ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1236/18 от 04.01.2018 Володарского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело № 2-1236/2018

32RS0004-01-2018-001723-61

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2018 г.

г. Брянск

Володарский районный суд г. Брянска в составе председательствующего судьи Гончаровой В.И., при секретаре Кравцовой М.В.

С участием представителей истцов по доверенности ФИО1, ФИО2, представителя ответчика- по доверенности ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 к Володарской районной администрации о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана Вов

установил:

ФИО4 обратился в суд с иском к Володарской районной администрации о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана ВОв. В обоснование заявленных требований указал, что является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, также является инвалидом №.... группы, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки- предоставления жилья, общей площадью 36 кв.м., и среднерыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Имея права и льготы, установленные ст. 15 Федерального закона « О Ветеранах» ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в Володарскую районную администрацию г Брянска с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как участника ( инвалида) Великой Отечественной войны и предоставления жилого помещения не менее 36 кв.м., однако в принятии на жилищный учет ему было отказано. Ему на праве общей долевой собственности принадлежит 1/3 в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также жилой дом, общей площадью 46,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. В своем отказе ответчик не учел, что принадлежащий ему на праве собственности дом не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Согласно технического обследования, принадлежащего ему дома, износ конструкций дома составляет 74,1 %., дом имеет печное отопление, газоснабжения нет, центральным водоснабжением не обеспечен. В соответствии с Указом Президента от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 г.г.» имеет право на предоставление ему жилья общей площадью 36 кв.м. и среднерыночной стоимости 1 кв. м. общей площади жилья по субъекту РФ, устанавливаемой Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Истец в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку своих представителей.

В судебном заседании представители истца по доверенности ФИО1, ФИО2 поддержал исковые требования в полном объеме, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – Володарской районной администрации по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что истцу правомерно было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как ветерана Великой Отечественной войны, поскольку истец обеспечен жилым помещением по установленным нормам, не является малоимущим.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, истец зарегистрирован в квартире, расположенной по адресу: г Брянск, <адрес>, кроме него в квартире зарегистрированы : жена истца ФИО5, сын ФИО6, внуки ***., ДД.ММ.ГГГГ., ***ДД.ММ.ГГГГ..

Истец ФИО4, его жена ФИО5, сын ФИО6 явлются собственниками по 1/3 доли каждый в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, общей площадью 62,70 кв.м.

ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО4 обратился в Володарскую районную администрацию г Брянска с заявлением о принятии его и членов его семьи в количестве двух человек – жена ФИО5 на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, указав, что он и члены его семьи занимают квартиру 42,2/62,7 кв.м. по адресу: г Брянск, <адрес>. Других жилых помещений в собственности, найме, социальном найме, безвозмездном пользовании, а также по другим основаниям, он и члены его семьи не имеют.

Володарской районной администрацией г Брянска ДД.ММ.ГГГГ на заседании районной жилищно-бытовой комиссии были рассмотрены предоставленные истцом документы, по решению которой истцу отказано в принятии на жилищный учет в Володарской районной администрации г Брянска на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ.

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ№.... Володарской районной администрации ФИО4 отказано в признании малоимущим и принятии на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма на состав семьи 2 человека в соответствии с п.2 ч.1 ст 54 ЖК РФ, п.»б» ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 г №37-З « О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области на основании решения районной жилищно-бытовой комиссии от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пп.3 п.1 ст 15 ФЗ от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах « а»-«ж» и «и» подпункта 1 п.1 ст. 2 и настоящего Федерального закона, предоставляется следующая мера социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Таким образом, довод истца о том, что малолетние узники концлагерей по своему статусу в части обеспечения жильем приравнены к участникам и инвалидам Великой Отечественной войны и пользуются всеми льготами, установленными для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, ошибочны, из системного анализа п.8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», положений ст 23.2 ФЗ «О ветеранах», не следует, что законодатель полностью идентифицирует их с инвалидами или участниками Великой Отечественной войны.

Круг лиц, получивших право на обеспечение жильем, названным Указом четко определен, и распространение действия этого Указа Президента РФ на лиц, приравненных к перечисленным в Указе категориям граждан, в том числе на бывших несовершеннолетних узников концлагерей, не предусмотрено.

Поскольку вышеназванными положениями не предусмотрено обеспечение за счет субвенций из федерального бюджета бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей жильем, то требования о постановке на учет истицы как ветерана Великой Отечественной войны несостоятельны.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

В соответствии с положениями п.11 ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пп.2 п.3 ст 23.2 ФЗ «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Из вышеуказанных правовых норм следует, что правом на обеспечение жилым помещением обладают участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления которых устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ч.ч.4,5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Постановлению Брянской городской администрации от 25.05.2005 года №1824-п, учетная норма площади жилого помещения на территории города Брянска составляет 14 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи

В соответствии с ч.1 п.2 ст 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п.2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Поскольку было установлено, что истцу и членам его семьи ( жене) принадлежат на праве собственности по 1/3 доли в праве общей долевой собственности в квартире, расположенной по адресу: г Брянск, <адрес> ( по 20,9 кв.м. на каждого), а также истцу принадлежит дом по адресу: <адрес>, общей площадью 46,2 кв. м и, Володарской районной администрацией г Брянска законно и обоснованно было отказано ФИО4 в постановке его на учет как нуждающегося в жилом помещении.

Довод истца, что ответчиком необоснованно при подсчете жилой площади в суммарную площадь была включена общая площадь жилого дома по адресу: <адрес>, так как указанное помещение не пригодно для проживания, в связи с чем, площадь указанного дома не должна учитываться в общую площадь помещений, занимаемых семьей, суд считает несостоятельным, поскольку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> установленном законом порядке непригодным для проживания не признан.

Признание помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным требованиям согласно п.1 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и реконструкции».

Заключение о невозможности эксплуатации указанного дома в качестве жилого, директора ООО « ГорСтройСервис» не имеет правового значения для разрешения требований истца, поскольку в установленном порядке данный дом непригодным для проживания не признан.

Кроме того, справкой Администрации Суземского района подтверждено временное проживание истца ФИО7 в указанном доме.

Таким образом, факт того, что истец является ветераном Великой Отечественной войны, не порождает субъективного права на признание его нуждающимся в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны, исходя из того, истец обеспечен площадью жилого помещения в соответствии с нормами, установленными на территории Брянской области (14 кв. м на одного человека)

С учетом изложенного суд считает, что ФИО4, несмотря на то, что имеет право на льготы, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», однако с учетом положений ст. 23.2 указанного Закона, не относится к лицам, которые обеспечиваются жильем с учетом положений Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года № 714, поскольку не признан нуждающимся в жилых помещениях или нуждающимся в улучшении жилищных условий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что отказ Володарской районной администрации об отказе истцу в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является правомерным, оснований для обязания ответчика поставить ФИО4 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны, не имеется.

Учитывая изложенное, применяя приведенные нормы права, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований ФИО4 к Володарской районной администрации о признании отказа в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветерана Великой Отечественной войны, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский городской суд в течение 1 месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Володарский районный суд г.Брянска.

Судья В.И. Гончарова