Дело № 2-1237/2019
45RS0008-01-2019-001508-88
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,
при секретаре Чуевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 18 октября 2019 года гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2 о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ФИО2 о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда. В обоснование своих требований указала, что она с 04.04.2018 являлась главой Колесниковского сельсовета. 06.07.2019 ей стало известно о том, что ответчик распространила следующие сведения, не соответствующие действительности: 1. Большинство полномочий администрации Колесниковского сельсовета передано Администрации Кетовского района, в связи с чем, ФИО2 неизвестно, чем занимается глава Колесниковского сельсовета; 2. Депутаты Колесниковской сельской Думы неоднократно обращались к главе Кетовского района ФИО3; 3. По организации вывоза ТБО глава Колесниковского сельсовета никакие меры не предпринимает; 4. Не ведётся работа по организации вывоза жидких бытовых отходов и работа по физическим лицам, которые вывозят более года канализационные отходы; 5. Бездействие главы Колесниковского сельсовета более года при обнаружении отсутствия числящегося за сельсоветом помывочного узла в посёлке Нефтяников, бетонного узла и хозяйственного строения на сумму около 342 тысяч рублей. Отсутствие лица, на которое должна быть возложена ответственность; 6. Непроведение работы с населением по благоустройству села, приводя довод о том, что территория муниципального Колесниковского образования заросла травой, мусор на улицах валяется, ямочный ремонт дорожного полотна не проводится; 7. В 2018 г. было израсходовано около 300 тыс. рублей на ремонт дорог боем асфальта, который до настоящего времени лежит большими кусками на обочине дорог; 8. На отопление клубов и администрации здания уходит около 2 млн. руб. в год. В декабре 2018 г. на заседании сельской Думы главе сельсовета рекомендовано проработать вопрос по установке счётчиков на отопление этих зданий, чем уменьшится оплата примерно на 2/3, но вопрос не решён; 9. В мае 2019 г. обнаружено, что за отопление администрация Колесниковского сельсовета платит деньги за излишки объёма куб.м более 10 лет, даже двойная оплата за одно и то же помещение, и за отопление бокса без батарей и дверей, о чём известно главе сельсовета ФИО1 и главе Кетовского района ФИО3, но меры не приняты; 10. В декабре 2018 г. на заседании сельской Думы принято решение по боксу возле пожарного поста установить ворота, сделать отопление для школьного автобуса и передать школе. Всё было сделано, но с 5 апреля 2019 г. не могут передать; 11. Согласно обращению от 29.11.2018 поднят вопрос и на Думе (из-за возмущения вопрос пришлось снять с повестки) об использовании служебного автомобиля. Просьба состояла в том, чтобы служебный автомобиль использовался строго по назначению (согласно представления и акта ревизии от 10.10.2018 п. 1 неправомерное израсходование бюджетных средств, должен находится на рабочем месте, а не ночевать у дома главы Колесниковского сельсовета). Ранее ВАЗ 2107 стоял в боксе с пожарной машиной, под замком в тепле, а сейчас морозы, и в экстренной ситуации он просто не заведётся, а просьбы о выделении ставки водителя на сельскую Думу не поступало; 12. Неправомерное расходование бюджетных средств; 13. Глава администрации Колесниковского сельсовета должна заниматься учётом земель, представлять документы в районную земельную комиссию и требовать их исполнения, выявлять захват земель, которые принадлежат сельсовету, при этом считает, что глава Колесниковского сельсовета занимает наблюдательную позицию; 14. Приговором Кетовского районного суда Курганской области от 04.12.2018 с учётом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда от 12.03.2019 бывшая глава Колесниковского сельсовета ФИО4 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 286 УК РФ и ч. 2 ст. 235 УК РФ, ей назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с отсрочкой отбывания наказания до достижения её дочерью ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, четырнадцатилетнего возраста. По версии обвинения, ФИО4 себе и своим родственникам помогла выделить 22 земельных участка на сумму 12,5 млн. рублей. Земли находились в деревнях Патронная и Лукино. До сих пор администрация Колесниковского сельсовета не приняла мер для возмещения понесённых убытков в результате действий ФИО4 15. Многие земельные участки, выделенные для многодетных семей, специально дробятся и продаются по материнскому капиталу. Данные сведения изложены в обращении к Врио Губернатора Курганской области ФИО6 от ФИО2, как председателя Колесниковской сельской Думы, а также распространяются ею устно среди населения Колесниковского сельсовета в публичных местах (магазине, сельском совете, гражданам с. Колесниково, п. Нефтяников). Распространённые ответчиком сведения порочат её честь и достоинство, деловую репутацию, поскольку депутатам Колесниковской сельской Думы председатель Думы ФИО2 на обсуждение данное обращение не выносила (депутаты представляют