ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1235/2016 от 09.01.2017 Шолоховского районного суда (Ростовская область)

№ 2-45/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ст. Вешенская «09» января 2017 года.

Шолоховский районный суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Романова С.А.,

с участием помощника прокурора Шолоховского района Ростовской области Топоркова М.М.,

при секретаре Разиньковой И.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шолоховского района Ростовской области Сидорова О.В. в интересах неопределенного круга лиц к МО «Терновское сельское поселение» – «Об обязании разместить информацию о качестве питьевой воды и об источниках водоснабжения»,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Шолоховского района Ростовской области Сидоров О.В. обратился в суд с исковым заявлением указав, что прокуратурой Шолоховского района в соответствии организационно-­распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федера­ции и прокурора области на поднадзорной территории проведена проверка со­блюдения требований законодательства о водоснабжении, в сфере жилищно- коммунального хозяйства. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Терновского сельского поселения информация о месте расположения источников водоснабжения, места разбора воды на территории поселения, а также о качестве воды в указанных источниках водоснабжения с подтверждением соответствия качества воды установленным требованием, не размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В судебном заседании помощник прокурора Шолоховского района Топорков М.М. исковые требования поддержал и просил удовлетворить, добавив, что администрация также не владеет информацией о соответствии питьевой воды в указанных источниках водоснабжения санитарно- эпидемиологическим требованиям, тогда как организация холодного водоснабжения должна соответствовать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в т.ч. СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения». Отсутствие указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц - жителей Терновского сельского поселения и приезжих на ознакомление с вышеуказанной информацией о функционировании централизованных систем водоснабжения, о качестве используемой воды. Просит суд обязать администрацию муниципального образования «Терновское сельское поселение» Шолоховского района в течение 1 месяца со дня вступле­ния решения суда законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения: о месте расположения источников водоснабжения, места разбора воды; о качестве воды в источниках водоснабжения, в том числе подтвержде­ние соответствия качества воды установленным требованиям.

Представитель ответчика МО «Терновское сельское поселение» ФИО1 в судебное заседание не явился, в заявлении указал на рассмотрение дела в его отсутствии, а также на признание исковых требований в полном объеме, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствии в порядке ст.167 ГПК РФ.

Суд, изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, приходит к выводу, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Прокуратурой Шолоховского района в соответствии организационно-­распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федера­ции и прокурора области на поднадзорной территории проведена проверка со­блюдения требований законодательства о водоснабжении, в сфере жилищно- коммунального хозяйства. В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства администрацией Терновского сельского поселения информация о месте расположения источников водоснабжения, места разбора воды на территории поселения, а также о качестве воды в указанных источниках водоснабжения с подтверждением соответствия качества воды установленным требованием, не размещена на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Кроме того, администрация не владеет информацией о соответствии питьевой воды в указанных источниках водоснабжения санитарно- эпидемиологическим требованиям, тогда как организация холодного водоснабжения должна соответствовать требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в т.ч. СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения».

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов противодействия коррупции является публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции Российской Федерации орган местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить возможность каждому ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В соответствии с ч.4 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления в пределах их полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения вправе запрашивать у организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, а указанные организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.

В соответствии с п.1 ст. 4 Федерального закона от 09.02. 2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее Федеральный закон от 09.02.2009 №8-ФЗ), основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления являются открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» граждане (физические лица) и организации (юридические лица) (далее - организации) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Согласно п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.12.201 1 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Пунктами 72, 73, 74, 75 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием подземных источников водоснабжения, в том числе организуют проведение разведки и разработки таких источников. При определении источников водоснабжения преимущество должно быть отдано подземным источникам водоснабжения, содержащим природные примеси, удаляемые с помощью существующих технологий и методов обезжелезивания, обесфторивания, умягчения, удаления сероводорода, метана и микрофлоры.

Поверхностные воды для питьевого водоснабжения могут быть использованы только в случаях, если исчерпан весь ресурс подземных источников, транспортировка воды из отдаленных подземных источников экономически нецелесообразна либо имеющегося ресурса подземных вод недостаточно для организации водоснабжения населения соответствующих территорий.

Забор воды для холодного водоснабжения с использованием нецентрализованных систем холодного водоснабжения производится из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии таких источников либо в случае экономической неэффективности их использования забор воды из источника водоснабжения и подача организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды абонентам осуществляются по согласованию с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор.

При отсутствии возможности либо при подтвержденной нецелесообразности организовать водоснабжение с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют подвоз воды населению соответствующей территории согласно минимальным нормам.

Органы местного самоуправления информируют население соответствующих территорий о функционировании нецентрализованных систем водоснабжения, размещая следующую информацию на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- (при отсутствии у органа местного самоуправления официального сайга такая информация размещается на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации):

а) места расположения источников водоснабжения, места разбора воды;

б) качество воды в источниках водоснабжения, в том числе подтверждение соответствия качества воды установленным требованиям;

в) сведения об организации, осуществляющей водоснабжение с использованием нецентрализованных систем водоснабжения и (или) подвоз воды.

Статьей 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ закреплено, что питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

В соответствии с пунктами 1.2, 1.3, 1.4, 1.6 СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения» предусмотрено, что «Санитарные правила и нормы» устанавливают гигиенические требования к качеству воды источников нецентрализованного водоснабжения, к выбору места расположения, оборудованию и содержанию водозаборных сооружений и прилегающей к ним территории.

Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи ее к месту расходования.

Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путем устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы, каптажи родников) общего и индивидуального пользования. «Санитарные правила и нормы» являются обязательными для соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.

Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц.

В связи с изложенным, указанные заявленные исковые требования прокурора Шолоховского района Ростовской области подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Шолоховского района Ростовской области Сидорова О.В. в интересах неопределенного круга лиц к МО «Терновское сельское поселение» – «Об обязании разместить информацию о качестве питьевой воды и об источниках водоснабжения » - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Терновское сельское поселение» Шолоховского района Ростовской области в течение 1 месяца со дня вступле­ния решения суда законную силу разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения:

- о месте расположения источников водоснабжения, места разбора воды;

- о качестве воды в источниках водоснабжения, в том числе подтвержде­ние соответствия качества воды установленным требованиям.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Шолоховский районный суд Ростовской области в апелляционном порядке в течение месяца.

Судья С.А. Романов