ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-123/19 от 19.06.2019 Кирилловского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-123/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Кириллов 19 июня 2019 года

Кирилловский районный суд Вологодской области в составе председательствующего судьи Афаныгина А.Н., при секретаре Николаевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации и администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области о признании о признании права собственности на жилой дом,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее Минприроды России) и администрации сельского поселения Ферапонтовское Кирилловского района Вологодской области (далее Администрация сельского поселения Ферапонтовское), в котором просит признать за ним право собственности на объект недвижимости – индивидуальный жилой дом общей площадью 72,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, с описанием местоположения объекта недвижимости на земельном участке в координатах характерных точек контура здания по техническому плану, подготовленному кадастровым инженером АГС» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ. В обоснование иска ссылается на то, что земельный участок с кадастровым номером , имеющий вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, он использует на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ-АФФ, заключенного с Администрацией поселения Ферапонтовское. В ДД.ММ.ГГГГ был утвержден градостроительный план земельного участка, после чего он обратился в Минприроды России с заявлением о согласовании разрешенного использования земельного участка под строительство индивидуального жилого дома и выдаче разрешения на строительство, однако на данное обращение получил отказ от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ со ссылкой на неправомерность предоставления Администрацией сельского поселения Ферапонтовское земельного участка истцу для строительства. Так как, строительство жилого дома на земельном участке было им начато, он, руководствуясь п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающей на период до ДД.ММ.ГГГГ упрощенный порядок ввода в эксплуатацию жилого дома, жилого строения или объекта индивидуального жилищного строительства, ДД.ММ.ГГГГ направил в Минприроды России уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ (с нарушением установленного срока 7 рабочих дней) ему было отказано в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС. В последующем – ДД.ММ.ГГГГ он направил Минприроды России уведомление об окончании строительства, однако ответ до настоящего времени не получил. Обращение в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о регистрации жилого дома положительных результатов не принесло. Считает, что со своей стороны он исполнил требования п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», однако в связи с противоправными действиями Минприроды России не смог признать право собственности на построенный им жилой дом в установленном законом порядке.

Представитель ответчика Администрации сельского поселения Ферапонтовское и третьего лица администрации Кмрилловского муниципального района Вологодской области ФИО3 исковые требования ФИО1 признала в полном объеме, ссылаясь на то, что исковые требования ФИО1 правомерны, так как он обращался в Минприроды России, руководствуясь п. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Представитель ответчика – Минприроды России в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В письменных пояснениях указывает, что Минприроды России является ненадлежащим ответчиком по делу. В представленном в суд отзыве на иск просит в удовлетворении иска отказать.

Представитель заинтересованного лица ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В отзыве на иск просит в удовлетворении иска отказать, указывая на то, что спорный земельный участок расположен в границах национального парка «Русский Север», находится в федеральной собственности. Органы местного самоуправления Кирилловского района не вправе были предоставлять его административному истцу на каком-либо праве. В связи с этим, вести строительство индивидуального жилого дома истец был не вправе. Возведенный им объект является самовольной постройкой.

Представитель третьего лица - Управления Росреестра по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Представитель третьего лица - ТУ Росимущества в Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще. В отзыве на иск просит в удовлетворении иска отказать.

Проверив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, чтонациональный парк «Русский Север» общей площадью 166,4 тыс.га создан постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данному постановлению в состав национального парка включено без изъятия из хозяйственной эксплуатации 90,5 тыс.га земель сельскохозяйственного и другого назначения, в том числе земель города Кириллова - 0,6 тыс.га.

Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о национальном парке «Русский Север». В соответствии с названным Положением национальный парк расположен на территории Кирилловского района Вологодской области; общая площадь национального парка составляет 166 400,0 га. Согласно пункту 7 Положения выполнение задач, возложенных на национальный парк, обеспечивает ФГБУ «Национальный парк «Русский Север».

По информации ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, входит в состав зоны с особыми условиями использования территории национального парка «Русский Север».

Постановлением администрации Кирилловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ указанный земельный участок предоставлен ФИО4 на праве аренды для строительства отдельно стоящего односемейного малоэтажного дома.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и Администрацией сельского поселения Ферапонтовское заключен договор аренды от -АФФ, зарегистрированный Управлением Росреестра по Вологодской области ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Кирилловского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утвержден градостроительный план земельного участка ФИО1

В соответствии с отзывом Управлением Росреестра по Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером имеет категорию земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – отдельно стоящие малоэтажные дома до 2-х этажей включительно, зарегистрированные ограничения (обременения) объекта недвижимости – аренда ФИО1 сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером имеет адрес: <адрес>, относится к категории земель: «земли населенных пунктов», ограничен правами аренды ФИО1

В разделе «2» выписки указано, что данные о правообладателе (собственнике) земельного участка отсутствуют, что свидетельствует о том, что земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае осуществления строительства, реконструкции объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории, разрешение на строительство выдается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится соответствующая особо охраняемая природная территория.

В силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» государственное управление в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения осуществляет Минприроды России.

Таким образом, на территории национального парка «Русский Север» Минприроды России является органом осуществляющим выдачу разрешения на строительство (уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома), а также выдачу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию (уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности).

Согласно пп. 1.1 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 03.08.2018 г. N 340-ФЗ) не требуется выдача разрешения на проведение реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.

В соответствии с ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» правообладатель земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства в границах населенного пункта, на которых до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (04.08.2018) начаты строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства, вправе до 01.03.2019 направить в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренное ч. 1 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства. В данном случае получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется.

Рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 51.1 Градостроительного кодекса, по завершении строительства правообладателем земельного участка направляется предусмотренное частью 16 статьи 55 Градостроительного кодекса уведомление об окончании строительства или реконструкции, а рассмотрение такого уведомления осуществляется в порядке, установленном частями 17 - 21 статьи 55 Градостроительного кодекса.

Таким образом, применительно к части 5 статьи 16 Федерального закона N 340-ФЗ следует отметить, что данная норма позволяет осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на жилые дома, строительство которых начато (в том числе начато и завершено) до дня вступления в силу указанного Закона, без разрешения на строительство (несмотря на требования статьи 51 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей до 4 августа 2018 года), при условии подачи до 1 марта 2019 года соответствующего уведомления в уполномоченный орган. При этом совокупность указанных фактов (отсутствие разрешения на строительство, начало строительства без разрешения на строительство, отсутствие разрешения на ввод объекта в эксплуатацию) не является само по себе основанием для приостановления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на жилой дом при условии соблюдения требований, предусмотренных статьями 51.1 и 55 Градостроительного кодекса (в редакции Закона N 340-ФЗ) (п. 6 Письма Минэкономразвития России от 07.11.2018 N 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома».

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что положения ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают переходный период до 01.03.2019 года, позволяющий гражданам, начавшим индивидуальное жилищное строительство в границах населенного пункта до 04.08.2018 года, в установленном законом порядке произвести легализацию возводимого объекта без применения требований ст. 222 ГК РФ.

Материалами дела подтверждается и не оспаривается истцом, что до дня вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (04.08.2018) ФИО1 на арендованном им земельном участке с кадастровым номером 35:05:0204013:101 было начато строительство жилого дома.

Выполняя требования ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ ФИО1 07.11.2018 года направил в Минприроды России уведомление о планируемых строительстве или реконструкции на соответствующем земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.

В силу п. 79 ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве: проводит проверку и направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

Рассмотрение уведомления гражданина о планируемом им строительстве в ином порядке и в иные сроки не предусмотрено.

Вместе с тем, письмом от ДД.ММ.ГГГГ-ОГ (с нарушением установленного срока 7 рабочих дней) ФИО1 было отказано в выдаче уведомления о соответствии параметров объекта ИЖС. Уведомление недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке не выносилось и в адрес истца не направлялось.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил Минприроды России предусмотренное ч. 16 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ уведомление об окончании строительства, которое подлежало рассмотрению ответчиком в порядке, установленном ч.ч. 17 - 21 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ. Однако, уведомление установленной формы о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления от Минприроды России заявителем до настоящего времени не получено.

При этом, Минприроды России нарушен установленный ст. 55 Градостроительного кодекса РФ срок (7 рабочих дней) рассмотрения уведомления.

Обращение в Управление Росреестра по Вологодской области с заявлением о регистрации жилого дома положительных результатов также не принесло.

Исходя из указанного, суд приходит к выводу о нарушении Минприроды России прав и интересов истца.

Рассматривая вопрос о правомерности ведения строительства в национальном парке «Русский Север» суд исходит из следующего.

Согласно п. 11 Положения о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года № 769, конкретные особенности, зонирование и режим каждого национального природного парка определяются в положении о нем, утверждаемом государственным органом управления Российской Федерации, в ведении которого находится парк.

Положение о национальном парке «Русский Север» устанавливает состав и описание границ функциональных зон национального парка, а также режим использования земельных участков в каждой из функциональных зон.

Пунктами 10, 10.5 указанного Положения предусмотрено, что на территории национального парка выделена зона хозяйственного назначения, предназначенная для осуществления деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории национального парка, в которой допускается строительство, реконструкция, ремонт и эксплуатация хозяйственных и жилых объектов, связанных с производственной деятельностью собственников, владельцев и пользователей земельных участков, не изъятых из хозяйственной эксплуатации и расположенных в границах национального парка и с обеспечением функционирования расположенных в его границах населенных пунктов.

