Дело №2-123/2019 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 14 марта 2019 года г. Верхнеуральск Верхнеуральский районный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Артемьевой О.В., при секретаре Петровой Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Федеральному казённому учреждению Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области о возложении обязанности, У С Т А Н О В И Л: Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с иском в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Федеральному казённому учреждению Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее по тексту ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, Учреждение) о возложении обязанности оборудовать камеры № камер) радиоточками, в течение восьоточками, в течение <данные изъяты> со дня вступления решения в законную силу. В обоснование исковых требований указано, что Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Челябинской области, на основании ст.ст.21, 22, 32 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, расположенным по адресу: <адрес>. В ходе проверки установлено, что камеры (жилые помещения) №№ предназначенные для содержания осужденных, не оборудованы радиоточками для вещания общегосударственных программ. То есть в указанных выше камерах Учреждения, расположенных в режимном корпусе, в которых содержатся осужденные, радиовещание общегосударственных программ не осуществляется. По факту отсутствия в камерах Учреждения радиоточек ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области вынесено представление. Несмотря на ответ от ДД.ММ.ГГГГ об оборудовании камер средствами радиовещания, текущей проверкой в ДД.ММ.ГГГГ вновь установлено отсутствие радиоточек. Считают, что несоблюдение ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области требований по оборудованию жилых помещений радиоточками влечёт существенное нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих уголовные наказания (л.д.5-8). В судебном заседании прокурор Кожевников М.В., участвующий в деле, исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поддержал в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, на их удовлетворении настаивал. Представитель ответчика ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области ФИО1, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.62), в судебном заседании исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях не признала полностью, дополнительно суду пояснила, что действительно камеры №№№ предназначенные для содержания осужденных, не оборудованы радиоточками для вещания общегосударственных программ. Однако у Учреждения отсутствуют денежные средства на оборудование данных камер жилого корпуса радиоточками, не заложены они и на ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что отсутствием радиоточек права осужденных не нарушаются, поскольку отсутствуют жалобы со стороны осужденных. Просит в случае удовлетворения исковых требований увеличить срок исполнения решения суда до одного года. Представитель третьего лица Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее по тексту ГУФСИН России по Челябинской области, Управление) в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом (л.д.60), о причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили. Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ. Заслушав прокурора Кожевникова М.В., представителя ответчика ФИО1, исследовав в судебном заседании представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст.ст.1, 3 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека. Правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Согласно п.1 ст.13 вышеуказанного закона учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической и социальной сферы. На основании ч.1, ч.3 ст.110 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению, для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создаётся материально-техническая база в соответствии с нормами, утверждёнными Правительством РФ. В силу п.4 ст.94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, осужденным разрешается прослушивание радиопередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведённого распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счёт средств исправительного учреждения. В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно № Устава, утверждённого Федеральной службой исполнения наказаний (далее по тексту ФСИН России) от ДД.ММ.ГГГГ№, ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несёт связанные с этой деятельностью обязанности (л.д.20-33). Учредителем Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет ФСИН России. Собственником имущества Учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России. Полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного Учреждению на праве оперативного управления, осуществляет ФСИН России в соответствии с законодательством РФ (№ Устава). Место нахождения Учреждения: <адрес> (№ Устава). Учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств, имеет печать с воспроизведением Государственного герба РФ, а также необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своими полным и сокращённым наименованиями и другую символику, лицевые счеты, открытые в органах федерального казначейства в соответствии с законодательством РФ (№ Устава). Учреждение вправе самостоятельно пользоваться имуществом, закреплённым за ним Учредителем на праве оперативного управления, от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, выступать в качестве истца и ответчика в судах Предметом и целями деятельности Учреждения является, в том числе создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ (№ Устава). Для достижения целей, указанных в подпункте № настоящего Устава, Учреждение обеспечивает в соответствии с законодательством РФ, в том числе условия содержания осужденных (п№. Устава). В соответствии с Договором о передаче бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ№, ФСИН России на основании ст.11 Закона РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» передаёт ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области в оперативное управление Федеральное имущество, находящееся на балансе этого Учреждения (л.д.37-38). На основании п.№ указанного выше Договора от ДД.ММ.ГГГГ№, имущество, передаваемое в оперативное управление в соответствии с настоящим договором, состоит из основных фондов и оборотных средств, а также иных ценностей, стоимость которых отражается на балансе Учреждения. Баланс и пообъектные перечни имущества являются неотъемлемой частью Договора (приложение 1 и 2). Источники формирования имущества, находящегося в оперативном управлении, являются бюджетные ассигнования. Как следует из Свидетельства о государственной регистрации права серии №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (л.