ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-123/20 от 07.10.2020 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-123/2020

УИД 25RS0026-01-2020-000171-72

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Лучегорск 07 октября 2020 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Калашник Н.Н., при секретаре Кручина А.В., с участием:

помощников прокурора Пожарского района Емельянова М.В., Могильниковой У.Г.,

представителя ответчика Кирсановой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Приморского края в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Лучегорский угольный разрез» о возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Исполняющий обязанности транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Приморского края, в порядке статьи 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с названным иском к АО «ЛУР», в обоснование требований указав, что Приморской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности проведен анализ исполнения АО «ЛУР» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, по результатам которого установлено, что в АО «ЛУР» соблюдение требований законодательства в сфере безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта не обеспечено, выявлена эксплуатация тепловозов со следующими перепробегами (по состоянию на 05.12.2019 г.)

Перепробеги, сут.

Вид ремонта

Тепловоз

СР

ТР3

ТР2

ТР1

ТЭМ-7 № 0199

ТЭМ-7 № 0210

ТЭМ-7 № 0237

ТЭМ-7 № 0278

ТЭМ-7 № 0287

ТЭМ-7А № 0014

ТЭМ-7А № 0227

ТЭМ-7А № 0277

ТЭМ-7А № 0278

ТЭМ-7А № 0280

ТЭМ-7А № 0517

ТЭМ-18 № 134

ТЭМ-18 № 138

ТЭМ-18 № 140

ТЭМ-18 № 141

Кроме того, сроки службы по 5-ти находящимся в эксплуатации тепловозам серий ТЭМ7 №№ 0199, 0210, 0237, 0278, 0287 истекли в 2012 - 2013 гг., что также является нарушением требований законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. При эксплуатации тепловозов с истекшими сроками службы и перепробегами от плановых видов ремонта высока вероятность выхода из строя основных узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, средств защиты тяговых электродвигателей, электрооборудования локомотива, системы поездной автоматики, системы автоматического управления торможением поезда и т.д.), что создает предпосылки для транспортных происшествий, причинения ущерба имуществу третьих лиц, вред их здоровью. В связи с выявленными нарушениями генеральному директору АО «ЛУР» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, составлены графики проведения ремонтов на 2020 - 2025 гг., генеральный директор привлечен к административной ответственности по ч. 6 ст. 11.1 КоАП РФ. В настоящее время эксплуатация тепловозов, не отвечающих требованиям безопасности, продолжается, что создает угрозу безопасности движения на железнодорожном транспорте и может повлечь тяжкие последствия, в том числе, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей, ущерба имуществу неопределенного круга лиц, в том числе, локомотивным бригадам, которым поручается управлять данными тепловозами. Просит обязать АО «Лучегорский угольный разрез» (ИНН , ОГРН ) в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 среднего ремонта либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловозов путем списания с инвентарного учета; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А текущего ремонта в объеме ТР-3 либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловозов путем списания с инвентарного учета; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозам ТЭМ7 №, 0210, 0237, 0278 среднего ремонта с продлением сроков службы либо решить вопрос о невозможности их дальнейшей эксплуатации путем списания с инвентарного учета; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозу ТЭМ-7 текущего ремонта в объеме ТР-3 с продлением срока службы либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации путем списания с инвентарного учета.

В ходе рассмотрения дела истцом неоднократно уточнялись требования, с учетом последнего уточнения, в окончательной редакции требования звучат следующим образом: обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 среднего ремонта либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловозов путем запрета их эксплуатации до проведения указанного ремонта; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А текущего ремонта в объеме ТР-3 либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловозов путем запрета их эксплуатации до проведения указанного ремонта; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозам ТЭМ-7 , среднего ремонта с продлением сроков службы либо решить вопрос о невозможности их дальнейшей эксплуатации путем запрета их эксплуатации до проведения указанного ремонта с продлением сроков службы; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозу ТЭМ-7 текущего ремонта в объеме ТР-3 с продлением срока службы либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации путем запрета его эксплуатации до проведения указанного ремонта с продлением срока службы; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозу ТЭМ-7А среднего ремонта в части тяговых электродвигателей, электрических машин и тягового (главного) генератора, либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловоза путем запрета его эксплуатации до проведения указанного ремонта; обязать АО «Лучегорский угольный разрез» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозу ТЭМ-7 среднего ремонта в части тяговых электродвигателей, электрических машин и тягового (главного) генератора, а также продлить срок службы тепловоза, либо решить вопрос о невозможности его дальнейшей эксплуатации путем запрета его эксплуатации до проведения указанного ремонта с продлением срока службы.

