Дело № 2-1237/2020 УИД: 69RS0006-01-2020-002729-21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 декабря 2020 г. г. Вышний Волочек
Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Емельяновой Л.М.,
при секретаре Сычевой И.В.,
с участием истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за потребленный газ, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов,
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» об обязании произвести перерасчет начислений за газоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, исходя их показаний прибора учета <данные изъяты>, начиная с 23 марта 2020 г.; взыскании компенсации морального вреда в размере 3000 руб.; судебных расходов в размере 292,10 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Между сторонами заключен договор поставки газа для бытовых нужд в указанное жилое помещение. В декабре 2019 г. ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» известило истца о сроке очередной поверки прибора учета газа <данные изъяты>, установленного в названном жилом доме, - 23 марта 2020 г. 17 марта 2020 г. истец обратился в территориальное отделение ответчика с письменным заявлением о необходимости направить инспектора для снятия показаний с прибора учета газа перед проведением его поверки, однако заявление отказались принимать, в связи с чем, истец ограничился устным сообщением обстоятельств, изложенных в заявлении. Поскольку до полудня 23 марта 2020 г. сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» по месту жительства истца для снятия показаний прибора учета не прибыли, при этом срок предыдущей поверки прибора учета истекал, истец в частном порядке был вынужден привлечь к проведению поверки прибора учета газа сотрудников газовой службы, 23 марта 2020 г. поверка прибора учета газа была проведена «Сектором поверки и калибровки средств измерений СИ ФБУ «Тверской ЦСМ». Данной организацией прибор учета был признан исправным, в ходе проведения поверки пломба, установленная ответчиком, не была повреждена. 27 марта 2020 г. истец предоставил в территориальное отделение ответчика свидетельство о проведении поверки прибора учета, предложив прислать сотрудника для осмотра целостности пломбы на приборе учета, однако по вызову никто не прибыл, сотрудником ООО «Газпром межрегионгаз» была сделана копия поверочного свидетельства. 17 апреля 2020 г. истцом было получено сообщение ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» об отказе в принятии прибора в эксплуатацию в связи с совершением истцом самовольного вмешательства во внутридомовое газовое оборудование, при этом начисление за потребление газа истцу с апреля 2020 г. происходит, исходя из норматива потребления, без учета показаний прибора учета газа. 27 апреля 2020 г. истцом была направлена претензия ответчику с просьбой производить начисления, исходя из показаний прибора учета, однако в ответе на претензию истцу было отказано в удовлетворении заявления. 28 апреля 2020 г. сотрудники АО «Газпром газораспределение» произвели плановый осмотр и обслуживание газового оборудования истца, каких-либо нарушений в работе оборудования выявлено не было. До настоящего времени сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» осмотр прибора учета газа не произвели, в целостности пломбы и наличии знака поверки прибора учета не убедились. Истец полагает, что ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» необоснованно продолжает начислять плату за потребление газа по нормативу, при наличии действующего и исправного прибора учета. Истец оплачивает потребленный газ на основании показаний прибора учета, но в связи с начислением ответчиком платы по нормативу, образовалась задолженность, которая по состоянию на июль 2020 г. составила 7807,43 руб.
С учетом положений ст. ст. 539-544 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549, Закона «О защите прав потребителей», истец просит возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет начислений за газоснабжение жилого дома, расположенного по адресу: <...>, исходя их показаний прибора учета <данные изъяты>, начиная с 23 марта 2020 г.; взыскать компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.; судебные расходы в размере 292,10 руб.
Определением судьи от 14 октября 2020 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Федеральное бюджетной учреждение «Государственный региональный центр стандартизации метрологии и испытаний в Тверской области» (ФБУ «Тверской ЦСМ»), АО «Газпром газораспределение Тверь».
