ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-12368/13 от 19.09.2013 Первомайского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край)

К делу № 2-12368/13РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

 «19» сентября 2013 года город Краснодар

 Первомайский районный суд города Краснодара в составе: председательствующего ФоменкоЕ. Г., при секретаре Ивиц Д. Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. М. Х о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 15.08.2013 об отказе признания беженцем,

УСТАНОВИЛ:

 В Первомайский районный суд г. Краснодара обратился гражданин Сирийской Арабской республики Х. М. Х. с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти, в обоснование которого указано следующее. 16.08.2013 заявителем получен отказ УФМС по Краснодарскому краю в признании его беженцем на территории РФ. Отказ мотивирован несоответствием критериям, определяющим понятие «беженец». Данный отказ Х. М. Х. считает необоснованным. Исходя из общественно-политических оснований, существующих в настоящее время на территории Сирийской Арабской республики, невозможности физически въехать в страну (ввиду отсутствия транспортного сообщения между Сирией и РФ), исходя из гуманных побуждений, с учетом международного законодательства, Х. М. Х. просит признать незаконным указанное решение Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 15.08.2013. При этом, заявитель просит обязать УФМС по КК предоставить ему временное убежище на территории РФ.

 Определением от 19.09.2013 требование заявителя об обязании Управление Федеральной Миграционной службы по Краснодарскому краю предоставить ему временное убежище на территории РФ оставлено без рассмотрения с учетом абзаца 2 статьи 222 Гражданского процессуального кодекса РФ.

 Из возражений, представленных Управлением Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю, следует, что заявленные требования Х. М. Х. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Пунктом 47 Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства о беженцах, утв. приказом ФМС РФ от 05.12.2007 № 452, предусмотрено, что во время рассмотрения по существу ходатайства о признании беженцем устанавливается соответствие заявителя понятию «беженец». При подаче ходатайства Х. М. Х. Халед сообщил, что в Сирии остались его многочисленные родственники, связь с матерью поддерживается постоянно, возвращаться в Сирию не желает в связи с неблагополучной обстановкой в стране. Иных причин в качестве обоснования своего ходатайства заявитель не указал. С ходатайством о признании беженцем Х. М. Х. обратился несвоевременно – после того, как истек срок действия российской визы, при этом, им оформлялась многократная виза, действующая 90 дней из каждых 180. Управление Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю полагает, что заявитель выехал из Сирии и находится на территории России не с целью получения убежища, а по иным соображениям, как он сам и подтверждает – с целью работы для обеспечения членов своей семьи. При подаче ходатайства Х. М. Х. не сообщил об ущемлении своих прав, отметил, что желает остаться на территории страны ввиду благоприятных условий проживания в ней. Власти Сирии признают его права – он документирован национальным паспортом. Обращение заявителя обусловлено исключительно нежеланием выезжать на родину по причине военных действий и отсутствия работы. Свои опасения о его преследовании он не доказал. Отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о том, что он может стать жертвой преследования. Х. М. Х. не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец». Более того, на запрос, направленный в период рассмотрения ходатайства Х. М. Х., УФСБ России по Краснодарскому краю письмом от 27.06.2013 № 2/1/5-5184 (вх. № 742 дсп от 02.07.2013) рекомендовало отказать фигуранту в удовлетворении ходатайства, а также о предоставлении убежища, так как его пребывание в регионе может создать угрозу безопасности Российской Федерации.

 В судебном заседании 19.09.2013 представитель заявителя ФИО1, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, настаивал на удовлетворении требований.

 Представители Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю – ФИО2, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения требований возражали.

 Суд, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает данные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 В соответствии с положением статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

 Статьей 3 Федерального закона от 19.02.1993 № 4528-1 (ред. от 02.07.2013) "О беженцах" (далее Закон "О беженцах") определено, что признание лица беженцем осуществляется в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом. Решение о выдаче свидетельства или о признании беженцем либо решение об отказе в рассмотрении ходатайства по существу или об отказе в признании беженцем принимается по итогам анкетирования лица, оформления опросного листа на основе проведения индивидуальных собеседований, а также по результатам проверки достоверности полученных сведений о данном лице, проверки обстоятельств его прибытия на территорию Российской Федерации и оснований для его нахождения на территории Российской Федерации, после всестороннего изучения причин и обстоятельств, изложенных в ходатайстве. В целях уточнения сообщенных лицом фактов допускается проведение дополнительных собеседований.

 В силу статьи 4 Закона "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано лично или через уполномоченного на то представителя обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

 При наличии обстоятельств, не зависящих от данного лица и препятствующих его своевременному обращению с ходатайством, срок обращения может превышать одни сутки, но не более чем на период действия возникших обстоятельств: в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего пребывания на законном основании на территории Российской Федерации.

 Х. М. Х. 26.08.2012 прибыл в Россию; 20.05.2013 - обратился в отдел по вопросам беженцев и вынужденных переселенцев УФМС России по Краснодарскому краю с ходатайством о признании его беженцем (л. д. 29).

