ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1235/20 от 02.11.2020 Северского городского суда (Томская область)

Дело № 2-1235/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

02 ноября 2020 года Северский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Галановой Л.В.

при секретаре Бутовской М.А.

с участием прокурора Кошеля П.А.

истца Безрукова М.А.

представителей ответчика Ишутиной Н.В., Максимова А.Г.

помощник судьи Швачко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Безрукова М.А. к акционерному обществу «Аварийно-технический центр Росатома» о признании увольнения незаконным и отмене приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, исключении из должностной инструкции части требований об особых условиях допуска к работе и обязанности при выполнении аварийно-спасательных работ,

у с т а н о в и л :

Безруков М.А. обратился в суд с указанным иском к акционерному обществу «Аварийно-технический центр Росатома» (далее АО «АТЦ Росатома»), в котором просит признать увольнение Бузрукова М.А. незаконным и отменить приказ по АО «АТЦ Росатома» о прекращении трудового договора с работником (увольнении) №** от 03.08.2020; восстановить его на работе на предприятии Северский филиал АО «АТЦ Росатома» в должности старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы спецобработки отдела радиационной безопасности; взыскать с АО «АТЦ Росатома» в свою пользу среднюю заработную плату за время вынужденного прогула по день восстановления на работе; взыскать с АО «АТЦ Росатома» в свою пользу в счет компенсации морального вреда, причиненного ему неправомерными действиями работодателя, 50 000 руб.; исключить из должностной инструкции старшего инженера группы спецобработки отдела радиационной безопасности Северского филиала «АТЦ Росатома» требования: из раздела 2.2. «Особые условия допуска к работе»: п. 2.2.3. Отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению аварийно-спасательных работ по п. 3.1 Приложения 1, пунктам 1, 9, 13 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, как противоречащий ст. 57 ТК РФ; из подраздела 3.1.3. «Обязанности при выполнении аварийно-спасательных работ», как противоречащие п. 5 ст. 9 ФЗ-151: п. 3.1.3.3 Непосредственно участвует в проведении аварийно-спасательных работ; п. 3.1.3.7 Активно ведет поиск пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска принимает меры по их спасению, оказывает им первую помощь и другие виды помощи.

В обоснование требований ссылается на то, что работал у ответчика с 04.05.2008 в должности начальника службы физических измерений и дезактивации. С 14.01.2020 по соглашению сторон переведен на должность старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки (приказ № ** от 07.11.2019). Приказом № СФ 1-у от 15.08.2020 уволен с работы с формулировкой «Трудовой договор прекращен в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением, п. 8 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ). Считает увольнение незаконным, поскольку в его должностной инструкции (ДИ-19-2015) на момент проведения ежегодного медосмотра (26.05.2020) отсутствовало требование о необходимости соответствия п. 9 п. 13 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Статус «спасателя» для проведения аварийно-спасательных работ был необязателен (п. 8.1). В новую должностную инструкцию старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы спецобработки отдела радиационной безопасности, вышедшую после прохождения медосмотра и утвержденную 19.06.2020, были внесены новые квалификационные требования и особые условия допуска к работе, а именно: п. 2.1.4. Наличие статуса спасателя не ниже 3 класса…; п. 2.2.3. Отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению аварийно-спасательных работ по пунктам: 3.1 Приложения 1, пунктам 1, 9, 13 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н. Внесение подобных ограничений противоречит ст. 57 ТК РФ, так как если по определенным должностям существуют ограничения, то наименования этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, или соответствующим положениям профессиональных стандартов. Ни в квалификационном справочнике, ни в профессиональных стандартах нет такой должности «старший инженер по аварийно-спасательным работам». В соответствии с медицинским заключением от 09.06.2020 № ** прошел медосмотр, в том числе допущен к работам с ионизирующими излучениями и радиоактивными веществами. Но признан непригодным к выполнению отдельных видов работ, а именно по Приложению 2 п. 13 и п. 9. Это работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов (п. 13) и работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 9). Для выполнения основных задач и обязанностей старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки отдела радиационной безопасности применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов не требуется. За все время работы за ним никогда не закреплялся дыхательный аппарат. Для выполнения указанны работ в штатном расписании Северского филиала АТЦ имеется отдел аварийно-спасательных работ, он же работает в отделе радиационной безопасности. В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» к ликвидации чрезвычайных ситуаций может привлекаться ограниченный перечень должностей работников, работающих спасателями в профессиональных аварийно-спасательных формированиях. В указанном перечне (Постановление правительства РФ от 13.08.2013 № **) отсутствует должность старшего инженера по аварийно-спасательным работам, поэтому спасателей с таким наименованием должности нельзя привлекать к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Полагает, что в связи с незаконным увольнением ответчик обязан выплатит ему средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за увольнением, до восстановления на работе. По состоянию на день обращения в суд с исковым заявлением ответчик обязан выплатить ему 84759 руб. На медосмотр он был направлен работодателем 26.05.2020 в период нарастания пандемии коронавирусной инфекции в Томской области. В это время он находился в режиме самоизоляции, так как относится к категории 65+, и работал удаленно из дома. Также пришлось в период с 29 мая по 08 июня 5 раз выезжать в лечебные учреждения г. Томска и 4 раза посещать терапевта в г. Северске. Незаконными действиями работодателя ему причинен моральный вред, который выразился в повышении риска заражения коронавирусной инфекцией в период посещения медицинских учреждений и связанных с этим переживаниях, а также полученном стрессе и бессоннице при ознакомлении с неожиданным извещением об увольнении. Причиненный моральный вред оценивает в 50000 руб.

В судебном заседании истец Безруков М.А. исковые требования поддержал, пояснил, что он имеет статус спасателя 2 класса, который присваивается после прохождения аттестации. Как старший инженер по аварийно-спасательным работам он должен проходить дезактивацию в зоне работ. В его зоне работ не нужна защита. Он должен обслуживать сотрудников, выходящих из зоны работ. В его зоне работы вредных факторов нет. Подразделение, в котором он работает, ведет работы на конкретном участке. Они не должны вести аварийно-спасательные работы. В случае ЧП ограждают зону работ на границе и на внешнем периметре, размещают свое оборудование. Здесь люди снимают все средства защиты – это санпропускник. В этой зоне он должен вести работы. Все, что выносится из радиоактивной зоны, его служба должна отмыть от грязи, сложить, людей помыть. Они находятся в подветренной стороне. От заражения есть лепестки, респираторы. Ранее его направляли на медосмотры, которые он проходил. Он пользовался льготами спасателя, получал удлиненный отпуск, застрахован работодателем. За ним были закреплен противогаз с полной лицевой маской, это было постоянно. Заключение по результатам медицинского осмотра он не оспаривает. Процедуру увольнения не оспаривает. На дату увольнения 03.08.2020 должность специалиста по охране труда была занята.

