ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-123/2015 от 08.05.2015 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело № 2-123-2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олекминск 8 мая 2015 года

Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего - судьи Максимовой В.Н.

пре секретаре Борисовой Г.Н.

с участием прокурора Олекминского района Шульженко М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Олекминского района РС (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц о приведении в соответствие с требованиями федерального законодательства, о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статей устава МО «Урицкий наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия),

у с т а н о в и л:

Прокурор Олекминского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению статей 5, 6, 15, 18, 29, 44, 54 и 58 устава МО «Урицкий наслег» Олекминского района РС (Якутия), указывая на то, что в рамках осуществления надзора за соблюдением федерального законодательства установлено, что устав муниципального образования «Урицкий наслег», принятый решением наслежного Совета №1 от 15 февраля 2013 года, зарегистрированный в Управлении Министерства юстиции РФ по РС (Якутия) 26 марта 2013 года, обнародованный 5 апреля 2013 года (далее – устав) не приведен в соответствие с Федеральными законами от 22.10.2013 года № 284-ФЗ, от 28.12.2013 № 443-ФЗ, от 02.11.2013 №294-ФЗ, от 28.12.2013 №396-ФЗ, от 28.12.2013 года № 416-ФЗ, 02.04.2014 №70-ФЗ, от 23.06.2014 №165-ФЗ, от 27.05.2014 №136-ФЗ, от 23.06.2014 №171-ФЗ (вступает в силу с 01.03.2015), от 04.10.2014 №290-ФЗ, от 21.07.2014 №234-ФЗ, от 14.10.2014 №307-ФЗ, от 31.12.2014 №499-ФЗ (вступает в силу с 01.04.2015), от 03.02.2015 №8-ФЗ (вступает в силу с 07.03.2015). Следовательно, устав МО «Урицкий наслег» противоречит действующему законодательству.

27 апреля 2015 года прокурор представил в суд ходатайство об изменении исковых требований, которым просит:

1. Обязать МО привести в соответствие п.22 ст.5 устава с п.21 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

2. Обязать МО привести в соответствие ст.44 устава с ч.1 ст.48 ФЗ ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

3. Обязать МО привести в соответствие п.3 ст.6 и ст. 58 устава со ст. 20 ФЗ № 396 от 28 декабря 2013 года, а также со ст. 58 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

4.Признать противоречащими п.34 ст.5 устава МО п.3 ст.6 ФЗ № 416 от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в ФЗ «О лотереях», недействующими и не подлежащими применению».

5. Обязать МО привести в соответствие п.32 ст.5 устава с п.33 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

6. Обязать МО привести в соответствие п.1 ст.5 устава с п.1 ч.1 ст.14 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

7.Обязать МО привести в соответствие п.1 ст.6 устава с п.4 ст.14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

8. Обязать МО привести в соответствие ч.3 ст.15 устава с п.3 ч.3 ст.28 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

9. обязать МО привести в соответствие ст.29 и ст. 54 устава с ч.8.1 и с ч.8.2 ст. 36 и ч.17 ст. 74.1 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

10. обязать МО привести в соответствие п.21 ст.5 устава с п.2 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

11. Признать противоречащими п.37 ст.5 устава МО п.2 ст.35 ФЗ № 307 от 14 октября 2014 года «О внесении изменений в КоАП РФ и отдельные законодательные акты РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ в связи с утонением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

12. обязать МО привести в соответствие п.21 ст.5 устава с п.20 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

13. обязать МО привести в соответствие ч.4 ст. 18, ст. 29, ст. 38, ст. 40 и ст. 53 устава с ч.4 ст. 31, 36, ч.3 ст. 43, ч.5 ст. 44, ч.4 ст. 73 ФЗ № 131 от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

5 мая 2015 года прокурор представил в суд ходатайство о дополнении и изменении требований, которым просит:

1. Привести ч.1 ст.7 устава в соответствие с ФЗ № 136 от 27 мая 2014 года «О внесении изменений в ст.26.1 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» изложив в следующей редакции «органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ».

-в ч.3 ст.14 устава исключить слово «в поселениях».

