Дело № 2-1238/2020 УИД 76RS0014-01-2020-000650-33 изг. 22.05.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2020 года г. Ярославль
Кировский районный суд г. Ярославля в состав председательствующего судьи Барышевой В.В.,
при секретаре Кохановой В.А.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Ярославля Кузиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области о защите трудовых прав,
установил:
ФИО3 обратился с исковыми требованиями к ГУ МЧС России по ЯО о защите трудовых прав. В обоснование заявленных исковых требований ссылается на то, что он проходил государственную гражданскую службу в ГУ МЧС России по ЯО с 10.03.2015 по 07.08.2018 в должности заместителя начальника юридического отдела, а с 08.08.2018 по 31.12.2019 в должности <данные изъяты>. Согласно приказа начальника ГУ МЧС России по ЯО от 26.12.2019 № 168-К с 31.12.2019 года служебный контракт с истцом расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением замещаемой должности. С приказом об увольнении истец не согласен, поскольку сокращение штата было использовано начальником ГУ МЧС России по ЯО в целях увольнения конкретного лица, истца ФИО3, при принятии решения о сокращении занимаемой истцом должности не было учтено преимущественное право истца на оставление на работе, как лица, являющегося участником ликвидации последствий Чернобыльской АЭС на объекте «Укрытие» и имеющего удостоверение лица, перенесшего <данные изъяты>, ставшего <данные изъяты>. Как стало известно истцу после увольнения замещаемая им должность <данные изъяты> была заменена на должность, исполняемую сотрудником внутренней службы. Кроме того, ответчиком нарушена процедура увольнения, поскольку увольнение произведено до истечения двухмесячного срока предупреждения об увольнении. Уведомление о сокращении занимаемой истцом должности вручено ему 28.11.2019 года, увольнение произведено 31.12.2019 года. При увольнении истцу не были предложены все имеющиеся у ответчика вакантные должности, соответствующие категории и группе замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы. Кроме того, истец был лишен премии за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы за ноябрь и декабрь 2019 года. Поскольку с приказом о лишении данной премии истец не ознакомлен, полагает лишение его премии за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы за ноябрь и декабрь 2019 года незаконным. Согласно п.9 приказа ГУ МЧС России по ЯО № 762 «О поощрении государственных гражданских служащих главного управления МЧС России по Ярославской области в связи с празднованием дня спасателя Российской Федерации» истцу, как <данные изъяты> выплачена денежная премия в размере <данные изъяты> руб., в то время как остальным начальникам отделов выплачена премия в размере <данные изъяты> руб. Начисление и выплата истцу премии в ином ( меньшем) размере, чем начальникам иных отделов истец полагает незаконным. 23.12.2019 года истцом на имя начальника ГУ МЧС России по ЯО через отдел кадров подано заявление о включении его в кадровый резерв ГУ МЧС России по ЯО для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы категории «руководители» ведущей группы должностей государственной гражданской службы в ГУ МЧС России по ЯО. 26.12.2019 года истцом на имя начальника ГУ МЧС России по ЯО через отдел кадров подано заявление о выплате компенсации за три дня неиспользованного ежегодного оплачиваемого отпуска. До настоящего времени выплата не произведена. Ответы на обращение истца ответчиком не направлены, чем нарушены положения Федерального закона № 59-ФЗ от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Истец просит признать незаконными действия начальника ГУ МЧС России по ЯО в части сокращения <данные изъяты> отдела ГУ МЧС России по ЯО и увольнения в связи с этим федерального государственного гражданского служащего ФИО3, признать неправомерным лишение истца премии за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы за ноябрь, декабрь 2019 года, признать неправомерным лишение истца премии на 50 % в связи с днем спасателя в 2019 году, признать незаконным непринятие решения о включении ФИО3 в кадровый резерв ГУ МЧС России по ЯО, просит обязать начальника ГУ МЧС России по ЯО направить в МЧС России на согласование и утверждение изменения в штат ГУ МЧС России по ЯО в части замены должности <данные изъяты> с замещения сотрудником внутренней службы на замещение федеральным государственным гражданским служащим, отменить приказ начальника ГУ МЧС России по ЯО от 26.12.2019 № 168-к, взыскать с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула, отменить приказы о лишении ФИО3 премии за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы за ноябрь, декабрь 2019 года, выплатить ФИО3 премии в полном объеме за ноябрь, декабрь 2019 года, выплатить премию в размере <данные изъяты> руб. в связи с днем спасателя в 2019 году, выплатить компенсацию за три календарных дня неиспользованного ежегодного основного оплачиваемого отпуска, включить в кадровый резерв и направить приказ о включении в кадровый резерв в адрес истца, взыскать см ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., судебные издержки.