Также представил письменные пояснения, в которых указал, что приказом № ** от 15.08.2020 он был уволен с работы с формулировкой «Трудовой договор прекращен в связи с отсутствием у работодателя соответствующей работы, необходимой работнику в соответствии с медицинским заключением, п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Считает увольнение незаконным, поскольку в его должностной инструкции (ДИ-19-2015), действовавшей на момент проведения ежегодного медосмотра, отсутствовало требование о необходимости соответствовать п.9 и п.13 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №302н. В разделе 8. «Особые требования» ДИ имелись следующие пункты: «1. Желательно должен быть аттестован на статус «спасателя» для проведения аварийно-спасательных работ. 2. Отсутствие медицинских противопоказаний для работы в условиях повышенного ионизирующего излучения и иметь разрешение на планируемое повышенное облучение (ППО) в эффективной дозе до 200 мЗв в год.» Никаких других особых требований в ДИ, касающихся выполнения аварийно-спасательных работ и выполнения работ с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов в разделе нет. Ответчик, тем не менее направил в медицинское учреждение документы о необходимости проверить, может ли он по состоянию здоровья выполнять работы с вредными и опасными условиями труда, а именно: п. 3.1 Приложения 1 - Ионизирующие излучения, радиоактивные вещества и другие ИИИ; п. 1 Приложения 2 - Работы на высоте, верхолазные работы, а также работы по обслуживанию подъемных сооружений; п. 9 Приложения 2 - Работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера; п.13 Приложения 2 - Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью. В соответствии с медицинским заключением № ** от 09.06.2020 он допущен к работам с ионизирующими излучениями и радиоактивными веществами и к работе на высоте. Но был признан непригодным к выполнению других видов работ, а именно по Приложению 2 п. 9 и п. 13, но этого и не требовала действовавшая на тот момент ДИ, так как должность «старшего инженера группы дезактивации» не относилась к спасателям. На момент получения заключения о прохождении медосмотра, действовала ДИ, в которой не требовалось соответствие по п. 9 и п. 13. 25.06.2020 его ознакомили с новой ДИ. А 26 июня - с письмом о прекращении с ним трудового договора с 30.06.2020 (№** от 26.06.2020). В новую должностную инструкцию старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы спецобработки отдела радиационной безопасности, вышедшую после прохождения им медосмотра и введенную с 22.06.2020, были внесены новые квалификационные требования и особые условия допуска к работе, а именно: п.2.1.4 Наличие статуса спасателя не ниже 3 класса.. . ; п. 2.2.3 Отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению аварийно-спасательных работ по пунктам: 3.1 Приложения 1, пунктам 1, 9, 13 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 г. №З02н. Внесение подобных ограничений противоречит статье 57 ТК РФ, т. к. если по определенным должностям существуют ограничения, то наименования этих должностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, или соответствующих положениях профессиональных стандартов. Ни в квалификационных справочниках, ни в профессиональных стандартах нет должности с таким наименованием «инженер по аварийно-спасательным работам». Надо различать 2 понятия: статус спасателя и должность спасателя. Определение статуса дано в ФЗ-151 Статья 23. Спасатели 1. Граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ. То есть спасатель - это работник, подготовленный и аттестованный на проведение АСР. Он один из немногих сотрудников СФ АТЦ, который имеет статус спасателя 2-го класса и каждые 3 года комиссия по аттестации подтверждает его (дважды он его подтверждал на аттестационной комиссии в Москве). Никто с него этот статус не снимал, заседания комиссии по его аттестации в этом году еще не было. Существует также понятие «должность спасателя». В филиале эту должность занимают работники рабочих должностей. Хотя в Квалификационном справочнике Росатома должность спасателя требует высшего образования. Его должность называется «старший инженер по АСР». Таким образом, статус спасатель и должность спасателя это разные понятия. Не каждый работник, имеющий статус спасателя, может участвовать в ликвидации ЧС. В соответствии с ФЗ-151: Статья 9. Комплектование аварийно-спасательных служб 5. Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утверждается Правительством Российской Федерации. И такой перечень, подготовленный МЧС и утвержденный постановлением Правительства РФ, есть. Это постановление Правительства №** от 13.08.2013 «Об утверждении перечня должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций». В нем 23 позиции. Но там нет должности инженера по аварийно-спасательным работам. Росатом в лице руководства АО «АТЦ Росатома», в отличие от МЧС, не занимался разработкой аналогичного документа. На должности, приведенные в указанном перечне, в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих имеется такой раздел: «Квалификационные характеристики должностей работников аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований» (зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2014 №**. Приказ Минтруда России от 03.12.2013 №**). Ответчик же утверждает, что в области предупреждения и ликвидации ЧС таких документов