В судебном заседании истец отказался от требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить выполнение в организации, имеющей сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозу ТЭМ-7А текущего ремонта в объеме ТР-3 либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловоза путем запрета его эксплуатации, определением суда от 07 октября 2020 года производство по делу в части указанного требования прекращено.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Пожарского района уточненные исковые требования поддержал, по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Кирсанова О.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на иск и дополнениям к возражениям. Суду пояснила, что основным видом деятельности АО «ЛУР» является добыча угля Бикинского буроугольного месторождения и его реализация. Транспортирование горной массы по территории угольного разреза осуществляется технологическим железнодорожным транспортом. АО «ЛУР» принадлежат на праве собственности внутренние железнодорожные пути необщего пользования и технологический (промышленный) железнодорожный транспорт: тепловозы серии ТЭМ-7(7А), ТЭМ-18 и думпкары, которые заняты в технологическом процессе добычи угля, осуществляют перевозку горной массы (угля и вскрышных пород). Все перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются по расположенным внутри угольного разреза железнодорожным путям АО «ЛУР». Железнодорожный транспорт АО «ЛУР» выход на железнодорожные пути общего пользования ОАО «РЖД» не осуществляет. Во исполнение требований промышленной безопасности, предъявляемых к технологическому железнодорожному транспорту, эксплуатируемому на угольных разрезах, в АО «ЛУР» было разработано Положение о планово-предупредительных ремонтах горнотранспортного оборудования, которое утверждено приказом от ДД.ММ.ГГГГА (далее - Положение о ППР). Указанный документ определяет организацию и порядок проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту основного технологического горнотранспортного оборудования АО «ЛУР», в том числе, локомотивов, устанавливает нормы межремонтных пробегов локомотивов АО «ЛУР». Все мероприятия по поддержанию работоспособности технологического оборудования АО «ЛУР» выполняются в соответствии с годовыми и месячными графиками, составленными так, чтобы предупредить преждевременный и неожиданный выход оборудования из строя. Ремонт технологического оборудования, согласно п.7.1 Положения, должен проводиться в соответствии с утверждёнными главным инженером АО «ЛУР» графиками обслуживания и ремонта оборудования. В соответствии с Положением о ППР локомотивы АО «ЛУР» проходят плановые виды ремонта и технического обслуживания. Согласно п.п. 10.2.3, 10.3. текущий ремонт ТР-3 (подъемочный), средний ремонт (СР) и капитальный ремонт (КР) тепловозов АО «ЛУР» выполняются специализированным локомотиворемонтным заводом или подрядной организацией, имеющей опыт производства ремонта (реконструкции) тепловозов, эксплуатируемых серий на собственных площадях. Вместе с тепловозом направляются в пункты ремонта заполненные технические паспорта тепловоза, формуляры (паспорта) основных агрегатов и карты измерений. Разрешается производить постановку тепловозов на текущие и средние ремонты с отклонением от установленных норм пробега до 20%. Приложением к приказу АО «ЛУР» А установлена периодичность проведения плановых ремонтов тепловозов АО «ЛУР» ТЭМ-7, ТЭМ-7А, ТЭМ-18, согласно которого установлены нормы межремонтных периодов. Межремонтный период составляет: 5 лет (60 месяцев) от ТР-3; 8 лет (96 месяцев) от СР; 16 лет (192 месяца) от КР. Указанная периодичность проведения плановых ремонтов локомотивов АО «ЛУР», является усредненной для всех типов локомотивов, имеющихся на предприятии, и принята с учетом норм, установленных технической (конструкторской, эксплуатационной) документацией на тепловозы: руководствами по эксплуатации, техническими условиями завода изготовителя (далее - ТУ) с учетом особенностей условий эксплуатации тепловозов, занятых в технологическом процессе на перевозке угля. В АО «ЛУР» составлены и утверждены графики ремонта тепловозов, с учетом нормативных сроков производства ремонтов в АО «ЛУР», в соответствии с которыми осуществляется проведение плановых ремонтов тепловозов. При выявлении неисправностей, угрожающих безопасности движения, при которых эксплуатация тепловозов запрещена, тепловоз выводится из эксплуатации в ожидание ремонта. Случаи допуска к работе локомотивов с неисправностями, при которых эксплуатация оборудования запрещена, отсутствуют. Финансирование проведения ремонтов возможно только в рамках средств, утвержденных бизнес-планом. Дополнительные средства, которые можно было бы привлечь для проведения внеплановых ремонтов тепловозов в соответствии с заявленными истцом исковыми требованиями в требуемом объеме в обществе отсутствуют. Провести ремонт перечисленных в иске 15 тепловозов в требуемых объемах в течение указанных в нем сроков весьма затруднительно и на практике невыполнимо. Требование истца о проведении ремонта в организациях, имеющих сертификат соответствия на проведение соответствующего ремонта, нарушает требования действующего антимонопольного законодательства. Поскольку сертификация производства по ремонту технических средств железнодорожного транспорта не является обязательной (добровольная сертификация), включение в закупочную документацию на проведение торгов по выбору подрядной организации требований об обязательном наличии у ремонтной организации соответствующего сертификата, является нарушением антимонопольного законодательства и может повлечь применение к АО «ЛУР» мер административного воздействия со стороны ФАС России. По тепловозам ТЭМ-7А и ТЭМ-18 заключены договора подряда № ПРИМ-20/ЛУР/БРМЗ-20/367Т от ДД.ММ.ГГГГ, отправка тепловозов в ремонт планируется в течение 3 дней с момента получения Акта от ОАО «РЖД» о разрешении отправки тепловозов в холодном состоянии по ж/д путям общего пользования. Просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Приморской транспортной прокуратурой в ходе осуществления надзорной деятельности проведен анализ исполнения АО «ЛУР» законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в том числе, при техническом обслуживании и ремонте подвижного состава, в результате чего была выявлена эксплуатация тепловозов ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , являющихся собственностью ответчика, с перепробегами.