В судебном заседании истец ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, указывая на то, что он проходил государственную гражданскую службу в ГУ МЧС России по ЯО с 10.03.2015 по 07.08.2018 в должности заместителя начальника юридического отдела, а с 08.08.2018 по 31.12.2019 в должности <данные изъяты>. Согласно приказа начальника ГУ МЧС России по ЯО от 26.12.2019 № 168-К с 31.12.2019 года служебный контракт с истцом расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением замещаемой должности. Однако, фактически сокращения занимаемой им должности произведено не было, из штатного расписания ГУ МЧС России по ЯО была исключена должность <данные изъяты> категории государственной гражданской службы, при это одновременно в штатное расписание введена должность <данные изъяты> категории внутренней службы. Должностные обязанности по той и другой должностям идентичны. Полагает, что в данном случае сокращение замещаемой им должности было произведено в целях незаконного увольнения, поскольку истец отказывался исполнять незаконные распоряжения непосредственного руководителя- заместителя начальника ГУ МЧС России по ЯО. Обращает внимание на то, что служебный контракт № от 10.03.2015 года, на который содержится ссылка в приказе № 168-к от 26.12.2019 года об увольнении истца, был прекращен ранее на основании приказа № 107-к от 08.08.2018 года при назначении на должность <данные изъяты> с ранее занимаемой должности заместителя начальника юридического отдела. При этом в декабре 2019 года представитель нанимателя предлагал ему подписать новый служебный контракт по должности <данные изъяты>, однако истец отказался. По мнению истца, указанное обстоятельство также свидетельствует о незаконности его увольнения. Поскольку оригинал коллективного трудового договора ГУ МЧС России по Ярославской области находится у истца, представленный ответчиком в материалы дела коллективный трудовой договор ГУ МЧС России по Ярославской области, ответчиком сфальсифицирован. В оригинале коллективного трудового договора ГУ МЧС России по ЯО отсутствует указание на то, что премия за выполнение особо важных и сложных заданий не выплачивается в период отстранения работника от исполнения должностных обязанностей. Пролагает, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку в соответствии с ч.1 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации ( далее ТК РФ) срок исковой давности по требованиям о восстановлении на работе начинает течь с момента получения работником надлежащим образом оформленного приказа об увольнении. В данном случае приказ о его увольнении оформлен ненадлежащим образом. Кроме того, истец ходатайствует о восстановлении срока исковой давности по заявленным исковым требованиям, указывая на то, что срок исковой давности пропущен им по уважительным причинам, вследствие необходимости постоянного ухода за тяжелобольным членом семье- тещей ФИО2, которая является инвалидом 1 группы и нуждается в постоянном постороннем уходе. Теща ФИО2 постоянно проживает вместе с тестем ФИО1, который в силу возраста не может обеспечить супруге надлежащий уход.
Представители ответчика ГУ МЧС России по ЯО по доверенности ФИО4 ФИО4 против удовлетворения исковых требований возражали, указывая на то, что приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» с 01.01.2020 введены в действие штатные расписания Главных управлений МЧС России по субъектам России, в том числе ГУ МЧС России по ЯО. В штатном расписании, введенном в действие в ГУ МЧС России по ЯО с 01.01.2020 года должность <данные изъяты>, категории федеральной гражданской службы сокращена, и введена должность <данные изъяты>, подлежащая замещению сотрудником федеральной противопожарной службы, офицером, имеющим специальное звание внутренней службы. Должностные обязанности по должностям <данные изъяты>, относящиеся к категориям государственной гражданской службы и категории сотрудника федеральной противопожарной службы различны, поскольку в силу Приказа МЧС России от 24.09.2018 № 410 «Об утверждении Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков» сотрудники федеральной противопожарной службы могут привлекаться к исполнению должностных обязанностей сверх нормативной продолжительности рабочего времени. Кроме того, в соответствии с ч.9 ст. 32 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи со служебной необходимостью по решению уполномоченного руководителя, сотрудник может без освобождения от занимаемой должности в федеральной противопожарной службе и его согласия привлекаться к исполнению служебных обязанностей по иной должности, не предусмотренных должностным регламентом (должностной инструкцией), на срок до одного месяца в течение календарного года. Поскольку в штатном расписании ГУ МЧС России по ЯО имелась только одна должность начальника юридического отдела, относящаяся к категории государственной гражданской службы, которая подлежала сокращению, оснований учитывать преимущественное право на оставление на прежней работе у ответчика не имелось. Процедура увольнения ответчиком соблюдена. Истец был предупрежден о предстоящем увольнении не менее чем за два месяца, предупреждение об увольнении вручено истцу 31.10.2019 года, что подтверждено его подписью. В период с 31.10.2019 по 31.12.2019 истцу предложены все имеющиеся вакантные должности в ГУ МЧС России по ЯО и иных государственных органах, что подтверждается уведомлениями от 28.11.2019 и от 03.12.2019, от замещения которых истец отказался. Приказом ГУ МЧС России по ЯО от 24.10.2019 № 136-к истец был отстранен от исполнения должностных обязанностей <данные изъяты> на период проверки соблюдения им установленных законодательством о противодействии коррупции ограничений, запретов и обязанностей, а также проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06.09.2007 года в случае отстранения от исполнения должностных обязанностей, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил. Поскольку премия за выполнение особо важных и сложных заданий предусмотрена п.