нет. Действительно Росатом для своих работников ничего подобного не разработал и пользуется тем, что есть в МЧС. Должность «инженера по аварийно-спасательным работам» отсутствует в Едином квалификационном справочнике, не составлен для этой должности и профстандарт. Вывод: раз должность «инженера по аварийно-спасательным работам» не включена в утвержденный Правительством РФ перечень, значит, все работники с такой должностью не могут участвовать в ликвидации ЧС. Раз он не может участвовать в ликвидации ЧС, то нет оснований направлять его во время проведения ежегодного медосмотра на дополнительные виды обследования, связанные с выполнением аварийно-спасательных работ. По этой же причине противоречит ФЗ-151 (пункту 5 статьи 9) включение в должностную инструкцию «старшего инженера по АСР» в подраздел 3.1.3. «Обязанности при выполнении аварийно-спасательных работ» следующих пунктов: п.3.1.3.3 Непосредственно участвует в проведении аварийно-спасательных работ; п.3.1.3.7 Активно ведет поиск пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска, принимает меры по их спасению, оказывает им первую помощь и другие виды помощи». Ответчик заявляет, что ему было назначено прохождение медосмотра после карантина. Директор ему об этом не сообщал (он работал удаленно). С самим документом он не был ознакомлен. Его непосредственный руководитель Запорожец Д.Ю. сказал однозначно: по графику, утвержденному директором, он должен пройти медосмотр 26 мая и никаких слов, что можно пройти после окончания карантина, сказано не было. Наоборот, было заявлено, что если он не согласен и не пройдет медосмотр в назначенный ему день, а именно 26.05.2020, то не будет допущен к работе. 1 июня по указанию директора, полученному через непосредственного руководителя, он ездил сдавать анализы на коронавирус в Томск. 03.06.2020 по направлению терапевта он прошел процедуру УЗИ сердца в г. Томске. В конце рабочего дня через непосредственного руководителя получил указание зам.директора СФ АТЦ Пидодни А.В. о срочном посещении терапевта. 4 июня посетил терапевта. Он передал ей результаты обследования УЗИ и получил новое направление к кардиологу в г. Томск. После обеда посетил в г.Томске второго врача по направлению терапевта. 5 июня (пятница) получил в г. Томске заключение от второго врача. 8 июня (понедельник) привез результаты терапевту, она его направила к местному кардиологу, а та отправила на электрокардиограмму. Всех врачей в г. Томске после каждого обследование он спрашивал, есть ли что-нибудь в результатах, что не позволило бы работать спасателем в аварийно-спасательном формировании. Все отвечали уверенно – нет. И только кардиолог в г. Северске, которому он принес результаты дополнительных обследований, ничего не ответила и сказала, что ему все скажет профпатолог. Профпатолог Ковальчук Е.В. выдала ему в тот же день заключение медосмотра, что он имеет противопоказания к работе с вредными факторами по п.9 и 13. Отмечает, что проведение плановых периодических медосмотров отдельных профессиональных групп в период пандемии было запрещено с 22.04.2020 постановлением Главного государственного санитарного врача по Томской области №** от 21.04.2020 (п.1.4). Дальнейшими постановлениями в мае, июле, августе вносились дополнения и уточнения, но суть не менялась. Распоряжением Администрации Томской области № ** от 30.09.2020 «О внесении изменения в распоряжение Администрации Томской области № ** от 18.03.2020» в п. 9 установлено, что с 22.00 часов 31 марта 2020 года по 31 октября 2020 года обязать граждан, находящихся на территории Томской области, не покидать места жительства (пребывания), за исключением следующих случаев.. . ». В соответствии с п. 10. лицам в возрасте 65 лет и старше в периоды с 15 июня.. . по 1 ноября 2020г. соблюдать режим самоизоляции. Даже во внутреннем документе СФ АТЦ Приказ о режиме функционирования СФ АО «АТЦ Росатома» в период с 18 по 29.05.2020 №** от 15.05.2020, (он имеется в деле) ему рекомендовалось в п.6.3. воздерживаться от поездок за пределы г. Северска, а в случае экстренного выезда информировать руководителя своего подразделения. Несмотря на это, регулярно через день руководитель подразделения спрашивал, когда он закончит проходить медосмотр. Таким образом, должность «старшего инженера по аварийно-спасательным работам» не включена постановлением Правительства в Перечень должностей и специальностей работников, работающих спасателями на постоянной штатной основе в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвующих в ликвидации чрезвычайных ситуаций, поэтому работников АСФ с такой должностью ответчик не имеет права привлекать к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций, к выполнению аварийно-спасательных работ; поэтому из ДИ «старшего инженера по АСР» должны быть исключены пункты об обязанности участвовать и выполнять аварийно-спасательные работы; раз спасателя, имеющего должность «старший инженер по АСР» нельзя привлекать к АСР, то у ответчика нет оснований, при направлении работников этой должности на медосмотры, требовать соответствие по п.9 и п.13 Приложения №**. Включение в должностную инструкцию «старшего инженера по аварийно-спасательным работам» особых условий допуска, ограничений, льгот и компенсаций недопустимо, т.к. эта должность отсутствует в квалификационных справочниках и профстандартах и это противоречит Трудовому кодексу (с. 57 ТК РФ).