Также было выявлено, что сроки службы по пяти, находящимся в эксплуатации тепловозам серии ТЭМ-7 №, 0210, 0237, 0278, 0287, истекли в 2012 - 2013 гг.

Согласно справки начальника станции Лучегорск ОАО «РЖД» ДВОСТЖ.Д. от ДД.ММ.ГГГГ г., все локомотивы, принадлежащие ЖДЦ АО «ЛУР», не имеют право выхода на путь общего пользования ОАО «РЖД».

В силу ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон о железнодорожном транспорте) обеспечение безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта – это система экономических, организационно-правовых, технических и иных мер, предпринимаемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями железнодорожного транспорта, иными юридическими лицами, а также физическими лицами и направленных на предотвращение транспортных происшествий и снижение риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, вреда окружающей среде, имуществу физических или юридических лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона о железнодорожном транспорте, железнодорожный подвижной состав и специальный железнодорожный подвижной состав, их составные части, контейнеры, специализированное оборудование и элементы инфраструктуры, элементы верхнего строения железнодорожного пути необщего пользования, примыкающего к железнодорожным путям общего пользования, и сооружения, расположенные на них, специальные программные средства, используемые для организации перевозочного процесса, должны соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, пожарной безопасности, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Согласно ст. 16 Закона о железнодорожном транспорте владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счёт их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

Частью 2 ст. 20 Закона о железнодорожном транспорте установлена обязанность владельцев инфраструктур и других участников перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасность перевозки багажа и грузов, экологическую безопасность.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 г. № 286 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее по тексту – Правила технической эксплуатации, Правила, ПТЭ), которые обязательны для выполнения всеми организациями, связанными с организацией и (или) осуществлением перевозочного процесса, ремонтом железнодорожного подвижного состава и технических средств, используемых на железнодорожном транспорте.

Согласно п. 2 Правил технической эксплуатации они устанавливают систему организации движения поездов, функционирования железнодорожного подвижного состава, а также определяют действия работников железнодорожного транспорта при технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации общего и необщего пользования.

Техническая эксплуатация железнодорожного подвижного состава осуществляется в соответствии с Приложением № 5 к Правилам.

В силу п. 1 приложения № 5 к Правилам железнодорожный подвижной состав должен своевременно проходить планово-предупредительные виды ремонта, техническое обслуживание и содержаться в эксплуатации в исправном техническом состоянии, обеспечивающем безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта и выполнение требований по охране труда и пожарной безопасности.

Согласно п. 21 приложения № 5 к Правилам не допускается выпускать в эксплуатацию и к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав, имеющий неисправности, угрожающие безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также ставить в поезда грузовые вагоны, имевшие сход с рельсов, до их осмотра и признания годными для движения и грузовые вагоны, состояние которых не обеспечивает сохранность перевозимых грузов, за исключением случаев передислокации неисправных грузовых вагонов, отцепленных в пути следования в текущий ремонт, к ближайшему пункту текущего отцепочного ремонта или вагоноремонтному предприятию, с соблюдением мер, гарантирующих безопасность движения. Порядок передислокации таких вагонов определяется владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования. Не допускается выдача под поезда локомотивов, назначенный срок службы которых истек.

Приказом Ростехнадзора от 20.11.2017 г. № 488 утверждены Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (далее - Правила Ростехнадзора № 488), которые распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на опасных производственных, объектах, связанную с разработкой угольных месторождений открытым способом (далее - угольный разрез), проектирование, строительство и эксплуатацию угольного разреза, конструирование, изготовление, монтаж, эксплуатацию и ремонт технических устройств, профессиональные аварийно-спасательные службы и (или) профессиональные аварийно-спасательные формирования (далее - ПАСС(Ф), а также на работников иных организаций, деятельность которых связана с угольными разрезами.

Согласно п. 326 Правил Ростехнадзора № 488 все сооружения, устройства, подвижной состав и оборудование должны соответствовать утвержденной проектной документации, а также иметь документацию, содержащую технические и эксплуатационные характеристики.

В соответствии с п.п. 351-352 Правил Ростехнадзора № 488 подвижной состав должен содержаться в исправном состоянии, обеспечивающем его бесперебойную работу и безопасность движения. При этом, запрещается использование локомотивов, имеющих неисправность: тормозов (на тепловозах - ручные и пневматические; на электровозах - ручные, пневматические электрические и электромагнитные); устройств для подачи звуковых сигналов: песочниц; скоростемеров; средств пожаротушения; устройств освещения; автостопов, автоматической локомотивной сигнализации (для локомотивов с правом выхода на пути общей сети железных дорог); средств радиосвязи.

Распоряжением Минтранса Российской Федерации от 30.03.2001 г. № АН-25-р утверждена Технология безопасной эксплуатации и ремонта подвижного состава промышленного железнодорожного транспорта (далее по тексту Технология). В разделе 2 части 1 «Локомотивы промышленного транспорта» Технологии предусмотрены виды технического обслуживания и периодичность, объем ремонтов локомотивов. На текущих ремонтах (далее - ТР) производятся: ревизия, замена или восстановление отдельных сборочных единиц локомотивов, а также испытания и регулировки, гарантирующие работоспособность локомотивов между соответствующими видами плановых ремонтов. Текущий ремонт ТР-1 выполняются в локомотивных депо ремонтными бригадами. Текущие ремонты ТР-2 и ТР-3 выполняются в локомотивных депо или ремонтных базах промышленности комплексными и специализированными бригадами. Заводские ремонты (капитальные ремонты) КР-1 и КР-2 производятся в основном на локомотивно-ремонтных заводах МПС России или на специализированных отраслевых ремонтных базах и цехах отдельных крупных промышленных и горнодобывающих предприятий, имеющих оборудование, технологическую оснастку и ремонтную документацию.