2.Обязать привести п.5 ч.1 ст.33 устава в соответствие с ФЗ от 28 декабря 2013 года №396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», изложив в следующей редакции «управляет муниципальной собственностью сельского поседения, включая создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

-пункт 6 ч.1 ст.33 устава исключить;

-главу 7 устава дополнить статьей 48.1 «Закупки для обеспечения муниципальных нужд» следующего содержания; 1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляется в соответствии с законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 2. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.

В судебном заседании прокурор просит измененные требования по ходатайству от 24 апреля 2015 года удовлетворить за исключением требований, указанных в п.3 и в п.7. По требованию в п. 4 просит признать противоречащим п.36 ст.5 устава. Согласно ходатайству от 4 мая 2015 года просит по федеральному закону от 28 декабря 2013 год № 396-ФЗ обязать ответчика привести в соответствие п.5 ч.1 ст. 33 устава. Также в соответствии с данным законом просит признать противоречащим п.6 ч.1 ст.33 устава. Просит обязать ответчика привести в соответствие главу 7 устава в связи с внесением вышеуказанным законом дополнений об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. Кроме того, просит обязать ответчика привести ч.1 ст.7 устава и ч.3 ст. 14 устава в соответствие с федеральным законом от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ. Для устранения указанных нарушений просит установить срок на три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик – глава МО «Урицкий наслег» ФИО1 просит рассмотреть дело без их участия из-за отсутствия транспортной связи в связи с весенней распутицей. При этом представил ходатайство, в котором указал на то, решение вопроса - каким образом будет реализовываться приведение устава в соответствие законодательству - либо внесением изменений в устав, либо принятием устава в новой редакции принадлежит наслежному Совету депутатов. Кроме того, из представленных им ранее документов следует, что 20 марта 2015 года направлено в Министерство юстиции для государственной регистрации устав МО в новой редакции..

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика МО «Урицкий наслег».

Выслушав прокурора, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу:

В соответствии со ст.4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее-ФЗ № 131) правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

При этом устав является основным нормативным правовым актом муниципального образования, обладает высшей юридической силой в массиве норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом непосредственно, определяет деятельность представительных и исполнительных органов местного самоуправления, поэтому его соответствие закону в значительной степени гарантирует законность действий выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Устав систематизирует все принципы и основные начала организации и деятельности органов местной власти. Следовательно, все положения устава муниципального образования должны строго соответствовать нормам действующего на территории Российской Федерации законодательства.

В ходе судебного разбирательства установлено, что устав МО «Урицкий наслег» Олекминского района РС (Якутия), принятый решением наслежного совета № 1 от 15 февраля 2013 года, не соответствует нормам действующего законодательства на территории РФ.

Так, в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» внесены изменения в ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а именно пункт 21 части 1 статьи 14 изложен в следующей редакции: присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре".

Данный федеральный закон вступил в законную силу с 1 июля 2014 года.

Несмотря на данное изменение закона и вступление его в законную силу, п.22 ст.5 «Вопросы местного значения сельского поселения» устава МО «Урицкий наслег» не приведен в соответствие.

В соответствии со ст. 11 ФЗ от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» и отдельные законодательные акта РФ» часть 1 ст. 48 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнен абзацем следующего содержания: «Действие муниципального правового акта, не имеющего нормативного характера, незамедлительно приостанавливается принявшим (издавшим) его органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления в случае получения соответствующего предписания Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, выданного в соответствии с законодательством Российской Федерации об уполномоченных по защите прав предпринимателей. Об исполнении полученного предписания исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления или должностные лица местного самоуправления обязаны сообщить Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей в трехдневный срок, а представительные органы местного самоуправления - не позднее трех дней со дня принятия ими решения».

Положение данной статьи вступило в законную силу с момента его опубликования, т.е. с 3 ноября 2013 года.

Несмотря на данное изменение закона и вступление его в законную силу, ст.44 устава МО «Урицкий наслег» «Отмена и приостановление действия муниципальных правовых актов» не приведен в соответствие.

В соответствии с п.3 ст.6 ФЗ «О внесений изменений в ФЗ «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 416 от 28 декабря 2013 года, из полномочий органов местного самоуправления осуществление муниципального контроля за проведением муниципальных лотерей исключено ( п.35 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 признан утратившим силу).

Данный федеральный закон вступил в законную силу 30 января 2014 года.

Несмотря на данное изменение закона и вступление его в законную силу, п.36 ст.5 «Вопросы местного значения сельского поселения» устава МО не приведен в соответствие. Тем самым данный пункт ст.5 устава противоречит требованиям федерального законодательства.