В судебном заседании представители ответчика АО «АТЦ Росатома» исковые требования не признали.

Представитель ответчика Максимов А.Г., действующий на основании доверенности от 09.01.2020 № ** действительной до 31.12.2020, представил письменный отзыв на исковое заявление, из которого следует, что АО «АТЦ Росатома» является профессиональным аварийно-спасательным формированием постоянной готовности федерального уровня. В соответствии с Постановлением правительства РФ от 08.11.2013 № ** АО «АТЦ Росатома», г. Санкт-Петербург с филиалами в гг. Нововоронеже (Воронежская область), Северске (Томская область), Глазове (Удмуртская Республика) и пос. Селятино (Московская область) входит в состав сил постоянной готовности Федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Распоряжением Правительства РФ № ** от 14.09.2009 аварийно-технический центр внесен в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты (поз. № **). Уставом Общества (раздел № 4) и Положением о Северском филиале (раздел N№3) определен основной вид деятельности предприятия - это обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянной готовности сил и средств к действиям в ЧС. Аварийно-спасательное формирование СФ АО «АТЦ Росатома» аттестовано на право ведения аварийно-спасательных работ - работы по ликвидации последствий радиационных аварий, поисково-спасательные работы (свидетельство от 22.08.2019 № **). В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 22.12.2011. № ** «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательного формирования, является укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательное формирование (статья 12 пункт В). Безруков М.А. на всем протяжении работы был аттестованным спасателем (книжка спасателя), входил в состав аварийно-спасательного формирования (приказ о составе АСФ), по личной инициативе (добровольно) каждые три года проходил периодическую аттестацию (личные заявления и протоколы аттестационной комиссии), принимал участие в противоаварийных учениях и тренировках, пользовался установленными для спасателей льготами. Одним из условий положительного решения при получении и подтверждении статуса спасателя является прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения (ст. 22 Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 № ** «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»). Безруков М.А. на всем протяжении работы в филиале на основании требований трудового законодательства и заключенного с ним Трудового договора ежегодно проходил периодический мед. осмотр по допуску к участию в ликвидации ЧС, возражений не имел (Заключение медицинского осмотра от 03.05.2018, Заключение медицинского осмотра от 16.04.2019). Обязанности по организации проведения работодателем за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, установлены ст. 212 ТК РФ, выполняются в соответствии с требованиями Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда». Для определения перечня вредных и опасных производственных факторов, перечня работ, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников в организации проведена аттестация рабочих мест по условиям труда (Карта №** специальной оценки условий труда старшего инженера аварийно-спасательных работ от 13.04.2020). Строкой 040 Карты. «Гарантии и компенсации, предоставляемые работнику (работникам), занятым на данном рабочем месте» пунктом 7. установлено обязательное проведение медицинских осмотров по п. 9 (Работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера), п. l3 (Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью) приложения 2 Приказа № 302н. Оценку условий труда на рабочих местах проводила независимая экспертная организация. Предыдущая специальная оценка условий труда проводилась в 2016 году. (Карта №** специальной оценки условий труда от 20.04.2016). С результатами оценки условий труда на рабочем месте Безруков М.А. ознакомлен под личную подпись. Соглашением №** от 14.01.2020 к трудовому договору №СФ-70 от 04.05.2008 Безрукову М.А. предоставлена работа по должности старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки отдела радиационной безопасности. А в июне 2020 года утверждена должностная инструкция, с которой он ознакомился под личную подпись, возражений не имел. В действующей ранее должностной инструкции 2015 года так же к работнику предъявлялись требования: пунктом 3.3.5 определено требование по непосредственному участию в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (а это медосмотр по п.9 приложения 2 приказа №302н), пунктом 3.3.8 определено требование по проведению измерений содержания аварийно-химически опасных веществ в зоне аварии, а это как минимум применение фильтрующих противогазов с полной лицевой частью (это медосмотр по п.13 приложения 2 приказа №302н). В 2016 году работник и работодатель заключили соглашением № ** от 30 марта к трудовому договору, пунктом 3.2 установлен перечень исполняемых обязанностей по наличию у работника статуса спасателя и его постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Персонал аварийно-спасательного формирования периодический медицинский осмотр проходит ежегодно в Северской клинической больнице ФГБУ СиБФНКЦ ФМБА России в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.08.2006 №** «Об утверждении перечня организаций и перечня территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России», пункт 187. В 2020 году после согласования и утверждения контингента и поименных списков на прохождение периодического медицинского осмотра клинической больницей для СФ АО «АТЦ Росатома» установлены даты прохождения персоналом периодического медицинского осмотра (обследования) 13-15.04.2020. В филиале составлен график, который был доведен всему персоналу под личную подпись, вручены направления. Безруков М.А. направление получил 26.02.2020.(журнал учета выданных направлений). В связи с запретом из-за пандемии в апреле 2020 г. проведение медосмотра было приостановлено. В мае 2020г. снова разрешили организацию медосмотра, назначены новые даты с 18 по 21.05.2020. В филиале составлен новый график, который был также доведен каждому под личную подпись. При утверждении графика 12.05.2020 Безрукову М.А. было назначено прохождение осмотра после окончания карантина (имеется запись в графике). В соответствии с приказом по филиалу от 15.05.2020 №** «О режиме функционирования СФ АО «АТЦ Росатома» в период с 18 по 29.05.2020 Безруков М.А. работал дистанционно (удаленно) на дому с предъявлением определенных требований. 26.05.2020 Безруков М.А. прибыл на медосмотр. В Томской области в соответствии с распоряжением Администрации от 18.03.2020 «О введении режима функционирования "повышенная готовность" для органов управления и сил звеньев территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Томской области» действует режим функционирования «повышенная готовность» с 18.03.2020, а не режим самоизоляции и не с 31 марта как заявлено в исковом заявлении. С марта месяца по настоящее время к данному распоряжению неоднократно выпускались изменения и дополнения в которых ограничения для продолжающих деятельность организаций по организации безопасной работы персонала, в том числе работников группы риска (в том числе граждан старше 65 лет) носят рекомендательный характер. Во все периоды особого режима работы выплаты заработной платы Безрукову М.А. производились в полном объеме, предоставление льгот и обязательств не приостанавливалось. Процедура увольнения проводилась в соответствии с требованиями трудового законодательства РФ. После получения медицинского заключения от 09.06.2020 №** с противопоказаниями по выполнению отдельных видов работ был издан приказ от 29.06.2020 №** «О выводе из состава АСФ Безрукова М.А.» 26.06.2020 Безрукову М.А. было выдано уведомление № ** от 26.06.2020 о предстоящем прекращении трудового договора с предоставлением выписки из штатного расписания филиала по состоянию на день предстоящего увольнения. Заявлений о замещении имеющихся вакантных должностей не поступало. По состоянию на 15.08.2020 (прекращение трудовых отношений) в филиале было три вакантные должности, которые также входят в состав аварийно-спасательного формирования и привлекаются к работам по ликвидации ЧС и не могут иметь медицинских противопоказаний по п. 9 и п.13 приложения 2 приказа 302н. (Карты специальной оценки условий труда на рабочих местах, должностные инструкции). В связи с отсутствием в настоящее время действующих профессиональных стандартов рабочих профессий и должностей специалистов и руководителей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, работодатель, во исполнение требований законодательства, разрабатывая и утверждая новые должностные инструкции (в связи с изменением штатного расписания) имел целью приведение рабочих функций в соответствие с действующим законодательством. В том числе для выполнения требований п. 5 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяется обязательное требование по наличию статуса спасателя для всего состава аварийно-спасательного формирования. Статьей 8 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» установлено, что состав и структуру аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации. Аварийно-технический центр создавался в 1994 году Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», которой и утверждена структура аварийно-спасательного формирования. Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794, пункт 24, силам аварийного реагирования единой государственной системы установлены три режима функционирования: режим повседневной деятельности - действует при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций; режим повышенной готовности - вводится при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций; режим чрезвычайной ситуации - вводится уполномоченными на решение задач органами при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций. А пунктом 28 «Положения» определен перечень основных мероприятий, проводимых в режимах функционирования. В должностных инструкциях персонала аварийно-спасательного формирования также установлены три режима функционирования.