Межремонтные сроки работы тепловозов установлены в таблице 2.5 Технологии, а также в руководстве по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов (руководстве по эксплуатации), которыми установлены следующие нормы межремонтных пробегов для тепловозов серий ТЭМ-7, ТЭМ-7А: 12 месяцев +/-20% от ТР-1, 24 месяцев +/-20% от ТР-2, 48 месяцев +/-20% от ТР-3, 8 лет +/-5% от СР и 16 лет +/-5% от КР.

При этом, п. 1.1 Положения, утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГр, установлено, что в случае возникновения разночтений между данным Положением и конструкторской документацией, указанной в приложениях 1 и 2 данного Положения, необходимо руководствоваться требованиями конструкторской документации.

Пунктом 1.1 Общего руководства по ремонту тепловоза ТЭМ-7 предусмотрено, что ТР-1 проводится раз в 6 месяцев, ТР-2 - 18 месяцев, ТР-3 - 2,5 года.

Согласно п. 2.1.24 - 2.1.26 Руководства по эксплуатации тепловоза ТЭМ-7А установлены следующие нормы межремонтных пробегов: 12 месяцев от ТР-1, 24 месяца от ТР-2, 48 месяцев от ТР-3, 8 лет от СР и 16 лет от КР.

В соответствии с разделом 2, 9 Руководства по эксплуатации и обслуживанию тепловоза ТЭМ-18 предусмотрено, что при маневровой работе ТР-1 проводится раз в 9 мес., ТР-2 - 18 месяцев, ТР-3 - 3 года, КР - 9 лет.

Таким образом, к железнодорожному подвижному составу, в том числе, относящемуся к технологическому, предъявляются жесткие требования, касающиеся безопасности перевозок, экологической безопасности, охраны труда работников железнодорожного транспорта. В частности, он должен соответствовать установленным требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности перевозимых грузов, охраны труда, экологической безопасности, а также санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Как установлено в судебном заседании, факты наличия перепробегов от плановых видов ремонта ответчиком не оспариваются, кроме того, АО «ЛУР» ДД.ММ.ГГГГ утвержден график ремонта тепловозов на 2020-2024 г.г., согласно которому собственником определены следующие виды ремонтов тепловозам: ТЭМ-7 – СР в 2024 г.; ТЭМ-7 – СР в 2023 г.; ТЭМ-7 – СР в 2022 г.; ТЭМ-7 – СР в 2022 г.; ТЭМ-7 – ТР-3 в 2021 г.; ТЭМ-7А – ТР-3 в 2021 г.; ТЭМ-7А – КР в 2023 г.; ТЭМ-7А ДД.ММ.ГГГГ проведен КР; ТЭМ-7А – ТР-3 в 2021 г.; ТЭМ-7А – СР (Бородинский РМЗ) в 2020 г.; ТЭМ-18 - СР (Бородинский РМЗ) в 2020 г.; ТЭМ-18 – КР в 2023 г.; ТЭМ-18 – СР в ДД.ММ.ГГГГ г.; ТЭМ-18 – СР в 2021 г.

Кроме того, в рамках выполнения указанного графика АО «ЛУР» по тепловозам ТЭМ-7А и ТЭМ-18 заключен договор подряда №ПРИМ-20/ЛУР/БРМЗ-20/367Т от ДД.ММ.ГГГГ на проведение указанным тепловозам среднего ремонта, тепловозы готовятся к отправке в ООО «Бородинский РМЗ».

Между тем, заключение указанного договора и подготовка тепловозов к направлению на ремонт не свидетельствуют о фактическом выполнении ремонта.

Из ответа АО «Людиновский тепловозостроительный завод» от 16.01.2020 № 14-ПА следует, что общий срок службы тепловоза ТЭМ-7 указан в Технических условиях ТУ 24.4.472-81, и до списания или замены составляет 32 года.

С учетом п. 3.3.6 ГОСТ 27.002-2015. Межгосударственный стандарт. Надежность в технике. Термины и определения, срок службы определяется с момента ввода тепловоза в эксплуатацию.

Согласно формуляров на тепловозы, тепловоз ТЭМ-7 введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок службы истек ДД.ММ.ГГГГ; тепловоз ТЭМ-7 введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок службы истек - ДД.ММ.ГГГГ; тепловоз ТЭМ-7 введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок службы истек ДД.ММ.ГГГГ; тепловоз ТЭМ-7 введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок службы истекает ДД.ММ.ГГГГ; тепловоз ТЭМ-7 введен в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, срок службы истекает ДД.ММ.ГГГГ.

