Дело № 2-1235/2019 18 октября 2019 года Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В., при секретаре Мельницкой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования «Лисестровское» о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества, установил: ФИО1 ФИО2., ФИО3 обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисестровское» (далее – администрация МО «Лисестровское») о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества. В обоснование иска указали, что истцы проживают в <...>, которая входит в состав муниципального образования «Лисестровское». Электроснабжение домов с № по № в дер. Малая Корзиха осуществляется по линии ВЛ-04 кВ, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен. Данная линия подключена к электрическим сетям Филиала ПАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго». Линия ВЛ-04 кВ находится в аварийном состоянии и требует незамедлительного ремонта. Администрация МО «Лисестровское», наделенная соответствующими полномочиями по решению вопросов местного значения, должна обеспечить сохранность данных объектов. В соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа. Орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий. Однако действенных и эффективных мер по разрешению сложившейся ситуации администрация МО «Лисестровское» не принимает, что свидетельствует о бездействии по решению этого вопроса. В связи с чем просили возложить на администрацию МО «Лисестровское» обязанность в срок до 31 декабря 2019 года поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества объект электросетевого хозяйства – линию ВЛ – 04 кВ к домам с № по № в дер. Малая Корзиха МО «Лисестровское» Приморского района Архангельской области. В ходе рассмотрения дела истцы, представитель истцов ФИО1 ФИО2 по устному ходатайству ФИО4 уточнили требование, просили обязать ответчика обратиться в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта электросетевого хозяйства – линии электропередачи ВЛ – 04 кВ, расположенной в районе домов с № по № в <...>. Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, изложенным в отзыве на иск. Указала, что статус линии в качестве бесхозяйной не подтвержден соответствующими документами. Постановка на учет бесхозяйных недвижимых вещей – это право органа местного самоуправления, а не обязанность. Администрация МО «Лисестровское» правами на земельные участки под опорами электролинии не обладает, опоры находятся на земельных участках, находящихся в собственности у граждан, назначение земельных участков не предусматривает возможность размещения на них электролинии. Также полагала, что линия не является недвижимым имуществом, кроме этого истцы не наделены правом обращения с иском в защиту интересов иных лиц. Подтвердила, что спорная линия расположена в районе домов с № по № Представитель ответчика по доверенности ФИО6 в судебном заседании с иском не согласился, полагал, что линия принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада», что подтверждается актом разграничения балансовой принадлежности № от 17 марта 2016 года, подписанным между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ФИО1 Представитель третьего лица ПАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности ФИО7 в судебном заседании с иском не согласился, указав, что возможно линия уже является муниципальным имуществом в силу закона, в зависимости от того, когда она была построена. На балансе ПАО «МРСК Северо-Запада» линия не стоит, данной организацией не обслуживается. По определению суда дело рассмотрено при данной явке. Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему. Как установлено судом, следует из материалов дела, истец ФИО1 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец ФИО2. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Истец ФИО3 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Электроснабжение домов, принадлежащих истцам, осуществляется по линии электропередачи ВЛ-04 кВ, которая проходит в районе домов с № по № в <...> и находится в неудовлетворительном состоянии. Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются актом осмотра линии от 16 июля 2019 года. Из ответа ПАО «МРСК Северо-Запада» от 09 октября 2015 года жителям деревни Малая Корзиха следует, что филиал ОАО «МРСК Северо-Запада» «Архэнерго» не имеет юридической возможности принятия на баланс электросетевых объектов, не имеющих собственника, рекомендовано обратиться в администрацию Приморского района по вопросу оформления объекта на баланс, в этом случае ПАО «МРСК Северо-Запада» может быть рассмотрен вопрос о передаче ВЛ-0,4 кВ на баланс, в аренду, эксплуатационное обслуживание. 14 октября 2015 года ФИО2. и ФИО3. обратились к главе администрации МО «Приморский муниципальный район» с ходатайством о принятии линии ВЛ – 04 кВ на баланс района указав, что линия находится в аварийном состоянии, является бесхозяйной и не обслуживается. Согласно ответу администрации МО «Приморский муниципальный район» от 09 ноября 2015 года №, гражданам предложено обратиться в администрацию МО «Лисестровское». Кроме этого в адрес администрации МО «Лисестровское» 02 ноября 2015 года направлено обращение ОАО «Архэнергосбыт» в связи с обращениями жителей домов дер. Малая Корзиха с просьбой разобраться в данной ситуации. При этом указано, что ОАО «Архэнергосбыт» не располагает актами разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и эксплуатационной ответственности по указанным электроустановкам. Оставаясь бесхозяйными, они несут угрозу для жизни людей. Из ответа администрации МО «Лисестровское» от 03 декабря 2015 года, направленного в адрес и.о. заместителя генерального директора ЗАО «МРСЭН» - Управляющего ОАО «Архэнергосбыт» следует, что администрация не располагает сведениями о том, как производился монтаж и эксплуатация линии электропередач. Принятие бесхозяйных сетей ЭС в настоящее время не представляется возможным по причине отсутствия финансирования, необходимо проведение технической инвентаризации, выполнение схемы сетей, постановка на кадастровый учет. Начать мероприятия по принятию бесхозяйных электрических сетей в деревне Малая Корзиха запланировано в 1 полугодии 2016 года. Таким образом, администрация МО «Лисестровское» с 2015 года обладала информацией о том, что спорная линия является бесхозяйной, данное обстоятельство признавала, но ввиду отсутствия финансирования каких-либо мер по принятию данной линии в муниципальную собственность не осуществила. В то же время ответом администрации МО «Лисестровское» от 18 декабря 2017 года № жителям дер. Малая Корзиха рекомендовано самим принять меры для оформления правового статуса данной линии электропередачи для решения вопроса ее содержания и обслуживания. Согласно сведениям Управления Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества – участок линии ВЛ-04 кВ, подходящий к домам с № по № в <...