ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1239/2021 от 29.07.2021 Юргинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-1239/2021

УИД 42RS0037-01-2021-002323-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«29» июля 2021 года г.Юрга Кемеровской области

Юргинский городской суд Кемеровской области

в составе:

Председательствующего судьи Корытникова А.Н.,

при секретаре Гуляевой Ю.Г.,

с участием:

пом. прокурора Кыргыс А.В.,

представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию,

УСТАНОВИЛ:

Юргинский межрайонный прокурор обратился в Юргинский городской суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию.

Требования мотивированы тем, что Юргинской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области от 23.04.2021 № 7/3-42-2021 проведена проверка информации Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса о нарушениях градостроительного законодательства при подготовке и утверждении генерального плана деревни Зимник Юргинского муниципального округа.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), которым часть 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ дополнено понятием «муниципальный округ».

Частью 2 статьи 2 Закона № 87-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период. В переходный период федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 87-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до окончания переходного периода, установленного частью 2 настоящей статьи, муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.

Согласно статье 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно статье 18 ГрК РФ генеральные планы относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (части 5.1,6 статьи 18 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана муниципального образования осуществляется применительно ко всей территории такого муниципального образования.

Часть 2 статьи 23 ГрК РФ предусматривает подготовку генерального плана применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав муниципального образования, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территории муниципального образования.

Согласно статье 24 ГрК РФ генеральный план муниципального образования утверждается представительным органом муниципального образования, решение о подготовке генерального плана - главой администрации.

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Устава Юргинского муниципального округа Администрация Юргинского муниципального округа осуществляет подготовку документов территориального планирования, учреждение документов территориального планирования, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального округа, утверждает подготовленную на основании документов территориального планирования муниципального округа документацию по планировке территории.

Решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 27.08.2020 № 69-НА утвержден генеральный план деревни Зимник Юргинского муниципального округа.

С учетом положений части 2 статьи 23 ГрК РФ генеральный план может быть принят применительно к отдельным населенным пунктам (деревня Зимник Юргинского муниципального округа), но с последующим внесением изменений, относящихся к другим частям территории Юргинского муниципального округа.

Органами местного самоуправления генеральный план муниципального образования Юргинский муниципальный округ до настоящего времени не разработан и не утвержден, соответственно, изменения в генеральный план относительно к другим частям территории Юргинского муниципального округа не приняты.

Таким образом, неисполнение Администрацией Юргинского муниципального округа возложенных законом обязанностей приводит к отсутствию генерального плана муниципального образования, влечет невозможность создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки его территории, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, а как следствие, приводит к нарушению публичных интересов государства, прав неопределенного круга лиц в данной сфере деятельности.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства 26.04.2021 главе Юргинского муниципального округа внесено представление.

27.05.2021 в прокуратуру поступил от администрации Юргинского муниципального округа от 26.05.2021 за исх. № 01-01/1196 о том, что постановлением Администрации Юргинского муниципального округа от 30.10.2020 № 42-МНА утверждена муниципальная программа «Развитие административной системы местного самоуправления в Юргинском муниципальном округе» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Согласно разделам 3, 4 данной программы на разработку документации по территориальному планированию муниципального образования было запланировано выделение средств из местного бюджета в объеме 8304,4 тыс. рублей на 2021 год.

Решением Совета Народных депутатов Юргинского муниципального округа от 24.12.2020 № 88-НА «Об утверждении бюджета Юргинского муниципального округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на выполнение работ в области градостроительства на 2021 год финансирование в вышеуказанном объеме не предусмотрено, в бюджете предусмотрено финансирование в размере 157,5 тыс. рублей, что является недостаточным для покрытия всех расходов, необходимых для выполнения указанных работ.

В связи с высокой дотационностью местного бюджета проведение работ по разработке и утверждению генерального плана Юргинского муниципального округа применительно ко всей территории муниципального образования с включением всех населенных пунктов, входящих в состав муниципального образования, планируется на 2022-2023 годы.

Просит суд обязать Администрацию Юргинского муниципального округа подготовить генеральный план муниципального образования «Юргинский муниципальный округ» и предоставить его на утверждение в Совет народных депутатов Юргинского муниципального округа.

В судебном заседании помощник Юргинского межрайонного прокурора Кыргыс А.В. заявленные исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований, в случае удовлетворения иска предоставить срок исполнения решения суда до 31.12.2025.

Выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы, суд пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Как усматривается из материалов дела, Юргинской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры области от 23.04.2021 № 7/3-42-2021 проведена проверка информации Главного управления архитектуры и градостроительства Кузбасса о нарушениях градостроительного законодательства при подготовке и утверждении генерального плана деревни Зимник Юргинского муниципального округа.

Решением Совета народных депутатов Юргинского муниципального округа от 27.08.2020 № 69-НА утвержден генеральный план деревни Зимник Юргинского муниципального округа.

В нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления генеральный план муниципального образования Юргинский муниципальный округ до настоящего времени не разработан и не утвержден, соответственно, изменения в генеральный план относительно к другим частям территории Юргинского муниципального округа не приняты.