В соответствии с п.1 ст. 2 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка» № 70 от 2 апреля 2014 года п.33 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 изложен в следующей редакции «оказание поддержки гражданам и их объединениям, участвующим в охране общественного порядка, создание условий для деятельности народных дружин».

Данный федеральный закон вступил в законную силу с 2 июля 2014 года.

Между тем, п.32 ст.5 устава «Вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесений ФЗ № 70, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии с п.3 ст.1 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 165 от 23 июня 2014 года п.1 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 изложен в следующей редакции: «1) составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения».

Данный федеральный закон вступил в законную силу с 5 июля 2014 года.

Между тем, п.1 ст.5 устава «Вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенного ФЗ № 165 указанного выше положения, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии с п.11 ст.2 ФЗ от 27 мая 2014 года № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ч.1 ст. 17.1 ФЗ № 131 изложена в следующей редакции «1. Органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации».

Кроме того, п.п. «б» п.14 ст.2 ФЗ № 136 из ч.2 ст. 27 ФЗ № 131 исключено слово «в поселениях». Данный федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 27 мая 2014 года.

Между тем п.1 ст.7 устава «Полномочия органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль» и ч.3 ст.14 устава «Территориальное общественное самоуправление» изложена без учета внесенных ФЗ № 136 изменений, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствие с п.1 ст.20 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 396 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в п.3 ч.1 ст.17 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» слова «формирование и размещение муниципального заказа" заменены словами «осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

Тем самым в соответствии с п.3 ч.1 ст.17 указанного закона - органы местного самоуправления обладают следующими вопросами: «создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд».

Положения данной статьи вступили в законную силу с 1 января 2014 года.

Между тем п.5 ч.1 ст. 33 «Полномочия наслежной администрации» устава изложен без учета внесенного ФЗ № 396 изменения, что является нарушением требований федерального законодательства.

В этой связи п.6 ч.1 ст. 33 устава ««Полномочия наслежной администрации» также противоречит требованиям указанного федерального законодательства.

Кроме того, п.2 ст.20 ФЗ № 396 от 28 декабря 2013 года - статья 54 ФЗ № 131 изложена в следующей редакции: «1. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 2. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд осуществляются за счет средств местного бюджета.».

Между тем, глава 7 устава МО «Урицкий наслег» «Экономическая основа местного самоуправления» сведений о закупке товаров, работ, услуг для муниципальных нужд и каким образом осуществляется их закупка, не содержит, что является нарушением федерального законодательства.

В соответствии со статьей 16 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 171 от 23 июня 2014 года п.3 ч.3 ст.28 ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» после слов «проекты планировки территорий и проекты межевания территорий» дополнен словами «за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации».

Положения данной статьи указанного федерального закона вступили в силу с 1 марта 2015 года.

Между тем, ч.3 ст.15 устава «Публичные слушания» изложена без учета внесенного ФЗ № 171 дополнения, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.1 ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 290 от 4 октября 2014 года ст.36 ФЗ № 131 дополнена частями 8.1 и 8.2. Так ч. 8.1 предусмотрено, что в случае, если избранный на муниципальных выборах глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, досрочные выборы главы муниципального образования не могут быть назначены до вступления решения суда в законную силу», а ч. 8.2 предусмотрено, что в случае, если избранный из состава представительного органа муниципального образования глава муниципального образования, полномочия которого прекращены досрочно на основании решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, обжалует в судебном порядке указанное решение, представительный орган муниципального образования не вправе принимать решение об избрании из своего состава главы муниципального образования до вступления решения суда в законную силу».

Также указанным федеральным законом № 290-ФЗ от 4 октября 2014 года - ст.74.1 ФЗ № 131 дополнена частью 17 следующего содержания «Глава муниципального образования, в отношении которого представительным органом муниципального образования принято решение об удалении его в отставку, вправе обратиться с заявлением об обжаловании указанного решения в суд в течение 10 дней со дня официального опубликования такого решения. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня подачи заявления».

Данный федеральный закон вступил в законную силу с 17 октября 2014 года.