интересы населения), ознакомившись с указанным обращением, они выразили несогласие по указанным в обращении вопросам, написали опровержение, при этом ФИО2 были сорваны заседания Думы, на которых должно было быть утверждено опровержение. Считает, что указанная ответчиком информация не соответствует действительности, поскольку в должности главы Колесниковского сельсовета она проделала большую работу по указанным в обращении пунктам. Так, по организации вывоза твёрдых бытовых отходов проведено 3 схода в феврале, апреле, где было решено вывозить только способом сбора мешков; в п. Нефтяников выбран представитель и с ним ООО «Сток» заключило договор, оплату за оказание услуг оплачивает 1 человек за весь п. Нефтяников. Она присутствовала на сходе и вела его, сопровождала представителя с п. Нефтяников при заключении договора с ООО «Сток». Организации, занимающиеся вывозом твёрдых бытовых отходов отказываются заключать договоры с физическими лицами (только с администрацией или с одним представителем). В с. Колесниково, д. Лукино, д. Патронная отказались от контейнерного способа вывоза ТБО, все отказались от сбора денежных средств. Администрацией Колесниковского сельсовета запущена машина по населённому пункту, где было собрано 9 мешков ТБО. В д. Лукино, д. Патронная ведётся сбор твёрдых бытовых отходов периодически частным лицом за определённую плату. Жителям Колесниковского сельсовета предложено заключить договоры по вывозу жидких бытовых отходов с ООО «Уют». Вывоз жидких бытовых отходов не является коммунальной услугой и жители сами вправе выбирать, кто им может оказать данную услугу. О проведении проверки в отношении граждан, осуществляющих самостоятельно вывоз жидких бытовых отходов, она как глава Колесниковского сельсовета обратилась в ОМВД России по Кетовскому району, Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, Межрайонную ИФНС России № 7 по Курганской области. Данный вопрос поставлен на контроль не только главой сельсовета, но и Администрацией Кетовского района. При приёме муниципального имущества, как главой ею выявлено, что обмывочный пункт, бетонный узел и склад деревянный находятся в разрушенном состоянии, в связи с чем ею подано заявление в ОМВД России по Кетовскому району о привлечении к ответственности лиц, которые разрушили обмывочный пункт п. Нефтяников, по результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, который она обжаловала в Прокуратуру Кетовского района. Проведена повторная проверка, после чего подготовлены документы на списание указанных объектов. С населением работа осуществлялась вплотную: у жителей д. Лукино, д. Патронная, с. Колесниково, п. Нефтяников имеется телефон главы, всегда решаются вопросы жителей в пределах полномочий, даются разъяснения, при необходимости осуществляются выезды на место в любое время суток. Граждане ежедневно обращаются в сельский совет и ни одно обращение не осталось не рассмотренным. На протяжении всей весны 2019 г. проходили субботники на селе, на кладбище, убирали даже частные заброшенные территории, оказывали помощь в ремонте ФАПа с. Колесниково, оказивается территория ФАПа с. Колесниково и д. Лукино, полностью ликвидирована свалка в д. Лукино, в с. Колесниково территория несанкционированной свалки уменьшена с 8000 тыс. кв.м. до 200 кв.м. В 2019 г. впервые в д. Лукино организованы праздники «День защиты детей» и «День села». Сделана детская площадка в с. Колесниково. В <...> и в п. Нефтяников сделано уличное освещение. Проведена работа по отсутствию на пешеходном переходе пешеходной дорожки – пешеходная дорожка внесена в капитальный ремонт дорожного полотна ул. Центральная 2500 м в 2020 г. Администрацией Колесниковского сельсовета закуплены на сумму 170 000 руб. 20 20-тонных КАМАЗов для частичного ремонта дорожного полотна и распределены совместно с депаутатами по проблемным местам их округов. Завезено в 2018 г. в сентябре в д. Лукино на ул. Северная 700 м грунта щебня дорожного полотна с оплатой 1 200 000 руб. с софинансированием Колесниковским сельсоветом и жителями данной улицы. Ею проводилось собрание с жителями данной улицы по ремонту дороги, контролировались работы. Благодаря проведённой работе с населением по программе «Рубль к рублю» от населения поступило на счёт Колесниковского сельсовета 131 000 руб. Совместно с главой района ею проведено планирование установки тепловых счётчиков. Совместно со специалистами Кетовского района и ООО «Уют» ею проведена проверка и составлены акты о занижении объёмов. Второй гараж сделан Колесниковским сельсоветом на собственные средства, планируемой передаче гаража в район для школьного автобуса направлено соответствующее письмо. В администрации Колесниковского сельсовета нет ставки водителя. За выделением данной ставки она обращалась в Думу и принято решение в целях экономии бюджетных средств, т.