д.36), Перечней объектов недвижимости, являющихся Приложением №, № к Договору от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.39-40, 41), нежилое здание-здание тюрьмы, назначение нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, передано на основании Договора о передаче бюджетному учреждению уголовно-исполнительной системы федерального имущества в оперативное управление от ДД.ММ.ГГГГ№, в оперативное управление ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области. Приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ№, изменён тип ФБУ Т ГУФСИН России по Челябинской области на ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области (л.д.9-19). Данные обстоятельства сторонами не оспариваются, иного в материалах дела не содержится. Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, на основании ст.ст.21, 22, 32 Федерального закона от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации», Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, расположенным по адресу: <адрес>. В ходе проверки было установлено, что права осужденных, содержащихся ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, на оборудование камер в соответствии с требованиями уголовно-исполнительного законодательства не соблюдаются, поскольку, в том числе камеры № не оборудованы радиоприёмниками для вещания общегосударственных программ. По факту отсутствия в камерах учреждения радиоточек, ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях начальнику ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства (л.д.43-45). ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области ФИО2 Магнитогорскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях ФИО3 дан письменный ответ на представление от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ДД.ММ.ГГГГ представление Магнитогорского прокурора рассмотрено на оперативном совещании при начальнике ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области. Согласно приказу от ДД.ММ.ГГГГ№ проводится служебная проверка, по завершению которой дополнительно будет представлен приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности сотрудников, допустивших нарушения законодательства. Камеры № оборудованы радиоприёмниками (л.д.46, 47-48, 49, 50-52). Однако, как следует из Акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57), справки оборудовании жилых камер режимного корпуса абонентскими громкоговорителями от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д.42), камеры (жилые помещения) № предназначенные для содержания осужденных, не оборудованы радиоточками для вещания общегосударственных программ. В связи с этим в указанных камерах Учреждения, расположенных в режимном корпусе, в которых содержатся осужденные, радиовещание общегосударственных программ не осуществляется (л.д.57). Согласно письменных объяснений начальника ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в ДД.ММ.ГГГГ Магнитогорской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проводилась проверка соблюдения требований действующего законодательства, по результатам котором, в том числе выявлены нарушения в части оборудования камер режимного корпуса средствами радиовещания. В ответ на представление Магнитогорского прокурора был подготовлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ о том, что камеры режимного корпуса, предназначенные для содержания осужденных, были оборудованы радиоточками. На тот период времени нарушения закона были действительно устранены. Вместе с тем, через непродолжительный период времени радиоточки по техническим причинам вышли из строя, в связи с чем были демонтированы и до настоящего времени не установлены. В ходе повторной проверки, проведённой прокуратурой в №, также было установлено отсутствие радиоточек в следующих камерах режимного корпуса № Указанные нарушения, выявленные в ходе проверки до настоящего времени не устранены, в связи с отсутствием финансирования (л.д.55-56). Действительно, в соответствии со справкой ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области, на оборудование радиоточками камер жилого корпуса Учреждения в ДД.ММ.ГГГГ денежные средства не выделялись (л.д.63). Данные обстоятельства представителем ответчика ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области ФИО1 не опровергнуты, иного в ходе рассмотрения дела не установлено. При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения п.4 ст.94 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, суд приходит к выводу, что несоблюдение ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством РФ требований по оборудованию жилых помещений радиоточками влечёт существенное нарушение прав и законных интересов осужденных, отбывающих уголовное наказание в Учреждение, и считает, что исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о возложении обязанности на ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области об оборудовании камер № (всего <данные изъяты> камер) радиоточками, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объёме. Согласно ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия с последующим взысканием с ответчика необходимых расходов. Магнитогорский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях просит установить срок исполнения обязанности по устранению нарушений требований уголовно-исполнительного законодательства РФ в течение восьми месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Представитель ответчика ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области ФИО1 просит данный срок продлить до <данные изъяты> поскольку в связи с отсутствием финансирования исполнить решение суда в предложенный прокурором срок будет невозможно, так как в ДД.ММ.ГГГГ денежные средства на оборудование радиоточками камер жилого корпуса Учреждения не выделялись. С учётом мнения прокурора Кожевникова М.В., суд полагает, что ходатайство представителя ответчика ФКУ Т ГУФСИН России по Челябинской области ФИО1 об увеличении срока исполнения судебного акта до года подлежит удовлетворению, ввиду отсутствия в ДД.ММ.ГГГГ финансирования на указанные цели. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования Магнитогорского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, к Федеральному казённому учреждению Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области о возложении обязанности удовлетворить. Обязать Федеральное казённое учреждение Тюрьма Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области оборудовать камеры № (всего <данные изъяты> камер) радиоточками в течение <данные изъяты> со дня вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения через Верхнеуральский районный суд. Председательствующий О.В. Артемьева |