Дело № 2-XXX XX.XX.XXXX года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Луканиной Т.В.
при секретаре Цыганко А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 об оспаривании решения органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
Заявители обратились в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, в котором просят признать незаконным и необоснованным отказ Администрации муниципального образования «Выборгский район» в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного по адресу: ..., с установленного вида: «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид: «для дачного строительства». Обязать Администрацию муниципального образования «Выборгский район» принять акт ( постановление) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного по адресу: ... с установленного вида: «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид: «для дачного строительства».
В обоснование заявленных требований заявители указывают, что им на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером XXX, расположенный по адресу: ....
Заявители, пользуясь своим правом, изложенным в ст. 8 Федерального закона от 15.04.1998 г. № 66-ФЗ « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» решили, что земельный участок необходимо использовать в целях дачного строительства. Обратившись в Администрацию МО «Выборгский район» с заявлением от XX.XX.XXXX года о желании сменить вид разрешенного использования с «для ведения крестьянского хозяйства» на «для дачное строительство» и просьбой назначить публичные слушания, в соответствии со ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ», заявители получили решение об отказе в смене вида разрешенного использования и назначении публичных слушаний.
Данное решение было обжаловано заявителем ФИО1 в судебном порядке и Василеостровский районный суд в судебном решении от XX.XX.XXXX года вступившим в законную силу XX.XX.XXXX года по делу № XXX, обязал Администрацию МО «Выборгский район» провести публичные слушания. Указанные публичные слушания были проведены XX.XX.XXXX года.
По результатам публичных слушаний XX.XX.XXXX года и.о. главы Администрации МО «Выборгский район» было принято решение в виде постановления об отказе в изменении вида разрешенного вида использования земельного участка.
Заявители не согласны с вынесенным решением и указывают на следующие обстоятельства: использование принадлежащих заявителям на праве общей долевой собственности земельного участка для дачного строительства по итогам публичных слушаний не признано нарушающим прав и законных интересов других лиц, а также не наносит вреда окружающей среде. В действующем законодательстве не установлены основания для отказа для изменения вида разрешенного использования однако такой отказ должен быть обоснован вескими причинами, действующим законодательством. Как видно из протокола публичных слушаний от XX.XX.XXXX года, ни местное население, ни смежные землепользователи не назвали веских и обоснованных причин, которые могут повлечь за собой отказ в изменении вида разрешенного использования, в то же время, имеются нарушения организации публичных слушаний и подсчета голосов, не учтено мнение общественности в полном объёме. Земельные участки заявителей к особо ценным землям не относятся, в перечень особо ценных земель к Постановлению Правительства Ленинградской области № 257 от 17.08.2011 года данные участки не входят, следовательно, возможно изменение его целевого назначения и собственник не обязан сохранять то назначение, которое установлено до изменения вида разрешенного использования. Далее заявители указывают, что по общему правилу разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки ( п. 9 ст. 1, п.п.2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ). Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Вместе с тем, градостроительные регламенты, определяющие разрешенное использование земельных участков, не устанавливаются для отдельных категорий земель, в том числе для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения ( п. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса). Правила землепользования и застройки не утверждены в МО «Выборгский район», таким образом, собственники земельного участка имеют право на изменение вида разрешенного использования, поскольку иное не установлено обязательными для соблюдения градостроительным регламентом и правилами землепользования и застройки. Отсутствуют сведения об ограничениях в использовании указанного земельного участка. Собственники земельного участка имеют право на изменение вида разрешенного использования, поскольку иное не установлено обязательными для соблюдения градостроительным регламентом и правилами землепользования и застройки.
И.о. главы администрации МО «Выборгский муниципальный район» принимал решение на основании заключения комиссии по результатам публичных слушаний. Согласно указанному заключению, члены комиссии считают, что земельный участок должен использоваться для производства сельскохозяйственной продукции. Заявители не согласны с такими доводами комиссии и считают, что правомочие собственников позволяет им использовать земельный участок по своему усмотрению, если это не нарушает действующего законодательства и не причиняет ущерб окружающей среде, законным правам и интересам. Заявители указывают, что в процессе публичных слушаний не было высказано ни одного возможного негативного последствия для местного населения, связанного с изменением вида разрешенного использования земельного участка. Органы местного самоуправления в данном случае наделены полномочиями по проведению публичных слушаний и принятию решения, а не полномочиями по решению вопроса о том, каким образом должен использоваться земельный участок.
Ссылаясь на положения части 2 ст. 36 Конституции Российской Федерации, статью 43 Земельного кодекса РФ, части 2 статьи 254 ГПК РФ заявители настаивают на своих требованиях ( л.д.XXX).
Заявители в суд не явились, доверили представление своих интересов ФИО15 действующей на основании представленных доверенностей ( л.д.XXX). Представитель заявителей в суд явилась, на заявленных требованиях настаивала.
Представитель заинтересованного лица – Администрации муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области ФИО16, действующая на основании доверенности от XX.XX.XXXX года сроком до XX.XX.XXXX года в суд явилась, просила в удовлетворении заявления отказать по основаниям изложенным в возражениях на заявление ( л.д. XXX).