к. она имеет водительское удостоверение, ставку водителя не вводить, а принять по договору оказания услуг лишь в случае её выезда в с. Кетово или г. Курган. Следовательно, служебный автомобиль ею не используется в личных целях. Учитывая ненормированность рабочего дня, приходится выезжать в другие населённые пункты: п. Нефтяников, д. Лукино, д. Патронное, с. Колесниково на экстренные ситуации. Она всегда присутствовала при пожарах, принимала участие в их тушении. О неправомерном расходовании бюджетных средств с её стороны ей ничего не известно. Администрация Колесниковского сельсовета лишена полномочий по земельным вопросам с 01.01.2017. Глава входит в состав межведомственной комиссии Администрации Кетовского района. Земельные участки, являющиеся предметом уголовного дела в отношении бывшей главы сельсовета истребуются Администрацией Кетовского района, как распорядителем земли в настоящее время. Администрация сельсовета привлечена третьим лицом, поддерживая позицию района. Предоставлением земельных участков в силу действующего законодательства занимается Администрация Кетовского района. Договор на вывоз твёрдых бытовых отходов с ООО «Чистый город» заключался бывшей главой, ею выявлена неправомерность её действий, проводится следственная проверка. Таким образом, распространив несоответствующие действительности сведения, порочащие её честь и достоинство, ответчик нарушила принадлежащие ей личные неимущественные права. Данные действия причинили ей моральный вред, выразившиеся в переживаниях, повлекших нарушение сна, нервный стресс, повышение артериального давления, обращение в ФАП, приём медикаментов. Обращает внимание, что имеет множественные заслуги, с 2009 г. являлась Председателем Каширинской сельской Думы, в 2011 г. поступила на муниципальную службу в Каширинский сельсовет, имеет благодарственные письма Курганского регионального отделения общественной организации «Союз женщин России», Курганского регионального отделения «Единая Россия», Женсовета Каширинского сельсовета, награждена грамотами Кетовского района за многолетний добросовестный труд, за активную жизненную позицию в 2014 г., в 2016 г., в 2018 г., награждена медалью Федеральной службы государственной статистики «За труды в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи» 2016 г., награждена Благодарственным письмом Губернатора Курганской области в 2016 г. В 2019 г. также сданы документы на награждение грамотой Губернатора Курганской области для присвоения звания «Ветеран труда». Согласно Уставу Колесниковского сельсовета, глава избирается сроком на 5 лет. После указанных выше действий ответчика она вынуждена была уволиться с должности главы Колесниковского сельсовета и вернуться на предыдущее место работы, где заработная плата ниже, чем заработная плата главы сельсовета. Правоохранительными органами в отношении неё проводились следственные действия, что повлияло на её психологическое и эмоциональное состояние, привело к отрыву от работы. Полагает, что из-за действий ФИО2 в отношении неё сложится негативное мнение граждан, что также является причиной её нравственных страданий. Просит взыскать в её пользу с ответчика компенсацию морального вреда в размере 800 000 руб.
Истец в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам иска.
Ответчик и её представитель, действующий по устному ходатайству ФИО7, в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, пояснив, что ФИО2 является председателем Колесниковской сельской Думы. Глава Колесниковского сельсовета подотчётна сельской Думе. Будучи недовольной работой главы сельсовета ФИО1 по некоторым вопросам, для привлечения внимания к проблемам сельского совета, ФИО2 обратилась к Губернатору (в то время – Врио) Курганской области ФИО6 Она не преследовала цель оскорбить ФИО1, обращение не содержит оскорбительных слов и выражений, в нём изложены проблемы, которые по мнению ФИО2, не были решены ФИО1, будучи в должности главы Колесниковского сельсовета, т.е. отражены рабочие моменты. Те вопросы, которые ФИО1 решались, не отражены в обращении к ФИО6 Полагает, что, являясь председателем Колесниковской сельской Думы, она имела право обратиться к вышестоящему руководителю в целях решения вопросов сельского совета, когда главой сельсовета они не были разрешены. Просили в иске отказать.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Установлено, что постановлением администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области от 04.04.2018 № 28, решениями Колесниковской сельской Думы от 30.03.2018 № 6 и от 30.03.2018 № 5 ФИО1 вступила в должность главы Колесниковского сельсовета.
Решением Колесниковской сельской Думы от 30.07.2019 № 29 принята отставка главы Колесниковского сельсовета ФИО1 по собственному желанию, признаны досрочно прекращёнными её полномочия главы Колесниковского сельсовета с 30.07.2019 согласно письменному заявлению.
26.06.2019 от председателя Колесниковской сельской Думы ФИО2 на имя Врио Губернатора Курганской области ФИО6 было направлено обращение, в котором она просила взять на жёсткий контроль исполнение обязанностей главы Колесниковского сельсовета ФИО1, т.к. большинство своих полномочий ею передано району, и чем теперь занимается глава, неизвестно. По этим ниже обозначенным наболевшим вопросам они неоднократно обращались к главе Кетовского района ФИО3, но подвижек нет.
