ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-124-2019ГОДА от 08.10.2019 Чулымского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-124-2019 года

Поступило в суд 14.02.2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 октября 2019 года г. Каргат

Чулымский районный суд Новосибирской области

в составе:

Председательствующего Г.М. Смагиной

При секретаре Н.А. Иванеко

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пестряковой Ирины Федоровны к Кривощековой Александре Дмитриевне об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений, встречному исковому заявлению Кривощековой Александры Дмитриевны об отмене постановления Администрации г. Каргата Каргатского района Новосибирской области № 112 от 28.10.1997 г. о предоставлении земельного участка Пестряковой Людмиле Григорьевне, признании договора купли – продажи земельного участка, заключенного между Пестряковой Ириной Федоровной и Администрацией г. Каргата Каргатского района Новосибирской области № 43 от 22.11.2016 г. недействительным, признании результатов межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу:

<адрес> в 2002 году (собственник ФИО26 и в 2018 г. (собственник Пестрякова И. Ф.) и о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.

УСТАНОВИЛ:

Пестрякова И. Ф. обратилась в суд с иском к Кривощековой А. Д.

об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строений.

Кривощекова А. Д. обратилась в суд со встречным исковым заявлением об отмене постановления Администрации г. Каргата Каргатского района Новосибирской области № 112 от 28.10.1997 г. о предоставлении земельного участка Пестряковой Людмиле Григорьевне, признании договора купли – продажи земельного участка, заключенного между Пестряковой Ириной Федоровной и Администрацией г. Каргата Каргатского района Новосибирской области № 43 от 22.11.2016 г. недействительным, признании результатов межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в 2002 году (собственник ФИО27 и в 2018 г. (собственник Пестрякова И. Ф.) и о снятии указанного земельного участка с кадастрового учета.

В судебном заседании Пестрякова И. Ф. исковые требования поддержала в полном объеме. Пояснила, что с 2007 года я постоянно проживает по адресу <адрес>. С 2015 г. на основании договора дарения является собственником указанной квартиры.

22.11.2016 года, на основании договора купли-продажи земельного участка заключенного между ней и администрацией города Каргата, она приобрела в собственность земельный участок с кадастровым номером без уточнения его границ в натуре.

В мае 2018 года, ею были уточнены границы приобретенного земельного участка с вынесением поворотных точек на местности, с учетом прав владельцев иных земельных участков расположенных по указанному адресу, в результате чего было установлено, что на ее земельном участке расположены самовольные строения в виде теплицы и беседки принадлежащие Кривощековой А.Д..

У Кривощековой А.Д. на праве аренды имеется земельный участок, который расположен за пределами ее земельного участка, права пользования участком на котором расположены строения Кривощековой А. Д. у нее нет. Указанные выше строения возведены Кривощековой А. Д. без получения соответствующих разрешений, то есть самовольно.

В соответствие со ст. 304 ГК РФ. собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

28.04.2018 года, ею было направлено письменное уведомление ответчице с требованием об устранении, добровольно, препятствий к пользованию земельным участком. Однако ответчица устно ей отказала, при этом предприняла меры к организации посадки овощей на ее земельном участке.

В результате неправомерных действий ответчицы, она не может в полной мере использовать принадлежащим ей на законном основании земельный участок. Без обращения в суд, она не может устранить указанные выше нарушения своих прав.

Просит суд обязать Кривощекову А. Д. устранить препятствие к
пользованию земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу <адрес>, путем демонтажа и освобождения земельного участка от незаконных строений и сооружений, в частности теплицы и беседки, а также посадок, за свой счет.

Взыскать с Кривощековой А. Д., в ее пользу компенсацию расходов на обращение в суд за услуги адвоката в сумме 20300
рублей, из них 300 рублей расходы на оплату госпошлины, 20000 рублей расходы на оплату услуг представителя.

Со встречным исковым заявлением Кривощековой А. Д. не согласна. Указывая, что поскольку у Кривощековой А. Д. имеется в аренде земельный участок. Свой земельный участок Кривощекова А. Д. отмежевала ранее. Она же является собственником другого земельного участка, ранее предоставленного в собственность Пестряковой Л. Г., теплица и беседка Кривощековой А. Д. расположены на ее земельном участке. Кроме того, Кривощекова А. Д. еще заняла часть ее земельного участка под свои посадки.

Просит суд в удовлетворении исковых требований Кривощековой А. Д. отказать.

Представитель истца Пестряковой И. Ф. адвокат Халипа А. В. поддерживает исковые требования Пестряковой И. Ф. по изложенным в исковом заявлении основаниям и возражениям Пестряковой И. Ф. на исковые требования Кривощековой А. Д. м.

Ответчик Кривощекова А. Д. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена. Об отложении дела слушанием не просила. Об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщала. Будучи допрошенной ранее, поясняла, что с исковыми требованиями Пестряковой И. Ф. не согласна, просит в иске отказать. Указывая, что проживает в <адрес> более 40 лет и пользуется частью земельного участка, прилегающего к многоквартирному жилому дому. После строительства и ввода в эксплуатацию МКД между собственниками четырех квартир, по взаимному согласию, сложился режим землепользования земельным участком общего пользования, отведенным для размещения МКД. Участки использовались под посадку растений, представляли из себя четыре прямоугольных полоски земли, идущих перпендикулярно от МКД по направлению на юг.

Границы земельных участков представляли межу и ограждение из поставленных на ребро досок. На ее земельном участке с момента заселения в дом, были установлены теплица и беседка.

Желая уточнить площадь своего земельного участка и решить вопрос об обращении его в собственность, она в 2016 или 2017 году заказала проведение межевых работ.

За ней закрепили земельный участок, но не в собственность, а в аренду.

