Дело №2-1238/17
решение
Именем Российской Федерации
г. Тында 25 октября 2017 года
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Мироненко Ю.Г.,
при секретаре Ганичевой Т.С.,
с участием истца ФИО1,
представителя истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма взамен непригодного для проживания,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с настоящим иском, ссылаясь на то, что она являлась нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес> на основании ордера. Впоследствии жилой дом по адресу: <адрес> был признан аварийным и непригодным для проживания. На протяжении всего времени ответчик не принимает никаких мер по переселению истца и членов его семьи из ветхого жилья. На сегодняшний день вышеуказанный дом снесен Администрацией г. Тында, все проживающие в данном доме были переселены. На неоднократные обращения истца к ответчику о выделении другого жилого помещения взамен снесенного результатов не дали. Ссылаясь на ст. 87, 89 Жилищного кодекса РФ, просила обязать Администрацию г. Тында предоставить ей другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям г. Тында, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению и находящемуся в черте г. Тында.
Представитель ответчика Администрации г.Тынды, надлежащим образом извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. На основании ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Истец ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований по основаниям, изложенным в иске, просила их удовлетворить. Дополнительно пояснила суду, что в <адрес> в г. Тынде она проживала с 1982 по 1999 годы на основании ордера. Данное жилье находилось на балансе Тындатрансстроя. В 1983 году она зарегистрировалась по указанному адресу. В 1999 году он выехала из г.Тынды ухаживать за больным отцом. Вернулась в Тынду она в 2006 году и узнала, что дом снесен. На его месте построен гараж. Кем снесен дом, ей не известно. В администрации города Тынды она узнала, что всех жильцов из этого дома расселили, она видела список переселенцев. Ей предложили встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но поскольку она была бы в очереди под номером 2000, она отказалась вставать на учет.
Представитель истца ФИО2 поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить, просил учесть, что истец не имеет задолженности по квартплате. В силу ст.86 ЖК РФ в случае сноса дома органом местного самоуправления предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В публичной кадастровой карте имеется информация о том, что земельный участок под домом № по <адрес> в г. Тынде является муниципальным, следовательно, после сноса дома организация, пользовавшаяся земельным участком на праве аренды должна была его возвратить, и у администрации города Тынды возникла обязанность по предоставлению истцу другого жилого помещения взамен непригодного для проживания.
Представитель администрации г.Тынды в письменном отзыве на исковое заявление указа, что исковые требования не признает на том основании, что <адрес> не является и не являлся собственностью муниципального образования города Тынды. Соответственно, Администрация города Тынды не сносила <адрес>. В рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области» государственной программы Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 446, <адрес> не включен в реестр домов, подлежащих сносу и расселению граждан. Заявление на переселение из квартир данного дома в Администрацию города Тынды не поступало. Обследование дома на предмет сейсмоусиления не производилось, дом не признавался в установленном порядке экономически нецелесообразным к сейсмоусилению и подлежащим сносу. В рамках Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" дом не признавался аварийным и подлежащим сносу. ФИО1 не состоит в Администрации города Тынды на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. С заявлением о постановке на учет, признании малоимущей не обращалась. Договоры социального найма на жилые помещения в городе Тынде с ней не заключались. Истцом не представлено правоустанавливающих документов на вселение и проживание в <адрес>. Таким образом, правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 не имеется. Просила в удовлетворении требований отказать.
Выслушав объяснения стороны истца, исследовав представленные письменные доказательства и дав им юридическую оценку, исходя из положений ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В обоснование иска истец ссылается на то, что она являлась нанимателем <адрес> на основании ордера.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В нарушение приведенных положений закона истцом не представлено доказательств вселения в указанное жилое помещение и проживания в нем на основании договора социального найма или других законных основаниях.
Данный вывод подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами.
Из копии адресной справки от 10.03.2016 года следует, что ФИО1 25.03.1983 года зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Однако суд отмечает, что наличие регистрации ответчика по месту жительства в спорном жилом помещении не влечет возникновения права на проживание или права собственности на объект недвижимости, если отсутствуют предусмотренные жилищным или гражданским законодательством основания возникновения этого права.
Так, в соответствии со ст. 47 ЖК РСФСР, действовавшего на момент вселения истца в жилое помещение в доме, было предусмотрено, что на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение.
Статьей 51 ЖК РСФСР было предусмотрено, что договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда заключается в письменной форме на основании ордера на жилое помещение между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
В договоре найма жилого помещения определяются права и обязанности сторон по пользованию жилыми помещениями.
Из изложенного следует, что ордер являлся основанием для вселения гражданина в указанное в ордере жилое помещение. При этом ордер представлял собой индивидуальный административный акт особой формы, выполняющей роль выписки из решения администрации о предоставлении конкретного жилого помещения конкретному лицу и членам его семьи. Ордер давал лишь право гражданину на вселение в указанное в нем жилое помещение и заключить договор найма данного жилого помещения, став его нанимателем в соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР.
Статьями 51 и 53 ЖК РСФСР было предусмотрено, что наниматель, проживающий в предоставленном ему жилое помещении, пользуется не только правами, но и несет все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения.
