РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2021года
Воскресенский городской суд Московской области в составе:
Председательствующего судьи Шикановой З.В.,
При секретаре Кугушевой М.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Главному Управлению Управления пенсионного фонда № 3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и обязании включить периоды служб в специальный стаж, произвести перерасчет размера пенсии и обязании выплатить неуплаченную пенсию,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ УПФ № 3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии и обязании включить периоды служб в специальный стаж, произвести перерасчет размера пенсии и обязании выплатить неуплаченную пенсию.
08 июня 2021года истцом были уточнены ранее заявленные им исковые требования(л.д. 114-119), в которых истец просит дополнительно обязать ответчика повысить фиксированную выплату к страховой пенсии истца, с учетом включения периода его службы в органах внутренних дел с 23.09.1980года по 12.07.1989года в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и обязании ответчика выплатить истцу фиксированную выплату к его страховой пенсии, недоплаченную ему за период с 01 декабря 2019года, за весь период такой недоплаты.
Заявленные требования истцом мотивированы тем, что 12.11.2019года, в связи с переездом на новое место жительства, истец обратился к ответчику с заявлением о запросе выплатного дела из ГУ УПФ России в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе(межрайонное) Тверской области, т.е. по прежнему месту жительства истца.
Решением ГУ УПФ № 3 по г. Москве и Московской области от 18.12.2019года № истцу было отказано в установлении пенсии по льготным основаниям. Данное решение мотивировано тем, что в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение ФИО1 не может быть включен следующий период его службы в органах внутренних дел(МВД Якутская АССР) с 23.09.1980года по 12.07.1989года, т.к. период службы в районах Крайнего Севера не может быть засчитан в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера при определении права на назначение страховой пенсии за работу в указанных районах, т.к. порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера, урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002года №. Таким образом, ответчик отказал истцу в назначении пенсии по льготным основаниям в размере, установленном ранее ФИО2 УПФ России.
Истец не согласен с принятым ответчиком решением по мотивам, изложенным в исковом заявлении, с учетом уточнений и дополнений. В связи с чем, обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал исковые требования, с учетом их уточнений, и просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель истца ФИО3, действующий на основании доверенности(л.д. 12), заявленные истцом исковые требования, с учетом их дополнений и уточнений, поддержал в полном объеме и просил удовлетворить, по доводам, изложенным в иске.
Дополнительно представителем истца в суд представлены письменные возражения на отзыв ответчика(л.д. 114-119, 169-171).
Представитель ответчика ГУ УПФ России № 3 по г. Москве и Московской области ФИО4, действующая на основании доверенности(л.д. 78), заявленные исковые требования, с учетом дополнений и уточнений, не признала в полном объеме, просила отказать истцу в удовлетворении заявленных исковых требований. Представителем ответчика в суд представлены письменные возражения(л.д. 79-83), в которых также просит отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, заслушав истца, представителя истца, представителя ответчика, суд считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме, по следующим основаниям:
24 октября 2019года истец ФИО1 был зарегистрирован по адресу: <адрес>, что подтверждается копией паспорта истца(л.д. 54-55).
На данный момент истцу была назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 28 ч.1 п.6 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» с 25.06.2007года, что подтверждается копией пенсионного удостоверения (л.д. 13 оборот).
В соответствии со ст. 28 ч. 1 п. 6 ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» ФЗ № 173 «О трудовых пенсиях в РФ» пенсия по старости назначалась досрочно мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6
месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного
статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный
календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
При назначении пенсии истцу был установлен стаж страховой в размере 31 год 1 месяц 1 день и льготный стаж в размере 19 лет 3 месяца 19 дней. При этом в специальный стаж для досрочного назначения пенсии включен период с 11.07.1973года по 05.10.1994года, в том числе период службы в органах внутренних дел(МВД Якутской АССР) с 23.09.1980года по 12.07.1989года.
После чего истец 12.11.2019года обратился в ГУ УПФ № 3 по г. Москве и МО с заявлением о запросе выплатного дела из ГУ УПФР в г. Вышнем Волочке и Вышневолоцком районе Тверской области, что подтверждается копией заявления(л.д. 86-87).