Тепловоз ТЭМ-7 распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГ был выведен из эксплуатации для производства текущего ремонта второго объема (ТР-2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; тепловоз ТЭМ-7 распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГ был выведен из эксплуатации для проведения текущего ремонта второго объема (ТР-2) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; тепловоз ТЭМ-7 распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГ был выведен из эксплуатации для производства текущего ремонта третьего объема (ТР-3) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из пояснений представителя ответчика, на дату рассмотрения дела тепловоз ТЭМ-7 не используется, стоит в ожидании запасных частей. Также распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ выведен из эксплуатации тепловоз ТЭМ-7А в ожидании ремонта в объеме ТР-3, который предусмотрен графиком в 2021 году.

При этом, ответчик не оспаривает тот факт, что в эксплуатации находится тепловоз ТЭМ-7 с истекшим сроком службы.

Как следует из показаний свидетеля Сычевого А.Н., начальника ремонтного депо АО «ЛУР», допрошенного в судебном заседании, в производственном процессе общества одновременно необходимо использование более 14 тепловозов, если на ремонт будут направлены сразу 6 тепловозов, то перевозить уголь будет нечем, люди лишатся работы. Обществом утвержден график проведения ремонтов тепловозов, с учетом установленных сроков проведения ремонтов. По 5 тепловозам необходимо продление срока эксплуатации, на данный момент этот вопрос не решен.

Таким образом, материалами дела подтверждается и не оспаривается стороной ответчика, что сроки службы 3 указанных тепловозов истекли и 2 указанных тепловозов истекают к концу 2020 года.

При эксплуатации тепловозов с истекшими сроками службы и перепробегами от плановых видов ремонта высока вероятность выхода из строя основных узлов и агрегатов, обеспечивающих безопасность движения (тормозной системы, средств защиты тяговых электродвигателей, электрооборудования локомотива, системы поездной автоматики, системой автоматического управления торможением поезда и т.д.), что создает предпосылки для транспортных происшествий, причинения ущерба имуществу третьих лиц, вред их здоровью, в связи с чем требования прокурора о продлении срока службы тепловозам ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 либо решении вопроса о невозможности дальнейшей эксплуатации указанных тепловозов путем запрета их эксплуатации подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что сертификация деятельности по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов является добровольной, а не обязательной, является несостоятельным.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2012 года N 221 "О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте" в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров (далее - Положение о лицензировании).

Подпунктом "б" п. 4 Положения о лицензировании предусмотрено наличие у соискателя лицензии (лицензиата) в собственности или на ином законном основании железнодорожного подвижного состава и оборудования, соответствующего установленным требованиям, а также технической и эксплуатационной документации, предусмотренным статьей 17 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав и контейнеры независимо от их принадлежности должны удовлетворять обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Пунктом 3 Приказа Росжелдора от 17.05.2005 г. № 17 предусмотрены объекты сертификации в системе добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации, в числе которых - предприятия по производству по ремонту технических средств железнодорожного транспорта.

Подп. 5 п. 1 Порядка подачи (выхода) локомотивов, моторвагонного железнодорожного подвижного состава с железнодорожных путей необщего пользования на железнодорожные пути общего пользования и с железнодорожных путей общего пользования на железнодорожные пути не общего пользования, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 15.02.2008 г. № 28, предусмотрено, что Акт технического состояния подвижного состава составляется владельцем железнодорожного подвижного состава, заверяется подписью уполномоченного лица и предприятия владельца подвижного состава и ремонтного предприятия, производящего техническое обслуживание или ремонт железнодорожного подвижного состава, прошедшего сертификацию производственного процесса технического обслуживания и ремонта подвижного состава в соответствующей системе сертификации на железнодорожном транспорте

По смыслу указанных правовых норм, деятельность в виде производства по ремонту технических средств железнодорожного транспорта подлежит сертификации в системе добровольной сертификации на железнодорожном транспорте Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» предусмотрено, что орган по сертификации — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации в национальной системе аккредитации для выполнения работ по сертификации.

