ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-123/2018 от 01.02.2018 Нахимовского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-123/2018

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

01 февраля 2018 года Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

Председательствующего: судьи Пекарининой И.А.

при секретаре: Мостовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сухоруковой Татьяны Сергеевны к Пассажирскому вагонному депо «Калининград» - структурное подразделение Северо-Западного филиала АО Федеральная пассажирская компания», АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Западный филиал, АО «Федеральная пассажирская компания», Федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» о возмещении морального вреда в порядке защиты прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Сухорукова Т.С. обратилась в суд с иском, в котором просит суд о компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, причиненного ей работниками российской железной дороги, указывая на то, что 30.05.2017 в кассе железнодорожного вокзала города Севастополя приобрела билет на поезд до г. Калининград, отправлением из г. Адлера. Предоставила кассиру документы, в том числе визу на право пребывания в Литовской республике в 2016 году, которая, по мнению истца, могла быть просрочена, и она предупредила об этом кассира, однако кассир, не проверив надлежащим образом ее визу, продала билет до г. Калининград. При посадке в поезд 02.06. 2017 в 04.29 час, и проезде в нем, проводник вагона, снова надлежащим образом не проверила визу, в результате чего, через двое суток, при пересечении границы, в ходе пограничного контроля, истец была снята с поезда в связи с отсутствием визовых документов, подтверждающих право на въезд в Литовскую республику, и истечением срока действия визы, получила от начальника поезда в счет компенсации неправомерных действий <данные изъяты> рублей. После, истец была помещена в изолятор на границе, доставлена в г. Вильнюс, где в 07.45 часов была посажена на поезд до г. Минска и депортирована из Литвы. В г. Калининград была вынуждена лететь на самолете, на денежные средства, переведенные ей сестрой. В связи с тем, что работниками ответчиков не был обеспечен надлежащий контроль документации, в том числе срока действия визы истца, истец считает, что ей была оказана услуга ненадлежащего качества, в связи с чем причинены моральные страдания, которые она оценивает в <данные изъяты> рублей.

Представители ответчиков - Пассажирского вагонного депо «Калининград» - структурного подразделения Северо-Западного филиала АО Федеральная пассажирская компания», АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Западный филиал, АО «Федеральная пассажирская компания», в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежаще. В деле представлен отзыв на исковое заявление, АО «ФПК», в структуре которой находятся Пассажирское вагонного депо «Калининград» - структурное подразделения Северо-Западного филиала АО Федеральная пассажирская компания», АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Западный филиал, в просьбой отказать в удовлетворении исковых требований Сухоруковой Т.С. как необоснованных.

Представитель ответчика ГУП «Крымская железная дорога», в судебном заседании иск не признала, просила суд отказать в его удовлетворении как необоснованного, связи с тем, что работниками ГУП «Крымская железная дорога» права истца как потребителя услуг по перевозке пассажиров ответчиком не нарушались, также просила приобщить к материалам дела копию купона кассира и корешок квитанции разных сборов, на котором имеется подпись истца о том, что у нее имеется документ подтверждающий право на транзитный проезд через территорию Литовской республики.

Судом установлено, подтверждается представленными в материалы дела копиями проездных документов, а также пояснениями истца, что ей был приобретен билет в кассе железнодорожного вокзала г. Севастополя ГУП «Крымская железная дорога» сообщением Адлер-Калининград, отправлением из Краснодара, поезд № 360 с датой отправления 02.06.2017 в 04.23 часа.

Из представленной суду копии купона кассира и корешка квитанции разных сборов, усматривается, что на ней имеется подпись истца о том, что у нее имеется документ подтверждающий право на транзитный проезд через территорию Литовской республики, и что предоставленные ей данные подтверждены.

В материалы дела предоставлен документ, из которого суд усматривает наименование документа – виза, Литва, фамилию и имя истца – Сухорукова Татьяна, и даты 16-06-2016 14-09-2016. Пояснениями участников судебного разбирательства подтверждено, что данный документ является просроченной визой истца на право на пребывание в Литовской республике, предоставленной ей при покупке билета и проезде в поезде.

В соответствии с ч.1 ст. 786 ГК РФ, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Согласно ч.1 ст. 793 ГК РФ, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

В соответствии с Порядком обслуживания пассажиров, следующих в Калининградскую область РФ с территории РФ и обратно в поездах российского формирования транзитом через территорию Литовской Республики, утвержденного заместителем министра путей сообщения РФ 13.06.2003 г. (далее - Порядок), поездка российскими гражданами в транзитных поездах может быть совершена только при наличии одного из действительных видов документов: визы Литовской Республики, вида на жительство Литовской Республики, карточки аккредитации категории «А» и «В» Литовской Республики, упрощенного транзитного документа (УТД) - для многократных пересечений литовской территории всеми видами наземного транспорта, упрощенного проездного документа на железной дороге (далее УПД-ЖД) - для «разовых поездок» в Калининградскую область и обратно транзитным поездом.

Указанные документы, за исключением УПД-ЖД, оформляются и выдаются компетентными органами Литовской Республики при личном обращении гражданина.

УПД-ЖД оформляются консульским отделом посольства Литовской Республики в г. Москва.

При оформлении проездного документа пассажиру, билетный кассир с документа, предъявленного пассажиром и удостоверяющим его личность, набирает запрос на поездку с указанием данных пассажира (ФИО, даты рождения, вида, серии и номера предъявленного документа). При положительном ответе системы «Экспресс» последовательно распечатывается два вида документа строгой отчетности: на бланке «Проездной документ» - информация о поездке пассажира, на специальном бланке «Квитанции разных сборов» - факт наличия у пассажира документа, дающего право на транзитный проезд через территорию Литовской Республики.

Билетный кассир сначала дает пассажиру специальный бланк «Квитанции разных сборов», на каждом слое которого пассажир в установленном месте расписывается за наличие у него документа, дающего право на транзитный проезд через территорию Литовской Республики и правильность внесенных его личных данных. Поставив свою подпись, пассажир возвращает квитанцию разных сборов кассиру (раздел 4.1.).

При отсутствии документов, дающих право на транзитный проезд через территорию Литовской Республики, вступает в действие механизм оформления и выдачи специального упрощенного документа на железной дороге - УПД - ЖД (раздел 4.2.).

В соответствии с п. 48. Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 19.12.2013 N 473, при посадке пассажира в вагон проверяются проездной документ (билет), документ, удостоверяющий его личность, на основании которого оформлен проездной документ (билет), и наличии льгот на проезд - документы, подтверждающие право на льготы, а также соответствие веса, габаритов ручной клади пассажира установленным нормам.

При посадке в пассажирский поезд калининградского направления пассажир предъявляет свой проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность, реквизиты которого указаны в проездном документе, а также специальный бланк («Квитанции разных сборов») с подписью пассажира, который свидетельствует о наличии разрешения для пересечения границы (раздел 7 Порядка).

Таким образом, обязанность удостовериться в действительности документов, дающих истцу право на пересечение границы на работников АО «ФПК» как перевозчика, законодательством не возложена, должностными обязанностями в соответствии с Инструкцией проводника пассажирского вагона АО «ФПК», утв. распоряжением от 27.04.2015 г. № 515р обязанность по проверке действительности документов проводником пассажирского вагона не определена.

При таких обстоятельствах, требования истца к АО «ФПК» и его структурным подразделениям являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 9 Постановления Правительства РФ от 23.06.2003 года № 361 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств принятых на себя Российской Федерацией в совместном заявлении Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации, в редакции действующий на момент возникновения спорных правоотношений сторон, при оформлении проездного документа (билета) пассажиру, имеющему документ, дающий право на транзитный проезд через территорию Литовской Республики, билетный кассир вносит в специальный бланк сведения о наличии такого документа, а пассажир удостоверяет их своей подписью. В отношении детей в возрасте до 14 лет факт наличия указанного документа удостоверяется подписью сопровождающего их лица. Два экземпляра заполненного специального бланка вручаются пассажиру, третий экземпляр остается в билетной кассе.