Аналогичные положения относительно прав и обязанностей нанимателя закреплены и в ст. 67 ЖК РФ, в соответствии с положениями которой наниматель обладает не только правами на жилое помещение, но и несет обязанности, вытекающие из договора социального найма.
В соответствии со ст. ст. 86 и 87 ЖК РФ предусмотрено следующее:
Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма (ст. 86 ЖК РФ).
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 ЖК РФ).Однако доказательств получения ФИО1 ордера на вселение в жилое помещение и заключение в последующем договора найма истцом не предоставлено.
Из ответов Администрации города Тынды от 10.10.2006 года, от 22.04.2011 года, данных ФИО1, следует, что администрация города Тынды к сносу <адрес> отношения не имеет, дом снесен в 1998 году балансодержателем ЖКО Треста «ЦБС».
Из материалов дела следует, что <адрес> в г.Тынде ранее не являлся и не является собственностью муниципального образования города Тынды. (л.д. 19).
Иных собственников либо владельцев объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, судом также не установлено. (л.д.39, 43-44).
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению жилого помещения истцу в порядке ст. ст. 57, 86, 87, 89 ЖК РФ в связи со сносом жилого дома либо признанием его непригодным для проживания у администрации г. Тынды не возникла.
Из материалов дела следует, что за защитой своих прав истец с 2006 года в суд не обращалась. Все указанное время проживала в иных жилых помещениях, в том числе у родственников в другом регионе. Кроме этого ФИО1 различными органами государственной власти и органами местного самоуправления, органами прокуратуры неоднократно разъяснялся порядок постановки на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения. Однако, таких заявлений от ФИО1 в администрацию города Тынды не поступало.
Как следует из норм жилищного законодательства, возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке обусловлена соблюдением общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
Для возникновения жилищного правоотношения социального найма жилого помещения в частности муниципального жилищного фонда, по смыслу ч. 1 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, необходимо наличие таких юридических фактов, как малоимущность и нуждаемость в жилом помещении.
Пунктом 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 ЖК РФ).
В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.
Из материалов дела следует, что ФИО1 не состоит в Администрации города Тынды на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с заявлением о постановке на учет, признании малоимущей не обращалась, договоры социального найма с ней не заключались (л.д. 31).
Переселение граждан из жилых домов, не подлежащих реконструкции (сейсмоусилению) или сейсмоусиление, осуществляется в рамках, разработанных с учетом финансирования, программ.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 г. № 365 утверждена Федеральная целевая программа "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" вместе с Правилами распределения и предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на сейсмоусиление существующих объектов и строительство новых сейсмостойких объектов в рамках мероприятий, предусмотренных данной программой.
Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 № 446 утверждена государственная программа Амурской области "Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 -2020 годы" (подпрограмма «Повышение устойчивости жилых домов основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах области».
Постановлением Администрации города Тынды от 3 октября 2014 г. № 3660 утверждена муниципальная программа "Обеспечение доступным и качественным жильем населения города Тынды на 2015 - 2020 годы", которая включает подпрограмму "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмическом районе город Тында", в рамках которой предусмотрена в период 2015-2020 годов реализация мероприятий "Малоэтажное быстровозводимое жилье, г. Тында, мкр. Таежный"; многоквартирные жилые дома по ул. Кирова, г. Тында; "Обследование жилых домов на предмет экономической целесообразности сейсмоусиления жилых домов"; "Ликвидация жилищного фонда, проведение сейсмоусиления которого нецелесообразное и экономически неэффективное решение" с распределением расходов на финансирование этих мероприятий по годам.
В судебном заседании установлено, что в рамках подпрограммы «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Амурской области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 г. № 446, <адрес> не включен в реестр домов, планируемых к переселению. Заявления на переселение из <адрес> в Администрацию города Тынды не поступало. Обследование дома на предмет сейсмоусиления не производилось. <адрес> не признавался в установленном порядке экономически нецелесообразным к сейсмоусилению и подлежащим сносу. <адрес> не признавался в установленном постановлением Правительства РФ № 47 от 28.01.2006 г. «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» порядке аварийным и подлежащим сносу. (л.д.32).
Вместе с тем, на основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".
На основании пункта 7 указанного Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда.
Из представленных стороной ответчика доказательств следует, что решение о непригодности для проживания <адрес> межведомственной комиссией г.Тынды в установленном законом порядке не принималось. С заявлением о проведении обследовании квартиры на предмет ее пригодности для постоянного проживания ФИО1 в межведомственную комиссию г.Тынды не обращалась.
Доводы стороны истца о том, что обязанность представить другое жилое помещение взамен снесенного лежит на Администрации города Тынды, поскольку снесенный дом располагался на земельном участке, находящемся в государственной (муниципальной) собственности, основаны на неверном толковании норм материального права.
Иных оснований для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма материалы дела не содержат.
Принимая во внимание вышеуказанные нормы права и обстоятельства дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца. Таким образом, в удовлетворении заявленных исковых требованиях следует отказать в полном объеме.
Других доказательств сторонами не представлено, а суд в соответствии с требованиями ст. 195 ГПК РФ основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации города Тынды о предоставлении жилого помещения на условиях договора социального найма взамен непригодного для проживания - отказать.
Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ю.Г. Мироненко
Решение в окончательной форме изготовлено 30 октября 2017 года.