Орган по сертификации производств по ремонту должен быть аккредитован национальным органом по аккредитации в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».

Сведения об аккредитованных органах по сертификации содержатся в Реестре аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), размещённом на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации «Росаккредитация».

Согласно ст. 21 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями. Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Положением о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарте), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 г. № 294, предусмотрено, что федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию, наделённым полномочиями по регистрации систем добровольной сертификации и ведению единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации, является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

Пунктом 1.5 Приказа Росжелдора от 17.05.2005 г. № 17 предусмотрено, что органы по сертификации, экспертные центры по сертификации и испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в установленном порядке для проведения обязательной сертификации в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, вправе осуществлять добровольную сертификацию в пределах их области аккредитации.

Пунктом 5.2. ГОСТ 54659-2011. «Национальный стандарт Российской Федерации. Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации заслуг (работ)» предусмотрено, что добровольную сертификацию Заслуг (работ) проводят органы по сертификации, аккредитованные в установленном порядке, в пределах их области аккредитации.

Из анализа указанных правовых положений, следует, что орган по сертификации должен быть аккредитован в установленном законом порядке в пределах их области аккредитации.

Прокурором заявлено требование об обеспечении выполнения текущего ремонта в объеме ТР-3 тепловозу ТЭМ-7А .

АО «ЛУР» заключен договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Бородинский РМЗ» по ремонту тепловоза ТЭМ-7А в объеме среднего ремонта (СР).

Перечень работ по ТР-3 тепловозов типа ТЭМ-7 (ТЭМ-7А) определен в «Руководстве по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов типа ТЭМ-7 и ТЭМ-7А» 1991 года. Перечень работ по СР и КР тепловозов типа ТЭМ-7 (ТЭМ-7А) определен в «Руководстве по СР и КР тепловозов типа ТЭМ-7» 2006 года.

Ремонт по циклу СР по объему операций превышает ремонт по циклу ТР-3, а ремонт по циклу КР, в свою очередь, включает в себя все технологические операции, предусмотренные объемом по циклу СР, т.е. превышает его по объему.

Несмотря на изложенное, поскольку на дату рассмотрения дела ремонт в объеме СР тепловозу ТЭМ-7А не проведен, у суда отсутствуют основания для отказа в удовлетворении требования прокурора в части данного тепловоза. Вместе с тем, в случае проведения ремонта данному тепловозу по циклу СР, отпадет необходимость в проведении ремонта в объеме ТР-3.

Также истец просит возложить на ответчика обязанность обеспечить выполнение тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-18 среднего ремонта в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. При этом, по графику АО «ЛУР» по указанным тепловозам запланировано проведение ремонта по объему КР в 2023 году.

Как усматривается из формуляра тепловоза ТЭМ-18 , ремонт по циклу КР проводился в 2010 г., последний ремонт в объеме ТР-1 проводился ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, требование прокурора по проведению среднего ремонта обоснованно.

Исходя из сведений, отраженных в формуляре тепловоза ТЭМ-7А , ремонт по циклу КР проводился ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ проводился ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-2, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-2, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-3, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-2, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, ДД.ММ.ГГГГ – ТР-1, соответственно, требование прокурора о проведении среднего ремонта обоснованно.

То обстоятельство, что в отношении указанных тепловозов АО «ЛУР» согласно графика в 2023 г. запланировало проведение ремонта по циклу КР, не является препятствием к проведению именно этого вида ремонта, поскольку, в случае проведения ответчиком в отношении данных тепловозов ремонта в объеме КР, включающего в себя все технологические операции, предусмотренные объемом по циклу СР, превышающего его по объему, отпадет необходимость в проведении ремонта по циклу СР.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

При таких обстоятельствах, суд соглашается с доводами прокурора о том, что эксплуатация тепловозов на путях необщего пользования с выявленными нарушениями влияет на безопасность функционирования сооружений и устройств инфраструктуры железнодорожного транспорта, железнодорожного подвижного состава, может повлечь причинение вреда жизни и здоровью работникам предприятия, а также экологический вред окружающей среде, в связи с чем требования прокурора по тепловозам ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7 , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 и ТЭМ-18 подлежат удовлетворению.