Суд, выслушав объяснения представителя заявителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что заявителям на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок для ведения сельского хозяйства, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь ... кв.м., расположенный в ..., кадастровый номер XXX, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права ( л.д.XXX).
XX.XX.XXXX года заявители как собственники спорного земельного участка, обратились в Администрацию муниципального образования «Выборгский муниципальный район» с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с установленного вида: «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид: «для дачное строительство» и просьбой назначить публичные слушания. На что заявители получили решение об отказе в смене вида разрешенного использования и назначении публичных слушаний.
Решением Василеостровского районного суда от XX.XX.XXXX года по гражданскому делу № XXX суд обязал Администрацию муниципального образования «Выборгский район» назначить и провести в установленном порядке публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного в ... с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на вид «для дачного строительства».
Во исполнение данного решения XX.XX.XXXX года прошли публичные слушания по вопросу изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного в ... с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на вид «для дачного строительства».
По результатам данных слушаний составлено заключение о результатах проведения публичных слушаний, согласно которому изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного в ... с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на вид «для дачного строительства» не было одобрено комиссией. Решением и.о. главы администрации МО «Выборгский район от XX.XX.XXXX года было отказано в изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка ( л.д.XXX).
Решением Василеостровского районного суда от XX.XX.XXXX года по гражданскому делу № XXX по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления суд удовлетворил требования заявителя о признании незаконным и необоснованным отказ Администрации муниципального образования «Выборгский муниципальный район» в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного в ... с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид «для дачного строительства» и обязал Администрацию муниципального образования «Выборгский муниципальный район» принять акт ( постановление) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером XXX, расположенного в ... с установленного вида «для ведения сельского хозяйства» на испрашиваемый вид «для дачного строительства» ( л.д.XXX).
Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского суда от XX.XX.XXXX года данное решение отменено ( л.д.XXX).
В рамках настоящего дела рассматриваются требования всех четырнадцати собственников, являющихся долевыми собственниками земельного участка с кадастровым номером XXX и просят признать решение органа местного самоуправления незаконным, в связи с чем, оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Представитель заявителей, настаивая на удовлетворении заявленных требований, указывал, что перевод земель из одной категории в другую и изменение вида разрешенного использования – две весьма различные процедуры. Перевод земель из одной категории в другую, процедура, регулируемая нормами ЗК РФ и ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», при которой меняется категория земель и установленное для этой категории целевое назначение земель. Изменение вида разрешенного использования земель осуществляется в рамках одной категории земель без изменения целевого назначения земель в соответствии с нормами территориального зонирования. Согласно ч. 2 ст. 77 Земельного Кодекса РФ сельскохозяйственные угодья входят в состав земель сельскохозяйственного назначения, также как и земли занятые дорогами, лесными насаждениями, водными объектами, а также зданиями, строениями и сооружениями. Согласно ч. 1 ст. 79 Земельного кодекса РФ только сельскохозяйственные угодья – пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями ( садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. В соответствии с ч. 4 ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья могут быть включены в перечень земель, использование которых для иных целей не допускается. Представитель заявителей настаивала на том, что сведения об ограничениях в использовании земельного участка с кадастровым номером XXX отсутствуют. Данный участок не относится к особо ценным землям ( земли не являются сельскохозяйственными угодьями). Такой вид разрешенного использования, как «для дачного строительства», не противоречит целевому назначению сельскохозяйственных земель и не требует их перевода в другую категорию. Кроме того, до настоящего времени правила землепользования и застройки не утверждены Администрацией МО «Выборгский район» ЛО, собственники земельного участка вправе изменить вид разрешенного использования.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственного в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям ( бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ, земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением; правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов; любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Границы территориальных зон, градостроительные регламенты с видами разрешенного использования земельных участков устанавливаются правилами землепользования и застройки территорий муниципальных образований ( ст. 30 ГрК РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 названного Кодекса.
В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и ( или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи. В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение.
На основании заключения о результатах публичных слушаний глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.
Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту.
Статьёй 77 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются, в частности, сельскохозяйственные угодья. В силу пункта 1 статьи 79 ЗК РФ сельскохозяйственные угодья- пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли занятые многолетними насаждениями ( садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст.4 Вводного закона вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом РФ порядке правил землепользования и застройки, но не более чем через пять лет со дня введения в действие названного Кодекса решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев, предусмотренных ст. 4.1 этого же Закона, с учетом результатов публичных слушаний.
Согласно пункту 9 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются градостроительным регламентом.
Вместе с тем, в силу пункта 6 статьи 36 названного Кодекса для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительные регламенты не устанавливаются. Согласно пункту 7 указанной статьи использование таких земельных участков определяются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами местного самоуправления в соот- ветствии с федеральными законами.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Законом № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» и согласно положениям статей 2,3 этого Федерального закона вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности Российской Федерации, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона № 172-ФЗ предусмотрено, что перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 названного Закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, перечисленных в приведенной норме.
При этом указанной статьёй не предусмотрена возможность использования указанных земель для ведения дачного хозяйства, а также строительства, в том числе, жилого дома.
Таким образом, изменение разрешенного использования земельных участков, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, без изменения категории земель, в составе которых данные участки находятся, противоречит приведенным нормам.
Как следует из ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56,57,67,167, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья