ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1235/12 от 26.12.2012 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 2-1235/2012

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

26 декабря 2012 года г. Колпашево

Колпашевский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Кузнецовой Е.А.,

с участием заявителей ФИО1, ФИО2, их представителя Ячменевой Г.Н.,

представителей заинтересованного лица – Администрации Колпашевского городского поселения ФИО3, действующего на основании доверенности,

при секретаре Дубовцевой Л.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании бездействия и решений муниципального органа незаконными, в порядке гл. 25 ГПК РФ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным бездействие межведомственной Комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения в части не выполнения требований абз.8 п.44 и п.51 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. От ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», а именно не направления в пятидневный срок по одному экземпляру решения комиссий от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения Главы Колпашевского городского поселения, принятое на основании заключений комиссии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ о дальнейшем использовании жилого дома, сроках отселения физических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или сроках реконструкции жильцам жилых помещений; обязать межведомственную Комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения передать решения комиссий, (заключения) и распоряжения Главы Колпашевского городского поселения, принятое на основании заключений комиссии от 29.08 2011 г. и от ДД.ММ.ГГГГ о дальнейшем использовании жилого дома, сроках отселения физических лиц в случае признании дома аварийным и подлежащим сносу или сроках реконструкции жильцам помещений в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: ; обязать Администрацию Колпашевского городского поселения, в соответствии с п.49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, издать распоряжение на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; признать незаконным решение межведомственной Комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: ; взыскании с МО «Колпашевское городское поселение» » в пользу ФИО1 судебные расходы в сумме рублей.

В обоснование заявленных требований указали, что они (ФИО1 и ФИО2) и другие жильцы дома ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ обращались с заявлением Главе Колпашевского городского поселения, как представителю межведомственной комиссии и непосредственно в межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения непригодным с просьбой признать многоквартирный дом по адресу: в котором проживают по договору социального найма, не пригодным для проживания. Данные заявления просили рассмотреть с их участием и направить копию решения комиссии в их адрес. До настоящего времени решения комиссии жильцам не вручалось. Из ответов, поступивших из различных инстанций, куда они неоднократно обращались по вопросу связанному с аварийностью дома, они пришли к выводу, что их коллективное заявление в межведомственной комиссии рассмотрено и по результатам работы комиссией ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о признании многоквартирного жилого дома по адресу: аварийным и подлежащим сносу. Из письма Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ они узнали, что возникла необходимость в повторном рассмотрении вопроса о признании многоквартирного дома по адресу: аварийным и подлежащим сносу на заседании межведомственной комиссии. Из смысла данного письма следовало, что распоряжение органом местного самоуправления Колпашевского городского поселения по результатам межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ не выносилось. На основании какого заявления состоялось второе заседание межведомственной комиссии по вопросу технического состояния их дома, до настоящего времени им неизвестно, жильцы дома на заседание комиссии не приглашались, документов которые им обязаны были направить не получали. Считают, что органами местной власти были нарушены их права, в том, что рассмотрение их заявлений на межведомственной комиссии умышленно затягивалось и искусственно возводятся препятствия на реализацию их прав по расселению в пригодное для проживание жилье.

В судебном заседании ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным основаниям.

Представитель заявителей Ячменева Г.Н. в судебном заседании, поддерживая доводы заявителей, пояснила, в связи с тем, что распоряжения которые они просили представить, не существуют, на удовлетворении требования заявления не настаивают в связи с тем, что было установлено отсутствие таких распоряжений, кроме того на удовлетворении требований заявления также не настаивают, поскольку заключение от 2011 года получили в ходе судебного заседания. На обязании Администрацию Колпашевского городского поселения издать распоряжение на основании заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ настаивают, поскольку такое распоряжение должно существовать. Решение межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ просят признать незаконным, в связи с тем, что нарушена процедура, ни от кого заявлений в комиссию не поступало. Межведомственная комиссия собирается только при наличии заявления, либо наличии письма, так как это предусмотрено п.44 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого дома непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащих сносу или реконструкции». Установлена процедура проведения оценки помещения, указаны требования, сказано, что включает в себя перечень и с пункта 44 по пункт 46, указано, что комиссия рассматривает только заявления или заключение. Заявление собственника жилья, так же заявление представителей граждан, проживающих по договору социального найма, либо письмо либо иной документ надзорного органа. Именно государственного надзорного органа, за которым закреплено или который имеет право решать вопрос, давать заключение о непригодности. Из данных пунктов они сделали вывод, что повторное рассмотрение обращения граждан комиссией по собственной инициативе не предусмотрено. В связи с тем, что межведомственная комиссия при Администрации городского поселения никакого положения не разработала, она руководствуется положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, где не предусмотрено право самой межведомственной комиссии заново пересматривать предыдущее решение. Пункт 42 Положения Комиссии говорит о том, что комиссия созывается и рассматривает только на основании заявления собственника помещения либо заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля. Право этой комиссии ограничено. Более того, согласно этого же постановления, с правом совещательного голоса, в заседании комиссии должны принимать участие граждане, которые обратились с этим заявлением в межведомственную комиссию. Должным образом их не уведомили, они не были приглашены второй раз, в связи, с чем были лишены права высказать свое мнение. В связи с тем, что с правом совещательного голоса они должны присутствовать, это закреплено в самом положении, и это разработано в форме. Заключение межведомственной комиссии разрабатывается по форме приложения к постановлению правительства, где сказано, что должны принимать участие с правом совещательного голоса, приглашаются собственники жилых помещений и иные лица.

Представитель заинтересованного лица – Администрации Колпашевского городского поселения – ФИО3, действующий на основании доверенности, не соглашаясь с доводами заявителей и их представителя, пояснил, что заявленные требования не признают, решение межведомственной комиссией по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, принятое в 2011 году, было издано с нарушением процедуры и порядка его оформления, было основано на заключении, которое проводила независимая оценочная организация ООО «Армуар». В 2012 году на заседании комиссии были рассмотрены эти же вопросы и принято решение об изменении заключения комиссии, учитывая допущенные ошибки в формулировке, и учитывая заключение, которым они руководствовались, было принято решение о признании дома аварийным и подлежащим реконструкции. Распоряжение о том, чтобы утвердить это решение комиссии и принимать необходимые действия, в проекте, готовится и на данный момент еще не издано. Тем не менее, они заявителям и в адрес Администрации Колпашевского направляли аналогичные письма, где было указано о плане мероприятий на 2012 год. Этот план мероприятий будет ими соблюдаться, там описаны их действия помесячно. Будут приняты все меры для того, чтобы не нарушались жилищные права владельцев квартир, девять из семнадцати квартир это муниципальная собственность.

Заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации, и главой 25 ГПК РФ граждане вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) в том числе органов государственной власти, их должностных лиц, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Статьей 3 ГПК РФ заинтересованному лицу предоставлено право обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, п. 1 Постановления Пленума Верховного суда от ДД.ММ.ГГГГ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Бездействие определено как неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со статьями 249, 255 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых действий (бездействия, решений), а также наличия или отсутствия обстоятельств, которые согласно действующему законодательству являются основанием для принятия того или иного акта или для совершения правоприменительных действий возлагается на орган, который принял оспариваемое решение или совершил оспариваемое действие.

Также заинтересованное лицо должно подтвердить соответствие оспариваемого действия (бездействия, решения) нормативному акту (ст. 258 ГПК) (по п. п. 22, 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 - "законность и обоснованность принятого решения, совершенного действия (бездействия)", "соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия).

На заявителя возлагается бремя доказывания нарушения прав и свобод или создание препятствий к осуществлению прав и свобод со стороны органа, чьи действия (бездействие) оспариваются (ст. 249, 255 ГПК РФ).

Следуя практическим рекомендациям, изложенным в п. 25 приведенного Постановления Пленума Верховного суда РФ, судом установлено, что признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома требованиям, установленным в «Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с п. 7 указанного Постановления орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.

В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.

Постановлением Администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ была создана межведомственная комиссия для оценки помещений муниципального жилищного фонда, которая, согласно п. 2 указанного постановления, в своей деятельности руководствуется приведенным выше постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. Ранее состав комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда был определен постановлением администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, утратившим силу с изданием названного постановления от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ жильцы в обратились с коллективным заявлением к Главе Колпашевского городского поселения , в котором просили произвести оценку дома в целях признания дома непригодным для проживания и подлежащим сносу.

