв. начальником Управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3 27.06.2008) общая площадь лесничества составляет 625944 га.
Согласно п. 19 Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский», утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 19.05.2011г. № 348 (с изменениями и дополнениями) (далее - Устав), предметом деятельности учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории заповедника в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о заповеднике, иными нормативными правовыми актами и настоящим уставом.
В соответствии с п. 20 Устава целями деятельности учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Подпунктом 1 п. 21 Устава предусмотрено, что для достижения указанных целей, учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке выполняет мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций).
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент лесничества.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ч.ч. 5, 6 ст. 87 Лесного кодекса РФ).
В п. 2.16.1 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» закреплено, что мероприятия по пожарной безопасности устанавливаются в соответствии, в том числе, с планом мероприятий по тушению лесных пожаров по заповеднику.
Пунктом 3 раздела III плана тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ «Юганский» на период пожароопасного сезона 2015 года, предусмотрено, что в перечень мероприятий по организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включено, в том числе, авиационное патрулирование территории.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ № 69).
В п. 3 Приказа № 69 закреплено, что проект освоения лесов содержит сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (п. 1 Приказа № 69).
Проектом освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» (п. 5.2) предусмотрен ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.
Учитывая, что площадь Заповедника является значительной и составляет 625944 га, осуществление лесоавиационных работ является обязательным.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, Заповедником до настоящего времени договор на авиационное патрулирование лесов с целью обнаружения лесных пожаров со специализированной организацией не заключен. Учитывая, что до начала пожароопасного сезона осталось менее 1 месяца, а использование авиационной техники является наиболее оперативным и эффективным средством выявления, локализации и тушения лесных пожаров, Заповедником не обеспечена охрана лесов от пожаров, что недопустимо.
В связи с изложенным Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура просит обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Юганский» заключить со специализированной организацией договор на авиационное патрулирование территории заповедника в период пожароопасного сезона 2015 года с целью выявления и пресечения лесных пожаров, в соответствии с требованиями проекта освоения лесов не менее 100 летных часов в год.
В судебном заседании представитель истца Ханты-Мансийской межрайонная природоохранной прокуратуры ФИО1 на исковых требованиях настояла.
Представитель ответчика ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» ФИО2 исковые требования не признала, пояснила, что ответчиком 06.05.2015г. заключен государственный контракт на выполнение авиационного патрулирования территории ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» с целью обнаружения очагов лесных пожаров в течение пожароопасного сезона 2015 года с ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов». Согласно указанному контракту в объем и состав работ входит 11летных часов. После окончания указанного контракта ответчиком будет заключен новый контракт на дальнейшее выполнение авиационного патрулирования территории. Закон не обязывает ответчика заключить контракт сразу на 100 летных часов.
Выслушав представителей сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.Ханты-Мансийской межрайонная природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории ХМАО-Югры. Проверкой установлено, что администрацией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» не обеспечена пожарная безопасность на территории заповедника на период пожароопасного сезона 2015 года. Так заповедником на момент проверки договор на авиационное патрулирование лесов с целью обнаружения лесных пожаров со специализированной организацией не заключен.
Проектом освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» (п. 5.2) предусмотрен ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.
06.05.2015г. ответчиком заключен государственный контракт на выполнение авиационного патрулирования территории ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» с целью обнаружения очагов лесных пожаров в течение пожароопасного сезона 2015 года с ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов». Согласно указанному контракту в объем и состав работ входит 11летных часов.
Данные обстоятельства подтверждаются требованием прокурора, сообщением ответчика, учредительными документами ответчика, планом тушения лесных пожаров ответчика, лесохозяйственным регламентом лесничества, актом проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, проектом освоения лесов, государственным контрактом на выполнение авиационного патрулирования территории ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» с целью обнаружения очагов лесных пожаров в течение пожароопасного сезона 2015 года, объяснениями лиц, участвующих в деле.
В соответствии с п. 20 Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» целями деятельности учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.
Подпунктом 1 п. 21 Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» предусмотрено, что для достижения указанных целей, учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке выполняет мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций).
В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент лесничества.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ч.ч. 5, 6 ст. 87 Лесного кодекса РФ).
В п. 2.16.1 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» закреплено, что мероприятия по пожарной безопасности устанавливаются в соответствии, в том числе, с планом мероприятий по тушению лесных пожаров по заповеднику.
Пунктом 3 раздела III плана тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ «Юганский» на период пожароопасного сезона 2015 года, предусмотрено, что в перечень мероприятий по организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включено, в том числе, авиационное патрулирование территории.
В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ № 69).
В п. 3 Приказа № 69 закреплено, что проект освоения лесов содержит сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.
Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (п. 1 Приказа № 69).
Проектом освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» (п. 5.2) предусмотрен ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.
Таким образом, ответчик ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» обязан выполнить в 2015 году ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании свободы договора.
В соответствии со ст. 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В данном случае законом не предусмотрена обязанность ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» заключить один договор на авиапатрулирование сразу на 100 летных часов.
Ответчик воспользовался своим правом свободы договора и заключил договор на авиапатрулирование в объеме 11 летных часов, в дальнейшем планирует заключение следующего договора на авиапатрулирование, что соответствует действующему законодательству.
Доказательств того, что ответчик ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» не выполнит своей обязанности на проведение авиапатрулирования в объеме 100 летных часов в течение 2015 года, суду представлено не было.
В связи с изложенным суд не находит оснований для возложения обязанности на ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» по заключению одного договора на авиапатрулирование сразу на 100 летных часов.
При указанных обстоятельствах суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Юганский» о возложении обязанности заключить договор на авиационное патрулирование территории заповедника отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.
Судья Сургутского районного суда В.В. Тюленев