ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1234/2021 от 06.08.2021 Егорьевского городского суда (Московская область)

Гражданское дело № 2-1234/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Егорьевск Московской области 6 августа 2021 года

Егорьевский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: Сумкиной Е.В.,

при секретаре: Иващенко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Министерству имущественных отношений Московской области о признании решений об отказе в предоставлении государственной услуги незаконными и о признании договоров аренды возобновленными

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 (далее истец) обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Министерству имущественных отношений Московской области (далее ответчики), и в порядке требований ст. 39 ГПК РФ, просит о признании незаконным и нарушающим его права и законные интересы пункта 96 сводного заключения Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решения и.о. заместителя Главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», а также признать договор аренды, заключенный без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

Также ФИО1 просит признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы пункт 120 сводного заключения Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, решение и.о. заместителя Главы администрации ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов», а также просит признать договор аренды, заключенный без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты> относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.

В обоснование иска истцом указано, что ДД.ММ.ГГГГ ему был предоставлен в аренду земельный участок площадью <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района был заключен договор аренды -ИЖС сроком по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ администрацией ему выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства со сроком действия указанного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск был заключен договор аренды -ИЖС данного земельного участка сроком по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В период действия договора аренды им на участке возведен объект незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты>, проектируемое назначение жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению имуществом заключен договор аренды участка без проведения торгов сроком по ДД.ММ.ГГГГ включительно. С целью продления срока действия договора аренды земельного участка К путем заключения соответствующего договора аренды им по средствам МФЦ подано соответствующее заявление, решением и.о. заместителя Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» по основанию: повторное заявление заявителя о предоставлении земельного участка под объектом незавершенного строительства в случае, если ранее однократно уже был заключен новый договор аренды этого земельного участка с целью завершения строительства. В качестве разъяснения причины отказа сообщено, что положениями действующего земельного законодательства, обращение за продлением договора аренды для целей завершения строительства возможно только однократно. В решении дана информация о том, что оно принято после рассмотрения вопроса в Министерстве имущественных отношений <адрес> (сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ п. 96, номер карточки в АИС «Модуль ). Также в обоснование иска ФИО1 указано, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 был предоставлен в аренду земельный участок К площадью <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 и Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района заключен договор аренды -ИЖС участка сроком по ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по этому договору аренды от ФИО3 к нему; переход права зарегистрирован в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка, ДД.ММ.ГГГГ администрацией ему выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства, со сроком действия указанного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района был заключен договор аренды -ИЖС земельного участка сроком по ДД.ММ.ГГГГ включительно. В период действия договора аренды им возведен объект незавершенного строительства площадью застройки <данные изъяты>, проектируемое назначение жилой дом, право собственности на который зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ между ним и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов -ИЖС сроком по ДД.ММ.ГГГГ. С целью продления срока действия договора аренды земельного участка путем заключения договора аренды им по средствам МФЦ подано соответствующее заявление. ДД.ММ.ГГГГ решением и.о. заместителя Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» по аналогичному (вышеуказанному) основанию. В решении дана информация о том, что оно принято после рассмотрения вопроса в Министерстве имущественных отношений Московской области (сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ п. 120, номер карточки в АИС «Модуль ). По мнению истца, вышеуказанные пункты сводных заключений, а также решения администрации городского округа Егорьевск Московской области являются незаконными и нарушающими его права и законные интересы, в связи с чем договоры аренды подлежат возобновлению на неопределенный срок.

Согласно части 1 статьи 16.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Заявленный спор подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, так как заявление содержит несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие в порядке административного судопроизводства и разделение этих требований невозможно, в связи суд рассматривает иск ФИО1 по правилам гражданского судопроизводства.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, извещен, его представитель по доверенности ФИО4 заявленные его доверителем требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель Комитета по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области и администрации городского округа Егорьевск Московской области по доверенностям ФИО5 иск не признал, просил в его удовлетворении отказать; представлены возражения, согласно которым ФИО1 уже воспользовался своим правом заключить договоры аренды принадлежащих ему земельных участков без проведения торгов для завершения строительства расположенных на них объектов недвижимости; законом не предусмотрено для этих целей повторное/вторичное предоставление в аренду участков без проведения торгов.