п. «д» п.2 правил, оснований для ее выплаты истцу в период отстранения от исполнения должностных обязанностей не имелось. Премия ко дню спасателя выплачивалась сотрудникам ГУ МЧС России по ЯО на основании приказа от 24.12.2019 № 762. Основанием для выплаты премии явились положения п.3.11 Приложения № 4 к коллективному договору, за счет фонда экономии оплаты труда. Размер данной премии нормативно не закреплен, поскольку данная премия носит разовый характер и к обязательным выплатам не относится. При определении размера премии, подлежащей к выплате истцу, ответчиком учитывалось, что истец более двух месяцев был отстранен от выполнения должностных обязанностей, фактически никаких обязанностей не исполнял, интенсивность его труда была ниже интенсивности труда иных работников. Включение в кадровый резерв государственного органа государственных гражданских служащих в соответствии с п.6 ч.6 ст. 64 Федерального закона № 79-ФЗ производится для замещения должностей гражданской службы той же группы должностей гражданской службы, к которой относится последняя замещаемая должность гражданской службы. По состоянию на 01.01.2020 года и по настоящее время вакантных должностей, соответствующих уровню должности ранее занимаемой истцом (ведущая группа, категория «руководители») в ГУ МЧС России по ЯО не имеется. Оснований для включения истца в кадровый резерв у ответчика не имелось. Поскольку заявление о включении в кадровый резерв было подано истцом в период трудовых отношений с ответчиком, положения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» на правоотношения сторон не распространяются. Компенсация за неиспользованные дни отпуска выплачена истцу в марте 2020 года. Ответчик заявляет о пропуске истцом срока исковой давности. Указывает на то, что в соответствии с п.1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы. Уважительности причин пропуска срока исковой давности истцом не приведено.
Выслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора Кузиной А.С., суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что ФИО3 проходил государственную гражданскую службу в ГУ МЧС России по ЯО с 10.03.2015 по 07.08.2018 в должности заместителя начальника юридического отдела, а с 08.08.2018 по 31.12.2019 в должности <данные изъяты>. Согласно приказа начальника ГУ МЧС России по ЯО от 26.12.2019 № 168-К с 31.12.2019 года служебный контракт с истцом расторгнут на основании п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с сокращением замещаемой должности.
Основанием к расторжению служебного контракта послужило то обстоятельство, что приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России» с 01.01.2020 введены в действие штатные расписания Главных управлений МЧС России по субъектам России, в том числе ГУ МЧС России по ЯО. В штатном расписании, введенном в действие в ГУ МЧС России по ЯО с 01.01.2020 года должность <данные изъяты>, категории федеральной гражданской службы сокращена, и введена должность <данные изъяты>, подлежащая замещению сотрудником федеральной противопожарной службы, офицером, имеющим специальное звание внутренней службы.
Истец указывает на то, что фактически сокращения замещаемой им должности произведено не было, поскольку в штатное расписание ГУ МЧС России по ЯО была введена должность с идентичными должностными обязанностями.
Суд с доводами истца не соглашается в связи со следующим:
Регулирование отношений, связанных с государственной службой осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27 апреля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии со ст. 31 Закона о государственной гражданской службе при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности при условии прохождения им профессиональной переподготовки или повышения квалификации по образовательной программе, соответствующей направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Данный перечень возможностей продолжения государственных служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей является исчерпывающим.
В силу п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы являются: отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы либо от профессиональной переподготовки или повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также не предоставление ему в этих случаях иной должности гражданской службы (ч. 4 ст. 31 Федерального закона).
При сокращении в государственном органе должностей гражданской службы представитель нанимателя за два месяца до сокращения сообщает об этом в письменной форме гражданским служащим (ч. 5 ст. 31 Федерального закона).