Когда кадастровый инженер обмерял земельный участок Пестряковой И. Ф., она подходила и показывала участок, на котором находятся ее постройки и посадки, о том, что в результате работ кадастрового инженера изменятся границы, используемого ею земельного участка ей стало известно при получении искового заявления, согласия на изменение границ земельного участка у нее никто не спрашивал.

Свои исковые требования в судебном заседании Кривощекова А. Д. поддержала. Указывая, что она является собственником <адрес> многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, дом, 175.

Она не привлекалась к согласованию границ земельного участка по адресу: <адрес>, кв. З, ни в 2002 году, ни в 2018 году, хотя результаты межевания прямо затрагивают ее интересы.

Просит суд вынести решение об удовлетворении ее встречных исковых требований.

Представитель ответчика Кривощековой А. Д. адвокат Салин А. А. поддерживает уточненные встречные исковые требования Кривощековой А. Д..

Указывая, что в ходе судебных заседаний по исковому заявлению Пестряковой И.Ф. было выяснено, что земельный участок номером 54:09:010203:32 дважды предоставлялся по различным основаниям муниципальным образованием разным лицам и имеет двух собственников:

-ФИО29., принявшего наследство ФИО28 которой земельный участок был предоставлен на основании постановления №112 от 28.10.1997 года Администрации г. Каргата;

-Пестрякову И.Ф., на основании договора купли-продажи земельного участка заключенному с администрацией г. Каргата №43 от 22.11.2016 года.

По материалам дела также усматривается, что определение границ земельного участка, предоставленного Пестряковой Л.Г., осуществлялся в системе геодезических координат только в 2002 году, что повлекло уточнение площади участка с 730 кв.м. до 482 кв.м. и изменение формы в виде прямоугольника. В таком виде участок находился на кадастровом учете до 2018 года.

После приобретения в 2016 году в собственность этого же земельного участка, Пестрякова И.Ф., в 2018 году, осуществила межевые работы с целью уточнения границ. В результате проведенных работ и внесения изменений в кадастровый учет, были изменены местоположение и конфигурация участка, которая стала представлять восьмиугольник.

Земельный участок под многоквартирным домом по адресу:

<адрес> не был сформирован в установленном законом порядке, находится в распоряжении муниципального образования. Проведенной ранее инвентаризацией домовладений и земельных участков, за МКД закреплен земельный участок площадью 1800 кв.м. Собственники жилых помещений МКД являются пользователями и фактическими владельцами этого земельного участка в силу закона.

Согласно технического паспорта МКД от 12.02.1992 года, где за каждой из 4 квартир закреплено по 450 кв.м. площади участка сложился порядок землепользования. Жильцами дома были установлены межевые знаки, возведены строения и сооружения, этот порядок был неизменен с момента постройки дома в 1972 году до 2018 года, когда Пестрякова И.Ф. изменила границы принадлежащего ей земельного участка и предъявила требования к соседям.

Полагает, что при проведении межевых работ по определению границ земельного участка с кадастровым номером , адрес: <адрес>, в 2002 году и в 2018 году, были нарушены требования законодательства РФ, что привело в последствии к нарушению ее прав пользователя земельного участка по адресу: <адрес>.

При проведении землеустройства должен обеспечиваться учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем своевременного извещения их в письменной форме землеустроителями.

При проведении межевых работ для согласования привлекалась только администрация г. Каргата, представители которой непосредственно не присутствовали на местности и не обнаружили в силу этого нарушение прав пользователей земельного участка, закрепленного за жильцами МКД.

В тоже время, что подтверждено в судебном заседании кадастровым инженером, она сообщала последнему, что на земельном участке имеется ее теплица и может возникнуть спор, но эта информация была проигнорирована, в нарушение нормативных актов, определяющих порядок межевания.

В частности, пункта 5 «Инструкции по межеванию земель» (утв. Роскомземом 08.04.1996), который предусматривает выполнение следующих действий при подготовительных работах:

В процессе подготовительных работ осуществляют сбор и анализируют следующие исходные материалы:

-проект землеустройства, материалы инвентаризации земель;

-сведения о наличии межевых споров по данному земельному участку.

Кадастровый инженер не принял во внимание наличие спора и данные инвентаризации земельного участка, указанные в техническом паспорте МКД. В техническом паспорте указаны площадь и линейные размеры земельного участка, закрепленного в пользование за жильцами МКД с 1972 года. Кадастровый инженер, являясь по определению специалистом в области земельных правоотношений, должен был обратить внимание на то, что могут быть затронуты интересы жильцов МКД, так как участок, по которому проводились работы, является смежным с земельным участком МКД, а отсутствие представителя администрации и жильцов дома не позволяет установить сложившийся порядок землепользования и владельцев построек на участке.

Непосредственно при выполнении межевых работ должны были соблюдаться в определенные периоды времени действовавшие и действующие нормы, установленные ст.ст.39,40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", Инструкцией по межеванию земель, утвержденной Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству 8 апреля 1996 года, Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, утвержденными Руководителем Федеральной службы земельного кадастра России 17 февраля 2003 года.

Пунктом 67 совместного Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанна защитой права собственности и других вещных прав» определено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

Пункт 68 указанного постановления, разъясняет: Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

Исходя из системного толкования правовых позиций Конституционного Суда РФ, данных в постановлении конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010г. № 12-П, и п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010г. № 22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений многоквартирного дома являются законными владельцами земельного участка под многоквартирным домом, независимо от проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом».

Письмом Минэкономразвития РФ от 13.04.2010 № Д23-1342 разъяснено, что земельные участки могут быть сняты с государственного кадастрового учета на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии соответствующего земельного участка с государственного кадастрового учета.

Считает, что результаты межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером , адрес: <адрес> должны быть признаны недействительными, земельный участок снят с кадастрового учета.

Границы используемого ею земельного участка с кадастровым номером, подлежат уточнению в будущем.

Также, при предоставлении ФИО30., земельного участка на основании постановления №112 от 28.10.1997 года Администрации г. Каргата, были нарушены требования законодательства, так как при виде разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», в границах земельного участка оказался размещен многоквартирный дом.

При формировании земельных участков под МКД предусмотрен иной порядок согласования границ таких земельных участков, который не был осуществлен.

В силу этого постановление №112 от 28.10.1997 года Администрации г.Каргата является противоречащим закону, нарушило ее права как собственника жилья многоквартирного дома, и подлежит отмене.

Также, учитывая, что указанный земельный участок, представленный Пестряковой И.Ф., на основании договора купли-продажи земельного участка заключенному с администрацией г. Каргата №43 от 22.11.2016 года имел собственника на момент продажи, право предыдущего собственника не было прекращено, договор купли-продажи земельного участка является недействительным, противоречащим закону.

Просит вынести решение:

- об отмене неправомерного постановления №112 от 28.10.1997 года Администрации г. Каргата о предоставлении земельного участка ФИО31

-признать договор купли-продажи земельного участка, заключенному Пестряковой И.Ф. с администрацией г.Каргата №43 от 22.11.2016 года недействительным,

-признать недействительными результаты межевых работ в отношении земельного участка с кадастровым номером , адрес:
<адрес>, осуществленными в 2002 году (собственник ФИО32 в 2018 году (собственник Пестрякова И.Ф.),

-снять с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером , адрес: <адрес>.

Ответчик Пестряков Б. Н. с исковыми требованиями Пестряковой И. Ф. согласен. С требованиями Кривощековой А. Д. не согласен, по изложенным его супругой Пестряковой И. Ф. основаниям.

Подтвердил, что его первая супруга ФИО2 имела в собственности земельный участок. В 2006 году супруга умерла. Наследство, после ее смерти принял он. Квартиру он перерегистрировал на себя, земельный участок на себя не переводил.

Представитель Администрации города Каргата Каргатского района Новосибирской области Кузнецова Е. Ю. с исковыми требованиями Пестряковой И. Ф. согласна. Со встречными исковыми требованиями Кривощековой А. Д. не согласна. Указывая, что право собственности на земельный участок с кадастровым номером зарегистрировано не было.

Земельный участок был продан Пестряковой И. Ф. для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии со ст. 39 Федерального Закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

1) собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

2) пожизненного наследуемого владения;

3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

При уточнении границ земельного участка с кадастровым номером право на смежные земельные участки отсутствовало.

Учитывая, вышеизложенное, при уточнении границ земельного участка с кадастровым номером согласование с Кривощековой А. Д. не требовалось. Кривощековой ранее по ее заявлению был предоставлен в аренду земельный участок. Границы ее земельного участка отмежеваны, с установленными границами земельного участка Кривощевова А. Д. согласилась.

Реестровая ошибка при установлении границ земельного участка, принадлежащего Пестряковой И. Ф. кадастровым инженером устранена, многоквартирный дом и теплотрассы, выведены за границы земельного участка, нарушение прав жителей многоквартирного дома устранено.

Представитель ГБУ «Центр кадастровой оценки и бюро технической инвентаризации» Новосибирской области в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен заказной корреспонденцией. Об отложении дела слушанием не просил. Об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщал. Возражений по сути заявленных требований суду не представил.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по НСО ФИО12 в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен заказной корреспонденцией. Об отложении дела слушанием не просил. Об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщал.

Согласно отзыву на исковое заявление оценку обоснованности доводов сторон по искам оставляет на усмотрение суда. Указывая, что до 31.12.2016г. отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) и принятыми в его продолжение и развитие нормативно-правовыми актами.

Филиал в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 11.03.2010г. № П/93 осуществлял полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету объектов недвижимости и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, руководствуясь положениями Закона о кадастре с 15.09.2010г..

До указанной даты полномочия органа кадастрового учета на территории Новосибирской области исполнялись Управлением Роснедвижимости по Новосибирской области, правопреемник Управление Росреестра по Новосибирской области (п.5 Указа Президента Российской федерации от 25.12.2008 г. №1847), а Филиалом осуществлялось техническое сопровождение ведения государственного кадастра недвижимости.

До вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008г.), органом кадастрового учета осуществлялось ведение Единого государственного реестра земель (далее - ЕГРЗ) на основании Федерального закона от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон № 28-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.45 Закона о кадастре, ранее учтенными объектами недвижимости являлись:

- объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 01.03.2008г.:

-объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Применительно к указанному, обращает внимание суда на необходимость различать процедуры внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и государственный кадастровый учет вновь образуемых объектов.

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (с 01.01.2017г. свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе - далее ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 54:09:010203:32 поставлен на государственный кадастровый учет 03.04.2002 г..

При постановке на кадастровый учет указанного земельного участка в 2002 году, полномочия органа кадастрового учета в Каргатском районе Новосибирской области исполнялись Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Каргатскому району Новосибирской области. Управление и Филиал, правопреемниками указанного органа местного самоуправления не являются.

Позднее, сведения о данном участке перенесены в ЕГРЗ, а после вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008г.) и создания программного продукта АИС ГКН, а именно 02.08.2010г. имевшиеся сведения ЕГРЗ о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером были перенесены в государственный кадастр недвижимости ГКН/вн.в. ЕГРН/ (Файл .ХМL).

Земельному участку присвоен статус - ранее учтенный.