22.11.2019года ГУ УПФ РФ № 3 по г. Москве и МО было принято решение в соответствии с ч. 9 ст. 21 ФЗ от 28.12.2013года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» о проведении проверки поступившего выплатного дела № 5528785 на имя ФИО1, что подтверждается копией решения (л.д. 184).
Решением ГУ УПФ РФ № 3 по г. Москве и МО от 18.12.2019года № истцу ФИО1 в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не был включен период его службы в органах внутренних дел(МВД Якутской АССР) с 23.09.1980года по 12.07.1989года, т.к. период службы в районах Крайнего Севера не может быть засчитан в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при определении права на назначение страховой пенсии за работу в указанных районах и местностях, т.к. порядок исчисления стажа работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 29 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002года № 516. Данными Правилами зачет периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, в «северный» стаж работы не предусмотрен.
На основании указанного выше решения ГУ УПФ № 3 по г. Москве и МО принято решение, что на дату назначения страховой пенсии по старости истцу на 25.06.2007года, стаж работы в районах Крайнего Севера составил 10 лет 6 месяцев. В связи с чем, отсутствует основание для постановки на учет выплатного пенсионного дела, в виду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ.
При этом данным решением пенсионного фонда принято решение, что ФИО1 имеет право на обращение с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 32 ч. 1 п. 6 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» от 28.12.2013года, принимая во внимание заявление о запросе выплатного дела от 12.11.2019года.(л.д. 14).
Суд считает, что указанное выше решение ГУ УПФ РФ № 3 по г. Москве и МО от 18.12.2019года № в отношении истца ФИО1, принято законно и обоснованно по следующим основаниям:
В соответствии со ст.32 ч.1 п.6 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2016г страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, следующим гражданам:
-мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Тем самым видно, что действующие в настоящее время Правила назначения досрочной пенсии за работу в районах Крайнего Севера аналогичны Правилам, действовавшим на момент назначения истцу ФИО1 пенсии.
Из архивной справки N 83/С от 27.08.2007, выданной Министерством внутренних дел по Республике Саха ( Якутия) на имя ФИО1 следует, что он проходил службу в органах МВД ЯАССР с 22.09.1980 года по 12.07.1989 года на офицерских должностях.
Период службы в органах внутренних дел в районах Крайнего Севера на офицерских должностях не может быть засчитаны в специальный стаж в районах Крайнего Севера или местности, приравненных к районам Крайнего Севера в соответствии со ст.32 ч.1 п.6 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., т.к. порядок исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях урегулирован Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2016г N 516.
Данными Правилами зачет периодов военной службы и иной приравненной к ней службы, в «северный» стаж работы не предусмотрен.
Суд считает, что истец ФИО1 и его представитель ФИО3 неверно применяют требования действующего законодательства при определении права на льготное пенсионное обеспечение.
Пунктом 6 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров ССР от 03.08.1972 года и Закон СССР от 14.07.1956 года «О государственных пенсиях в СССР» предусматривалось, что пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы, лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, а также пенсионное обеспечение семей этих лиц осуществляется в порядке и размерах, устанавливаемых Советом Министров СССР.
Лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, если они при увольнении не приобрели права на получение пенсии, установленной для военнослужащих соответствующих категорий либо рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, а также их семьям могут назначаться пенсии по настоящему Положению на основаниях, установленных для рабочих, служащих и их семей, независимо от того, работали ли эти лица ранее в качестве рабочих и служащих. При этом пенсии исчисляются из оклада по должности и воинскому (специальному) званию перед увольнением со службы.
Согласно п. 109 Положения кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывается также:
к) служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, СГПУ, НКВД, НКГБ, МГВ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции. Пребывание военнослужащего в плену засчитывается в стаж работы в установленном порядке;
При назначении пенсий по старости периоды, указанные в подпункте "и", засчитываются в стаж при условии, если этим периодам предшествовала работа в качестве рабочего или служащего, либо служба в составе Вооруженных Сил СССР, или иная служба, указанная в подпункте "к".
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт "в" пункта 16) периоды, указанные в подпунктах "к" и "л", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Пунктом 16 было установлено право на досрочное назначение пенсий по старости по Списку №1 и Списку №2 на льготных условиях имеют право на пенсию по старости:
а) рабочие и служащие на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:
мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет;
б) рабочие и служащие на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР:
мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет;
женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет;
Работа в районах Крайнего Севера не относится к данным пунктам Положения.
В случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах (подпункты "а", "б" и "в" пункта "91) работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывается в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.
Право на пенсию за работу в районах Крайнего Севера было предусмотрено п.110 Положения.
Работа на Крайнем Севере и в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время с 1 августа 1945 г., а также работа на предприятиях, в учреждениях, организациях, на работников которых были распространены льготы, установленные для работающих на Крайнем Севере или в отдаленных местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за время со дня распространения этих льгот до 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в двойном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные для работающих в этих районах, местностях, на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 1 марта 1960 г. засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (Ведомости Верховного Совета СССР, 1960 г., N 7, ст. 45).
Норм, позволяющих включать службу в органах внутренних дел в льготный стаж за работу на Крайнем Севере не было.
Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" право на пенсию по старости на льготных условиях за работу в районах Крайнего Севера либо в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, предусмотрено не было.
С 01 марта 1960 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года), который в пп. "д" п. 5 предусмотрел для лиц, прибывших в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, и заключивших срочный трудовой договор о работе в этих районах, следующие льготы: засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности. Иных льгот в области пенсионного обеспечения данным Указом предусмотрено не было.
Таким образом, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения был предусмотрен только льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору.
С 01 января 1968 года введен в действие Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11 "О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера" (далее - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11), которым в п. 2 предусмотрено рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости назначать мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Во исполнение статьи 60 Закона СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" принято Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590, которое утвердило Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (далее - Положение от 03 августа 1972 года N 590).
В соответствии с пп. "д" п. 16 названного Положения от 03 августа 1972 года N 590 право на пенсию по старости на льготных условиях имели рабочие и служащие, проработавшие не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера: мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет.
Приведенные нормы действовавшего в период возникновения спорных правоотношений законодательства свидетельствует о том, что как Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года N 1908-У11, так и Положение от 03 августа 1972 года N 590 предусматривали право на пенсию по старости на льготных условиях рабочим и служащим, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, мужчинам - по достижении 55 лет, а женщинам - по достижении 50 лет.
Дополнительно к названным требованиям Положение от 03 августа 1972 года N 590 установило требование к необходимому стажу работы: не менее 25 лет для мужчин и не менее 20 лет - для женщин. При этом назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже ни одним нормативным актом предусмотрено не было.
04 апреля 1961 года принято Постановление Совета Министров СССР N 286 "Об исчислении непрерывного стажа работы уволенным в запас или в отставку офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы, а также лицам начальствующего и рядового состава органов МВД РСФСР, проходившим службу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и поступившим на работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286), которым было установлено офицерам и военнослужащим сверхсрочной службы Советской Армии и Военно-Морского Флота, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, а также лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР, уволенным, начиная с 1960 года, в запас или в отставку из воинских частей, учреждений, предприятий и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их непрерывной службы (но не ранее чем с 1 августа 1945 года) в указанных районах и местностях засчитывается в непрерывный стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года "Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера", если они поступили на работу в этих районах и местностях не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Исходя из того, что Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года в области пенсионного обеспечения была предусмотрена только такая льгота, как льготный порядок зачета работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, необходимый для назначения пенсии по старости для лиц, работавших в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, по срочному трудовому договору, то, следовательно, той категории лиц, которая предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 04 апреля 1961 года N 286, время их непрерывной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, подлежало зачету в непрерывный стаж работы, если они поступили на работу в этих районах и местностях по срочному трудовому договору не позднее трех месяцев после увольнения в запас или в отставку.
Постановлением Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" (далее - Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181) было установлено, что солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 1 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Таким образом, Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 предусматривало зачет солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы (службы в военно-строительных отрядах) в этих районах и местностях в стаж работы, дающий право рабочим и служащим, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, а в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - не менее 20 календарных лет, пенсии по старости мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет.
Право на зачет времени действительной срочной военной службы, а также времени службы офицерам Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и Министерства внутренних дел РСФСР, лицам начальствующего и рядового состава органов Министерства внутренних дел РСФСР в стаж работы, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года, ни Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 года предусмотрено не было.