Представитель ответчика Ишутина Н.В., действующая на основании доверенности от 17.01.2020 № ** действительной до 31.12.2020, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором ссылается на то, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 года № 1007 ответчик с филиалами в гг. Нововоронеже (Воронежская область), Северске (Томская область), Глазове (Удмуртская Республика) и пос. Селятино (Московская область) входит в состав Сил постоянной готовности Федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Распоряжением Правительства РФ №1311-p от 14.09.2009 г. Ответчик внесен в перечень организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты. Уставом АО «АТЦ Росатома» (раздел 4) и Положением о Северском филиале определен основной вид деятельности работодателя - это обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях, обеспечение постоянной готовности сил и средств к действиям в ЧС, определены режимы функционирования, состав, структура, требования к персоналу, права и обязанности. Согласно Положению об Аварийно-спасательном формировании Северского филиала (далее - АСФ СФ), оно является обособленным специализированным аварийно-спасательным формированием федерального уровня, формируемым на постоянной штатной основе и осуществляющее свою деятельность на основании Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя». АСФ СФ аттестовано на право ведения аварийно-спасательных работ - работ по ликвидации последствий радиационных аварий, что подтверждается свидетельством от 22.08.2019 № ** (сроком действия до 22.08.2022). Статус спасателя присваивается аттестационной комиссией и подтверждается книжкой спасателя. 04.05.2008 истец был принят на работу в Северский филиал ФГУП АТЦ СПб на должность начальника службы физических измерений и дезактивации (он же спасатель), что подтверждается трудовым договором (контрактом) ** от 04.05.2008. С 31.12.2015 соглашением № ** от 25.12.2015 об изменении трудового договора работник был переведен на должность старшего инженера группы дезактивации отдела радиационной безопасности. 30.03.2016 сторонами было подписано соглашение № ** к трудовому договору, согласно которому стороны расширили права и обязанности сторон, установили льготы, связанные со статусом спасателя. По условиям данного соглашения на работника возлагаются обязанности по выполнению поисково-спасательных и первоочередных аварийных работ (п. 3.2.8.), обеспечению готовности к участию в проведении аварийно-спасательных работ при чрезвычайной ситуации (3.2.1, 3.2.2), неукоснительному соблюдению технологии проведения аварийно-спасательных работ (п. 3.2.7.), проходить периодические медицинские осмотры (п. 3.2.21). Согласно должностной инструкции старшего инженера отдела радиационной безопасности группы дезактивации ДИ-19-2015, введенной приказом от 12.11.2015 № **, действовавшей в период направления истца для прохождения медицинского осмотра, работнику установлены разные режимы работы: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации (раздел 3). Режим чрезвычайной ситуации содержит обязанности работника принимать непосредственное участие в локализации и ликвидации ЧС (пп. 5 п. 3.3. должностной инструкции). Также инструкция содержит особые требования к должности (раздел 8), а именно: работник должен быть аттестован на статус спасателя, проходить обязательные предварительные (при приеме на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, отсутствие медицинских противопоказаний для работы в условиях повышенного ионизирующего излучения и иметь разрешение на планируемое повышенное облучение (ППО) в эффективной дозе до 200 мЗв В год. Аналогичные требования содержатся в должностной инструкции, утвержденной 19.06.2020, действовавшей в период увольнения работника. С трудовым договором, соглашениями к нему, вышеуказанными должностными инструкциями истец был ознакомлен под роспись, каких-либо замечаний и действий, свидетельствующих о несогласии с должностными обязанности, как в период работы, так и после увольнения (до подачи искового заявления в суд) не предпринимал. В период работы истец являлся аттестованным спасателем, что подтверждается книжкой спасателя. 28.05.2008 работник был зачислен в состав оперативного отряда спасателей, прошедших аттестацию, что подтверждается приказом от 26.08.2008 № **, с которым работник был ознакомлен под роспись. Истец активно пользовался установленными действующим законодательством для спасателей льготами - удлиненным отпуском, был застрахован работодателем на 1 000 000 рублей, что подтверждается копией договора страхования от несчастных случаев и болезней от 28.12.2018 № **. В соответствии с Приложением № ** к критериям отнесения объектов государственного надзора к категориям риска, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № ** решением Главного санитарного врача ФМБА России №1 от 30.08.2016г. Северский филиал ответчика отнесен к категории объектов чрезвычайно высокого риска. В результате аттестации рабочего места ответчика была составлена карта № ** от 13.04.2020, согласно которой предусмотрено обязательное проведение медицинских осмотров по пункта 9 и 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» от 12.04.2011 № 302н. Во исполнение обязанности по организации проведения за счет собственных средств обязательных периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, установленной ст. 212 ТК РФ, работодатель согласно графику медицинских осмотров на 2020 год, представленному медицинским учреждением и графиком прохождения медосмотра, с учетом перенесения дат медосмотра из-за эпидемиологической ситуации 26.05.2020 работник был направлен в медицинское учреждение ФГБУ СИБФНКЦ ФМБА РОССИИ (Северская клиническая больница) для прохождения медицинского осмотра. О наличии каких-либо препятствий или ограничений в прохождении медосмотра в данный день (в том числе об опасении в связи с пандемией) работник ни письменно, ни устно работодателю не сообщал. Перечень работ, при выполнении которых производятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, порядок их проведения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.14.2011№ 302н. По результатам медицинского осмотра врачебной комиссией истец был признан непригодным для выполнения работ по п. 9 (Работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и 13 (Работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью) Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, что подтверждается медицинским заключением от 08.06.2020. С медицинским заключением работник ознакомлен под роспись, результаты проведенного медицинского осмотра не оспаривал. Приказом от 23.06.2020 218-05/01-05/147 работодатель ограничил работника от работы во вредных и опасных условиях труда. С приказом работник был ознакомлен под роспись, не оспаривал. Ранее истец ежегодно проходил медицинский осмотр по п. 9 и раз в два года по пункту 13, направление на медицинский осмотр по данным пунктам не оспаривал. Исходя из положений действующего трудового законодательства, после получения медицинского заключения, согласно которому работнику запрещена работа с вредными и опасными условиями труда, работодатель обязан: либо осуществить перевод работника (при наличии вакантных рабочих мест и согласии работника на перевод); либо уволить работника (при отсутствии вакантных рабочих мест или отказе работника от перевода). Поскольку вакантных рабочих мест, соответствующих медицинскому заключению работника, у работодателя не было (что подтверждается ознакомлением работника со штатной расстановкой), ответчиком был издан приказ от 03.08.2020 № СФ l-у о прекращении трудового договора с Безруковым М.А. на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Установленная законодательством процедура увольнения работодателем была соблюдена, работник был предупрежден о предстоящем увольнении, что подтверждается уведомлением от 26.06.2020 № **. Следует отметить, что требование ч. 3 ст. 73 ТК РФ об увольнении работника в случае отсутствия вакансий или отказа работника от перевода по медицинским показаниям по основанию, предусмотренному п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ, является императивной нормой. Работодатель обязан уволить работника, нуждающегося в соответствии с медицинским заключением в постоянном переводе при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы по п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Такое правовое регулирование направлено на охрану здоровья работника. Оставление работника в прежней должности, несмотря на установленные медицинским заключением противопоказания для выполнения работы по данной должности, квалифицируется как нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, за которое ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Таким образом, отсутствуют основания для признания увольнения незаконным и восстановления на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула. В соответствии с ТК РФ моральный вред является следствием неправомерных действий либо бездействия работодателя. В связи с тем, что отсутствуют неправомерные действия или бездействия ответчика, требование о компенсации морального вреда не подлежит удовлетворению. Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Трудовая функция работника определяется наименованием его должности в штатном расписании и конкретизируется соответствующей должностной инструкцией, которая является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом специфики деятельности работодателя. Поскольку порядок составления инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения (за исключением изменения трудовой функции работника). Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ. В связи с тем, что ранее действовавшая должностная инструкция (ДИ-19-2015) подробно не раскрывала должностные обязанности истца, ответчик конкретизировал перечень должностных обязанностей и требований к должности «старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки отдела радиационной безопасности». В частности, п. 4 раздела 8 ДИ-19-2015 в качестве особых требований установлено прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) в соответствии с медицинскими рекомендациями, в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными ФЗ. В связи с проведенной специальной оценкой условий труда истца, ответчик конкретизировал пункты Приказа № 302н, по которым работник будет проходить медицинский осмотр. Подп. 5 п. 3.3. раздела 3 ДИ-19-2015 закреплена обязанность работника принимать непосредственное участие в локализации и ликвидации ЧС радиационным фактором. Подп. 3.1.2.7. пункта 3.1.2 и подпунктами 3.1.3.3, 3.1.3.7. пункта 3.1.3. раздела 3 новой должностной инструкции ответчик сформулировал данную обязанность в соответствии с федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» № 151-ФЗ (статья 27). Таким образом, ответчик не вносил изменений в трудовую функцию истца, а лишь конкретизировал должностные обязанности по занимаемой работником должности, с целью предотвращения конфликтов, четкого понимания работником возложенных на него обязанностей. После введения в действие новой должностной инструкции работник выполнял те же обязанности, что и прежде. Доводы истца о несоответствии пунктов должностной инструкции обязательным профессиональным стандартам не соответствуют действительности, так как в настоящее время отсутствуют профессиональные стандарты рабочих профессий и должностей в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Кроме того, поскольку в настоящее время истец не является работником ответчика, он не вправе оспаривать должностную инструкцию.