По результатам рассмотрения указанного заявления жильцов в межведомственной комиссией для оценки помещений муниципального жилищного фонда, созданной на основании постановления администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании жилого помещения по указанному адресу, общей площадью 517,3 кв.м., 1968 года постройки, не соответствующим требованиям, предъявляемым к жилому помещению в виду значительного физического износа несущих конструкций дома, аварийным и подлежащим сносу, изложенное в соответствующем заключении комиссии.

Согласно п. 48 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, на основании полученного заключения комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Правомочия в области признания в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания п.14 ст. 42 Устава Колпашевского городского поселения возложены на Администрацию Колпашевского городского поселения. Причем ни приведенным Положением, ни уставом Колпашевского городского поселения оснований, предполагающих возможность органа местного самоуправления на который возложена обязанность издания соответствующего распоряжения не исполнить такую обязанность, в том числе в связи с несогласием с заключением комиссии, не предусмотрено.

Однако, каких-либо решений и (или) распоряжений на основании заключения комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Колпашевского городского поселения принято не было.

Напротив, ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссия для оценки помещений муниципального жилищного фонда, созданная на основании постановления администрации Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, пришла к заключению о признании многоквартирного дома по адресу: , общей площадью 517,3 кв.м., 1968 года постройки, аварийным и подлежащим реконструкции.

При этом, каких-либо доказательств, с достоверностью свидетельствующих не только об отмене предыдущего заключения межведомственной комиссии по спорному вопросу от ДД.ММ.ГГГГ, но и наличии оснований для пересмотра принятого ею решения, заинтересованным лицом не представлено.

При таких обстоятельствах суд полагает обоснованными доводы заявителей, полагавших заключение заключения межведомственной комиссии по спорному вопросу от ДД.ММ.ГГГГ принятым по уже разрешенному вопросу, при отсутствии оснований к его пересмотру, незаконным, нарушающим права жителей указанного дома, как и бездействие Администрации Колпашевского городского поселения, не исполнившего возложенную на него обязанность по изданию соответствующего распоряжения на основании заключения комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГГГ. В приведенной части заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Разрешая заявленные требования в части признания незаконным бездействие межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения в части невыполнения требований по направлению заявителям в установленный срок решения комиссии и принятого на его основании распоряжения, как и в части обязания передачи указанных заключения и распоряжения, не находит оснований для их удовлетворения.

Не настаивая на удовлетворении заявленных требований в указанной части, заявители указали, что указанные ими заключения комиссии им переданы, тогда как фактическое отсутствие изданного на основании указанных заключения распоряжений Администрации Колпашевского городского поселения исключает возможность направления таких документов заявителям.

Тем более, что суд, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, на что указано в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих".

В соответствии со ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется получение квалифицированной юридической помощи. Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

В судебном заседании на основании доверенности от имени и в интересах заявителей выступала адвокат Ячменева Г.Н... В соответствии с представленной квитанцией от ДД.ММ.ГГГГ за оказание юридических услуг, объем которых определен содержанием приведенной квитанции, заявителем ФИО1 оплачено рублей.

С учетом рассмотрения дела в суде первой инстанции, категории дела, объема предоставленных представителем услуг, количества представленных доказательств, качества и обоснованности доводов, суд считает сумму в рублей обоснованной и разумной и подлежащей взысканию с заинтересованного лица – Администрации Колпашевского городского поселения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать решение межведомственной Комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома по адресу: , незаконным.

Обязать Администрацию Колпашевского городского поселения принять решение и издать распоряжение на основании заключения межведомственной Комиссии для оценки помещений муниципального жилищного фонда Колпашевского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в отношении многоквартирного дома по адресу: .

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с Администрации Колпашевского городского поселения в пользу ФИО1 расходы на оплату услуг представителя в сумме ) рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Судья: Е.А. Кузнецова

Мотивированный текст решения изготовлен 29.12.2012 года.

Судья: Е.А. Кузнецова