Представитель Министерства имущественных отношений Московской области в судебное заседание не явился, извещены, представлен отзыв, согласно которому ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в адрес администрации городского округа Егорьевск с заявлениями и за оказанием услуг «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов». Администрацией, с учетом согласования Министерства имущественных отношений Московской области (п. 96 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, карточка и п. 120 Сводного заключения Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, карточка ), принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги, в связи с расположением на земельных участках с видами разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» объектов незавершенного строительства, при этом в июне 2018 года заявителю было согласовано предоставление земельных участков с кадастровыми номерами и (однократно) в аренду на 3 года под объектами незавершенного строительства. Поскольку ранее в отношении земельного участка с кадастровым номером не принято решение об однократном заключении нового договора аренды земельного участка, заявитель имеет право на обращение с заявлением о предоставлении его в аренду без проведения торгов однократно с сроком до трех лет для завершения строительства индивидуального жилого дома. В отношении земельного участка с кадастровым номером - учитывая наличие ранее принятого решения об однократном предоставление в аренду земельного участка, нереализованное заявителем право на завершение строительства объекта при заключении договора аренды земельного участи однократно сроком до трех лет, неистечении полугодового срока установленного п. 5 ст 39.6 ЗК РФ со дня срока действия договора аренды земельного участка (ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ), заявитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении его после ДД.ММ.ГГГГ, если администрацией не будет заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов (л.д. 156).

В силу п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод закреплено право каждого при определении его гражданских прав и обязанностей на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. С учетом требований этой нормы, а также пп. "c" п. 3 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах судопроизводство по гражданским делам должно осуществляться без неоправданной задержки, в сроки, позволяющие оптимально обеспечить право граждан на судебную защиту. В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2008 N 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» при неявке в суд лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, вопрос о возможности судебного разбирательства решается с учетом требований статей 167 и 233 ГПК РФ. При указанных обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1 и представителя Министерства имущественных отношений Московской области, стороны против этого не возражали.

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи) (п. 1 ст. 607 ГК РФ). Между тем, специальным нормативно-правовым актом, которым по отношению к Гражданскому кодексу РФ является Земельный кодекс РФ, определены особенности регулирования правоотношений, непосредственно связанных с землепользованием.

В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду.

Статьей 39.6 ЗК РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.

В силу положений п. 4 указанной нормы права гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях при наличии в совокупности следующих условий: заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.

Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи.

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: 1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; 2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.

По смыслу указанной нормы материального права только после истечения срока действия ранее заключенного договора предоставление земельного участка в аренду для завершения строительства осуществляется однократно путем заключения с собственником объекта незавершенного строительства нового договора аренды.

Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на аренду земельных участков имеют граждане, являющиеся собственниками сооружений и зданий, расположенных на таких земельных участках. Подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 ЗК РФ установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно установленным судом обстоятельствам, не опровергнутым при рассмотрении дела ответчиком, следует, что ДД.ММ.ГГГГ года между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, сроком по ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д. 17-22). ДД.ММ.ГГГГФИО1 в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ выдано разрешение на строительство на этом участке объекта капитального строительства, со сроком действия указанного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31), взамен которого ему выдано новое разрешение на строительство (л.д. 37). ФИО1 на арендуемом земельном участке возведен объект незавершенного строительства, площадью застройки <данные изъяты>, проектируемое назначение жилой дом, получен технический план (л.д. 38-50) и ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на него право собственности, о чем в ЕГРН внесена запись регистрации (л.д. 51-55). ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов -ИЖС, которым в аренду ФИО1 был предоставлен испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером , на котором находится объект незавершенного строительства- жилой дом (п.1.5.), цель предоставления - для индивидуального жилищного строительства (п. 1.3.), сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1.) (л.д. 56-62, 68-74).

ФИО1 с целью продления срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка путем заключения нового договора аренды было подано соответствующее заявление. Решением и.о. заместителя Главы администрации - председателем комитета по управлению имуществом администрации г.о. Егорьевск Московской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» по основанию: повторное заявление заявителя о предоставлении земельного участка под объектом незавершенного строительства в случае, если ранее однократно уже был заключен новый договор аренды этого земельного участка с целью завершения строительства; разъяснение причины отказа: согласно положениям действующего земельного законодательства, обращение за продлением договора аренды для целей завершения строительства возможно только однократно. Данное решение принято после рассмотрения вопроса в Министерстве имущественных отношений Московской области (сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ п. 120, номер карточки в АИС «Модуль МВК» 50:30.17718) (л.д. 125).

ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района и ФИО3 был заключен договор аренды -ИЖС земельного участка с кадастровым номером площадью <данные изъяты> из категории земель населенных пунктов, местоположение: <адрес>, с разрешенным использованием - для индивидуального жилищного строительства, сроком по ДД.ММ.ГГГГ включительно (л.д. 77-84). ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение об уступке прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от ФИО3 к ФИО1 (л.д. 85). ДД.ММ.ГГГГФИО1 в соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса РФ выдано разрешение на строительство на этом участке объекта капитального строительства, со сроком действия указанного разрешения до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 92), взамен которого ему выдано новое разрешение на строительство (л.д. 98). ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом Егорьевского муниципального района и ФИО1 был заключен договор аренды -ИЖС земельного участка сроком по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93-97). В период действия договора аренды -ИЖС ФИО1 на арендуемом земельном участке возведен объект незавершенного строительства площадью застройки <данные изъяты>, проектируемое назначение жилой дом, получен технический план, право собственности зарегистрировано в ЕГРН, о чем внесена запись регистрации (л.д. 99-100, 108-124). ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск и ФИО1 заключен договор аренды земельного участка без проведения торгов -ИЖС, которым в аренду истцу предоставлен земельный участок К, на котором находится объект незавершенного строительства- жилой дом (п.1.5.), цель предоставления - для индивидуального жилищного строительства (п. 1.3.), сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.1.) (л.д. 101-107).

ФИО1 с целью продления срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка путем заключения нового договора аренды было подано соответствующее заявление. Решением и.о. заместителя Главы администрации - председателем комитета по управлению имуществом администрации г.о. Егорьевск Московской области ФИО2 № № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов» по основанию: повторное заявление заявителя о предоставлении земельного участка под объектом незавершенного строительства в случае, если ранее однократно уже был заключен новый договор аренды этого земельного участка с целью завершения строительства; разъяснение причины отказа: согласно положениям действующего земельного законодательства, обращение за продлением договора аренды для целей завершения строительства возможно только однократно. Данное решение принято после рассмотрения вопроса в Министерстве имущественных отношений Московской области (сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ п. 120, номер карточки в АИС «Модуль МВК» 50:30.17718) (л.д. 125).

Как следует из материалов дела, ФИО1 продолжает пользоваться земельными участками и по их целевому назначению и намерен до истечения срока действия разрешения на строительство, то есть до ДД.ММ.ГГГГ закончить возведение расположенных на них объектов недвижимости. ДД.ММ.ГГГГФИО1 осуществил арендную плату за 2021 год по договору - ИЖС в размере 1887 рублей 68 копеек, а также плату по договору аренды - ИЖС в размере 1841 рубль 64 копейки что подтверждается чек-ордерами ПАО «Сбербанк» (л.д. 76, 139).

Согласно ответа заместителя Главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, договоры аренды - ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ и - ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ, заключенные с ФИО1 не расторгались ни одной из сторон, право аренды в ЕГРН не прекращено, задолженности по арендным платежам и пени нет (л.д. 169). До настоящего времени администрация г.о. Егорьевск не предпринимала каких-либо мер по расторжению договоров аренды в досудебном и /или судебном порядке, после истечения срока аренды не обращалась к ФИО1 с требованием об изъятии (освобождения) земельных участков, также не обращалась в суд с требованием об изъятии объектов незавершенного строительства.

Истцом ФИО1 заявлены требования о признании незаконными и нарушающими его права и законные интересы пункта 96 сводного заключения Межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и пункта 120 сводного заключения Межведомственной комиссии Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ. По мнению суда, данные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 10.1 ЗК РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Подпунктом 10 пункта 4 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 106/2014-ОЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» предусмотрено, что Правительство Московской области или уполномоченные им исполнительные органы государственной власти Московской области осуществляют полномочия органов местного самоуправления городских округов предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.

В то же время, пунктом 3 части 2 статьи 2 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области» установлено, что органы местного самоуправления городских округов наделяются государственными полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Закона Московской области от 05.11.2019 N 222/2019-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории муниципального образования Московской области, за исключением случаев предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Таким образом, региональными нормативными правовыми актами Московской области предусмотрена обязанность органов местного самоуправления при осуществлении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, представлять на согласование в Министерство проекты решений, договоров и соглашений, в сроки и порядке, установленном уполномоченным органом (пункт 10 части 4 статьи 2 Закона Московской области от 24 июля 2014 года N 106/2014-ОЗ, часть 2 статьи 3 закона Московской области от 24 июля 2014 года N 107/2014-ОЗ, подпункт 3 пункта 3 постановления Правительства Московской области от 26 декабря 2014 года N 1154/51 «Об уполномоченных центральных исполнительных органах государственной власти Московской области на предоставление согласия органам местного самоуправления муниципальных образований Московской области при реализации отдельных государственных полномочий»).