Иных нормативно-правовых актов, определяющих порядок использования земельных участков на территории национального парка «Русский Север», до настоящего времени уполномоченными федеральными органами исполнительной власти не принималось.

Следовательно, положения статьи 51 Градостроительного кодекса РФ (в редакции до 04.08.2018 года) и статьи 15 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» в их системной взаимосвязи не исключают ведение строительной деятельности на территории населенных пунктов, расположенных в границах особо охраняемых природных территориях, устанавливая, что такая деятельность должна соответствовать виду разрешенного использования земельного участка, не противоречить целям и задачам национального парка «Русский Север» и не наносить ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира.

Аналогичная правовая позиция закреплена в Определении Конституционного Суда РФ от 08.12.2015 N 2742-О.

Указание Минприроды России на то, что в силу п. 4 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды согласовываются вопросы социально-экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон неправомерны, так как истец не относится к хозяйствующим субъектам. Доказательств обратного суду не предоставлено.

Так как истец не относится к хозяйствующим субъектам, то не обязан предоставлять дополнительные документы, не предусмотренные Градостроительным кодексом РФ.

Согласование проектов развития населенных пунктов, утверждение видов разрешенного использования, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства является компетенцией органов местного самоуправления и Минприроды России, а не ФИО1

Об этом же свидетельствуют положения ч. 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», определяющие, что до установления в положении об особо охраняемой природной территории видов разрешенного использования земельных участков, предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, но не позднее 1 июля 2020 года указанные виды разрешенного использования, параметры определяются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которых находится особо охраняемая природная территория.

Требований о согласовании вида разрешенного использования в индивидуальном порядке данная норма не содержит.

В определении Верховного Суда РФ от 05.04.2019 № 2-КА19-1 указано, что из положений Федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» следует, что параметры разрешенного строительства должны быть установлены для соответствующей зоны в целом.

Кроме того, ч. 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не устанавливает запрет индивидуального жилищного строительства (реконструкции объектов ИЖС) до 01.07.2020 года в случае, если указанные виды разрешенного использования и параметры не будут определены Минприроды России.

Материалами дела подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером находится в населенном пункте <адрес> в существующей жилой застройке, в пределах границ населенного пункта, существовавших до создания национального парка. Вид разрешенного использования земельного участка определен генпланом, согласованным Минприроды России.

ФИО1 относится к категории граждан, проживающих на территории национального парка, на праве аренды пользуется земельным участком, относящимся к землям населенного пункта.

Договор аренды не оспорен уполномоченным на то территориальным органом Росимущества и не признан недействительным.

Доказательств того, что строительство жилого дома ФИО1 угрожает организации, охране и использованию особо охраняемых природных территорий, сохранению уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательным природным образованиям, объектам растительного и животного мира, их генетического фонда, изучению естественных процессов в биосфере и контролю за изменением ее состояния, экологическому воспитанию населения суду не предоставлено.

Подлежит отклонению и довод ответчика о том, что земельный участок находится в федеральной собственности, поскольку это утверждение не соответствует положениям статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации, положениям статей 2, 18 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», так как в установленном порядке спорный земельный участок не предоставлен ФГБУ «Национальный парк «Русский Север» на каком-либо праве.

Кроме того, в установленном порядке земельный участок из хозяйственного использования не изъят, в обороте не ограничен

Исходя из положений ст. 222 ГК РФ и ч. 5 ст. 16 Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ спорный объект самовольной постройкой не является.

Согласно п. 2 ст. 212 ГК РФ имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Требованиями ст. 219 ГК РФ предусмотрено, что право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Суд также учитывает, позицию ответчика - Администрация сельского поселения Ферапонтовское, признающей исковые требования, а также позицию Минприроды России, считающего себя ненадлежащим ответчиком, то есть, по сути, не заинтересованным в исходе дела лицом.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 218 ГК, 194 – 198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1 право собственности на объект недвижимости – одноэтажный индивидуальный жилой дом, общей площадью 72,6 кв.м., расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, <адрес>, с описанием местоположения объекта недвижимости на земельном участке в координатах характерных точек контура здания по техническому плану, подготовленному кадастровым инженером АГС» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, с описанием местоположения здания на земельном участке в координатах характерных точек контура здания по техническому плану от ДД.ММ.ГГГГ:

ТочкаХ Y

1.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Кирилловский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: А.Н.Афаныгин

Копия верна:

Судья А.Н.Афаныгин