 Из материалов дела следует, что виза Х. М. Х. выдана 04.07.2012, сроком действия 90 дней из каждых 180 дней (л. д. 7).

 Таким образом, с ходатайством о признании беженцем в УФМС России по Краснодарскому краю заявитель обратился несвоевременно – после того, как истек срок действия Российской визы.

 На момент обращения с ходатайством на законном основании на территории Российской Федерации Х. М. Х. не находился.

 На основании частей 2, 3 статьи 7 Закона "О беженцах", рассмотрение ходатайства по существу осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 3 настоящего Федерального закона; по итогам рассмотрения ходатайства по существу федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо его территориальным органом принимается решение о признании беженцем либо об отказе в признании беженцем.

 Частью 10 статьи 7 Закона "О беженцах" предусмотрено, что в случае, если лицу, находящемуся на территории Российской Федерации, отказано в признании беженцем, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об отказе вручает или направляет данному лицу по месту его пребывания уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения, а также с разъяснением правового положения лица и членов его семьи.

 Решением по итогам рассмотрения ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу гражданина Сирии Х. М. Х., утвержденным 15.08.2013 заместителем начальника УФМС по Краснодарскому краю, заявителю отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации как не отвечающему критериям, определяющим понятие «беженец», а также в на основании ответа УФСБ России по Краснодарскому краю (л. д. 29 – 34).

 Уведомление о принятом решении заявитель получил 16.08.2013 (л. д. 6).

 Согласно части 2 статьи 2 Закона "О беженцах", его действие не распространяется на иностранных граждан, покинувших государство своей гражданской принадлежности по экономическим причинам.

 В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона №4528-1, его действие не распространяется на лицо, за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства.

 Х. М. Х. въехал на территорию Российской Федерации на заработки, поскольку не имел возможности достойно заработать и прокормить семью в Сирии (л. д. 32).

 Власти Сирии признают права своего гражданина Х. М. Х. – он документирован национальным паспортом, на территории Сирии дискриминации не подвергался (л. д. 33).

 Таким образом, УФМС по Краснодарскому краю сделан обоснованный вывод о том, что Х. М. Х. не отвечает критериям, определяющим понятие «беженец».

 Кроме того, письмом от 27.06.2013 № 2/1/5-5184 (вх. № 742 дсп от 02.07.2013) УФСБ России по Краснодарскому краю рекомендовано отказать Х. М. Х. в удовлетворении ходатайства, а также о предоставлении убежища, так как его пребывание в регионе может создать угрозу безопасности Российской Федерации.

 В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

 Согласно статье 4 Закона Российской Федерации №2446?1 от 05.03.1992 "О безо­пасности" для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопас­ности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соот­ветствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасно­сти.

 Статьей 10 Закона Российской Федерации от 05.03.1992 № 2446-1 "О безопасно­сти" регламентировано, что обеспечение безопасности личности, общества и государства осуществляется на основе разграничения полномочий. Органы исполнительной власти в числе дру­гих функций осуществляют систему мероприятий по обеспечению безопасности личности, общества и государства в пределах своей компетенции. Федеральная служба безопасности России является одним из органов исполнительной власти.

 С учетом пунктов "б", "р" статьи 12 Федерального закона № 40 от 03.04.1995 "О федеральной службе безопасности" в число обязанностей Федеральной службы безопасности Российской Федерации входит выявление, предупреждение, пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Россий­ской Федерации, а также участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выез­да за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без граж­данства на территории Российской Федерации. Для выполнения возложенных обя­занностей Федеральная служба безопасности Российской Федерации вправе осуществлять оперативно-розыскную деятельность. Таким образом, в Российской Федерации законодательно определен порядок защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, в соответ­ствии с которым ФСБ России обязаны выявлять, предупреждать и пресекать, в том числе в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, любую дея­тельность иностранцев, угрожающую безопасности Российской Федерации. Право оценки деятельности иностранных граждан, а также лиц без граждан­ства как представляющей угрозу обороноспособности или безопасности государ­ства, либо общественному порядку, либо защите здоровья населения, отнесено к полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности РФ, и суд не вправе вмешиваться в данные полномочия одного из органа исполнительной власти. Применения данных превентивных мер по защите национальной безопасности находится в пределах компетенции органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

 С учетом части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.

 Суд находит не обоснованным и не подлежащим удовлетворению требование Х. М. Х. об оспаривании отказа УФМС по Краснодарскому краю от 15.08.2013 в признании беженцем, поскольку установлено, что обжалуемое решение обосновано и принято на основании закона.

 Руководствуясь частью 4 статьи 258, статьями 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

 В удовлетворении требований Х. М. Х. о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы по Краснодарскому краю от 15.08.2013 об отказе признания беженцем отказать.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Первомайский районный суд городаКраснодара в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Е. Г. Фоменко