Заслушав истца, представителей ответчика, заключение прокурора, полагавшего, что требования истца удовлетворению не подлежат, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В статье 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) определено, что трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).

В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.

В ч. 4 ст. 213 ТК РФ указано, что вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок их проведения утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

Приложением № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н предусмотрены, в числе прочих работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - предусмотрена периодичность медосмотров 1 раз в года (п. 9) и работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью, – предусмотрена периодичность медосмотров 1 раз в 2 года (п. 13).

Согласно ч. 3 ст. 73 ТК РФ, если в соответствии с медицинским заключением работник нуждается во временном переводе на другую работу на срок более четырех месяцев или в постоянном переводе, то при его отказе от перевода либо отсутствии у работодателя соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 настоящего Кодекса.

На основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является отказ работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, либо отсутствие у работодателя соответствующей работы (части третья и четвертая статьи 73 настоящего Кодекса).

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы.

Общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации определены Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Также Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

На основании ст. 8 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Как определено п. 3 ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ, спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии с п. 6 ст. 1 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ статус спасателей - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью.

В соответствии с п. 3 ст. 9 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ к непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее общее образование, прошедшие профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

В соответствии с п. 1 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» граждане Российской Федерации приобретают статус спасателей на основании решения соответствующих аттестационных органов по результатам аттестации после прохождения указанными гражданами медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке, профессионального обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и аттестации на проведение аварийно-спасательных работ.

Согласно п. 2 ст. 23 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ гражданам Российской Федерации при принятии решения о присвоении им статуса спасателей органами аттестации выдаются удостоверение установленного образца, книжка спасателя, жетон с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ спасатели проходят аттестацию в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Согласно подп. «в» п. 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются: укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование).

Согласно п. 1 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» спасатели обязаны: быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку; совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований; неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ; активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи; неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ; разъяснять гражданам правила безопасного поведения в целях недопущения чрезвычайных ситуаций и порядок действий в случае их возникновения.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.11.2013 № 1007 «О силах и средствах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» акционерное общество «Аварийно-технический центр Росатома», г. Санкт-Петербург, с филиалами в г. Нововоронеже (Воронежская область), г. Северске (Томская область), г. Глазове (Удмуртская Республика), г. Мурманске (Мурманская область) и пос. Селятино (Московская область) входит в состав Сил постоянной готовности Федерального уровня единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Уставом АО «АТЦ Росатома» общество учреждено путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Аварийно-технический центр Минатома России» (далее ФГУП АТЦ СПб) и является его правопреемником (п.1.1.).

Согласно разделу 4 Устава АО «АТЦ Росатома» основой целью деятельности общества является, в числе прочего обеспечение ядерной и радиационной безопасности, в части готовности к реагированию и ликвидации последствий радиационных аварий, проведению аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных работ (п. 4.1.1.). Одним из видов деятельности является обеспечение постоянной готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях (п. 4.2.1.).