Ориентировочно с 2004-2005 гг. до 01.03.2008г. осуществлялось ведение ЕГРЗ, сведения которого после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) были конвертированы в сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН), которые, в свою очередь, после вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), а именно с 01.01.2017г., были конвертированы в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

В архиве ЕГРН содержится список ранее учтенных земельных участков в границах г. Каргат кадастровый квартал от 2005 г., содержащий сведения (в том числе о площади) о земельном участке с кадастровым номером

Кадастровое дело указанного земельного участка содержит чертеж границ, координаты поворотных точек, постановление Администрации г. Каргата Новосибирской области от 02.04.2002 №78, форму ЕГРЗ.

Заверенную копию материалов кадастрового дела земельного участка с кадастровым номером с перечисленными документами прилагают.

В настоящее время, согласно сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером находится в собственности истца Пестряковой И. Ф. (документ основание договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ) и имеет уточненную площадь 482 кв.м. Площадь земельного участка уточнена на основании межевого плана от 24.05.2018, подготовленного по заказу истца кадастровым инженером ФИО19 (удостоверение ).

Земельный участок располагается по адресу: <адрес>, находится на землях категории «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства».

Согласно списку ранее учтенных земельных участков в границах

г. Каргат кадастровый квартал от 2005 г. Кривощековой Александре Дмитриевне предоставлялся земельный участок с кадастровым номером

Согласно данным ЕГРН указанный участок поставлен на кадастровый учет 01.11.2005г.. Сведения ЕГРЗ о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером перенесены в государственный кадастр недвижимости - ГКН/вн. в. ЕГРН/02.08.2010г.

(Файл .ХМL).

Таким образом, земельный участок с кадастровым номером поставлен на кадастровый учет в порядке, определенном ФИО5 законом №28-ФЗ и в рамках полномочий Управления Роснедвижимости по Новосибирской области, правопреемником которого является Управление Росреестра по Новосибирской области (п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008г. №1847), осуществлявшего до 15.09.2010г. полномочия органа кадастрового учета на территории Новосибирской области и при ведении другого государственного информационного ресурса - ЕГРЗ.

В настоящее время, согласно сведениям ЕГРН право собственности на земельный участок с кадастровым номером не зарегистрировано. Участок имеет декларированную (подлежащую уточнению при проведении кадастровых работ) площадь 45 кв.м.

Земельный участок располагается по адресу: <адрес>, находится на землях категории «Земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования «Для ведения личного подсобного хозяйства».

В архиве ЕГРН содержится форма ЕГРЗ, содержащая сведения (в том числе о площади) о земельном участке с кадастровым номером

Иной информацией о постановке земельного участка с кадастровым номером архив ЕГРН не располагает.

Заверенную копию формы ЕГРЗ в отношении указанного участка прилагается.

Как указывалось выше, с 01.01.2017г. отношения, возникающие в связи с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведением ЕГРН и предоставлением сведений, содержащихся в ЕГРН регулируются Федеральным законом от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Закон о регистрации), а также принятыми в его развитие нормативно-правовыми актами.

Согласно п.7 ч.2 ст. 14 Закона о регистрации основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.

Согласно ч 1 ст.22 Закона о регистрации межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.

Согласно ч. 4 ст.21 Закона о регистрации межевой план, технический план, акт обследования, карта-план территории представляются в орган регистрации прав в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера.

Форма межевого плана, состав сведений и требования к его подготовке утверждены приказом Минэкономразвития РФ от 08.12.2015г. №921 (далее - Приказ №921).

В соответствии с п. 18 Приказа №921 межевой план подготавливаются в форме электронного документа в виде ХМL-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план, и оформляются в виде файлов в формате ХМL, созданных с использованием ХМL-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

По утверждению Кривощековой А.Д., в ходе проведения кадастровых работ по уточнению границ земельного участка с кадастровым номером 54:09:010203:130 было выявлено пересечение границ указанного земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером

Указанное пересечение предположительно возникло в результате нарушения законодательства и ошибок, допущенных кадастровым инженером ФИО19 при подготовке межевого плана от 24.05.2018г..

В соответствии с ч. 3 ст.61 Закона о регистрации под реестровой ошибкой понимается воспроизведенная в ЕГРН ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Согласно ч.2 ст.43 Закона о регистрации, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

Таким образом, реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами может быть исправлена на основании межевого плана в административном порядке (при согласии собственников, выраженном в акте согласования границ (ч.2 ст.43, ч.З ст.61 Закона о регистрации) или в судебном порядке (ч.З ст.61 Закона о регистрации).

В рассматриваемом случае предметом рассмотрения является обоснованность и законность подготовки межевого плана от 24.05.2018 из сведений которого, в ЕГРН, согласно доводов Кривощековой А.Д., были воспроизведены ошибочные сведения в местоположении границы земельного участка с кадастровым номером 54:09:010203:32.

По мнению Управления к участию в данном деле в качестве ответчика необходимо привлечь кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы по уточнению границ земельного участка 54:09:010203:32, выяснить его позицию, установить обоснованность возражений (при их наличии) в отношении доводов Кривощековой А.Д. по существованию реестровой ошибки и необходимости ее устранения.

Согласно ст. 64 Земельного кодекса РФ, земельные споры разрешаются в судебном порядке.

Кадастровый инженер является самостоятельным участником гражданского оборота, который обязан нести бремя ответственности за результаты своей деятельности (административную, гражданскую, а в отдельных случаях уголовную ответственность), наряду с заказчиком работ и собственником объекта недвижимости. Указанное подтверждается многочисленной судебной практикой по оспариванию результатов межевания, по исправлению реестровой ошибки.

Согласно ч. 1 ст.29.2 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О кадастровой деятельности» ответственность за несоблюдение требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области кадастровых отношений, в том числе за недостоверность сведений межевого плана, технического плана, акта обследования или карты-плана территории, на основании которых в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об объектах недвижимости несет кадастровый инженер, подготовивший указанные документы.