Между тем, ст.29 устава «Глава наслега» и ст.54 устава «Удаление главы наслега в отставку» изложены без учета внесенных ФЗ № 290 дополнений, что является нарушением требований федерального законодательства

В соответствии со ст.2 ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 234 от 21 июля 2014 года в п.2 ч.1 ст.14 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» слова «осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения» заменены словами «осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения». Тем самым данным федеральным законом изменились полномочия в сфере осуществления муниципального земельного контроля в границах поселения, а не за использованием земель поселений.

При этом данный федеральный закон вступил в законную силу с 1 января 2015 года.

Несмотря на указанные изменения, п.21 ст.5 устава «Вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенных ФЗ № 234 изменений, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии с ч.2 ст.35 ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» № 307 от 14 октября 2014 года признаны утратившими силу п.36 ч.1 ст.14, п.31 ч.1 ст.15 и п.40 ч.1 ст.16 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Изменения, внесенные ч.2 ст.35 в ФЗ № 131 вступили в законную силу с 15 ноября 2014 года.

Между тем, п.37 ст.5 устава «Вопросы местного значения сельского поселения» до настоящего времени не признан утратившим силу, т.е. осуществление муниципального контроля на территории особой экономической зоны не исключено из полномочий муниципального образования, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 499 от 31 декабря 2014 года внесены в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменения в п.20 ч.1 ст.14, в п.15 ч.1 ст.15 и в п.26 ч.1 ст.16. в виде исключения слова « в тот числе путем выкупа».

Указанный ФЗ № 499 от 31 декабря 2014 года вступил в законную силу с 1 апреля 2015 года.

Между тем, п.21 ст.5 Устава «вопросы местного значения сельского поселения» изложен без учета внесенных ФЗ № 499 изменений, что является нарушением требований федерального законодательства.

В соответствии со ст.2 ФЗ «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 8 от 3 февраля 2015 года внесены изменения: 1) в абзаце семнадцатом ч.1 ст.2 слова «либо представительным органом муниципального образования из своего состава или на сходе граждан» заменен словами « либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан»; 2) ч.4 ст.25 после слова «выборных» дополнен словом «должностных»; 3) ч.4 ст.31 дополнен словами «в соответствии с законом субъекта Российской Федерации»; 4) абзац третий ч.2 ст.34 дополнен словами «, глава поселения входит в состав представительного органа поселения с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя»; 5) в статье 36: а) в ч.2 в п.1 слова «либо представительным органом муниципального образования из своего состава» заменены словами «, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса»; п.3 изложен в следующей редакции: «3) в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя с правом решающего голоса либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, прекращаются»; дополнен пунктом 5 следующего содержания: «5) в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.»; б) дополнен частью 2.1 следующего содержания: «2.1. Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса. Общее число членов конкурсной комиссии в муниципальном образовании устанавливается представительным органом муниципального образования. В муниципальном районе, городском округе, городском округе с внутригородским делением, во внутригородском муниципальном образовании города федерального значения половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом соответствующего муниципального образования, а другая половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В поселении, во внутригородском районе половина членов конкурсной комиссии назначается представительным органом поселения, внутригородского района, а другая половина - главой соответствующего муниципального района, городского округа с внутригородским делением. В случае, предусмотренном абзацем третьим части 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, при формировании конкурсной комиссии в муниципальном районе одна четвертая членов конкурсной комиссии назначается представительным органом муниципального района, одна четвертая - представительным органом поселения, являющегося административным центром муниципального района, а половина - высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации )».; в ) в ч.3 слова «пунктами 2 – 4» заменены словами «пунктами 2 и 4»; г) в абзаце втором ч.3.1 слова «из состава представительного органа» заменены словами «представительным органом»; д) в ч.8.2 слова «из состава представительного органа» заменены словами «представительным органом»; е ) ч.9 признана утратившей силу; 6 ) в ч.3 ст.43 слова «избранный на муниципальных выборах» исключены, слова «входит в состав» заменены словами «исполняет полномочия председателя»; 7) в ч.5 ст.44 слова «избранный на муниципальных выборах» исключены, слова «входит в состав» заменены словами «исполняет полномочия председателя»; 8) ст.73 дополнена частью 4 следующего содержания: «4. Депутаты представительного органа муниципального образования, распущенного на основании части 2.1 настоящей статьи, вправе в течение 10 дней со дня вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования обратиться в суд с заявлением для установления факта отсутствия их вины за непроведение представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд. Суд должен рассмотреть заявление и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня его подачи».