Положением о Северском филиале ФГУП АТЦ СПб определен предмет деятельности – деятельность по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях, в том числе обеспечение постоянной готовности сил и средств к действиям в чрезвычайных ситуациях в условиях радиационного фактора.

Аварийно-спасательное формирование Северского филиала АО «АТЦ Росатома» (далее - АСФ Северского филиала АО «АТЦ Росатома») аттестовано как профессиональное аварийно-спасательное формирование на право ведения аварийно-спасательных работ - работы по ликвидации последствий радиационных аварий, поисково-спасательные работы, что подтверждается свидетельством от 22.08.2019 № ** (сроком действия до 22.08.2022).

04.05.2008 истец был принят на работу в Северский филиал ФГУП АТЦ СПб на должность начальника службы физических измерений и дезактивации (он же спасатель), что подтверждается трудовым договором (контрактом) от 04.05.2008 № **.

Соглашение об изменении трудового договора от 13.11.2013 № ** Безруков М.А. переведен на работу по профессии (должности) начальника отдела радиационной безопасности.

Соглашением от 25.12.2015 № ** об изменении трудового договора с 31.12.2015 работник переведен на должность старшего инженера группы дезактивации отдела радиационной безопасности.

Соглашением от 01.03.2016 трудовой договор от 04.05.2008 № ** приведен в соответствие с действующим законодательством и изложен в новой редакции.

30.03.2016 сторонами подписано соглашение № 01 к трудовому договору, согласно которому стороны расширили права и обязанности сторон, установили льготы, связанные со статусом спасателя.

По условиям данного соглашения внесено уточнение о том, что работник на должности старшего инженера группы дезактивации отдела радиационной безопасности имеет статус спасателя.

В разделе 3.2. сформулированы обязанности, возложенные на работника, в том числе:

- бать в готовности к участию в проведении работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 3.2.1.);

- быть готовым к немедленному выполнению должностных обязанностей при возникновении чрезвычайной ситуации (ЧС )(п. 3.2.2.);

- неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ (п. 3.2.7.);

- выполнят поисково-спасательные и первоочередные аварийные работы (п. 3.2.8.);

- проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования) (п. 3.2.21).

В соответствии с п. 5.4. соглашения работнику устанавливается ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Согласно должностной инструкции старшего инженера отдела радиационной безопасности группы дезактивации ДИ-19-2015, введенной приказом от 12.11.2015 № 89, действовавшей в период направления истца для прохождения медицинского осмотра, работнику установлены разные режимы работы: режим повседневной деятельности, режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации (раздел 3).

Режим чрезвычайной ситуации содержит обязанности работника принимать непосредственное участие в локализации и ликвидации ЧС с радиационным фактором (подп. 5 п. 3.3. должностной инструкции).

Также инструкция содержит особые требования к должности (раздел 8), а именно: работник должен быть аттестован на статус «спасатель» для проведения аварийно-спасательных работ; проходить обязательные предварительные (при приеме на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры; отсутствие медицинских противопоказаний для работы в условиях повышенного ионизирующего излучения и иметь разрешение на планируемое повышенное облучение (ППО) в эффективной дозе до 200 мЗв в год.

Соглашением от 14.01.2020 № ** к трудовому договору Безрукову М.А. предоставлена работа по должности старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки отдела радиационной безопасности СФ АО «АТЦ Росатома», а работник обязался лично выполнять указанную работу в соответствии с должностной инструкцией.

19.06.2020 утверждена должностная инструкция старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки отдела радиационной безопасности, с которой Безруков М.А. ознакомился по личную подпись и обязался выполнять, что подтверждается листом ознакомления с должностной инструкцией.

Из представленных должностных инструкций 2015 и 2020 года следует, что новая редакция должностной инструкции разработана работодателем с целью приведения ее в соответствие с действующим законодательством.

Так, в подп. 5 п. 3.3. раздела 3 «Основные обязанности» ДИ-19-2015 закреплена обязанность работника принимать непосредственное участие в локализации и ликвидации ЧС радиационным фактором.

В должностной инструкции, утвержденной 19.06.2020 в разделе 3 «Обязанности» п. 3.1.3. «При выполнении аварийно-спасательных работ», подп. 3.1.3.3 предусмотрена обязанность непосредственно участвовать в проведении аварийно-спасательных работ; п. 3.1.3.7 обязанность активно вести поиск пострадавших, в том числе с применением специальных приборов поиска принимает меры по их спасению, оказывает им первую помощь и другие виды помощи.

Таким образом, в оспариваемых истцом подп. 3.1.3.3, 3.1.3.7. п. 3.1.3. раздела 3 новой должностной инструкции ответчик сформулировал обязанность, указанную в должностной инструкции ДИ-19-2015, в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (ст. 27 закона).

В должностной инструкции ДИ-19-2015 был предусмотрено раздел 8 «Особые требования», в п. 2 которого предусмотрено отсутствие медицинских противопоказаний для работы в условиях повышенного ионизирующего излучения.

В должностной инструкции, утвержденной 19.06.2020, предусмотрен раздел «Особые условия допуска к работе», в том числе отсутствие медицинских противопоказаний к выполнению аварийно-спасательных работ по пунктам 3.1 Приложения 1, пунктам 1, 9, 13 Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н.

В действующей ранее должностной инструкции 2015 года, в числе прочего к работнику предъявлялись требования: пунктом 3.3.5 - требование по непосредственному участию в локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций (что предусматривает прохождение медосмотра по п.9 приложения 2 приказа №302н), пунктом 3.3.8 - требование по проведению измерений содержания аварийно-химически опасных веществ в зоне аварии (что предусматривает прохождение медосмотра по п.13 приложения 2 приказа №302н).

Кроме того, в 2016 году работник и работодатель заключили указанное выше соглашением № ** от 30.03.2020 к трудовому договору, пунктом 3.2 установлен перечень исполняемых обязанностей по наличию у работника статуса спасателя и его постоянной готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, работодатель в п. 2.2.3. раздела 2.2. новой инструкции конкретизировал особые условия допуска к работе с учетом обязанностей, исполняемых работником при наличии статуса спасателя.