Соблюдение администрацией городского округа Егорьевск установленного в соответствии с приведенным регулированием временного порядка направления на согласование принимаемых решений, утвержденного распоряжением Министерства от 19 января 2017 года N 13ВР-44 подтверждает лишь соблюдение порядка принятия оспариваемого решения, но не наличие оснований для его принятия (подпункты б, в пункта 3 части 9 статьи 226 КАС РФ).

На территории Московской области полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными на территории соответствующего муниципального образования, наделены органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Администрация городского округа Егорьевск является органом местного самоуправления муниципального образования «городской округ Егорьевск Московской области», наделенным соответствующими полномочиями и именно администрацией городского округа Егорьевск Московской области были приняты оспариваемые истцом решения ДД.ММ.ГГГГ и № об отказе в предоставлении ему государственных услуг.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ, способами защиты гражданских прав являются, в том числе: признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иные способы, предусмотренные законом. Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, направленные Межведомственной комиссией Министерства имущественных отношений Московской области в адрес администрации городского округа Егорьевск сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ и сводное заключение от ДД.ММ.ГГГГ, пункты которых оспариваются истцом, по мнению суда, не являются актами нарушающими права и законные интересы ФИО1, который лично в данную комиссию не обращался и удовлетворение заявленных истцом требований о признании незаконными предоставленных Министерством имущественных отношений Московской области сводных заключений по согласованию проектов отрицательных решений, не приведет к защите нарушенных прав и интересов ФИО1, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения указанных заявленных истцом требований.

Действующим земельным законодательством предусмотрено право арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены объекты незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства указанного объекта.

Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 39.6 ЗК РФ допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В данном случае юридически значимым обстоятельством является установление факта предоставления ФИО1 земельного участка в аренду первично или повторно для завершения строительства.

Из исследованных документов следует, что ФИО1 на арендуемом им с ДД.ММ.ГГГГ (договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ, договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ) земельном участке с кадастровым номером был возведен объект незавершенного строительства К, площадью застройки <данные изъяты>., проектируемое назначение жилой дом, право собственности на который за ним ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в ЕГРН, после чего, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск был заключен договор аренды данного земельного участка без проведения торгов за -ИЖС сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также истцом на переуступленном ему ФИО3 и арендуемом им по договору аренды -ИЖС от ДД.ММ.ГГГГ земельном участке К был возведен объект незавершенного строительства К, площадью застройки <данные изъяты>, проектируемое назначение жилой дом, право собственности на который за ним ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в ЕГРН, после чего, ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Комитетом по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск был заключен договор аренды данного земельного участка без проведения торгов сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, судом установлена процедура заключения ФИО1 договоров аренды земельных участков и - без проведения торгов, а от этого зависит возможность применения пункта 1 или пункта 6 статьи 239.1 ГК РФ, равно как наличие (отсутствие) у арендатора как собственника объекта незавершенного строительства права на однократное предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка для завершения строительства этого объекта. При этом, к представленному суду сообщению Министерства имущественных отношений от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 156), в котором отражено, что ранее в отношении земельного участка К не было принято решения об однократном заключении нового договор аренды земельного участка, суд относится критически, поскольку данное обстоятельство опровергается представленными сторонами документами, в том числе, договором аренды земельного участка, заключенным ФИО1 и Комитетом по управлению имуществом без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-62).

В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. В соответствии с пунктом 1 статьи 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Иных доказательств представлено не было.

Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, ссылаясь на положения статей 8, 421, 621 Гражданского кодекса РФ, статей 39.6 (п. п. 1, 2), 39.20 Земельного кодекса РФ, п. 21 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», поскольку в отношении арендуемых ФИО1 земельных участков и уже принимались решения о заключении с ним без проведения торгов договоров аренды земельных участков (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно), на которых имелись возведенные истцом объекты незавершенного строительства К, площадью застройки <данные изъяты> степенью готовности 17% и , площадью застройки <данные изъяты>. степенью готовности 38%, проектируемое назначение жилые дома, для завершения их строительства, суд приходит к выводу об обоснованности отказов ответчика (решения № и № от ДД.ММ.ГГГГ) в заключении с ФИО1 новых договоров аренды земельного участка К, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка К, общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, без проведения торгов для завершения ФИО1 строительства вышеуказанных объектов недвижимости, поскольку для этого имелись основания, предусмотренные Земельным кодексом РФ.