Управление (а также ранее действующий орган кадастрового учета), не имеет возможности подтверждать или опровергать доводы сторон о месте прохождении границ между земельными участками (исходя из своих полномочий и обязанностей орган кадастрового учета, работает исключительно с документами, представленными для целей осуществления кадастрового учета, на местность не выезжает, правильность измерений, осуществленных кадастровыми инженерами не перепроверяет).

Согласно п.5 ч.2 ст. 14 Закона о регистрации вступившее в силу решение суда само по себе является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Кадастровый инженер ФИО19 в судебное заседание не явился просит дело рассмотреть в его отсутствии. Будучи допрошенным ранее исковые требования Пестряковой И. Ф. поддерживал, со встречными исковыми требованиями Кривощековой А. Д. не согласен. Указывая, что им проводились кадастровые работы по устранению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка кадастровым номером , по заявлению собственника земельного участка Пестряковой И.Ф.. В результате проведения кадастровых работ им был составлен межевой план.

ЕГРН содержит сведения об уточненной площади земельного участка с кадастровым номером

При выполнении полевых кадастровых работ в отношении многоквартирного <адрес> установлено, что земельный участок с кадастровым номером пересекает контур указанного здания и территорию общего пользования многоквартирного дома.

Кроме того, согласно сведениям ЕГРН площадь земельного участка с кадастровым номером составляет 482 кв. м.. Однако при вычислении площадь участка по координатам, указанным в выписке ЕГРН площадь составила 458 кв. м..

Согласование границ проводили с Пестряковой И. Ф., никаких границ не нарушено, как было 482 кв.м. так и оставили, участок формировался в границах. Границы земельного участка, находящегося в аренде Кривощековой А. Д. установлены ранее, их не трогали. Других собственников или арендаторов земельных участков нет.

Кадастровый инженер ФИО20 в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена. Об отложении дела слушанием не просила. Об уважительности причин неявки в судебное заседание не сообщала. Будучи допрошенной ранее с иском Пестряковой И. Ф. не соглашалась. Указывая, что земельный участок с кадастровым номером уже ранее был предоставлен в собственность ФИО2, соответственно предоставление указанного земельного участка повторно кому – либо возможно только при прекращении права этого собственника на данный земельный участок.

Межевые работы, проведенные в 2002 г. в отношении земельного участка с кадастровым номером являются недействительными т.к. по результатам межевания земельный участок с кадастровым номером пересекает контур многоквартирного жилого дома и территорию общего пользования многоквартирного дома по адресу: <адрес>. При этом никакие либо документы, подтверждающие согласование или разрешение таких работ собственниками отсутствуют. Соответственно межевые работы по исправлению реестровой ошибки по земельному участку кадастровым номером в 2018 году также должны быть признаны недействительными, т. к. их проведение допускается в рамках межевого дела.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы сторон, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Согласно статьи 64 Земельного кодекса РСФСР (в редакции от 24.12.1993 года, действовавшей до 25.10.2001 года) земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства передаются по желанию граждан в собственность местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 24.12.1993 года N 2287 "О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ" установлено, что полномочия Советов народных депутатов, предусмотренные, в том числе, статьей 58, 64 Земельного кодекса РСФСР, осуществляются соответствующими местными администрациями.

Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу частей 2 и 5 статьи 16 Вводного закона земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении права общей долевой собственности у собственников помещений в многоквартирном доме не требуется.

Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом.

В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 67 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно ч. 2 данной статьи собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции (ч. 3 ст. 36 ЖК РФ).

Из содержания п. 2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ следует, что принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный жилой дом (подп. в), соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подп. г).

В ч. 4 ст. 37 ЖК РФ запрещены выдел в натуре и отчуждение доли в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, а также совершение иных действий, влекущих передачу этой доли отдельно от права собственности на помещение в многоквартирном доме.

Таким образом, из указанных выше норм действующего законодательства, а также разъяснений Пленума ВС РФ и ВАС РФ, следует, что земельный участок под многоквартирным домом, не поставленный на учет, находится в совместном владении и пользовании собственников помещений данного дома.

При этом какие-либо способы ограничения или лишения собственника помещения в многоквартирном доме такого права действующим законодательством не предусмотрены.

Согласно ст. 60 ЗК РФ - нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях, предусмотренных данной нормой, в том числе в случаях: признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем: признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующим законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы власти осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен данный дом.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

Не допускается запрет на обременение земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае необходимости обеспечения свободного доступа лиц к объектам недвижимого имущества, входящим в состав многоквартирного дома и существовавшим до введения в действие ЖК РФ (ч. 7 ст. 16 указанного закона).

В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Пунктом 2 ст. 8.1 ГК РФ предусмотрено, что права на имущество, подлежащие регистрации (в том числе право собственности на недвижимое имущество), возникают, изменяются, прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.

Вместе с тем, положениями вышеуказанной ст. 36 ЖК РФ и частями 2 и 5 ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» установлены иные моменты возникновения права общей долевой собственности у собственников жилых и нежилых помещений на общее имущество многоквартирного жилого дома, в том числе на земельный участок, сформированный под таким домом, а также момент перехода доли в праве на общее имущество - именно с даты государственной регистрации права собственности на квартиру.

Из материалов дела следует, что земельный участок по <адрес> был первоначально отведен под строительство 4-х квартирного дома по <адрес> для Каргатского РК КПСС (решение № 61 от 04.07.1974 г. т. 1, л.д. 84). Площадь участка указана в размере 600 кв. м. размером 20х30 м.. Координаты участка на местности не определены. Производственному жилищно – ремонтному объединению «Облкоммунпроект» Каргатским ККПиБ выдано задание на проектирование указанного жилого дома (т. 1, л.д. 47). 03.07.1972 г. 4-х квартирный дом по <адрес> принят в эксплуатацию, что подтверждается актом (т. 1, л.д. 46).