С трудовым договором, соглашениями к нему, вышеуказанными должностными инструкциями истец был ознакомлен под роспись, каких-либо замечаний и действий, свидетельствующих о несогласии с должностными обязанности, как в период работы, так и после увольнения (до подачи искового заявления в суд) не предпринимал.

Из материалов дела следует, что в период работы истец являлся аттестованным спасателем, что подтверждается книжкой спасателя, заявлениями Безрукова М.А. о проведении периодической аттестации.

28.05.2008 работник был зачислен в состав оперативного отряда спасателей, прошедших аттестацию, что подтверждается приказом от 26.08.2008 № ** с которым работник был ознакомлен под роспись.

Истец пользовался установленными действующим законодательством для спасателей льготами - удлиненным отпуском, был застрахован работодателем на 1 000 000 рублей, что подтверждается копией договора страхования от несчастных случаев и болезней от 28.12.2018 № НС 1474509698.

В период работы истца работодатель проводил аттестацию рабочих мест.

Так, специальная оценка условий труда проводилась в 2016 году, что подтверждается картой №** специальной оценки условий труда от 20.04.2016.

В результате аттестации рабочего места в 2020 году составлена карта № ** от 13.04.2020, согласно которой предусмотрено проведение медицинских осмотров по пункта 9 и 13 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н.

С результатами оценки условий труда на рабочем месте Безруков М.А. ознакомлен под личную подпись.

Изложенное свидетельствует о том, что в новой редакции должностной инструкции ответчик конкретизировал перечень должностных обязанностей и требований к должности «старшего инженера по аварийно-спасательным работам группы специальной обработки отдела радиационной безопасности».

Таким образом, ответчик не вносил изменений в трудовую функцию истца, а лишь конкретизировал должностные обязанности по занимаемой работником должности. После введения в действие новой должностной инструкции работник выполнял те же обязанности, что и прежде. Изменения, внесенные в должностную инструкцию, права истца не нарушают, и оснований для удовлетворения требования об исключении из должностной инструкции пунктов 2.2.3., 3.1.3.3., 3.1.3.7., не имеется.

Как следует из пояснений представителей ответчика, персонал аварийно-спасательного формирования ежегодно проходит периодические медосмотры в Северской клинической больнице ФГБУ СибФНКЦ ФМБА России.

Из пояснений представителей ответчика и представленных документов следует, что в 2020 году после согласования и утверждения контингента и поименных списков на прохождение периодического медицинского осмотра клинической больницей для СФ АО «АТЦ Росатома» установлены даты прохождения персоналом периодического медицинского осмотра (обследования) 13-17.04.2020. В филиале составлен график от 25.02.2020 № **, который был доведен до персонала под личную подпись, вручены направления.

Согласно журнал учета выданных направлений Безруков М.А. направление получил 27.02.2020.

В связи с запретом из-за эпидемии коронавируса в апреле 2020 года проведение медосмотра было приостановлено. В мае 2020 года снова разрешили организацию медосмотра, назначены новые даты с 18 по 21.05.2020. В филиале составлен новый график от 13.05.2020 № **, который доведен до каждого работника под личную подпись. При утверждении графика 12.05.2020 Безрукову М.А. было назначено прохождение осмотра после окончания карантина (в графике имеется запись об этом).

В соответствии с приказом по филиалу от 15.05.2020 №** «О режиме функционирования СФ АО «АТЦ Росатома» в период с 18 по 29.05.2020 Безруков М.А. работал дистанционно (удаленно) на дому с предъявлением определенных требований.

26.05.2020 Безруков М.А. прибыл на медосмотр.

По результатам медицинского осмотра врачебной комиссией истец был признан непригодным для выполнения работ по п. 9 (работы, выполняемые аварийно-спасательными службами по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) и 13 (работы, выполняемые с применением изолирующих средств индивидуальной защиты и фильтрующих противогазов с полной лицевой частью) Приложения 2 приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, что подтверждается медицинским заключением от 09.06.2020 № 159.

Из пояснений представителей ответчика следует, что ранее истец ежегодно проходил медицинский осмотр по п. 9 и раз в два года по пункту 13, направление на медицинский осмотр по данным пунктам не оспаривал. Истец подтвердил, что регулярно направлялся работодателем на медосмотры и проходил их. Указанное подтверждается заключениями предварительного медицинского осмотра от 03.05.2018 от 16.04.2019.

С медицинским заключением от 09.06.2020 № ** истец ознакомлен, результаты проведенного медицинского осмотра не оспаривает.

Безрукову М.А. выдано уведомление № ** от 26.06.2020 о предстоящем прекращении трудового договора на основании медицинского заключения. Также предложено ознакомиться с выпиской из штатного расписания филиала по состоянию на день предстоящего увольнения.

26.06.2020 Безруков М.А. ознакомлен со штатной расстановкой Северского филиала АО «АТЦ Росатома», о чем свидетельствует его подпись.

Работодателем издан приказ от 29.06.2020 №** «О выводе из состава АСФ Безрукова М.А.».

Поскольку вакантных рабочих мест, соответствующих медицинскому заключению работника, у работодателя не было, ответчиком был издан приказ от 03.08.2020 № СФ 1-у о прекращении трудового договора с Безруковым М.А. на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Таким образом, процедура увольнения работодателем соблюдена, истец процедуру увольнения не оспаривает.

При изложенных обстоятельствах не имеется оснований для признания увольнения Безрукова М.А. незаконным.

Поскольку нарушений законодательства при увольнении истца со стороны ответчика судом не установлено, требования о восстановлении на работе и взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула удовлетворению не подлежат.

Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В соответствии со ст. 394 ТК РФ в случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку неправомерных действий или бездействия в отношении Безрукова М.А. со стороны работодателя не выявлено, то требование истца о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежит.

Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, суд

р е ш и л :

исковое заявление Безрукова М.А. к акционерному обществу «Аварийно-технический центр Росатом» о признании увольнения незаконным и отмене приказа о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, исключении из должностной инструкции части требований об особых условиях допуска к работе и обязанности при выполнении аварийно-спасательных работ оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области.

Председательствующий Л.В. Галанова

УИД: 70RS0009-01-2020-004296-83