ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1235/2021 от 31.01.2022 Бокситогорского городского суда (Ленинградская область)

(УИД47RS0001-01-2021-002013-90)

Р Е Ш Е Н И Е

по делу № 2-189/2022

Именем Российской Федерации

31 января 2022 года г. Бокситогорск

Бокситогорский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Гусаровой И.М.,

при секретаре Поповой В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бокситогорского городского прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «Крона-Восток» об обязании провести рекультивацию нарушенных земель,-

У С Т А Н О В И Л:

Истец Бокситогорский городской прокурор обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с иском к ООО «Крона-Восток» об обязании разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером в срок до 01.07.2022 и провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером 47:18:0516001:92 в соответствии с разработанным проектом рекультивации в срок до 01.08.2022г.

В обоснование иска указано, что городской прокуратурой на основании обращения Шештанова К.В. проведена проверка исполнения ООО «Крона-Восток» требований земельного законодательства, по результатам которого в деятельности Общества выявлены нарушения.

Установлено, что 13.01.2016 между Администрацией Бокситогорского муниципального района и Шештановым К.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

08.11.2021 в городскую прокуратуру поступило обращение от Шештанова К.В., в котором он указывает на то, что около 2-х месяцев без согласования с ним ООО «Крона-Восток» на арендуемом им земельном участке ведет хозяйственную деятельность, в результате которой на земельном участке складирована древесина, на полях разворачиваются лесовозы. В результате чего утрачивается плодородная структура почвы, образовалась колея.

В результате проведенной проверки было установлено, что на поверхности земельного участка с кадастровым номером имеются многочисленные глубокие следы протекторов шин грузовых автомобилей и спецтехники, поверхностный плодородный слой почвы частично уничтожен. На поврежденном участке почвы растительность отсутствует. На земельном участке складированы лесоматериалы деревьев лиственных пород (размеры складированных участков 7x25 м, 6x8 м). Указанная хозяйственная деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения ведется ООО «Крона-Восток».

В аренду, субаренду либо на ином правовом основании указанный участок в пользование ООО «Крона-Восток» не передавался.

Выявленные нарушения повлекли выбытие земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота, нарушения прав и законных интересов Бокситогорского муниципального района <адрес> и арендатора земельного участка - Шештанова К.В., а также права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

По результатам проведенной проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес и.о. генерального директора Общества внесено представление, а в отношении исполнительного директора Общества возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ, ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Несмотря на принятые меры реагирования, Обществом достаточных и необходимых мер к устранению выявленных нарушений не принято.

Ссылаясь на положения ст.ст. 12,13, 41 Земельного Кодекса РФ, ст.ст. 1, 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ст.ст. 4, 78 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 3, 6, 8, 10, 14, 17, 24, 26 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 №800 «О проведении рекультивации и консервации земель», п.п. 13, 17, 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», указывает, что возложение на Общество обязанности по разработке проекта рекультивации земель и проведении мероприятий по рекультивации нарушенных земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с ним будет отвечать целям охраны земель и принципам природоохранного законодательства.

Истец- Бокситогорский городской прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется расписка, об уважительности причин своей неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял, в связи с чем на основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дела в отсутствие истца.

Ответчик- представитель ООО «Крона-Восток» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется почтовое уведомление, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования прокурора признает в полном объеме.

Третьи лица- Шештанов К.В. и представитель Администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления, иск не оспорили.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Как установлено судом и не оспаривается ответчиком, Бокситогорской городской прокуратурой на основании обращения Шештанова К.В. проведена проверка исполнения ООО «Крона-Восток» требований земельного законодательства, по результатам которого в деятельности Общества выявлены нарушения.

Установлено, что 13.01.2016 между Администрацией Бокситогорского муниципального района и Шештановым К.В. заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, Бокситогорский муниципальный район, Бокситогорское городское поселение, в районе бывшей д. Селище. Категории земель: земли сельскохозяйственного назначения. Вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

08.11.2021 в городскую прокуратуру поступило обращение от Шештанова К.В., в котором он указывает на то, что около 2-х месяцев без согласования с ним ООО «Крона-Восток» на арендуемом им земельном участке ведет хозяйственную деятельность, в результате которой на земельном участке складирована древесина, на полях разворачиваются лесовозы. В результате чего утрачивается плодородная структура почвы, образовалась колея.

В результате проведенной проверки было установлено, что на поверхности земельного участка с кадастровым номером имеются многочисленные глубокие следы протекторов шин грузовых автомобилей и спецтехники, поверхностный плодородный слой почвы частично уничтожен. На поврежденном участке почвы растительность отсутствует. На земельном участке складированы лесоматериалы деревьев лиственных пород (размеры складированных участков 7x25 м, 6x8 м). Указанная хозяйственная деятельность на земельном участке сельскохозяйственного назначения ведется ООО «Крона-Восток».