Назначение пенсии на льготных условиях при неполном северном стаже впервые было предусмотрено статьей 14 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" (далее - Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1), в соответствии с которой пенсия в связи с работой на Крайнем Севере устанавливается: мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в местностях, приравненных к районам Крайнего севера, пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется правило, установленное частью второй настоящей статьи.
К работе на Крайнем Севере приравнивается трудовая деятельность, указанная в статье 12 Закона.
Согласно статье 90 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
При этом, указанным Законом включение в требуемую продолжительность северного стажа периодов военной службы, равно как и службы в органах государственной безопасности и внутренних дел, проходившей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не предусматривалось.
В связи с принятием ФЗ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", после чего утратил силу Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1, издано постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, утвердившее Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Правила от 11 июля 2002 года N 516), которые регулируют порядок подсчета специального стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
В соответствии с п. 4 Правил от 11 июля 2002 года N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Согласно п. 2 этих же Правил при досрочном назначении трудовой пенсии по старости производится суммирование работ с вредными и тяжелыми условиями труда. К периодам работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям осуществляется суммирование работ, предусмотренных в ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях".
В силу положений пп. 1 п. 1 ст. 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", утратившего силу в связи с изданием Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпунктов 2 и 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона N 173-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. При этом период прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы не подлежит зачету в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку действующее законодательство не предусматривает такой возможности.
Пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", которое действует в настоящее время, предусмотрено, что, решая вопрос о праве лица на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп.2 и 6 ч. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ, следует иметь в виду, что в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 названного Федерального закона при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с работой в упомянутых районах и местностях к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, в порядке, определяемом Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Действующий с 01 января 2015 года ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", нормы которого приведены выше, также не предусматривает права на зачет в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов прохождения военной службы, а также иной приравненной к ней службы, независимо от того, где проходила данная служба.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что решение законодателя не включать периоды прохождения военной и приравненной к ней службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой (в настоящее время страховой) пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О, от 16 июля 2015 года N 1640-О, от 28 января 2016 г. N 48-О и др.).
Ранее соответствующее правовое регулирование содержалось в положениях пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ч. ч. 1 - 3 ст. 14 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и дублировалось в положениях ч. ч. 1, 3 и 4 ст. 25, 29 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".
Приведенными правовыми нормами установлено, что при определении стажа для назначения пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к указанной работе приравнивается определенная трудовая деятельность, дающая право на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы, в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (в районах Крайнего Севера и т.п.) стаж.
Возможности включения в специальный стаж, в том числе, периоды службы в органах внутренних дел ни нормы законодательства, действовавшего в период службы истца, ни нормы действующего в настоящее время пенсионного законодательства не предусматривают.
Таким образом, данное постановление не применимо в качестве законного основания для включения периода службы в специальный стаж.
Кроме того, ни ранее действующим законодательством, ни ныне действующим законодательством не предусмотрено включение службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера.
Также при принятии решения принимает во внимание тот факт, что в настоящее время истцу ФИО1 произведен расчет размера пенсии по старости на общих основаниях, т.к. он достиг общеустановленного возраста выхода на пенсию в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» и в общий страховой стаж спорный период работы истца с 23.09.1980года по 12.07.1989года включен, что следует из подлинного выплатного дела на имя ФИО1, которое обозревалось в суде.(л.д. 88 расчет стажа истца).
При таких обстоятельствах суд считает требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению по вышеуказанным обстоятельствам.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, к Главному Управлению Управления пенсионного фонда № 3 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения от <дата>№ об отказе в установлении пенсии и исключении периода службы истца органах внутренних дел с 23 сентября 1980года по 12 июля 1989года из специального стажа работы в районах Крайнего Севера; об обязании включить периоды службы истца с 23.09.1980года по 12.07.1989года в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и обязании произвести перерасчет размера пенсии, с учетом включения периода службы истца в специальный стаж работы; об обязании выплатить неуплаченную пенсию за период с 01 декабря 2019года за весь период такой недоплаты; об обязании повысить фиксированную выплату страховой пенсии истца, с учетом включения периода службы в органах внутренних дел с 23.09.1980года по 12.07.1989года в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера; об обязании выплатить недополученную часть страховой пенсии за период с 01 декабря 2019года за весь период такой недоплаты.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Воскресенский городской суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2021года.
Судья З.В. Шиканова