Дело №2-1236/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 октября 2017 года г.Шумерля Чувашской Республики
Шумерлинский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Мироновой Н.Б., при секретаре Макаровой Т.М.,
с участием помощника Шумерлинского межрайпрокурора Бойцовой Л.В.,
представителя ответчика Муниципального унитарного предприятия «Теплоэнерго» ФИО3,
представителя третьего лица администрации г.Шумерля Чувашской Республики ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шумерлинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» об обязании незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатировать котельные №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-5, ЦТП-8, ЦТП-9 МУП «Теплоэнерго» в отопительный период 2017-2018 годов с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии на нужды теплоснабжения населения г.Шумерля и объектов, необходимых для жизнеобеспечения граждан,
УСТАНОВИЛ:
Шумерлинский межрайпрокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» (далее – МУП «Теплоэнерго») с требованиями об обязании незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу эксплуатировать котельные №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-5, ЦТП-8, ЦТП-9 МУП «Теплоэнерго» в отопительный период 2017-2018 годов с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии на нужды теплоснабжения населения г.Шумерля и объектов, необходимых для жизнеобеспечения граждан.
Иск мотивирован тем, что Шумерлинской межрайонной прокуратурой на территории г.Шумерля проведена проверка соблюдения действующего законодательства в части теплоснабжения населения г.Шумерля. МУП «Теплоэнерго» является ресурсоснабжающей организацией по обеспечению населения г.Шумерля тепловой энергией и горячей водой. В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 06 сентября 2012 года №889 «О выводе в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей» вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления. Вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии. Проведенной проверкой установлено, что решением Арбитражного суда ЧР от "___" ___________ г. по делу № ___________ в отношении МУП «Теплоэнерго» открыто конкурсное производство. В связи с этим, и.о. конкурсного управляющего МУП «Теполэнерго» всем управляющим компаниям, ТСЖ, социальным объектам и другим лицам направлены письма об отказе от исполнения ранее заключенных и действующих договоров теплоснабжения. Таким образом, фактически МУП «Теплоэнерго» принято решение о выводе из эксплуатации всех котельных и ЦТП предприятия из эксплуатации. Между тем, согласование вывода из эксплуатации котельных ЦТП МУП «Теплоэнерго» с администрацией г.Шумерля не произведено. Кроме того, прекращение хозяйственной деятельности МУП «Теплоэнерго» непосредственно перед началом отопительного сезона 2017-2018 годов повлечет невозможность теплоснабжения 43 бюджетных организаций, из них, 23 объекта социальной сферы (дошкольных и общеобразовательных учреждений, учреждений здравоохранения, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к объектам жизнеобеспечения), 237 многоквартирных домов и других организаций. Факт одностороннего отказа МУП «Теплоэнергор» от исполнения ранее заключенных и действующих договоров теплоснабжения повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, необходимых для жизнеобеспечения граждан, что в свою очередь повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Шумерля.
Помощник Шумерлинского межрайпрокурора Бойцова Л.В. в судебном заседании поддержала требования по доводам, изложенным в иске, пояснила, что в настоящее отопительный сезон начат, все котельные обеспечивают город теплом. Однако в прокуратуру не представлены документы о пуске котельных. Относительно котельных № 3, 10, 14 пояснила, что согласно ст.ст.450, 452 ГК РФ договор может безвозмездного пользования этими котельными может быть расторгнут в той же форме, что и заключался, т.е. только в письменной форме, а поскольку письменно этот договор не расторгнут и котельные собственник у не переданы, договор безвозмездного пользования данным имуществом продолжает действовать.
Представитель ответчика МУП «Теплоэнерго» ФИО3 в судебном заседании иск признал по всем котельным, кроме котельных №№ 3, 10, 14. Пояснил, что на эти три котельные между собственником котельных Администрацией г.Шумерля и МУП «Теплоэнерго» был заключен договор безвозмездного пользования сроком до "___" ___________ г., в "___" ___________ г. году эти котельные МУП «Теплоэнерго» эксплуатировало без договора. "___" ___________ г. МУП «Теплоэнерго» вручило Администрации г.Шумерля уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования этими тремя котельными, но до сих пор собственник эти котельные не принял, поэтому МУП «Теплоэнерго» продолжает их эксплуатировать и запустило их в начатом отопительном сезоне 2017-2018 года, который начат МУП «Теплоэнерго» "___" ___________ г.. Тарифы на отопительный сезон 2017-2018 года утверждались с учетом всех обслуживаемых МУП «Теплоэнерго» котельных и ЦТП в г.Шумерля, в том числе с учетом котельных №№ 3, 10, 14. С "___" ___________ г. отопительный сезон в городе Шумерля начат согласно приказу конкурсного управляюшего, и все котельные, указанные в иске, запущены и дают тепло городу.