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования подержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснил, что оснований для начислении платы за газ по нормативу не имеется, поскольку прибор учета газа прошел поверку в специализированной организации, является исправным и пригодным к эксплуатации, пломба на счетчике нарушений целостности не имеет, газовое оборудование прошло техническое обслуживание и никаких сомнений в его исправности не возникло.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» ФИО3, действующая на основании доверенности №012-0017 от 14 января 2019 г., в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, в которых содержатся следующие доводы. Истец является абонентом по лицевому счету №№, поверочный интервал установленного в доме истца газового счетчика <данные изъяты> истек 23 марта 2020 г. Истцом поверка газового счетчика проведена в нарушение п.29 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549, п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354; поскольку демонтаж прибора учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется специализированной организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования, в присутствии поставщика газа, а истцом не представлено сведений об организации, осуществившей монтаж прибора учета, а также доказательств соблюдения методики поверки средства измерения истца, установленной ФЗ «Об обеспечении единства измерений», ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» не может принять прибор учета истца в эксплуатацию, просит в удовлетворении исковых требований отказать. Также в судебном заседании представитель ответчика указала, что поверка прибора учета газа производилась специализированной организацией после демонтажа прибора учета, при этом доказательств того, что снятие и установка прибора учета произведены специализированной организацией истцом не представлено, в связи с чем основания для принятия в эксплуатацию данного прибора учета у ответчика отсутствуют, вопрос об исправности прибора учета не подтвержден, начисление платы за потребленный газ истцу производится исходя из требований п. 32 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 549 от 21.07.2008 г., оснований для начисления истцу платы за потребленный газ, исходя из показаний прибора учета, у ответчика не имеется.
Представитель третьего лица ФБУ «Тверской ЦСМ» в судебное заседание не явился, представили отзыв, согласно которому просили рассмотреть дело без участия своего представителя, также указали, что на основании заявки от ФИО2 между ФБУ «Тверской ЦСМ» и истцом заключен счет-договор на поверку средств измерений № от 23.03.2020г., а именно счетчика газа <данные изъяты>, регистрационный номер в ФИФ 171889-98, в количестве 1 шт. (далее - прибор); при приемке прибора внешних повреждений не было обнаружено; работы по заявке истца были проведены срочные, в день сдачи прибора, по месту нахождения филиала «Вышневолоцкий сектор поверки и калибровки СИ ФБУ «Тверской ЦСМ»; по результатам поверки прибор был признан годным; поверка проведена согласно описания типа данного средства измерений по методике поверки МПРТ-475-98; 23 июня 2020г. истцом были получены из поверки прибор и свидетельство о пригодности; показания счетного устройства после поверки составляли 74717,715 куб.м. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Третье лицо АО «Газпром газораспределение Тверь» в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств не заявили, возражений относительно иска не представили. О времени и месте судебного заседания извещались по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Заслушав пояснения истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником жилого дома <адрес> на основании договора купли-продажи полного домовладения от 21 апреля 1987 г.
Судом установлено и подтверждено пояснениями сторон, что вышеуказанный жилой дом присоединен к сетям газопотребления и в него ответчиком осуществляется поставка природного газа на основании публичного договора, заключенного между сторонами в порядке статьи 428 Гражданского кодекса Российской Федерации, письменный договор между сторонами не заключался.
В силу статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения, энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно пункту 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения.
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
На основании части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определяя правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения относит утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению (статья 8).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (Далее - Правила №549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливая особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Согласно п. 21 названных Правил №549, среди прочих, в обязанности абонента входит: оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме; незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу; устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования; уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа, в том числе: об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении, а также временно проживающих граждан в жилом помещении более месяца и количество таких граждан; об изменении размера (площади, объема) отапливаемых жилых и нежилых помещений; обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб; использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.
В соответствии с п. 23 Правил №549 поставщик газа вправе: приостанавливать в одностороннем порядке подачу газа до полного погашения абонентом задолженности по оплате потребленного газа; осуществлять при наличии приборов учета газа определение объема потребленного газа в соответствии с нормативами его потребления в случаях, указанных в п. п. 28, 30 и 31 настоящих Правил.
При наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора учета газа (пункт 24 Правил №549).
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; прибор учета газа находится в исправном состоянии (п. 25 Правил №549).
В соответствии с п. 32 вышеуказанных Правил при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа. Нормативы и нормы потребления газа утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 40 Правил №549 установлено, что внесение абонентом платы поставщику газа за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10 числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное. Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступлением расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
В силу п. 41 Правил размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям прибора учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений пункта 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации 6 мая 2011 г. №354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80 (1) настоящих Правил.
В заявке указывается следующая информация: сведения о потребителе (для физического лица - фамилия, имя, отчество, реквизиты документа, удостоверяющего личность, контактный телефон); предлагаемая дата и время ввода установленного прибора учета в эксплуатацию; тип и заводской номер установленного прибора учета, место его установки; сведения об организации, осуществившей монтаж прибора учета; показания прибора учета на момент его установки; дата следующей поверки. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета (за исключением новых приборов учета).
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 Министерство регионального развития РФ Приказом от 26 июня 2009 года N 239 утвердило Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации.