Неисполнение Администрацией Юргинского муниципального округа возложенных законом обязанностей приводит к отсутствию генерального плана муниципального образования, влечет невозможность создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки его территории, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, а как следствие, приводит к нарушению публичных интересов государства, прав неопределенного круга лиц в данной сфере деятельности.

В целях устранения выявленных нарушений законодательства 26.04.2021 главе Юргинского муниципального округа внесено представление.

27.05.2021 в прокуратуру поступил от администрации Юргинского муниципального округа от 26.05.2021 за исх. № 01-01/1196 о том, что постановлением Администрации Юргинского муниципального округа от 30.10.2020 № 42-МНА утверждена муниципальная программа «Развитие административной системы местного самоуправления в Юргинском муниципальном округе» на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». Согласно разделам 3, 4 данной программы на разработку документации по территориальному планированию муниципального образования было запланировано выделение средств из местного бюджета в объеме 8304,4 тыс. рублей на 2021 год.

Решением Совета Народных депутатов Юргинского муниципального округа от 24.12.2020 № 88-НА «Об утверждении бюджета Юргинского муниципального округа на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» на выполнение работ в области градостроительства на 2021 год финансирование в вышеуказанном объеме не предусмотрено, в бюджете предусмотрено финансирование в размере 157,5 тыс. рублей, что является недостаточным для покрытия всех расходов, необходимых для выполнения указанных работ.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 87-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Закон № 131-ФЗ), которым часть 1 статьи 2 Закона № 131-ФЗ дополнено понятием «муниципальный округ».

Частью 2 статьи 2 Закона № 87-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до 1 января 2025 года устанавливается переходный период. В переходный период федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации и уставы муниципальных образований приводятся в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 87-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона до окончания переходного периода, установленного частью 2 настоящей статьи, муниципальные округа участвуют в бюджетных, налоговых, гражданских и иных правоотношениях, органы местного самоуправления муниципальных округов решают вопросы местного значения, осуществляют установленные полномочия и права, соблюдают требования и исполняют предписания федеральных законов и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации наравне с городскими округами и органами местного самоуправления городских округов, если иное не предусмотрено указанными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также переходными положениями или нормами о вступлении в силу законов субъектов Российской Федерации, в соответствии с которыми муниципальные образования наделяются статусом муниципального округа.

Пунктом 26 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального округа относятся утверждение генеральных планов муниципального округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального округа документации по планировке территории.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов.

Согласно статье 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Согласно статье 18 ГрК РФ генеральные планы относятся к документам территориального планирования муниципальных образований. Генеральный план содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населенных пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населенных пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (части 5.1,6 статьи 18 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 23 ГрК РФ подготовка генерального плана муниципального образования осуществляется применительно ко всей территории такого муниципального образования.

Часть 2 статьи 23 ГрК РФ предусматривает подготовку генерального плана применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав муниципального образования, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территории муниципального образования.

Согласно статье 24 ГрК РФ генеральный план муниципального образования утверждается представительным органом муниципального образования, решение о подготовке генерального плана - главой администрации.

В соответствии с пунктом 17 статьи 37 Устава Юргинского муниципального округа Администрация Юргинского муниципального округа осуществляет подготовку документов территориального планирования, учреждение документов территориального планирования, ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального округа, утверждает подготовленную на основании документов территориального планирования муниципального округа документацию по планировке территории.

С учетом положений части 2 статьи 23 ГрК РФ генеральный план может быть принят применительно к отдельным населенным пунктам (деревня Зимник Юргинского муниципального округа), но с последующим внесением изменений, относящихся к другим частям территории Юргинского муниципального округа.

Таким образом в ходе судебного разбирательства установлено, что в нарушение требований законодательства о градостроительной деятельности органами местного самоуправления генеральный план муниципального образования Юргинский муниципальный округ до настоящего времени не разработан и не утвержден, соответственно, изменения в генеральный план относительно к другим частям территории Юргинского муниципального округа не приняты. При этом, неисполнение Администрацией Юргинского муниципального округа возложенных законом обязанностей приводит к отсутствию генерального плана муниципального образования, влечет невозможность создания условий для устойчивого развития территории муниципального образования, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки его территории, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, а как следствие, приводит к нарушению публичных интересов государства, прав неопределенного круга лиц в данной сфере деятельности.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика о том, что статьей 2 Федерального закона от 01.05.2019 N 87-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен переходный период в течении которого они могут принять генеральный план муниципального образования, поскольку он не основан на законе, так как данным законом не предусмотрено предоставление периода времени в течение которого муниципальные образования должны подготовить генеральный план.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом баланса интересов сторон, характера спорных правоотношений, объема и стоимости работ которые необходимо произвести ответчиком, суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда до 01.01.2023.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Юргинского межрайонного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Юргинского муниципального округа о понуждении к действию удовлетворить.

Обязать администрацию Юргинского муниципального округа подготовить генеральный план муниципального образования «Юргинский муниципальный округ» и предоставить его на утверждение в Совет народных депутатов Юргинского муниципального округа.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить администрации Юргинского муниципального округа срок для совершения вышеуказанных действий до 31.12.2023.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме с подачей жалобы через Юргинский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий: - подпись - А.Н. Корытников

Мотивированное решение суда составлено 05 августа 2021 года.