В аренду, субаренду либо на ином правовом основании указанный участок в пользование ООО «Крона-Восток» не передавался.

Выявленные нарушения повлекли выбытие земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота, нарушения прав и законных интересов Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и арендатора земельного участка - Шештанова К.В., а также права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.

По результатам проведенной проверки 26.11.2021 в адрес и.о. генерального директора Общества внесено представление, а в отношении исполнительного директора Общества возбуждены дела об административных правонарушениях по ст. 7.1 КоАП РФ, ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Несмотря на принятые меры реагирования, Обществом достаточных и необходимых мер к устранению выявленных нарушений не принято.

В соответствии со ст. 12 Земельного Кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В соответствии с частью 2 ст. 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с частью 3 ст.13 Земельного Кодекса РФ мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды (земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы), природные объекты (естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства) и природные комплексы).

Статьей 1 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» определено, что плодородие земель сельскохозяйственного назначения- способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений».

В соответствии с требованиями ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; предоставлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов й пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого- токсиологического обследования земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении и пользовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Земельного Кодекса РФ лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, обладателей публичных сервитутов, осуществляют права собственников земельных, участков, установленные статьей 40 настоящего Кодекса, за: исключением прав, установленных подпунктом 2 пункта 2 указанной статьи.

Как установлено ч. 5 ст. 13 Земельного Кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Как предусмотрено ч. 1 ст. 78 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме посредством взыскания суммы убытков, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В соответствии с п. 3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель» (далее по тексту Правил рекультивации), разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

На основании п. 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли сельскохозяйственного назначения.

Согласно пп. 8, 10 Правил рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях.

Требования к проекту рекультивации земель содержатся в п. 14 Правил рекультивации.

В соответствии с п. 17 Правил рекультивации проект рекультивации земель, за исключением случаев подготовки проекта рекультивации в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства и случаев, предусмотренных пунктом 23 настоящих Правил, до его утверждения подлежит согласованию.

Пунктом 24 Правил рекультивации предусмотрено, что лица, чья деятельность привела к деградации земель, после соответствующего согласования утверждают проект рекультивации земель и направляют его в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору - в случае проведения рекультивации в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В соответствии с подпунктом «в» п. 26 Правил рекультивации лица, исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления, указанные в пунктам 3 и 4 настоящих Правил обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель (за исключением случаев разработки такового проекта в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства) и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которого используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, или произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании, или нарушение земель в результате природных явлений, в срок не позднее 7 месяцев со дня выявления деградации земель.

Согласно п. 13 и п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.20217 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

В соответствии с п. 18 указанного Постановления следует, что в силу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства. Следовательно, суд, удовлетворяя требование о возмещении вреда в натуре, должен основываться на соответствующем проекте и указать на него в резолютивной части решения (часть 5 статьи 198 ГПК РФ, часть 5 статьи 170 АПК РФ).

Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что со стороны ответчика ООО «Крона-Восток» нарушаются требования земельного законодательства, что повлекло выбытие земель сельскохозяйственного назначения из хозяйственного оборота, чем нарушаются права и законные интересы Бокситогорского муниципального района Ленинградской области и арендатора земельного участка- Шештанова К.В., а также нарушаются права неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а потому заявленные истцом Бокситогорским городским прокурором требования к ООО «Крона-Восток» об обязании разработать проект рекультивации вышеуказанного земельного участка и провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель данного земельного участка в соответствии с разработанным проектом рекультивации, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения. В связи с изложенным суд находит, что испрашиваемый истцом срок для устранения выявленных нарушений законодательства и для разработать проект рекультивации вышеуказанного земельного участка - до ДД.ММ.ГГГГ и для проведения мероприятий по рекультивации нарушенных земель данного земельного участка в соответствии с разработанным проектом рекультивации- до ДД.ММ.ГГГГ, соответствует принципу разумности, направлен на скорейшее устранение нарушений действующего законодательства.

Согласно ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса РФ государственная пошлина, по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципального района.

В связи с изложенным суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Крона-Восток» государственную пошлину в доход бюджета Бокситогорского муниципального района в размере 300 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Бокситогорского городского прокурора- удовлетворить.

Обязать ООО «Крона-Восток» в срок до 01.07.2022 года разработать проект рекультивации земельного участка с кадастровым номером 47:18:0516001:92.

Обязать ООО «Крона-Восток» в срок до 01.08.2022 года провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель земельного участка с кадастровым номером 47:18:0516001:92 в соответствии с разработанным проектом рекультивации.

Взыскать с ООО «Крона-Восток» в доход бюджета Бокситогорского муниципального района государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бокситогорский городской суд.

Решение в окончательной форме принято 04.02.2022 года.

Судья: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>