Представитель третьего лица администрации г.Шумерля Чувашской Республики ФИО4 в судебном заседании просила удовлетворить иск прокурора, пояснила, что администрация г.Шумерля обжаловала решение Арбитражного суда Чувашской Республики о введении конкурсного производства. "___" ___________ г. иск принят, вынесены обеспечительные меры о продолжении хозяйственной деятельности МУП «Теплоэнерго». "___" ___________ г. было проведено собрание кредиторов МУП «Теплоэнерго», на котором было принято решение о продолжении хозяйственной деятельности ответчика. По уведомлению от "___" ___________ г. администрация решение о принятии котельных №№ 3, 10, 14 обратно на свой баланс до настоящего времени не приняла, все котельные, указанные в настоящем иске, находятся в пользовании ответчика, поэтому Администрация г.Шумерля считает договора о безвозмездном пользовании котельными №№ 3, 10, 14 не расторгнутыми.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения искового заявления, исходя из следующего.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций.
Согласно п.п.1, 4, 5 ч.1 ст.6 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в том числе, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; согласование вывода источников тепловой энергии, тепловых сетей в ремонт и из эксплуатации.
В соответствии с ч.ч.1, 3 ст.21 Закона «О теплоснабжении» в целях недопущения ущемления прав и законных интересов потребителей тепловой энергии собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей обязаны осуществлять согласование с органами местного самоуправления и в случаях, установленных настоящей статьей, с потребителями вывода указанных объектов в ремонт и из эксплуатации.
Порядок вывода в ремонт или из эксплуатации источников тепловой энергии, тепловых сетей устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с положениями настоящей статьи, с особенностями, установленными для ценовых зон теплоснабжения статьей 23.12 настоящего Федерального закона, и с другими федеральными законами и должен, в частности, включать в себя порядок и сроки принятия органами местного самоуправления предусмотренных настоящей статьей решений о согласовании или несогласовании вывода указанных объектов в ремонт или из эксплуатации.
Согласно п.2 Правил вывода в ремонт и из эксплуатации источников тепловой энергии и тепловых сетей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 сентября 2012 года №889, «вывод из эксплуатации» - это окончательная остановка работы источников тепловой энергии и тепловых сетей, которая осуществляется в целях их ликвидации или консервации на срок более 1 года.
В соответствии с п.3 вышеуказанного Постановления вывод из эксплуатации источников тепловой энергии осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления. Вывод из эксплуатации тепловых сетей осуществляется по согласованию с органом местного самоуправления и потребителями тепловой энергии.
Согласно договоров о пользовании муниципальным имуществом города Шумерля на праве хозяйственного ведения от "___" ___________ г. и от "___" ___________ г., соответствующим актам приема-передачи и приложений к актам приема-передачи, администрация г.Шумерля передала МУП г.Шумерля «Теплоэнерго» на праве хозяйственного ведения для использования в соответствии с уставной деятельностью муниципальное имущество города Шумерля, в том числе котельные №№ 1, 2, 4, 6, 7, 8, 11, 13, 15, ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-5, ЦТП-8, ЦТП-9, т.е. все ЦТП и котельные, указанные в иске, за исключением котельных №№ 3, 10, 14.
Согласно договору безвозмездного пользования № ___________ от "___" ___________ г., акту приема-передачи от "___" ___________ г. и приложения к нему, администрация г.Шумерля передала МУП «Теплоэнерго» основные средства, в том числе и котельные №№ 3, 10, 14 на срок до "___" ___________ г..
Согласно дополнительному соглашению к данному договору срок действия договора безвозмездного пользования котельными №№ 3, 10, 14 продлен до "___" ___________ г..
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от "___" ___________ г. по делу № ___________ в отношении МУП «Теплоэнерго» открыто конкурсное производство.
В соответствии с ч.1 ст.129 Федерального закона от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника – унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Из материалов дела следует, что "___" ___________ г. конкурсный управляющий МУП «Теплоэнерго» разослало всем потребителям теплоэнергии заявления об отказе от исполнения договоров о поставке тепла и горячего водоснабжения.