> – отсутствует. Разрешая заявленные требования, суд руководствуется следующим. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. В силу ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование. В соответствии с п. 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Согласно п.п. 4, 5 ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23 ноября 2009 года «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества; организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами. В силу ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения. В связи с чем доводы представителя ответчика о невозможности нахождения спорного объекта в собственности муниципального образования судом отклоняются как основанные на неверном понимании правовых норм. В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Материалами дела подтверждается, что объект недвижимого имущества – объект электросетевого хозяйства – линия электропередачи ВЛ-04 кВ, расположенная в районе домов с № по № в <...>, является бесхозяйной недвижимой вещью. При этом довод представителя ответчика о том, что данный объект недвижимой вещью не является, судом признается несостоятельным в силу следующего. Согласно п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения являются линейными объектами. Исходя из положений Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008), утвержденного Приказом от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов. Сооружения являются объектами, прочно связанными с землей. Примерами сооружений могут служить такие объекты, как магистрали, улицы, автомобильные, железные дороги, взлетно-посадочные полосы аэродромов; мосты, эстакады, тоннели; водные магистрали, плотины и другие гидротехнические сооружения; магистральные трубопроводы, линии связи и электропередачи; местные трубопроводы, шахты и сооружения для отдыха, развлечений и проведения досуга. Объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое. Согласно пунктам 1.1, 1.2 и 1.3 раздела III Перечня видов недвижимого и движимого имущества, входящего в состав электросетевых единых производственно-технологических комплексов, утвержденного приказом Минпромэнерго Российской Федерации от 01 августа 2007 года № 295, трансформаторные подстанции, воздушные линии электропередачи (питающая линия от генерирующего источника при наличии, отходящие линии переменного и постоянного тока, распределительные электропередачи), кабельные линии электропередачи отнесены к объектам недвижимого имущества. Кроме этого, в соответствии со ст. 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс - совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. С учетом изложенного, линии электропередачи в совокупности со всеми устройствами, в том числе опорами линий электропередачи и т.п., составляющими единый функциональный комплекс, являются объектами недвижимости, право собственности на которые в силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Довод представителя ответчика о том, что спорный объект принадлежит ПАО «МРСК Северо-Запада», надлежащими доказательствами не подтвержден, при этом акт разграничения балансовой принадлежности № от 17 марта 2016 года, подписанный между ПАО «МРСК Северо-Запада» и ФИО1., данное обстоятельство не подтверждает. Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Как следует из п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей: органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Из вышеприведенных норм следует, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, следовательно, обязан это делать в силу возложенных на него законом полномочий. Сторонами не оспаривается, что каких-либо мер к постановке на учет выше названного объекта недвижимого имущества администрация МО «Лисестровское» не принимает с 2015 года, что не соответствует выше приведенным нормам закона, нарушает права граждан, обратившихся с иском, дома которых обеспечиваются энергией посредством спорной линии. В связи с чем доводы ответчика о том, что иск предъявлен в защиту иных лиц, судом также признаются несостоятельными. При этом доводы ответчика о переключении на иную линию, как основание для освобождения от обязанности, судом не принимаются, учитывая, что дома истцов уже имеют присоединение к электрическим сетям, технологическое присоединение носит однократный характер, к электрическим сетям на 0,4 кВ, состоящим на балансе ПАО «МРСК Северо-Запада», технологическое присоединение невозможно, о чем указано в письме ПАО «МРСК Северо-Западада» от 27 ноября 2015 года в адрес ФИО2 Доводы о нахождении некоторых опор линии на землях собственников также не освобождают орган местного самоуправления от исполнения возложенной законом обязанности. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истцов о возложении обязанности на администрацию МО «Лисестровское» обратиться в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта электросетевого хозяйства – линии электропередачи ВЛ-04 кВ, расположенной в районе домов с № по № в <...> в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу, являются законными и обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению. Руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, предусматривающей обязанность суда определить срок в течение, которого решение должно быть исполнено, суд полагает необходимым установить срок для обращения с заявлением о постановке на учет – один месяц с даты вступления решения суда в законную силу, данный срок является разумным, с учетом объема необходимых работ. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд р е ш и л: исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации муниципального образования «Лисестровское» о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования «Лисестровское» обратиться в Управление Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества – объекта электросетевого хозяйства – линии электропередачи ВЛ – 04 кВ, расположенной в районе домов с № по № в <...>, в течение одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий Н.В. Алексеева |