Факт сокращения замещаемой истцом должности государственной гражданской службы <данные изъяты> подтвержден представленными в материалы дела штатными расписаниями ГУ МЧС России по ЯО по состоянию на 31.12.2019 года, на 01.01.2020 года, приказом МЧС России от 29.10.2019 № 623 «О введении в действие штатных расписаний отдельных территориальных органов МЧС России».
Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения закрепленного ТК РФ порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Из пояснений представителей ответчика следует, что внесение изменений в структуру и штатное расписание ГУ МЧС России по ЯО вызвано необходимостью повышения эффективности деятельности учреждения: в штатных расписаниях отрядов федеральной противопожарной службы были сокращены должности юристов, исполнение их обязанностей передано в ГУ МЧС России по ЯО, в связи с чем увеличилась нагрузка на юридический отдел ГУ МЧС России по ЯО, изменился характер исполнения должностных обязанностей по должности <данные изъяты>, что потребовало внесения изменений в отношения с лицом, замещающим указанную должность, отнесения данной должности к категории должностей федеральной противопожарной службы.
Суд соглашается с доводами представителей ответчиков о том, что характер прохождения службы в федеральной противопожарной службе и прохождения государственной гражданской службы различен.
Процедура увольнения истца по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ответчиком соблюдена.
Поскольку сокращению подлежала единственная имевшаяся в штатном расписании ГУ МЧС России по ЯО должность государственной гражданской службы <данные изъяты>, замещаемая истцом, положения действующего законодательства о преимущественном праве оставления на работе ответчиком не применены обоснованно.
Доводы истца о том, что приказом ГУ МЧС России от 26.12.2019 № 168-К с 31.12.2019 года не мог быть расторгнут служебный контракт № 5, заключенный с истцом 10.03.2015 года, так как данный контракт уже был расторгнут приказом МЧС России по ЯО № 107-к при назначении на должность <данные изъяты>, а иной служебный контракт с ним не заключался, не могут служить основанием к удовлетворению заявленных исковых требований. Факт исполнения служебных обязанностей по должности <данные изъяты> истец не отрицал. Уклонение истца от подписания служебного контракта по должности <данные изъяты> не свидетельствует о невозможности прекращения с ним трудовых отношений по п. 8.2 ч.1 ст. 37 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Также суд соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиями о понуждении начальника ГУ МЧС России по ЯО направить в МЧС России на согласование и утверждение изменения в штат ГУ МЧС России по ЯО в части замены должности <данные изъяты> с замещения сотрудником внутренней службы на замещение федеральным государственным гражданским служащим, об отмене приказа начальника ГУ МЧС России по ЯО от 26.12.2019 № 168-к, взыскании с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула.
В соответствии с частью 17 статьи 70 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сроки обращения в суд за рассмотрением служебного спора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядок вынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемой должности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом на иную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядок удовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений о восстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрению служебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Такой федеральный закон, устанавливающий особенности рассмотрения служебных споров, до настоящего времени не принят.
На основании статьи 73 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
О внесении изменений в штатное расписание ГУ МЧС России по ЯО истцу стало известно в момент ознакомления с уведомлением о сокращении занимаемой им должности 31.10.2019 года, трудовая книжка с внесенной записью об увольнении выдана истцу 30.12.2019 года. С исковыми требованиями о понуждении начальника ГУ МЧС России по ЯО направить в МЧС России на согласование и утверждение изменения в штат ГУ МЧС России по ЯО в части замены должности <данные изъяты> с замещения сотрудником внутренней службы на замещение федеральным государственным гражданским служащим, об отмене приказа начальника ГУ МЧС России по ЯО от 26.12.2019 № 168-к, взыскании с ответчика средний заработок за время вынужденного прогула истец обратился только 28.02.2020 года.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока исковой давности в связи с наличием уважительных причин пропуска указанного срока. Истец указывает на то, что с 31.12.2019 года он осуществлял уход за тяжело больным членом семьи- тещей ФИО2, являющейся инвалидом 1 группы, нуждающейся в постоянном постороннем уходе.
Суд полагает заявленное ходатайство необоснованным, поскольку как следует из представленной истцом справки об инвалидности ФИО2, ФИО2 1 группа инвалидности установлена с 01.06.2018 года бессрочно, при этом наличие у ФИО2 инвалидности 1 группы с 01.06.2018 года и ее нуждаемость в постоянном постороннем уходе не препятствовала истцу исполнять служебные обязанности по должности <данные изъяты> ГУ МЧС России по ЯО, как не явилась препятствием подать исковое заявление в суд 28.02.2020 года. Как следует из выписки из домовой книги квартиросъемщика, вместе с ФИО2 зарегистрирован супруг ФИО1 Доказательств невозможности осуществления ухода за ФИО2 супругом ФИО1, иными членами семьи истцом не представлено.