В силу пунктов 2, 3, 8 и 17 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ содержание внутридомового газового оборудования жилых домов в исправном и работоспособном состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию, в том числе путем обслуживания индивидуальных приборов учета газа в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей.
Техническое обслуживание приборов учета газа возложено на специализированную организацию, допущенную в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, которая обязана в целях обеспечения надлежащего технического состояния газового счетчика заблаговременно оповещать абонента о представлении прибора учета для очередной поверки.
В состав работ по техническому обслуживанию бытового газового счетчика входит визуальный контроль, проверка на герметичность, работоспособность и погрешность измерений.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм обязанность контроля за соблюдением сроков поверки бытового газового счетчика лежит на газоснабжающей организации, с которой абонентом заключен договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования.
Из материалов дела следует, что жилой дом по адресу: <адрес>, оборудован прибором учета газа, <данные изъяты>, межповерочный интервал 10 лет, дата последней поверки прибора учета 23 марта 2010 г., окончание срока проверки – 23 марта 2020 г., на основании показаний которого истец производит оплату потребленного газа.
Из карточки начислений и оплат, представленной ответчиком в отношении названного жилого помещения, следует, что начисление платы за поставленный в жилой дом коммунальный ресурс – газ, производится с учетом наличия в доме газового котла и газовой плиты без ГВС.
Уведомлением об окончании срока поверки прибора учета газа ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» проинформировало ФИО2 о необходимости проведения очередной поверки прибора учета газа, срок которой истекал 23 марта 2020 г.
В целях проведения поверки прибора учета газа ФИО2 17 марта 2020 г. обратился в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» с заявлением о необходимости снятия сотрудниками организации показаний прибора учета в целях проведения его последующей поверки.
Из пояснений истца в судебном заседании следует, что сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» его заявление не приняли, в связи с чем он устно уведомил их о необходимости прибыть по адресу: <адрес>, для снятия показаний прибора учета, однако по вызову никто не явился; в связи с тем, что срок предыдущей поверки прибора учета газа истекал, он вынужден был в неофициальном порядке обратиться к сотрудникам газовой службы, которые проходили около его дома и попросить их оказать содействие в проведении поверки прибора учета газа; сотрудники газовой службы, какой именно он не может вспомнить, согласились, и спустя несколько часов сообщили, что поверка его прибора учета газа проведена, представили поверочное удостоверение; он осмотрел счетчик после проведенной поверки, никаких нарушений целостности пломбы на нем не было; о том, каким образом проводилась поверка прибора учета пояснить не может; проводился ли демонтаж оборудования для проведения поверки также не знает; после проведения поверки он предъявил в ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» свидетельство о поверке принадлежащего ему прибора учета газа, которая была проведена ФБУ «Тверской ЦСМ», просил сотрудников ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» прибыть для осмотра прибора учета и проверки целостности пломбы на счетчике, но никто не прибыл; с апреля 2020 г. начисление платы за газ ответчик производит по нормативу, без учета показаний прибора учета газа.
Как следует из материалов дела, на основании заявки ФИО2 от 23 марта 2020 г. между ФБУ «Тверской ЦСМ» и ФИО2 заключен счет-договор на проведение поверки средства измерения - прибора учета газа <данные изъяты>
Согласно заявлению (квитанции) №8696/5 от 23 марта 2020 г. ФИО2 сдал для поверки в ФБУ «Государственный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Тверской области» средство измерения – счетчик газа <данные изъяты>, получил счетчик 23 марта 2020 г.
По результатам проведения поверочных мероприятий составлены акт и протокол №8996/5 от 23 марта 2020 г., прибор учета признан годным, показания счетного устройства до поверки составили «74716,612», после поверки «74717,715», ФИО2 выдано свидетельство о поверке №191216/5.
Согласно представленным истцом квитанциям по оплате потребленного газа по состоянию на 26 ноября 2020 г. задолженность по лицевому счету № составляет 17633,52 руб., оплата производится истцом ежемесячно, исходя из показаний прибора учета.
За период с 23 марта 2020 г. по ноябрь 2020 г. истцом по собственной инициативе производится корректировка начисленной ответчиком задолженности за газ в сторону уменьшения, исходя из объема среднемесячного потребления газа по показаниям прибора учета и производится оплата согласно показаниям прибора учета.
Судом установлено, что с 23 марта 2020 г. объем потребления газа ФИО2 определяется ресурсоснабжающей организацией исходя из нормативов потребления газа, расчеты по показаниям прибора газа прекращены в связи с тем, что прибор учета газа не принят в эксплуатацию после проведенной поверки.