Далее перечисляется 13 пунктов вопросов местного значения, которые, как полагает ФИО2, не решены главой Колесниковского сельсовета ФИО1, а именно:
Организация вывоза твёрдых бытовых отходов. Глава никакие меры не предпринимает, хотя вопрос был вынесен на сходе населения в феврале 2019 г., принято решение: главе организовать вывоз ТБО, но до настоящего времени мер не предпринято, просят оказать помощь.
Вывоз жидких бытовых отходов не организован, частники вывозят более года канализационные отходы в посадки, в лес и любое другое место, куда захотят. Они наносят непоправимый вред природе, безвозвратно разбили просёлочные дороги. Эти люди наживаются, но не платят налоги.
Инвентаризация имущества проводилась около года. При приёме дел главой Колесниковского сельсовета ФИО1 было обнаружено разграбление числящегося за сельсоветом помывочного узла п. Нефтяников, бетонного узла и хозяйственного строения на сумму около 342 000 руб. Кто за это ответит? Прошло более года, а подвижек в этом вопросе никаких нет.
С населением глава не работает, по благоустройству села тоже: территория муниципального Колесниковского образования заросла травой, валяется мусор на улице. Ямочный ремонт дорожного полотна не проводится, возле школы установлено ограждение дороги, а пешеходных дорожек нет, дети и взрослые вынуждены идти по дороге. Возле школы стоит вода, обещали устроить территорию возле школы.
В 2018 г. было израсходовано около 300 000 руб. на ремонт дорог боем асфальта, который до настоящего времени лежит большими кусками на обочине дорог. Сейчас сезон производить ремонт дорог, но только не в с. Колесниково.
На отопление клубов и администрации здания уходит около 2 000 000 руб. в год. В декабре 2018 г. на Думе было рекомендовано ФИО1 проработать вопрос по установке счётчиков на отопление этих зданий, чем уменьшится оплата примерно на 2/3, но до настоящего времени подвижек нет. В мае 2019 г. было обнаружено, что за отопление администрация муниципального Колесниковского образования платит деньги за излишки объёма куб.м более 10 лет, даже двойная оплата за одно и то же помещение и за отопление бокса без батарей и дверей. Об этом известно ФИО1 и главе Кетовского района ФИО3, но мер до настоящего времени не принято, а это большие бюджетные деньги, которые расходовали более 10 лет.
В декабре 2018 г. на Думе было принято решение по боксу возле пожарного поста установить ворота, сделать отопление для школьного автобуса и передать школе. Всё было сделано, но с апреля 2019 г. не могут передать, хотя за лето его можно приготовить к зиме.
Согласно обращению от 29.11.2018 был поднят вопрос на Думе об использовании служебного автомобиля (из-за возмущения вопрос пришлось снять с повестки). Просьба состояла в том, чтобы служебный автомобиль использовался строго по назначению (согласно представлению и акту ревизии от 10.10.2018, п. 1) неправомерное израсходование бюджетных средств, должен находиться на рабочем месте, а не ночевать у главы дома. В ответе на обращение, п. 5 написано: «ВАЗ 2107 стоит у дома главы, т.к. нет охраняемой стоянки. И автомобиль может быть использован по непредвиденным обстоятельствам, в ночное время суток». Ранее ВАЗ 2107 стоял в боксе с пожарной машиной, под замком, в тепле, а сейчас морозы, и в экстренной ситуации он просто не заведётся, а просьбы о выделении ставки водителя на думу не поступало. Утром едут из с. Каширино на работу, на обед – в с. Каширино и обратно, и вечером домой в с. Каширино (об использовании служебных автомобилей много говорилось в средствах массовой информации и им).
Просит принять меры по восстановлению неправомерного расходования бюджетных средств (к чему и стремится дума, и чтобы глава экономила бюджетные средства и все расходы согласовывала с Думой). Все договоры, заключаемые главой, должны быть согласованы с Думой согласно с требованием ревизии от 12.04.2016.
Глава Колесниковской администрации должна заниматься учётом земель, представлять документы в районную земельную комиссию и требовать их исполнения, выявлять захват земель, которые принадлежат сельсовету, а не занимать наблюдательную позицию.
Уголовное дело на главу Колесниковского сельсовета ФИО4 приговором Кетовского районного суда Курганской области от 04.12.2018, с учётом апелляционного определения судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда от 12.03.2019 ФИО4 признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 186 УК РФ и ч. 2 ст. 185 УК РФ, ей назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы в исправительной колонии общего режима, с отсрочкой отбывания наказания до достижения её дочерью ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, четырнадцатилетнего возраста. По версии обвинения, ФИО4 себе и своим родственникам помогла выделить 22 земельных участка на сумму 12,5 млн. руб. Земли находились в деревнях Патронная и Лукино. До сих пор администрация Колесниковского сельсовета не приняла мер для возмещения понесённых убытков в результате действий ФИО4
Многие земельные участки, выделенные для многодетных семей, специально дробятся и продаются по материнскому капиталу (часто приезжают из г. Тюмень и ХМАО следственные органы по материнскому капиталу, так 24.06.2019 по семи участкам и т.д.).
В настоящее время следственным комитетом Кетовского района более года проводится проверка правомерности действий бывшего главы Колесниковского сельсовета ФИО4 при перечислении денег со средств сельсовета за вывоз ТБО ООО «Чистый город». Собранные с населения непонятно на каком основании денежные средства куда-то ушли. Происходила двойная оплата – с населения и с администрации. В Свердловском арбитражном суде представитель ООО «Чистый город» представил документы, что они не заключали договоры с населением, не собирали деньги и считают фальсификацией печати, квитанции и договоры со стороны администрации Колесниковского сельсовета.
Просит взять на жёсткий контроль исполнение обязанностей главы Колесниковского сельсовета ФИО1 Ответ просит направить в бумажном и электронном вариантах.
Обращение подписано председателем Колесниковской Думы ФИО2
В соответствии со ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом (п. 1).
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву (п. 3).
Порядок опровержения сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, в иных случаях, кроме указанных в пунктах 2 - 5 настоящей статьи, устанавливается судом (п. 6).
Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений или опубликованием своего ответа вправе требовать возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением таких сведений (п. 9).
Правила пунктов 1 - 9 настоящей статьи, за исключением положений о компенсации морального вреда, могут быть применены судом также к случаям распространения любых не соответствующих действительности сведений о гражданине, если такой гражданин докажет несоответствие указанных сведений действительности (п. 10).
Из материалов рассматриваемого дела следует, что ФИО1, будучи главой Колесниковского сельсовета отчитывалась перед Колесниковской сельской Думой по вопросам своей деятельности за 2018 г. с удовлетворительной оценкой (протокол № 9 от 22.02.2019, решение Колесниковской сельской Думы от 22.02.2019 № 16); организовывала и участвовала в сходе граждан с. Колесниково, п. Нефтяников, д. Лукино, д. Патронная от 09.02.2019 в повестку дня которого входило решение вопроса по вывозу твёрдых бытовых отходов; 20.03.2019 и 23.04.2019 обращалась в ОМВД России по Кетовскому району с вопросом привлечения к ответственности граждан, которые осуществляют вывоз жидких бытовых отходов на территорию населённого пункта с. Колесниково, двоеданского кладбища, о чём вынесено постановление об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 12.04.2019 (письма Администрации Кетовского района Курганской области от 16.04.2019 № 2213, от 27.03.2019 № 42/5025); обращалась в Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области по вопросу несанкционированного размещения жидких бытовых отходов на территории с. Колесниково (ответ от 16.05.2019 № 01-10/3998) и в Межрайонную ИФНС России № 7 по Курганской области по вопросу проверки предпринимательской деятельности по вывозу жидких бытовых отходов (ответ от 20.05.2019 № 188); также 01.06.2018 обращалась в ОМВД России по Кетовскому району по вопросу привлечения к ответственности лиц, которые разрушили обмывочный пункт п. Нефтянников, на что имеются постановления от 19.12.2018, от 26.03.2019 об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении неустановленного лица по признакам состава преступления, предусмотренного п. «в» ч. 3 ст. 158 УК РФ в связи с отсутствием состава преступления; 04.03.2019 обращалась с жалобой к прокурору Кетовского района о проверке правильности вынесенного постановления; совершала иные действия в соответствии со своими должностными обязанностями, о чём также представлены сообщения главы Колесниковского сельсовета ФИО1 от 04.12.2018 № 599 в адрес начальника Кетовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области, от 06.06.2019 № 233 в адрес главы Кетовского района ФИО3; акты №№ 1 и 2 по договору имущественного найма (аренды) № 31 от 11.09.2018; договор № 1 аренды транспортного средства от 11.09.2018; акты замера здания и его частей (пристроек, подвалов и т.п.) от 08.07.2019; уведомление главы Кетовского района ФИО3 о намерении передать гараж от 23.05.2019 № 192 и ответ Администрации Кетовского района Курганской области от 02.07.2019 № 3913; протокол Колесниковской сельской Думы № 5 от 05.12.2018; накладные на внутреннее перемещение объектов нефинансовых активов.
