ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-123/2016 от 16.03.2016 Сковородинского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-123/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 марта 2016 года г. Сковородино

Сковородинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,

при секретаре Бей О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору,

у с т а н о в и л :

ФИО4 обратилась с иском к ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, в обоснование которого указала, что 23 мая 2013 года между ОАО «Сбербанк России» и ней был заключен кредитный договор , по условиям которого ей был предоставлен кредит в размере 2.000.000 рублей для приобретения объекта недвижимости - квартиры, находящейся по адресу: Амурская область, город Благовещенск, улица Игнатьевское шоссе, д. 14/1, кв. 50. В 2013 году она обратилась в ГКУ Амурской области - УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району с заявлением о предоставлении компенсации расходов по уплате процентов по указанному кредитному договору в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 20 "Об утверждении Положения о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов". ГКУ Амурской области УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району вынесло решение № 3 о предоставлении социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам и займам от 09.10.2013 года, но до настоящего времени выплаты не производились. Согласно справки ГКУ Амурской области УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району от 12 января 2016 года сумма задолженности по компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору за период с 05.06.2013 года по 04.09.2013 года составляет 63.342 рубля 89 копеек; в период с 05.09.2013 года по 04.04.2014 года составляет 155.178 рублей 32 копейки; в период с 05.04.2014 года по 08.01.2015 года составляет 190.921 рубль 42 копейки; в период с 09.01.2015 года по 04.10.2015 года составляет 162.447 рублей 08 копеек, а всего 571.889 рублей 71 копейка. Ею были предприняты меры досудебного урегулирования данной ситуации, что подтверждается следующими документами: заявление от 29.09.2014 года; письмо от 02.10. 2014 года ; обращение от 14.10.2014 года; ответ на обращение от 24.10.2014 года ; обращение от 01.04.2015 года; справка от 07.04.2015 года ; обращение от 25.12.2015 года; справка от 12.01.2016 года. В письменных обращениях о причинах невыплаты компенсации УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району указывает на отсутствие финансирования от министерства социальной защиты и перечисление денежных средств не производит. На основании вышеизложенного, просит обязать ГКУ АО УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору, за период с 05.06.2013 года по 04.10.2015 года в размере 571.889 рублей 71 копейка.

В судебное заседание истец ФИО2, представитель ответчика ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району не явились, хотя о времени и месте судебного заседания были извещены своевременно и надлежащим образом, согласно представленных заявлений просил рассмотреть дело без их участия. Суд, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть гражданское дело в отсутствие извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле.

Согласно возражений на исковое заявление ГКУ Амурской области – УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району исковые требования не признают по следующим основаниям. Механизм предоставления социальных выплат, указанных в исковом заявлении, ус­тановлен Положением о предоставлении социальных выплат в виде компенсации расхо­дов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов ра­ботает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, утвержденным постановлением Правительст­ва Амурской области от 23.01.2012 (далее - Положение). В соответствии с Порядком принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», утвержденным постановлением Правительства Амурской области от 29.06.2013 подпрограмма государственной программы - это основная часть государственной программы, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на решение отдельных задач государственной программы, взаимоувязанных по целям, срокам и ресурсам. Финансовое обеспечение реализации государственных программ в части расходных обязательств Амурской области осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета. В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации утвержден закрытый пере­чень видов бюджетных ассигнований, а именно: оказание государственных (муниципаль­ных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд; социальное обеспечение насе­ления; предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся го­сударственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальны­ми) унитарными предприятиями; предоставление субсидий юридическим лицам (за ис­ключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуаль­ным предпринимателям, физическим лицам; предоставление межбюджетных трансфер­тов; предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам между­народного права; обслуживание государственного (муниципального) долга; исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юри­дическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государствен­ной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должност­ных лиц этих органов. В рамках бюджетных правоотношений любая выплата гражданам может быть осу­ществлена только в виде бюджетных ассигнований на социальное обеспечение населения. Статьей 74.1. Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигно­ваниям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на пре­доставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения. Расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств. Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации к публичным норматив­ным обязательствам отнесены публичные обязательства перед физическим лицом, под­лежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок егоиндексации. Согласно пунктам 4, 6 статьи 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации пере­чень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) про­грамм и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп) видов рас­ходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета зако­ном (решением) о бюджете либо в установленных Бюджетным кодексом Российской Фе­дерации случаях сводной бюджетной росписью соответствующего бюджета. Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются группы «Социальное обеспечение и иные выплаты населению»: подгруппа «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам»; под­группа «Социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных социальных выплат»; подгруппа «Публичные нормативные выплаты гражданам несоциального характера»; подгруппа «Стипендии»; подгруппа «Премии и гранты»; подгруппа «Иные выплаты населению». Согласно Законам Амурской области от 17.12.2012 № 123-03 «Об областном бюд­жете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» и от 16.12.2013 № 298-03 «Об областном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов» расходы областно­го бюджета на компенсацию части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданам на строительство или приобретение жилья на террито­рии Амурской области, и расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков не отнесены к под­группе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденные постановлениями Правительства Амурской области государственные программы не содержат размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств, и указанные обязательства подлежат исполнению в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. Пунктом 12 Положения установлено, что выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной за­щиты населения области на текущий год. В соответствии с пунктом 81 Положения, предоставление компенсации гражданам производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке оче­редности подачи заявления в ГКУ АО УСЗН при условии соблюдения требований По­ложения. Считают, что в случае удовлетворения судом заявленных истцом требований, вы­несенное судом решение будет затрагивать права иных граждан, которые обрати­лись в ГКУАО УСЗН раньше истца с заявлениями о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору. Законом Амурской области об областном бюджете на 2016 год на данную статью расходов (Выплата компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, один из членов которой работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов, по заявлениям кото­рых приняты решения о предоставлении социальной выплаты) предусмотрено 19.811,7 тыс. руб. (Приложение № 10 к закону Амурской области «Об областном бюджете Амур­ской области за 2016 год» «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятель­ности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на год»). Вся иная сумма предусмотрена на погашение задолженности по предъ­явленным в 2015 году исполнительным листам. На основании этого Управление пред­полагает исполнить судебное решение по данному делу в 2016 году за счет ассигнований года. На основании вышеизложенного, ГКУ АО УСЗН по г. Сковородино и Сково-родинскому району просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых тре­бований, в. полном объеме.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 года № 617 утверждена долгосрочная целевая государственная программа Амурской области «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» и подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 года». Постановлением Правительства Амурской области от 24 октября 2013 года № 519 постановление Правительства области от 23 ноября 2011 года № 617 утратило силу с 01 января 2014 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года № 446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», в рамках которой предусмотрена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Государственная программа введена в действие с 01 января 2014 года.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 утверждено Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков, абзац второй пункта 2 которого предусматривает право на компенсацию всех граждан, зарегистрированных по месту жительства на территории Амурской области, заключивших не ранее 1 июля 2009 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на сумму не более 2.000.000 рублей на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта.