Согласно письма ООО «Локомотив Сервис» от ДД.ММ.ГГГГ, в 2019 г. ООО «Локомотив Сервис» выполнило работы по ремонту в объеме ТР-3 тепловозов ТЭМ-7А и ТЭМ-7 . Кроме того, произведен капитальный ремонт ходовой части тепловоза, полное освидетельствование колесных пар, смена высоковольтных кабелей и низковольтных цепей управления тепловоза в целом. Указывают, что в целом, работа, произведенная по тепловозам ТЭМ-7А и ТЭМ-7 , по объему выполненных работ и нормам расхода, может быть приравнена к капитальному ремонту, за исключением отдельных узлов тепловоза, таких как тяговые электродвигатели, электрические машины и тяговый (главный) генератор. Работы по ремонту электрических машин тепловозов выполнены в объеме не менее и не более цикла ТР-3.

С учетом изложенного, требования прокурора по тепловозам ТЭМ-7А и ТЭМ-7 подлежат удовлетворению.

Как следует из положений ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Истец просит установить ответчику сроки для выполнения обязанности по проведению определенных видов ремонта для разных тепловозов в течение 24, 18, 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Ответчик возражает против испрашиваемых прокурором сроков, ссылаясь на то, что обществом утвержден график проведения ремонтов спорных тепловозов с учетом финансового положения общества, количества тепловозов, необходимых для выполнения обязательств по поставке угля, с учетом времени, необходимого для объявления конкурсов в электронной форме на право заключения договоров на ремонт тепловозов, отдаленности нахождения ремонтных организаций от места нахождения ответчика.

Суд находит доводы представителя ответчика в этой части обоснованными, полагает возможным увеличить сроки для выполнения ремонтов тепловозов, с учетом доводов представителя ответчика, а также исходя из того, что тепловозы ответчика не имеют выхода на пути общего пользования.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход бюджета Пожарского муниципального района подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец был освобожден.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Акционерное общество «Лучегорский угольный разрез» в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 , ТЭМ-18 среднего ремонта либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловозов путем запрета их эксплуатации до проведения указанного ремонта.

Обязать Акционерное общество «Лучегорский угольный разрез» в течение 24 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозам ТЭМ-7А , ТЭМ-7А , ТЭМ-7А текущего ремонта в объеме ТР-3 либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловозов путем запрета их эксплуатации до проведения указанного ремонта.

Обязать Акционерное общество «Лучегорский угольный разрез» в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозам ТЭМ-7 , , среднего ремонта с продлением сроков службы либо решить вопрос о невозможности их дальнейшей эксплуатации путем запрета их эксплуатации до проведения указанного ремонта с продлением сроков службы.

Обязать Акционерное общество «Лучегорский угольный разрез» в течение 30 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение текущего ремонта в объеме ТР-3, тепловозу ТЭМ-7 текущего ремонта в объеме ТР-3 с продлением срока службы либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации путем запрета его эксплуатации до проведения указанного ремонта с продлением срока службы.

Обязать Акционерное общество «Лучегорский угольный разрез» в течение 42 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозу ТЭМ-7А среднего ремонта в части тяговых электродвигателей, электрических машин и тягового (главного) генератора, либо решить вопрос о невозможности дальнейшей эксплуатации тепловоза путем запрета его эксплуатации до проведения указанного ремонта.

Обязать Акционерное общество «Лучегорский угольный разрез» в течение 36 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить выполнение в организациях, имеющих сертификат соответствия на выполнение среднего ремонта, тепловозу ТЭМ-7 среднего ремонта в части тяговых электродвигателей, электрических машин и тягового (главного) генератора, а также продлить срок службы тепловоза, либо решить вопрос о невозможности его дальнейшей эксплуатации путем запрета его эксплуатации до проведения указанного ремонта с продлением срока службы.

Взыскать с Акционерного общества «Лучегорский угольный разрез» в доход бюджета Пожарского муниципального района государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение составлено 14.10.2020 г.

Судья Калашник Н.Н.