17.07.2019 от ряда жителей с. Колесниково Врио Губернатора Курганской области ФИО6 было направлено ходатайство, опровергающее сообщение ФИО2
Аналогичное обращение направлено от ряда жителей д. Лукино главе Кетовского района ФИО3
Также ряд жителей с. Колесниково направили в адрес главы Кетовского района ФИО3 17.07.2019 сообщения о выражении недоверия депутату Колесниковской сельской Думы ФИО2
Правительство Курганской области в ответ на обращение председателя Колесниковской сельской Думы ФИО2 направило в её адрес сообщение от 26.07.2019 № 3286/19-2-0-1, в котором указано, что данное обращение, в котором она даёт критические оценки деятельности главы Колесниковского сельсовета Кетовского района ФИО1, рассмотрено. Указано, что данные критические оценки деятельности главы сельсовета во многом носят субъективный характер и не отражают истинного положения дел. Для проверки информации, изложенной в её обращении, Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области 15.07.2019 проведён рейдовый осмотр территории Колесниковского сельсовета, в ходе которого установлено расположение в границах сельсовета объекта несанкционированного размещения отходов. Также зафиксировано наличие мест несанкционированного размещения жидких коммунальных отходов. По итогам рейдового мероприятия администрации Колесниковского сельсовета в июле 2019 г. выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в сфере обращения с отходами. В настоящее время во всех населённых пунктах Колесниковского сельсовета (с. Колесниково, д. Лукино, п. Нефтяников, д. Патронная) организован вывоз ТКО частными лицами по договорам с населением. Также жителям Колесниковского сельсовета предложено заключить договоры на лицензированный вывоз ЖКО в санкционированные места. В ходе инвентаризации имущества Колесниковского сельсовета было выявлено, что обмывочный пункт, бетонный узел и деревянный склад в п. нефтяников находятся в разрушенном состоянии. Главой сельсовета было написано заявление в ОМВД России по Кетовскому району по привлечению к ответственности неизвестных лиц, которые разрушили обмывочный пункт в п. Нефтяников, на которое был получен отказ в возбуждении уголовного дела. Глава Колесниковского сельсовета, не согласившись с этим, написала жалобу в Прокуратуру Кетовского района с просьбой проверить правильность проверки материалов. Проведена повторная проверка материалов и получен ответ о законности действий ОМВД России по Кетовскому району. Объекты имеют нулевую балансовую стоимость, готовятся документы на списание указанных объектов. Глава Колесниковского сельсовета взаимодействует с жителями населённых пунктов в форме личных бесед, сходов, выездов на место и др. Жалоб от населения сельсовета по вопросу отказа главы сельсовета работать с гражданами в Администрацию Кетовского района не поступало. Весной 2019 г. проходили субботники на территории Колесниковского сельсовета, была полностью ликвидирована несанкционированная свалка в д. Лукино, в с. Колесниково территория несанкционированной свалки была значительно уменьшена. В 2018-2019 г.г. благоустроены территории сельсовета: сделана детская площадка в с. Колесниково, в <...> сделано уличное освещение. Пешеходный переход перед зданием Колесниковской средней школы был сделан в 2017 г. (до вступления в должность главы Колесниковского сельсовета ФИО1). Пешеходная дорожка будет внесена в план капитального ремонта дорожного полотна ул. Центральная в 2020 г. Вопрос ремонта дорог подробно изложен в отчёте главы Колесниковского сельсовета по итогам работы за 2018 г. перед депутатами Колесниковской сельской Думы и оценён положительно. Главой Колесниковского сельсовета совместно со специалистами отдела жилищно-коммунального хозяйства Администрации Кетовского района Курганской области в присутствии депутатов Колесниковской сельской Думы были проведены замеры указанных зданий на соответствие техническим планам и было выявлено, что объём тепловой энергии в отопительный сезон не завышен. Автомобильный гараж администрации сельсовета не отапливается и не был включён в расчёт тепловой энергии. Работа по оформлению и передаче в пользование МКОУ «Колесниковская основная общеобразовательная школа» гаража для хранения школьного автобуса ведётся. В администрации Колесниковского сельсовета нет ставки водителя, глава сельсовета по служебным вопросам выезжает в населённые пункты сельсовета, часто в нерабочее время, в выходные дни и в целях экономии бюджетных средств не нанимает водителя, а сама управляет транспортным средством. Служебный автомобиль не используется в личных целях. В настоящее время организована работа по возвращению имущества, выбывшего из распоряжения органов местного самоуправления Кетовского района Курганской области в результате совершения преступления (приговор Кетовского районного суда Курганской области от 04.12.2018 № 1-56/2018). Администрация кетовского района обратилась в Кетовский районный суд Курганской области с иском к бывшей главе Колесниковского сельсовета ФИО4 о возмещении ущерба, причинённого указанным преступлением и с иском о признании договоров купли-продажи земельных участков недействительными, истребовании имущества из чужого незаконного владения, прекращении права собственности. Договор на вывоз твёрдых бытовых отходов с ООО «Чистый город» был заключён бывшей главой Колесниковского сельсовета ФИО4 В настоящее время документы по данному делу переданы в следственные органы.
Обращение ФИО2 Правительством Курганской области также было направлено в УМВД России по Курганской области для выявления фактов возможного нарушения законодательства.