Судом установлено, что 23 мая 2013 года между ФИО2 и ОАО «Сбербанк» заключен кредитный договор , по условиям которого заемщику был предоставлен заем в размере 2.000.000 рублей для приобретения объекта недвижимости – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В сентябре 2013 года ФИО2 обратилась в ГКУ Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы».

Решением Государственного казенного учреждения Амурской области – Управления социальной защиты населения по городу Сковородино и Сковородинскому району № 3 от 09 октября 2013 года расходы по кредитному договору от 05 июня 2013 года, заключенному истцом, приняты к компенсации.

Как следует из искового заявления и подтверждается справкой государственного казенного учреждения Амурской области – управления социальной защиты населения по городу Сковородино и Сковородинскому району от 12 января 2016 года сумма задолженности по компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 23 мая 2013 года перед ФИО2 за период с 05.06.2013 года по 04.09.2013 года составляет 63.342 рубля 89 копеек; за период с 05.09.2013 года по 04.04.2014 года составляет 155.178 рублей 32 копейки; за период с 05.04.2014 года по 08.01.2015 года составляет 190.921 рубль 42 копейки; за период с 09.01.2015 года по 04.10.2015 года составляет 162.447 рублей 08 копеек, а всего 571.889 рублей 71 копейка.

Таким образом, судом установлено, что ФИО2 приобрела статус участника подпрограммы, предполагающий оказание мер социальной поддержки, сохранял указанный статус весь спорный период, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что истец был вправе рассчитывать на получение социальной выплаты и отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного истцу права.

Также судом установлено, что 29 сентября 2014 года и 14 октября 2014 года ФИО2 обращалась в ГКУ Амурской области - УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району по вопросу невыплаты компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту.

Однако, в своих ответах на обращения ФИО2 от 02 октября 2014 года и от 24 октября 2014 года ГКУ Амурской области - УСЗН по г. Сковородино и Сковородинскому району указало, что предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренных действующие программные мероприятия. В соответствии с п.11 Постановления Правительства Амурской области от 23.01.2012 года № 20 выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина. В связи с отсутствием финансирования от Министерства социальной защиты населения Амурской области на выплату компенсации по ипотечным кредитам, Управление оснований для выплаты не имеет. В дальнейшем выплаты будут производиться при условии выделения дополнительных средств областного бюджета при получении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета.

Довод ответчика о том, что предоставление отдельным категориям гражданам компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору осуществляется не в силу принятых органами государственной власти публичных нормативных обязательств, а является дополнительной социальной гарантией, предоставление которой осуществляется в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете в текущем году в рамках государственной программы, судом признается несостоятельным.

Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая истца в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым его право на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него, что неоднократно подтверждалось в Постановлениях Конституционного Суда РФ (Постановления от 01 декабря 1997 года №-18-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 23 апреля 2004 года № 8-П, Определения от 4 декабря 2003 года № 415-О, от 15 февраля 2005 года № 170-О, от 27 декабря 2005 года № 502-О и др.).

О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.

Ссылка ответчика на то, что бюджетные ассигнования в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств были выделены в полном объеме министерством социальной затраты населения Амурской области ГКУ АО – Управлениям социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам области, подтверждает частичное выполнение принятых на себя обязательств по компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) и право заявителя на получение указанной выплаты. Отсутствие бюджетных ассигнований не может служить основанием для неисполнения обязательств государственного органа перед гражданином по погашению задолженности, образовавшейся в период действия указанной программы.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года № 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04 апреля 2006 года № 89-О).

Поскольку, в силу положений подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 годы» предоставление мер социальной поддержки граждан, о котором идет речь в данном случае, является расходным обязательством Амурской области, то выплаты компенсации производятся территориальными управлениями социальной защиты населения за счет средств областного бюджета.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному казенному учреждению Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району о взыскании компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору - удовлетворить.

Возложить на Государственное казенное учреждение Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району обязанность осуществить ФИО2 выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору от 23 мая 2013 года за период с 05.06.2013 года по 04.09.2013 года составляет 63.342 рубля 89 копеек; за период с 05.09.2013 года по 04.04.2014 года составляет 155.178 рублей 32 копейки; за период с 05.04.2014 года по 08.01.2015 года составляет 190.921 рубль 42 копейки; за период с 09.01.2015 года по 04.10.2015 года составляет 162.447 рублей 08 копеек, а всего 571.889 рублей 71 копейка.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Н.Б. Федорчук