Истец в обоснование исковых требований указывает, что поскольку после обращения к ответчику с заявлением о необходимости проведения поверки счетчика и фиксации показаний прибора учета, до 23 марта 2020 г. сотрудники ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» к нему не прибыли, он вынужден был обратиться в «Сектор поверки и калибровки средств измерений СИ ФБУ «Тверской ЦСМ» для проведения поверки принадлежащего ему прибора учета; данной организацией проведена поверка прибора учета, он признан исправным, выдано свидетельство о поверке, в ходе проведения поверки пломба, установленная ответчиком, не повреждена, нарушений целостности пломбы не имеется.
В отзыве на исковое заявление ФБУ «Тверской ЦСМ» указало, что поверка прибора учета газа, принадлежащего ФИО2, проведена согласно описания типа данного средства измерения по методике поверки - МПРТ-475-98; при обращении последнего с ним был заключен счет - договор на поверку средств измерений, персональные данные были внесены с документа, удостоверяющего личность; заявка на выполнение работ была заполнена заказчиком ФИО2, договор, заявление и акт им подписаны, прибор получен после проведения поверки.
Ответчик, оспаривая доводы истца о необходимости произвести перерасчет начислений за потребленный газ, указывает, что поскольку поверка прибора учета истца проводилась специализированной организацией по месту ее нахождения, то есть с демонтажом газового оборудования, при этом доказательств проведения работ по демонтажу прибора учета и его последующей установке после проведения поверки именно специализированной организацией, с которой у истца заключен договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования, не представлено, прибор учета считается не принятым в эксплуатацию, поскольку установлено несанкционированное вмешательство истца в работу прибора учета, в связи с чем начисление платы на газ производится исходя из норматива потребления.
В силу положений пункта 81 (14) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации 6 мая 2011 г. №354 ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 - 81(9) настоящих Правил. Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется лицом, указанным в пункте 81(8) настоящих Правил, исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.
Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа (п. 29 Правил №549).
В соответствии с последним абзацем пункта 10 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 № 410, замена оборудования, входящего в состав внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования. Самостоятельная замена указанного оборудования его владельцем без привлечения специализированной организации не допускается.
Материалами дела подтверждено, что договор на техническое обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования заключен между ФИО2 и ОАО «Газпром газораспределение Тверь» 6 августа 2014 г.
Таким образом, специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание внутридомового газового оборудования истца, является АО «Газпром газораспределение Тверь».
Из сообщения филиала АО «Газпром газораспределение Тверь» в г.Вышнем Волочке следует, что в жилом доме по адресу: <адрес>, установлены газовый котел и плита, счетчик газа установлен 18 мая 1999 г., сведения об обращении ФИО1 с просьбой провести демонтаж (снятие) прибора учета газа, а также его установку отсутствуют.
Согласно позиции третьего лица ФБУ «Тверской ЦСМ», изложенной в отзыве на иск, работы по поверке счетчика газа NP класса G4 (NP-G4), заводской номер 034926 по заявке ФИО2 были проведены в день сдачи прибора, по месту нахождения филиала «Вышневолоцкий сектор поверки и калибровки СИ ФБУ «Тверской ЦСМ», что свидетельствует о демонтаже прибора учета истцом или третьими лицами в целях проведения поверочных мероприятий в отношении названного средства измерения.
Вместе с тем, доказательств того, что демонтаж прибора учета газа и его последующая установка после проведения поверки проводились специализированной организацией, с которой у истца заключен договор на обслуживание газового оборудования, материалы дела не содержат.
Напротив, истец в судебном заседании не оспаривал, что содействие в проведении поверки прибора учета газа, поставляемого в его дом, ему было оказано сотрудниками сторонней организации в частном порядке, при этом обстоятельств проведения поверки он не знает, поскольку названные сотрудники действовали самостоятельно и предоставили ему уже действующее свидетельство о поверке прибора учета, проводились ли демонтажные работы в отношении прибора учета он не знает, после проведения поверки он осмотрел счетчик и нарушения целостности пломбы не выявил, счетчик находился в месте установки был исправен.
Из содержания п. 81 (11) Правил N 354 следует, что прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу.
При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат:
целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора;
наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета;
отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.
Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета.