По сообщению УМВД России по Курганской области от 15.07.2019 № 3/196603883673 обращение председателя Колесниковской сельской Думы ФИО2 в отношении главы Колесниковского сельсовета ФИО1 зарегистрировано в Книге учёта заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях Дежурной части УМВД России по Курганской области за № 2994 от 15.07.2019. Дальнейшее рассмотрение обращения будет осуществляться сотрудниками Отдела МВД России по Кетовскому району в рамках уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сведения, изложенные в обращении председателя Колесниковской сельской Думы ФИО2 Врио Губернатура Курганской области ФИО6 о бездействии главы Колесниковского сельсовета ФИО1 не подтвердились.
То, что глава Колесниковского сельсовета ФИО1, занимая данную должность не бездействовала, а исполняла свои обязанности в должной мере (учитывая непродолжительный срок исполнения ею обязанностей в данной должности и большой объём работы), также подтвердили свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16
Свидетели, представленные стороной ответчика: ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 указывая на некоторые недостатки работы ФИО1 в должности главы Колесниковского сельсовета, тем не менее, не указывали на её бездействие в данной должности, при этом, поясняя, что ФИО2 является активисткой, также переживает за сельсовет и, направляя обращение Врио Губернатора Курганской области ФИО6 пыталась обратить внимание на существующие проблемы сельсовета, полагая, что глава сельсовета не в полной мере осуществляет свои полномочия в данной сфере, что также поясняла и сама ФИО2
Пункт 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 3 от 24.02.2005 «О судебной практике по делам о защите, чести и достоинстве граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» (далее – Постановление Пленума № 3 от 24.02.2005), даёт определение, что является распространением сведений.
Согласно данному пункту Постановления, под распространением сведений следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио и телевидению, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, распространение в сети Интернет, а также с использованием иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.
По делам данной категории необходимо иметь в виду, что под обстоятельствами, имеющими в силу ст. 152 ГК РФ значение для дела, которые должны быть определены судьёй, являются: факт распространения ответчиком сведений об истце, порочащий характер этих сведений и несоответствие их действительности. При отсутствии хотя бы одного из указанных обстоятельств иск не может быть удовлетворён судом.
Несоответствующими действительности сведениями являются утверждение о фактах или событиях, которые не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.
Порочащими, в частности, являются сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина.
Статьей 33 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан направлять личные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, которые в пределах своей компетенции обязаны рассматривать эти обращения, принимать по ним решения и давать мотивированный ответ в установленный законом срок.
Пункт 10 вышеназванного Постановления указывает, что в случае, когда гражданин обращается в названные органы с заявлением, в котором приводит те или иные сведения (например, в правоохранительные органы с сообщением о предполагаемом, по его мнению, или совершённом либо готовящемся преступлении), но эти сведения в ходе их проверки не нашли подтверждения, данное обстоятельство само по себе не может служить основанием для привлечения этого лица к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 152 ГК РФ, поскольку в указанном случае имела место реализация гражданином конституционного права на обращение в органы, которые в силу закона обязаны проверять поступившую информацию, а не распространение не соответствующих действительности сведений. Такие требования могут быть удовлетворены лишь в случае, если при рассмотрении дела суд установит, что обращение в указанные органы не имело под собой никаких оснований и продиктовано не намерением исполнить свой гражданский долг или защитить права и охраняемые законом интересы, а исключительно намерением причинить вред другому лицу, то есть имело место злоупотребление правом (п. 1 и 2 ст. 10 ГК РФ).
Требования истца о защите чести и достоинства не подлежат удовлетворению, если им оспариваются сведения, изложенные в официальном обращении ответчика в государственный орган или к должностному лицу, а само обращение не содержит оскорбительных выражений и обусловлено намерением ответчика реализовать свое конституционное право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления.
Запрет преследования гражданина в связи с его обращением в государственный орган, орган местного самоуправления или к должностному лицу с критикой деятельности указанных органов или должностного лица либо в целях восстановления или защиты своих прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц прямо установлен в статье 6 Федерального закона от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Кроме того, согласно ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно Уставу Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области структуру органов местного самоуправления Колесниковского сельсовета образуют: Колесниковская сельская Дума, глава Колесниковского сельсовета и администрация Колесниковского сельсовета (ст. 20 Устава).
При этом, статьёй 21 Устава определено, что Колесниковская сельская Дума является представительным органом местного самоуправления Колесниковского сельсовета.
В соответствии с подп. 9 п. 10, п.п. 11, 11.1, 14 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования. Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо исполняет полномочия главы местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
В соответствии со ст. 24 Устава, председатель Колесниковской сельской Думы, помимо прочих полномочий, принимает меры по обеспечению гласности и учёту общественного мнения в работе Колесниковской сельской Думы, осуществляет иные полномочия в соответствии с Регламентом Колесниковской сельской Думы.
Глава Колесниковского сельсовета в своей деятельности подконтролен и подотчётен населению и Колесниковской сельской Думе (п. 3 ст. 28 Устава).
Согласно ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий (часть 1 статьи 40).