При указанных обстоятельствах суд полагает причины пропуска истцом срока исковой давности неуважительными, в связи с чем отказывает ФИО3 в восстановлении сроков исковой давности.
Приказом ГУ МЧС России по ЯО от 24.10.2019 № 136-к истец был отстранен от исполнения должностных обязанностей <данные изъяты> на период проверки соблюдения им установленных законодательством о противодействии коррупции ограничений, запретов и обязанностей, а также проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Согласно п.5 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 06.09.2007 года в случае отстранения от исполнения должностных обязанностей, гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное время. Сохраняемое денежное содержание при этом состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил. Поскольку премия за выполнение особо важных и сложных заданий предусмотрена п.п. «д» п.2 Правил, лишение ФИО3 премии за выполнение особо важных и сложных заданий за ноябрь и декабрь 2019 года являлось обоснованным.
С приказом об отстранении от исполнения служебных обязанностей ФИО3 был ознакомлен, данный приказ в установленный срок им не обжалован.
Выплата премии ко дню спасателя сотрудникам ГУ МЧС России по ЯО осуществлялась на основании приказа от 24.12.2019 № 762. Основанием для выплаты премии явились положения п.3.11 Приложения № 4 к коллективному договору.
П. 3.11 Коллективного договора ГУ МЧС России по ЯО предусмотрено, что выплата разовых премий может осуществляться за счет экономии фонда оплаты труда. Размер данных разовых премий нормативно не закреплен.
Из пояснений представителей ответчика следует, что при определении размера премии, подлежащей к выплате истцу, ответчиком учитывалось, что истец более двух месяцев был отстранен от выполнения должностных обязанностей, фактически никаких обязанностей не исполнял, интенсивность его труда была ниже интенсивности труда иных работников.
Факт отстранения истца от исполнения служебных обязанностей подтвержден приказом ГУ МЧС России по ЯО от 24.10.2019 № 136-к, истцом не оспаривается.
Таким образом, какой-либо дискриминации при определении размера премии ко дню спасателя в отношении истца ответчиком допущено не было, установление размера премии истцу в меньшем размере, чем начальникам иных отделов ГУ МЧС России по ЯО, замещающим должности ответчиком мотивировано.
Истцом заявлены требования обязать начальника ГУ МЧС России по ЯО включить его в кадровый резерв и направить приказ о включении в кадровый резерв в адрес истца.
Согласно п.п.6 ч.6 ст. 64 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» включение в кадровый резерв государственного органа производится гражданских служащих, увольняемых с гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона либо упразднением государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона, - по решению представителя нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, либо государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, с согласия указанных гражданских служащих.
ФИО3 указывает на то, что начальником ГУ МЧС России по ЯО не разрешено его ходатайство о включении в кадровый резерв, направленное 23.12.2019 года.
Вместе с тем, из текста представленного ФИО3 заявления от 23.12.2019 года не следует, что он просит начальника ГУ МЧС России по ЯО рассмотреть вопрос о включении его в кадровый резерв. Данное письмо носит информационный характер и свидетельствует о согласии ФИО3 на включение его в кадровый резерв ГУ МЧС России по ЯО, в связи с чем, по мнению суда, оснований расценивать указанное заявление как заявление о включении в кадровый резерв и для рассмотрения указанного заявления в порядке, предусмотренном положениями Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» у ответчика не имелось.
В соответствии с положениями ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.
Материалами дела подтверждено, что выплата компенсации за неиспользованный отпуск ответчиком в день прекращения трудовых отношений произведена не была.
Вместе с тем, как следует из представленного в материалы дела платежного поручения, данная выплата истцу произведена 20.03.2020 года.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО3 о взыскании с ГУ МЧС России по ЯО компенсации за неиспользованный отпуск не имеется.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ вред, причиненный работнику нарушением его трудовых прав, подлежит возмещению работодателем. ФИО3 испытывал нравственные страдания в связи с нарушением его трудовых прав, выразившихся в задержке выплаты компенсации за неиспользованный отпуск. Данный факт очевиден, в каком-либо дополнительном подтверждении не нуждается. С учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда с учетом сведений о личности истца, степени его нравственных страданий, периода нарушения его прав в 1 000 руб.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования ФИО3 удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ярославской области в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в сумме 1000 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения через Кировский районный суд г. Ярославля.
Судья: В.В.Барышева