Указанный федеральный закон вступил в законную силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, т.е. с 7 марта 2015 года.

Между тем, ч.4 ст.18 устава «Опрос граждан», статья 29 устава «Глава наслега», статья 38 устава «Принятие устава муниципального образования, внесение в него изменений и дополнений», статья 40 устава «Правовые акты наслежного Совета депутатов», статья 53 устава «Ответственность главы наслега перед государством» изложены без учета внесенных ФЗ № 8 изменений и дополнений, что является нарушением требований федерального законодательства.

Согласно ч.4 ст.7 ФЗ № 131 муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, ФЗ № 131, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Согласно ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Бремя доказывания о невозможности своевременного приведения устава муниципального образование в соответствие с требованиями федерального законодательства лежит на стороне ответчика.

Доказательств о невозможности своевременного приведения устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства ответчиком не представлено. Доводы представителя ответчика в суде о том, что устав с внесенными изменениями направлен на государственную регистрацию в Управление Министерства юстиции по РС (Якутия), в связи с отсутствием сведений о государственной регистрации и тем самым невступлением его в законную силу, суд во внимание не принимает.

Несвоевременное приведение устава муниципального образования в соответствие с требованиями федерального законодательства помимо нарушений федерального законодательства нарушает также права, свободы и законные интересы граждан, проживающих в муниципальном образовании «Урицкий наслег».

Таким образом, несмотря на вступления изменений и дополнений в ФЗ № 131, внесенными вышеуказанными федеральными законами, ответчик в течение продолжительного периода времени не предпринимал соответствующих мер по своевременному приведению устава данного муниципального образования в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Следовательно, требование прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, в соответствии ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление прокурора Олекминского района РС (Якутия) удовлетворить.

Обязать Муниципальное образование «Урицкий наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу привести в соответствие:

- п.22 ст.5 устава - с п.21 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 443-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

- ст.44 устава - с ч.1 ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом от 2 ноября 2013 года № 294-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в РФ» и отдельные законодательные акта РФ»

- п.32 ст. 5 устава – с п.33 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 70-ФЗ от 2 апреля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам участия граждан в охране общественного порядка».

- п.1 ст.5 устава- с п.1 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 165-ФЗ от 23 июня 2014 года ««О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- ч.3 ст.15 устава - с п.3 ч.3 ст. 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 171-ФЗ от 23 июня 2014 года ««О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

-ст. 29 и ст.54 устава – с ч. 8.1 и 8.2 ст. 36 и ч.17 ст. 74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 290-ФЗ «О внесении изменений в статьи 36 и 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

- п.21 ст.5 устава – с п.2 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом №234-ФЗ от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- п.21 ст.5 устава - с п.20 ч.1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом №449-ФЗ от 31 декабря 2014 года «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

- ч.4 ст.18, ст. 29, ст. 38, ст. 40 и ст. 53 устава - с. 4 ст.31, 36, ч.3 ст.43, ч.5 ст. 44, ч.4 ст. 73 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 8-ФЗ от 3 февраля 2015 года «О внесении изменений в статьи 32 и 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

- п..5 ч.1 ст. 33 устава – с п.3 ч.1 ст.17 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 396-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

- главу 7 устава - со ст.54 ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» с учетом изменений, внесенных п.2 ст.20 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»;

-ч.1 ст.7 устава - с ч.1 ст.17.1 ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 136-ФЗ от 27 мая 2014 года ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

-ч.3 ст.14 устава – с ч.2 ст. 27 ФЗ № 131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 136-ФЗ от 27 мая 2014 года ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Признать противоречащим п.36 ст.5 устава – п.3 ст.6 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 416–ФЗ «О внесений изменений в ФЗ «О лотереях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», недействующим и не подлежащим применению.

Признать противоречащим п.37 ст. 5 устава – п.2 ст. 35 ФЗ от 14 октября 2014 года № 307 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», недействующим и не подлежащим применению.

Признать противоречащим п.6 ч.1 ст. 33 устава – п.1 ст. 20 ФЗ от 28 декабря 2013 года № 396-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», недействующим и не подлежащим применению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) через Олекминский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий судья: п./п.

Копия верна

Судья Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия): В.Н. Максимова