Согласно положениям Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" правила оказания услуг по перевозкам пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утверждаются Правительством Российской Федерации (статья 3).

Правила оказания услуг регулируют отношения, возникающие между перевозчиками и физическими лицами - пассажирами, грузоотправителями (отправителями) и грузополучателями (получателями) при оказании услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1).

Порядок оказания услуг по перевозкам пассажиров предусматривает, что оформление проездного документа (билета) на поезд дальнего следования производится на основании сведений о документе, удостоверяющем личность пассажира (пункт 19 Правил).

При оформлении проездного документа (билета) пассажиру, не имеющему документа, дающего право на транзитный проезд через территорию Литовской Республики, личные данные пассажира (фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия и номер документа, удостоверяющего личность), а также номер поезда и дата отправления сообщаются с помощью автоматизированной системы "Экспресс" Посольству Литовской Республики для оформления упрощенного проездного документа на железной дороге, дающего право на проезд пассажира транзитом через территорию Литовской Республики. Личные данные пассажира вносятся билетным кассиром в специальный бланк и их правильность удостоверяется подписью пассажира, а в отношении детей в возрасте до 14 лет - подписью сопровождающего их лица. Два экземпляра заполненного специального бланка вручаются пассажиру, третий экземпляр остается в билетной кассе (п. 10 Постановления Правительства РФ от 23.06.2003 N 361 (ред. от 29.07.2010) "О мерах по обеспечению выполнения обязательств, принятых на себя Российской Федерацией в Совместном заявлении Российской Федерации и Европейского союза о транзите между Калининградской областью и остальной территорией Российской Федерации" (вместе с "Правилами оформления проездных документов (билетов) пассажирам и посадки их в поезд при следовании в Калининградскую область с остальной территории Российской Федерации транзитом через территорию Литовской Республики и в обратном направлении железнодорожным транспортом"))

Запрос на возможность проезда пассажира через территорию Литовской Республики формируется в согласованном формате при обращении в билетную кассу пассажира, не имеющего документа, действительного для транзитного проезда граждан Российской Федерации через территорию Литовской Республики, в соответствии с приложением 1 к Соглашению. Такой запрос включает в себя: 1) фамилию, имя и отчество пассажира; 2) дату рождения пассажира; 3) вид, серию и номер документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, в соответствии с приложением 2 к Соглашению; 4) номер поезда; 5) дату отправления поезда; 6) служебную информацию, идентифицирующую запрос в системе "Экспресс" Министерства путей сообщения Российской Федерации. Российская Сторона передает запрос Литовской Стороне на возможность проезда пассажира по УПД-ЖД не позднее чем за 27 часов до отправления поезда. Литовская Сторона подтверждает Российской Стороне получение каждого ее запроса (ст. 4 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики от 20.06.2003 "О порядке выдачи упрощенного проездного документа на железной дороге").

Исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, суд приходит к выводу о том, что в компетенцию кассира при продаже проездного документа, не входила проверка действительности виз пассажиров, осуществляющих транзитный проезд через территорию Литовской Республики; истец Сухорукова Т.С. к билетному кассиру с просьбой об оформлении документа на право транзитного проезда через территорию Литовской Республики не обращалась, в корешке квитанции разных сборов подтвердила свое право транзитного проезда своей подписью, в связи с чем требования истца в этой части также являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Согласно ст. 15 Закона РФ от 07.02.1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Поскольку права потребителя Сухоруковой Т.С. не нарушены, вины перевозчика судом не усматривается, оснований к возмещению морального вреда не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 55-57, 67, 193, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска Сухоруковой ФИО4 к Пассажирскому вагонному депо «Калининград» - структурное подразделение Северо-Западного филиала АО Федеральная пассажирская компания», АО «Федеральная пассажирская компания» Северо-Западный филиал, АО «Федеральная пассажирская компания», Федеральному государственному унитарному предприятию «Крымская железная дорога» о возмещении морального вреда в порядке защиты прав потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Нахимовский районный суд города Севастополя.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 февраля 2018 года.

Судья Нахимовского районного суда

города Севастополя И.А. Пекаринина