ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-123/2016 от 02.06.2016 Кыринского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-123/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Кыра 02 июня 2016 года

Кыринский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Эрдынеева Д.Б.

при секретаре Доржицыренове М.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Исарик Л.Н. к Муниципальному автономному дошкольному образовательному учреждению детский сад «<адрес>», Администрации муниципального района «<адрес>», Комитету образования администрации муниципального района «<адрес>», Министерству образования, науки и молодежной политики <адрес> о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Исарик Л.Н. обратилась в суд с вышеназванным иском, указав, что она работает в Муниципальномм автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад «<адрес>» ( МАДОУ д/с «<адрес>») в должности младшего воспитателя с (дата), размер ее начисленной заработной платы с (дата) по 29. 02.2016 г. составил <данные изъяты>., а именно за декабрь 2015 года размер ее заработной платы составил <данные изъяты>. в месяц, включая в себя должностной оклад в размере <данные изъяты> районный коэффициент (40%) – <данные изъяты>., надбавка за стаж работы в тяжелых климатических условиях (30%) – <данные изъяты>., надбавка за тяжелые и вредные условия труда (12%) – <данные изъяты>., надбавка за выслугу лет - <данные изъяты>.; за январь 2016 года размер ее заработной платы составил <данные изъяты> в месяц, включая в себя должностной оклад в размере <данные изъяты> районный коэффициент (40%) -<данные изъяты>., надбавка за стаж работы в тяжелых климатических условиях (30%) - <данные изъяты> коп., надбавка за тяжелые и вредные условия труда (12%)- <данные изъяты> надбавка за выслугу лет - <данные изъяты>.; за февраль 2016 года размер ее заработной платы составил <данные изъяты> в месяц, включая в себя должностной оклад в размере <данные изъяты> районный коэффициент (40%) - <данные изъяты> надбавка за стаж работы в тяжелых климатических условиях (30%) - <данные изъяты>., надбавка за тяжелые и вредные условия труда (12%) - <данные изъяты> надбавка за выслугу лет – <данные изъяты>.. Считает, что включение компенсационных выплат, а именно районного коэффициента и процентной надбавки в размер её заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает её трудовые права и не соответствует положениям и нормам Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. С (дата) минимальный размер оплаты труда установлен в сумме <данные изъяты> рублей в месяц. С (дата) минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 6204 руб. в месяц. За период с (дата) по (дата) ответчик недоначислил и не выплатил ей заработную плату в размере <данные изъяты>.. Просит взыскать с ответчика МАДОУ детский сад «<данные изъяты>» недоначисленную заработную плату за период с (дата) по (дата) в сумме <данные изъяты>., возложить на ответчика МАДОУ детский сад «<данные изъяты> обязанность выплачивать ей при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с 01 декабря 2015 года с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 01.12.2014 №408-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда в Российской Федерации» или до прекращения трудовых отношений, с (дата) внесены изменения Федеральным законом от (дата) №376-ФЗ и минимальный размере оплаты труда составляет <данные изъяты>. в месяц, обязать Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» профинансировать денежными средствами МАДОУ детский сад «Буратино» для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности их у последнего.

Истец Исарик Л.Н. надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика МАДОУ детский сад <адрес> заведующая детским садом Климова Е.А. в судебном заседании не признала иск и суду пояснила, что заработная плата истцу начисляются правильно в соответствии тарификацией и Положением об оплате труда работников детского сада. МАДОУ детский сад <адрес> является бюджетным учреждением, финансируется из краевого и местного бюджетов через Комитет образования администрации МР «<адрес>», который выполняет полномочия учредителя детского сада. Должность младшего воспитателя финансируется из краевого бюджета за счет субвенции выделяемых в муниципальный район «<адрес>» через Комитет образования администрации МР «»<адрес>». Положением об оплате труда работников детского сада младшим воспитателям установлен оклад в размере <данные изъяты> рублей, и на неё начисляются все надбавки, в том числе районный коэффициент в 40 %, и северная надбавка 30 %.

Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» Куприянов А.М., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал и суду пояснил, что администрация МР «<адрес>» является ненадлежащим ответчиком. Денежные средства, предназначенные для финансирования муниципальных образовательных учреждений всех типов и видов (включая дошкольные) либо изначально закладываются в бюджет муниципального района при его формировании (для финансирования расходных обязательств местного бюджета), либо поступают в него из бюджетов иных уровней (для исполнения переданных государственных полномочий), распределяются главным распорядителем бюджетных средств - Комитет по финансам администрации муниципального района «<адрес>» на счет главного распорядителя бюджетных средств - Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>», главный распорядитель бюджетных средств Администрация муниципального района «<адрес>» не принимает участия в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным образовательным учреждениям. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса в муниципальном районе «<адрес>» определяются «Положением о бюджетном процессе в муниципальном районе «<адрес>», утвержденным решением Совета муниципального района «<адрес>» от 28.12.2007 № 327, а также решением Совета муниципального района «<адрес>» о бюджете на очередной финансовый год. Финансирование МАДОУ д/с «Буратино» не относится к компетенции Администрации муниципального района «<адрес>».

Ответчик Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>», надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своего представителя, направив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчик Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направили своего представителя, направив заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, предоставив возражение по иску. В своем возражении указывают, что заработная плата истца в месяц составляет <адрес> что значительно превышает установленного Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимального размера оплаты труда ( с 1 января 2016 года в сумме <данные изъяты> в месяц). При этом считают, что они являются не надлежащими ответчиками.

Представитель ответчика администрации муниципального района «<адрес>» Куприянов А.М., действующий на основании

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Исарик Л.Н. подлежащими удовлетворению.

Как следует из пояснений сторон и материалов дела, истец Исарик Л.Н. работает в должности младшего воспитателя с (дата), размер ее заработной платы с учетом фактически отработанного времени, районного коэффициента 40% и процентной надбавки за стаж работы в тяжелых климатических условиях 30%, процентной надбавки за тяжелые и вредные условия труда (12%), надбавки за выслугу лет составил: в декабре 2015 года - <данные изъяты>., в январе 2016 года – <данные изъяты> в феврале 2016 года - <данные изъяты>.

Федеральным законом от 20.04.2007 №54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть 4 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).

Действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со статьей 146 Трудового кодекса Российской Федерации в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Указанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (в данном случае с (дата)<данные изъяты> рублей в месяц (ст.1 Федерального закона от (дата) №408-ФЗ), с (дата) - <данные изъяты> рубля в месяц ( ст.1 Федерального закона от (дата)- ФЗ). При этом районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что размер начисленной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда в нормальных условиях труда, не должен быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда в Российской Федерации, с начислением на эту сумму районного коэффициента и надбавки за стаж работы в данном районе или местности.

Следовательно, размер заработной платы истца в декабре 2015 года при полной отработке рабочего времени с учетом районного коэффициента 40% и надбавки за стаж работы 30 % должен составлять <данные изъяты> в месяц, а январе и феврале 2016 года по <данные изъяты>. в месяц.

Из пояснений сторон, расчетных листков Исарик Л.Н., представленной ответчиком МАДОУ детский сад «Буратино» справки о начисленной заработной плате Исарик Л.Н. за период с декабря 2015 года по февраль 2016 года и размера недоначисленной заработной платы, следует, что истцом была получена заработная плата в декабре 2015 года в размере <данные изъяты>., в январе 2016 года в размере <данные изъяты>., в феврале 2016 года – <данные изъяты>., а всего <данные изъяты>

С учетом начисления районного коэффициента и процентной надбавки на МРОТ, установленный федеральным законом, размер заработной платы истца должен составлять в декабре 2015 года– <данные изъяты> в январе 2016 года – <данные изъяты>., в феврале 2016 года – <данные изъяты>., а всего <данные изъяты> Разница недоначисленной и невыплаченной заработной платы составляет за указанный период в сумме <данные изъяты>. ( в том числе недоначислено и недоплачено за декабрь - <данные изъяты>., за январь 2016 года -<данные изъяты>., за февраль2016 года – <данные изъяты>.).

Ответчики не оспаривали расчет истца о размере недоначисленной заработной платы.

Учитывая, что действиями ответчика МАДОУ детский сад <адрес> по начислению и выплате истцу заработной платы в сумме, указанной истцом, нарушается его право на гарантированный каждому работнику определенный размер заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, суд считает необходимым обязать МАДОУ детский сад <адрес> начиная с 1 марта 2016 года, производить начисление заработной платы истцу при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.