На указанный многоквартирный дом, каждому собственнику жилого помещения в многоквартирной жилом доме, выдан технический паспорт. Согласно которому, площадь земельного участка, закрепленного за домом составляет 1800 кв. м., в том числе под застройкой 245,3 кв. м., под двором 575 кв. м., под огородом 980 кв. м.. Согласно составленному плану земельный участок размерами 30.9 кв. м. на 58.4 кв. м.. На указанном земельном участке расположен многоквартирный жилой дом, сараи и гараж, земельный участок имеет ограждение штакетником. В пользование каждому собственнику определен земельный участок в размере ? доли от 1800 кв. м. – по 450 кв. м. (технические паспорта т. 1, л.д. 34 – 45, т. 2, л.д. 193- 204).

Судом установлено, что ФИО9 и ФИО2 являлись собственниками <адрес> (договор на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от 18.03.1992 г. т.1, л.д. 130).

ФИО4 является собственником <адрес> по

<адрес>, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области об основных характеристиках объекта недвижимости (т. 2, л.д. 179- 180).

Постановлением главы Администрации г. Каргата Новосибирской области от 28 октября 1997 г. № 112 (т. 1, л.д. 206) Пестряковой Л. Г. в собственность предоставлен земельный участок, общей площадью 730 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства (акт обмера земельного участка, чертеж с планом земельного участка с описанием границ т. 1, л.д. 95-96, 99, о чем выдано свидетельство о праве собственности на землю серии (т. 1, л.д. 93-94).

Постановлением главы муниципального образования Администрация г. Каргата Новосибирской области от 02 апреля 2002 г. № 78 (т. 1, л.д. 99-105) площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, предоставленного Пестряковой Л. Г. в собственность уточнена и составляет 482 кв. м. ( т. 1, л.д. 105).

Проведено межевание, установлены границы земельного участка и указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 03 апреля 2002 г. под (т. 1, л.д. 100-102).

Земельный участок Пестряковой Л. Г. сформирован и уточнен в границах земельного участка размерами 30,9 м. х 58,4 м., площадью 1800 кв.м., что подтверждается имеющимися в материалах дела техническими паспортами (т. 1, л.д. 34 – 45, т. 2, л.д. 193- 204).

На момент предоставления земельного участка по <адрес>,

<адрес> в собственность Пестряковой Л. Г. и постановке его на кадастровый учет, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: <адрес>, с элементами озеленения и благоустройства, иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенными на указанном земельном участке объектами не сформирован, границы земельного участка определены не были, межевание не производилось, система координат, позволяющая определить его границы на местности, не составлялась.

Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце пятом пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 поименованного кодекса и части 1 статьи 22 ГКРФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГКРФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.

Как разъяснено в пункте 3 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2015), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2015 года, судебная защита гражданских прав, основанных на акте, действии органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также судебная защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, осуществляется способами и в сроки, которые предусмотрены гражданским законодательством.

На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности могут возникать из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения данных прав и обязанностей, а применительно к подп. 8 п. 1 указанной статьи - вследствие действий должностных лиц этих органов.

В соответствии с абзацем 6 статьи 12 и статьи 13 ГК РФ признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав.

Поскольку между сторонами возник спор о защите права пользования земельным участком, который постановлением главы Администрации

г. Каргата Новосибирской области от 28 октября 1997 г. № 112 был предоставлен в собственность Пестряковой Л. Г., встречный иск Кривощековой А. Д., в данной части, подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Учитывая выше изложенное, а также положения частей 2 - 5 статьи 16 Вводного закона Администрация г. Каргата Новосибирской области не вправе была предоставлять ФИО2 в собственность земельный участок, общей площадью 730 кв. м., расположенный по адресу:

<адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку предоставлением в собственность Пестряковой Л. Г. указанного земельного участка, Администрация фактически распорядилась частью общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, что свидетельствует об уменьшении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в соответствии со статьей 44 ЖК РФ, на что требовалось согласие всех собственников помещений в доме.

Однако такого согласия всех собственников жилых помещений МКД получено не было.

В связи с чем, постановлением главы Администрации г. Каргата Новосибирской области от 28 октября 1997 г. № 112 о предоставлении Пестряковой Л. Г. в собственность земельного участка, общей площадью 730 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства нарушены права собственников многоквартирного жилого дома.

Из п. 1 ст. 69 ЗК РФ (в редакции, действовавшей на момент проведения землеустроительных работ) следует, что землеустройство проводится по инициативе уполномоченных органов, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

Пунктом 4 названной статьи было предусмотрено, что при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

Согласно пункту 7 названной статьи порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 18 июня 2001 года

№ 78-ФЗ «О землеустройстве», порядок проведения территориального землеустройства определяется Правительством Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 07.06.2002 № 396 «Об утверждении Положения о проведении территориального землеустройства» утверждено Положение о проведении территориального землеустройства, согласно пунктам 8 - 10 которого, межевание объектов землеустройства представляет собой установление границ муниципальных и других административно-территориальных образований, а также земельных участков.

Работы по межеванию объектов землеустройства включают в себя:

а) определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование с лицами, права которых могут быть затронуты;

б) закрепление на местности местоположения границ объекта землеустройства межевыми знаками и определение их координат или составление иного описания местоположения границ объекта землеустройства;

в) изготовление карты (плана) объекта землеустройства в порядке, устанавливаемом Федеральной службой земельного кадастра России.