"___" ___________ г. в Администрацию г.Шумерля поступило уведомление конкурсного управляющего МУП «Теплоэнерго» о прекращении договорных отношений по договору безвозмездного пользования № ___________ от "___" ___________ г. относительно котельных №№ 3, 10, 14.
Таким образом, фактически было принято решение о выводе из эксплуатации всех котельных и ЦТП в городе Шумерля из эксплуатации.
Однако, согласование вывода из эксплуатации котельных и ЦТП с их собственником и органом местного самоуправления - Администрацией г.Шумерля Чувашской Республики произведено не было.
Ответчик данный факт не оспорил.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривает и факт принятия и обслуживания всех спорных ЦТП и котельных, в том числе котельных №№ 3, 10, 14.
Также в материалах дела отсутствует акт передачи (возврата) собственнику (Администрации г.Шумерля) котельных №№ 3, 10, 14.
В соответствии с ч.1 ст.450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно ч.1 ст.452 ГК РФ соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Договор безвозмездного пользования № ___________ от "___" ___________ г. в отношении котельных №№№ 3, 10, 14 заключен в письменной форме, соответственно, в силу закона расторжение данного договора должно быть совершено также в письменной форме.
Как следует из имеющихся доказательств, договор безвозмездного пользования не расторгнут, актов о возврате спорных котельных собственнику не имеется, соответственно, данный договор нельзя считать расторгнутым.
Представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал тот факт, что при утверждении тарифов на отопительный сезон 2017-2018 года котельные №№ 3, 10, 14 МУП «Теплоэнерго» также учитывались, соответственно договор безвозмездного пользования котельными №№ 3, 10, 14 продолжает действовать, и МУП «Теплоэнергор» обязано его исполнять.
В силу ч.6 ст.129 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» собрание кредиторов вправе принять решение о прекращении хозяйственной деятельности должника при условии, что такое прекращение не повлечет за собой техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий (далее - социально значимые объекты), необходимых для жизнеобеспечения граждан.
Проведенной проверкой установлено, что соответствующее решение о прекращении хозяйственной деятельности МУП «Теплоэнерго» собрание кредиторов МУП «Теплоэнерго» не принималось.
Из протокола собрания кредиторов МУП «Теплоэнерго от "___" ___________ г. следует, что на собрании было решено о продолжении хозяйственной деятельности МУП «Теплоэнерго» в ходе проведения конкурсного производства по всем спорным ЦТП и котельным, в том числе котельным №№ 3, 10, 14.
Кроме того, факт одностороннего отказа МУП «Теплоэнергор» от исполнения ранее заключенных и действующих договоров теплоснабжения может повлечь техногенные и (или) экологические катастрофы, прекращение эксплуатации объектов, используемых для обеспечения деятельности дошкольных образовательных организаций, других образовательных организаций, лечебно-профилактических учреждений, объектов, используемых для организации доврачебной помощи, скорой и неотложной амбулаторно-поликлинической стационарной медицинской помощи, объектов коммунальной инфраструктуры, относящихся к системам жизнеобеспечения, в том числе объектов водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, объектов, предназначенных для освещения территорий городских и сельских поселений, объектов, предназначенных для благоустройства территорий, необходимых для жизнеобеспечения граждан, что в свою очередь повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц – жителей г.Шумерля Чувашской Республики.
При таких обстоятельствах, требования прокурора обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В связи с удовлетворением исковых требований, в силу ст. 333.19 НК РФ, ст.ст.88, 98 ГПК РФ государственная пошлина в размере 300 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального бюджета города Шумерля Чувашской Республики.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 264 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Шумерлинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Теплоэнерго» удовлетворить.
Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Теплоэнепрго» незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу, эксплуатировать котельные №№ 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, ЦТП-1, ЦТП-2, ЦТП-3, ЦТП-4, ЦТП-5, ЦТП-8, ЦТП-9 МУП «Теплоэнерго» в отопительный период 2017-2018 годов с целью производства, передачи и распределения тепловой энергии на нужды теплоснабжения населения города Шумерля Чувашской Республики и объектов, необходимых для жизнеобеспечения граждан.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики путем подачи в Шумерлинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено "___" ___________ г..
Судья Н.Б. Миронова