Из материалов дела и пояснений представителя ответчика следует, что МАДОУ детский сад <адрес> является муниципальным автономным дошкольным образовательным учреждением, финансируется из бюджета муниципального района "<адрес>". В соответствии действующего Устава МАДОУ д/с <адрес> Учредителем и собственником имущества МАДОУ детский сад <адрес> является муниципальный район "<адрес>". Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет администрация муниципального района «<адрес>», от имени администрации муниципального района «<адрес>» функции и полномочия в части определения принципов управления и финансирования, осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств осуществляет Комитет образования администрации муниципального района "<адрес>".

В соответствии с ч.12 ст. 20 Трудового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от (дата) N 55-ФЗ) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателя - юридического лица субсидиарную ответственность несут собственник имущества, учредитель (участник) юридического лица в случаях, в которых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлена субсидиарная ответственность собственника имущества, учредителя (участника) по обязательствам юридического лица.

Учитывая данные положения закона, суд полагает, что при недостаточности денежных средств на выплату взысканных сумм у МАДОУ детский сад <адрес> названные денежные средства должны быть профинансированы Администрацией муниципального района «<адрес>», Комитетом образования администрации муниципального района "<адрес>", выполняющими функции и полномочия учредителя МАДОУ детский сад <адрес> и главного распорядителя бюджетных средств.

При этом, в силу п.3 ч.1 ст.8 Федерального закона от (дата)-Ф3 ( в ред. от (дата) №166-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п.1 ч.1 ст.9 Федерального закона №273-Ф3, как и п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истцу, как работнику образовательного учреждения в спорный период осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств(п.п.12.1 п.1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета (п.п.4,5 п.1 ст.158).

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса РФ под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 22.07.2014 N 1017-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных организаций и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных организациях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений. Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

В соответствии с п. 3 Постановления Правительства Забайкальского края от 26.12.2014г. №718 «Об утверждении порядка расходования субвенций, выделяемых в 2015 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях», субвенция предоставляется бюджетам муниципальных районов и городских округов для реализации общеобразовательных программ дошкольного, начального общего образования, основного общего, среднего общего образования дополнительных общеобразовательных программ, на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных организаций, на приобретение учебников и учебных пособий, средств, обучения, игр, игрушек ( за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) в соответствии с установленными нормативами.

Согласно Постановления Правительства Забайкальского края от 26.12.2014г. должность младшего воспитателя финансируется из краевого бюджета за счет субвенции выделяемых в муниципальный район «<адрес>».

Исходя из вышеизложенного, Администрация муниципального района «<адрес>», осуществляющая функции и полномочия учредителя, а также Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>», осуществляющий функции и полномочия учредителя в части определения финансирования и осуществления бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств, несут обязанность по финансированию муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» денежными средствами для выплаты взысканных сумм в случае их недостаточности финансовых средств у Учреждения за счет и в пределах средств субвенции краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

На основании ст.333-19 Налогового Кодекса РФ с МАДОУ детский сад «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Исарик Л.Н. удовлетворить.

Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» в пользу Исарик Л.Н. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 1 декабря 2015 года по 29 февраля 2016 года в сумме <данные изъяты>. (за вычетом НДФЛ).

Обязать Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» выплачивать Исарик Л.Н. с (дата) при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда выплату заработной платы в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы до внесения изменений в Федеральный закон от 19.06.2000г. № 82-ФЗ (ред. от (дата)) «О минимальном размере оплаты труда в Российской Федерации» или до прекращения трудовых отношений.

Возложить на Администрацию муниципального района «<адрес>» и Комитет образования администрации муниципального района «<адрес>» обязанность профинансировать указанные денежные выплаты в случае недостаточности финансовых средств у Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад <адрес> за счет и в пределах средств субвенции краевого бюджета, направленных на оплату труда работников образовательных учреждений.

Взыскать с Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Буратино» в доход бюджета муниципального района «<адрес>» государственную пошлину в сумме <данные изъяты> рублей.

Решение суда о выплате Исарик Л.Н. заработной платы подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кыринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: Д.Б. Эрдынеев.