Пунктом 25 Правил №549 поставки газа предусмотрено, что определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий:
а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений;
б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены;
в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил;
г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
На основании п. 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, в случае нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
Согласно п. 32 Правил №549 при отсутствии у абонентов (физических лиц) приборов учета газа объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Из изложенного следует, что собственник и пользователь газового оборудования обязаны обеспечивать надлежащее техническое состояние прибора учета, при несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета его показания об объеме потребляемых коммунальных услуг не могут считаться достоверными, что фактически позволяет констатировать отсутствие прибора учета, и расчет платы в таком случае производится исходя из нормативов потребления газа.
Доказательств невмешательства в работу прибора учета газа, а равно проведения демонтажа и установки газового счетчика после проведения поверки специализированной службой, бесспорной сохранности пломб на приборе учета после проведения поверки истцом суду не представлено.
В этой связи доводы стороны ответчика о несакционированном вмешательстве истца в работу прибора учета потребления газа суд признает обоснованными.
Пунктом 30 Правил № 549 установлено, что объем потребленного газа за период со дня демонтажа прибора учета газа для направления его на поверку или в ремонт и до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до дня, следующего за днем установки пломбы на месте, где прибор учета газа после проведения поверки или ремонта присоединяется к газопроводу, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Приведенное положение действует в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354, одновременно утвердившего Правила предоставления коммунальных услуг, пункты 59 и 60 которых предусматривают порядок расчета объема потребления коммунального ресурса при невозможности его определения по приборам учета в случаях, поименованных в подпунктах "а" - "в" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг, в том числе при выходе прибора учета из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки.
Предусматривая механизм определения объема потребления коммунальных ресурсов при наличии у потребителей приборов учета, но невозможности их применения по назначению, Постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 одновременно с этим излагает в новой редакции пункт 30 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, которая выступает в качестве специальной нормы по отношению к подпункту "а" пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг применительно к правоотношениям между поставщиком газа и абонентами.
Согласно разъяснениям, приведенным в письме Минрегиона России от 28 мая 2012 г. № 12793-АП/14 «О разъяснении отдельных вопросов применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354», в случае, если в момент демонтажа прибора учета объем потребления газа в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан определяется по нормативам потребления газа (например, истечение срока поверки), то факт демонтажа прибора учета не влечет изменения порядка определения объема потребления газа, то есть объемы потребления газа определяются по нормативам потребления газа.
По настоящему делу установлено, что в целях проведения поверки прибора учета газа был произведен демонтаж счетчика истца в отсутствие представителей поставщика газа и специализированной организации, осуществляющей обслуживание газового оборудования в доме ФИО2, прибор учета газа в эксплуатацию ответчиком не введен, в связи с чем определение потребленного истцом газа уже не могло осуществляться по показаниям прибора учета газа.
При таких обстоятельствах, учитывая, что факт несанционированного вмешательства в работу прибора учета газа истца подтвержден в судебном заседании, что фактически свидетельствует об отсутствии прибора учета, определение ответчиком объема потребленного газа по нормативам потребления является правильным.
Само по себе отсутствие явных признаков несанкционированного вмешательства, повреждения конструктивных элементов средства измерения и его составляющих элементов, в рассматриваемом случае не исключает материальной ответственности собственника в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации по правилам, определяемой по правилам п. 28, 30, 32 Правил №549.
Доводы истца о том, что пломба на приборе учета газа не нарушена и признаков несанкционированного вмешательства в средство измерения не имеется, при установленных судом обстоятельствах демонтажа данного прибора третьими лицами и в отсутствие представителя ресурсоснабжающей организации, не могут свидетельствовать о наличии оснований для начисления платы за потребленный газ исходя из показаний прибора учета.
Представленный истцом акт №562561/1 выполненных работ по техническому обслуживанию газового оборудования по адресу: <адрес>, подтверждает лишь факт осуществления сотрудниками АО «Газпром газораспределение Тверь» работ по проверке внутридомового газового оборудования, и не опровергает установленные судом обстоятельства о наличии признаков несанкционированного вмешательства в работу прибора учета газа.
Доказательств иного материалы дела не содержат.
Таким образом, оценив все представленные сторонами доказательства в их совокупности в соответствии по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 к ООО «Газпром межрегионгаз Тверь» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за потребленный газ, поскольку каких-либо нарушений прав истца со стороны ответчика не установлено.
Требования истца о компенсации морального вреда являются производными от основного требования, в удовлетворении которого истцу отказано, следовательно оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда, как и судебных расходов, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО2 к обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Тверь» о возложении обязанности произвести перерасчет начислений за потребленный газ, компенсации морального вреда, взыскании судебных расходов отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Л.М.Емельянова
Дело № 2-1237/2020 УИД: 69RS0006-01-2020-002729-21