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва (часть 3 статьи 40).
Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (часть 5.1 статьи 40).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Курганской области от 27.06.2018 № 68 «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Курганской области», депутату, члену выборного органа, выборному должностному лицу обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Подпунктом 4 п. 2 данной статьи установлено, что депутат, член выборного органа, выборное должностное лицо по вопросам, связанным с осуществлением своих полномочий, имеют право на устное или письменное обращение в органы местного самоуправления, органы государственной власти Курганской области, муниципальные организации, к должностным лицам указанных органов и организаций о предоставлении документов и сведений, необходимых для осуществления своих полномочий, за исключением документов и сведений, содержащих информацию, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами
По смыслу вышеприведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, каждый гражданин имеет право свободно и добровольно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам в целях защиты своих прав и законных интересов либо прав и законных интересов других лиц. При этом гражданин может указать в обращении на известные ему факты и события, которые, по его мнению, имеют отношение к существу поставленного в обращении вопроса и могут повлиять на его разрешение. То обстоятельство, что изложенные в обращении сведения могут не найти своего подтверждения, не является основанием для привлечения заявителя к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной ст. 152 ГК РФ, если соответствующее обращение обусловлено его попыткой реализовать свои конституционные права.
Иное означало бы привлечение лица к гражданско-правовой ответственности за действия, совершенные им в пределах предоставленных ему конституционных прав, а равно при исполнении им своего гражданского долга.
Право депутата (в т.ч. председателя представительного органа муниципального образования) обращаться в органы местного самоуправления, органы государственной власти, муниципальные организации, к должностным лицам указанных органов и организаций в соответствии со своими полномочиями, также закреплено законодательно.
Обращение ФИО2, как председателя возглавляемой ею сельской Думы, к вышестоящему должностному лицу, в т.ч. и как гражданина, не может расцениваться как распространение ложных сведений, поскольку во-первых, имело под собой определенные фактические основания (наличие на территории сельсовета объекта несанкционированного размещения твёрдых бытовых отходов, нарушение обязательных требований в сфере обращения с жидкими бытовыми отходами). Данное обращение было направлено ФИО2 с целью привлечения внимания к проблемам сельсовета.
По смыслу ст. 10 ГК РФ злоупотребление правом не предполагается, а подлежит доказыванию в каждом конкретном случае. Обращение с заявлениями само по себе не может являться основанием для вывода о наличии злоупотребления правом, бремя доказывания намерения автора обращения употребить право во зло лежит на самом истце.
Однако доказательств, свидетельствующих о том, что обращение ФИО2, как председателя Колесниковской сельской Думы, с заявлением к Врио Губернатора Курганской области ФИО6 было продиктовано исключительно намерением причинения вреда истцу, не представлено.
В соответствии с п. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Соответственно, добросовестность ответчика истцом не опровергнута.
Кроме того, характер деятельности истца (глава сельсовета) предполагает повышенный публичный (общественный) контроль за его деятельностью и, соответственно, повышенную критику. При этом, истец не лишена была возможности доведения информации о своей деятельности до публичного сведения, в том числе о том, что факты, изложенные ФИО2 при реализации права на обращение к соответствующим должностным лицам, не нашли своего подтверждения.
Согласно п. 9 Постановления Пленума № 3 от 24.02.2005, если субъективное мнение было высказано в оскорбительной форме, унижающей честь, достоинство или деловую репутацию истца, на ответчика может быть возложена обязанность компенсации морального вреда, причиненного истцу оскорблением (статья 130 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 150, 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 29 Конституции Российской Федерации, гарантирующими каждому право на свободу мысли и слова, а также на свободу массовой информации, позицией Европейского Суда по правам человека при рассмотрении дел о защите чести, достоинства и деловой репутации судам следует различать имеющие место утверждения о фактах, соответствие действительности которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения, убеждения, которые не являются предметом судебной защиты в порядке статьи 152 ГК РФ, поскольку, являясь выражением субъективного мнения и взглядов ответчика, не могут быть проверены на предмет соответствия их действительности.
Конституция Российской Федерации, в силу ч. 1 ст. 17 которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией, одновременно устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (часть 3 той же статьи), в частности, достоинство личности, охраняемое государством (часть 1 статья 21).
Из анализа данных конституционных норм в их взаимосвязи следует, что право на выражение своего мнения не допускает употребление в нем оскорбительных выражений, унижающих защищаемое конституционными нормами достоинство личности каждого.
Оскорбительные выражения являются злоупотреблением правом на свободу слова и выражения мнения, в связи с чем, в силу статьи 10 ГК РФ, не допускаются.
Указанное обращение ФИО2 не содержит оскорбительных слов и выражений, доказательств иного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая всё вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 о защите чести и достоинства, компенсации морального вреда, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения мотивированного решения, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение вынесено 25 октября 2019 г.
Судья: Т.В. Тренихина