Так как в отношении земельных участков и ранее уже принимались решения об однократном предоставлении их в аренду истцу не истек полугодовой срок установленный п. 5 ст 39.6 ЗК РФ со дня срока действия договоров аренды земельных участков (ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ), для реализации ФИО1 права на завершение строительства объектов при заключении договоров аренды земельных участков однократно сроком до трех лет, он вправе обратиться с заявлением о предоставлении данных земельных участков только после ДД.ММ.ГГГГ, если администрацией не будет заявлено требование об изъятии этих объектов путем продажи с публичных торгов.

В связи с изложенным, у суда отсутствуют основания для удовлетворения требований ФИО1 о признании незаконными и нарушающими его права и законные интересы решений и.о. заместителя Главы администрации городского округа Егорьевск Московской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов».

Истцом заявлены требования о признании договоров аренды от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом положений п. 2 ст. 621 ГК РФ, возобновленными на тех же условиях на неопределенный срок. По мнению суда, данные требования удовлетворению также не подлежат.

Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение и на каких условиях должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.

В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ, имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

По общему правилу, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (пункты 1, 4 статьи 421 ГК РФ).

В силу пункта 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

Согласно ст. 610 ГК РФ, договор аренды заключается на срок, определенный договором. В соответствии с пунктом 3 статьи 610 ГК РФ, законом могут устанавливаться максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества. В этих случаях, если срок аренды в договоре не определен и ни одна из сторон не отказалась от договора до истечения предельного срока, установленного законом, договор по истечении предельного срока прекращается. Договор аренды, заключенный на срок, превышающий установленный законом предельный срок, считается заключенным на срок, равный предельному.

Максимальные (предельные) сроки договоров аренды земельных участков определены п. 8 ст. 39.8 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со ст. 621 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Арендатор обязан письменно уведомить арендодателя о желании заключить такой договор в срок, указанный в договоре аренды, а если в договоре такой срок не указан, в разумный срок до окончания действия договора. Если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм, стороны договора аренды вправе определить в договоре правило, отличное от предусмотренного пунктом 2 статьи 621 ГК РФ, при котором истечение срока договора приводит к прекращению обязательства аренды.

В соответствии с пунктом 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации, арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов. В то же время при наличии оснований и соблюдении условий, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов.

Поскольку земельные участки ранее предоставлялись в аренду для завершения строительства истцу как собственнику расположенных на них объектов незавершенного строительства, то повторное предоставление их в аренду для завершения строительства на основании пп. 10 п. 2 и пп. 2 п. 5 ст. 39.6 ЗК РФ не допускается. Действующим законодательством не предусмотрено заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства без проведения торгов в случае реализации однократного права на предоставление участка в аренду для завершения строительства.

Суд, разрешая заявленные ФИО1 исковые требования в порядке п. 3 ст. 196 ГПК РФ, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам ст., ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права не находит оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом учитывает, что не имеется оснований считать, что действие договора возобновилось на неопределенный срок. Тот факт, что истец продолжает пользоваться спорным участком и вносить за пользование плату, в силу принципа платности пользования землей не свидетельствует о возобновлении договора аренды на неопределенный срок.

С учетом изложенного, суд отклоняет доводы представителя истца ФИО4 о том, что правоотношения между сторонами продолжаются, договоры аренды возобновлены на неопределенный срок, поскольку названный довод основан на ошибочном толковании закона, противоречит фактическим обстоятельствам дела. Изначально договоры аренды земельных участков и были заключен в 2012 году, то есть после введения в действие ЗК РФ, соответственно, соглашение о продлении/возобновлении их действий могло быть совершено с соблюдением установленных ЗК РФ публичных процедур предоставления земельного участка в аренду.

Таким образом, требования ФИО1 о признании договоров аренды, заключенных без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка и от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Комитету по управлению имуществом администрации городского округа Егорьевск Московской области, к администрации городского округа Егорьевск Московской области и к Министерству имущественных отношений Московской области

о признании незаконными и нарушающими его права и законные интересы пункта 120 сводного заключения Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ и пункта 96 сводного заключения Межведомственной комиссии по вопросам земельно- имущественных отношений Министерства имущественных отношений Московской области от ДД.ММ.ГГГГ,

о признании незаконными и нарушающими его права и законные интересы решений и.о. заместителя Главы администрации городского округа Егорьевск Московской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ему государственной услуги «Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов, в собственность за плату без проведения торгов»,

о признании договора аренды, заключенного без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ, земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок и

о признании договора аренды, заключенного без проведения торгов от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, относящегося к землям населенных пунктов, с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: <адрес>, возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Егорьевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Сумкина Е.В.