При определении границ объекта землеустройства на местности и их согласовании обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты межеванием, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за семь дней да начала работ. Отсутствие надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения этих работ.

Согласно пунктам 1.1, 1.2 Инструкции по межеванию земель (утвержденной Роскомземом 8 апреля 1996 года), межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле-продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, выданы без установления и закрепления границ на местности.

Пунктами, 8.2, 8.3 указанной инструкции, предусмотрено, что собственники, владельцы, и пользователи размежевываемого и смежных с ним земельных участков заблаговременно, не позднее чем за 2 дня до начала работ, извещаются о времени проведения межевых работ. Извещения (приложение 3.3) вручаются под расписку (приложение 3.4) с указанием времени вручения. Извещения и расписки составляются в 2 экземплярах, один экземпляр из которых подшивается в межевое дело.

Согласно пунктам 9.1, 9.2 Инструкции установлении границ земельного участка производят на местности в присутствии представителя районной, городской (поселковой) или сельской администрации, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков или их представителей, полномочия которых удостоверяются доверенностями, выданными в установленном порядке.

После завершения процедуры установления и согласования границ земельного участка на местности производится закрепление его границ межевыми знаками установленного образца. Результаты установления и согласования границ оформляются актом, который подписывается собственниками, владельцами, пользователями размежевываемого и смежных с ним земельных участков (или их представителями), городской (поселковой) или сельской администрацией и инженером - землеустроителем - производителем работ. Акт утверждается комитетом по земельным ресурсам и землеустройству района (города) (приложение 3.5).

Пунктом 16.1 Инструкции предусмотрено, что по завершении межевых работ производитель работ формирует и сдает в комитет по земельным ресурсам и землеустройству межевое дело, в которое включаются:

1) Пояснительная записка.

10) Извещения о вызове собственников, владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков для участия в действиях по межеванию земель.

12) Акт установления и согласования границ земельного участка.

В представленных суду документах (архивное дело о закреплении земельного участка в собственность Пестряковой Л. Г. (т. 1, л.д. 203- 214) пояснительная записка, извещения о вызове владельцев и пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков, в том числе собственников жилых помещения МКД, расположенного по адресу:

<адрес>, для участия в действиях по межеванию земель, акт установления и согласования границ земельного участка с кадастровым номером 54:09:010203:32 отсутствуют.

Кроме того, согласно результатам межевания 2002 г., кадастровому плану земельного участка с кадастровым номером от 03.04.2002 г. (т. 1, л.д. 101 – 102), от 27.09.2006 г. (т. 1, л.д. 106-107), от 18.12.2014 г. (т. 1, л.д. 108-109), от 01.02.2017 г. (т.1, л.д. 67- 69), а также сведениями о расположении земельного участка на кадастровой карте территории в границах кадастрового квартала (т. 1, л.д. 198-199), земельный участок пересекает контур многоквартирного жилого дома и территорию общего пользования многоквартирного дома по <адрес>.

Указанное обстоятельство подтвердили кадастровые инженеры ФИО20 и ФИО19

Кроме того, на указанной территории расположены ранее учтенные земельные участки ФИО13, ФИО14, ФИО15, Кривощекова А. Д. т. 2, л.д. 160 -161).

Ответчик Кривощекова А. Д. в судебном заседании подтвердила, что когда проводилось межевание земельного участка Пестряковой Л. Г. ей не известно, ее никто не приглашал и в известность об этом не ставил.

Таким образом, при проведении работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером от 03.04.2002 г., в результате которого были установлены границы указанного земельного участка, должно было быть обеспечено согласование границ образуемого земельного участка с землепользователями смежных земельных участков, в том числе с собственниками жилых помещений МКД, расположенного по адресу: <адрес>, чего сделано не было.

Учитывая изложенное, результаты межевания земельного участка с кадастровым номером от 03.04.2002 г. признать законными и обоснованными нельзя.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти серии от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 125).

Наследство после смерти супруги принял ФИО9, обратившись в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства, после смерти супруги ФИО2. ДД.ММ.ГГГГФИО9 было выдано свидетельство о праве на наследство (т. 1, л.д. 124-140).

ДД.ММ.ГГГГФИО9, для государственной регистрации прав, была получена выписка из государственного земельного кадастра и кадастровый план земельного участка общей площадью 482 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером (т. 1, л.д. 106-107).

В судебном заседании ответчик ФИО9 подтвердил, что его супруга ФИО2 имела в собственности земельный участок, расположенный рядом с домом, где они проживали, после ее смерти наследство принял он.

ДД.ММ.ГГГГФИО9 зарегистрировал брак с ФИО16 (свидетельство о браке серии от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 91).

Квартиру по <адрес>ФИО9 подарил своей второй супруге Пестряковой И. Ф..

Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 92) Пестрякова И. Ф. на основании договора дарения от 12.03.2015 г. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются, в том числе на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (пп. 2 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ).

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.Ф

В силу ч. 1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

В соответствии с ч. ч. 3 - 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН.

Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

До 31.12.2016г. отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, регулировались Федеральным законом от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) и принятыми в его продолжение и развитие нормативно-правовыми актами.

Филиал в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) от 11.03.2010г. №П/93 осуществлял полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету объектов недвижимости и предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, руководствуясь положениями Закона о кадастре с 15.09.2010г.

До указанной даты полномочия органа кадастрового учета на территории Новосибирской области исполнялись Управлением Роснедвижимости по Новосибирской области, правопреемник Управление Росреестра по Новосибирской области (п.5 Указа Президента Российской федерации от 25.12.2008 г. №1847), а Филиалом осуществлялось техническое сопровождение ведения государственного кадастра недвижимости.

До вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008г.), органом кадастрового учета осуществлялось ведение Единого государственного реестра земель (далее -ЕГРЗ) на основании Федерального закона от 02.01.2000 г. №28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее - Федеральный закон №28-ФЗ).

В соответствии с ч.1 ст.45 Закона о кадастре, ранее учтенными объектами недвижимости являлись:

- объекты недвижимости, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 01.03.2008г.;

-объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный технический учет которых не осуществлен, но права собственности на которые зарегистрированы и не прекращены, и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Судом установлено, что постановлением главы г. Каргата Новосибирской области от 22 ноября 2016 г. № 526 (т. 1, л.д. 18) Пестряковой И. Ф. в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером , общей площадью 482 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства.

22 ноября 2016 г. между Администрацией г. Каргата Новосибирской области и Пестряковой И. Ф. заключен договор № 43 купли – продажи земельного участка (т. 1, л.д. 19-28) и, на основании акта приема – передачи от 17.01.2017 г. земельный участок передан Пестряковой И. Ф. (т. 1, л.д. 29).

По сведениям ЕГРН от 04.06.2018 г. на момент регистрации Пестряковой И. Ф. прав собственности на спорный земельный участок, земельный участок общей площадью 482 кв. м., расположенный по адресу: <адрес> с кадастровым номером имел статус «актуальные, ранее учтенные» (т.1, л.д. 4).

Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости (с 01.01.2017г. свод достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе - далее ЕГРН) земельный участок с кадастровым номером 54:09:010203:32 поставлен на государственный кадастровый учет 03.04.2002 г..

При постановке на кадастровый учет указанного земельного участка в 2002 году, полномочия органа кадастрового учета в Каргатском районе Новосибирской области исполнялись Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Каргатскому району Новосибирской области. Управление и Филиал, правопреемниками указанного органа местного самоуправления не являются.

Позднее, сведения о данном участке перенесены в ЕГРЗ, а после вступления в силу Закона о кадастре (01.03.2008г.) и создания программного продукта АИС ГКН, а именно 02.08.2010 г. имевшиеся сведения ЕГРЗ о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером были перенесены в государственный кадастр
недвижимости. Земельному участку присвоен статус - ранее учтенный.

С 2004-2005 гг. до 01.03.2008г. осуществлялось ведение ЕГРЗ, сведения которого после вступления в силу Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) были конвертированы в сведения Государственного кадастра недвижимости (ГКН), которые, в свою очередь, после вступления в силу Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации), а именно с 01.01.2017г., были конвертированы в сведения Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН).

На основании п. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Статья 44 ЗК РФ предусматривает, что право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.

Согласно ст. 60 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со статьей 61 настоящего Кодекса не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления.

В силу ст. 13 ГК РФ и ч. 1 ст. 61 Земельного кодекса Российской Федерации, ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01.07.1996 г. (в ред.от 25.12.2018 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа местного самоуправления недействительным являются одновременно, как его несоответствие закону или правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующими требованиями».

Пунктом 1 ст. 25 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

На основании п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В силу п. 9 ст. 3 Федерального закона РФ от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В архиве ЕГРН содержится список ранее учтенных земельных участков в границах г. Каргат кадастровый квартал от 2005 г., содержащий сведения (в том числе о площади) о земельном участке с кадастровым номером

Кадастровое дело указанного земельного участка содержит чертеж границ, координаты поворотных точек, постановление Администрации г.Каргата Новосибирской области от 02.04.2002г. №78, форму ЕГРЗ.

Правообладатель земельного участка с кадастровым номером - ФИО2, что подтверждается отзывом Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области № 01-18-4888/19 от 03.09.1019 г., кадастровым делом объекта недвижимости от 03.04.2002 г. (т. 2, л.д. 130-136, 161).

Истица Пестрякова И. Ф. в судебном заседании не отрицала, что документы о том, что собственником спорного земельного участка является ФИО2, а по наследству ее супруг, у нее имелись, указанные документы она представила суду, в администрацию г. Каргата Новосибирской области документы она представляла, но ей сказали, что эти документы недействительны, кадастрового инженера в известность об этих документах она не ставила.

Поскольку в судебном заседании установлено, что на момент принятия постановления главы г. Каргата Новосибирской области от 22 ноября 2016 г. № 526 о предоставлении ФИО3 в собственность земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 482 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, указанный земельный участок не находился в государственной или муниципальной собственности, собственником указанного земельного участка являлась ФИО2, после смерти которой наследство принял ее супруг ФИО9. Постановление главы г. Каргата Новосибирской области от 22 ноября 2016 г. № 526 о предоставлении Пестряковой И. Ф. в собственность земельного участка с кадастровым номером

, общей площадью 482 кв. м., расположенного по адресу: <адрес> и имеющего собственника, право собственности которого, на спорный земельный участок не прекращено, нельзя считать соответствующими требованиям действовавшего законодательства.

У Администрации г. Каргат Новосибирской области отсутствовали правовые основания по предоставлению спорного земельного участка в собственность Пестряковой И. Ф..

Главой 7 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регламентируется порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ реестровая ошибка определяется как воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Реестровая ошибка подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

Согласно ч. 4 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.

Процедура исправления кадастровой ошибки установлена Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по предоставлению государственной услуги по кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 7 июня 2017 года № 278.

Инженером ФИО19ДД.ММ.ГГГГ проведены кадастровые работы, в рамках которых подготовлен межевой план в связи с исправлением реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 54:09:010203:32, расположенного по адресу: <адрес>.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в судебном заседании установлено, что собственником указанного земельного участка являлась ФИО2, после ее смерти в порядке наследования – ФИО9, поведение кадастровых работ по устранению реестровой ошибки возможно лишь в рамках межевого дела, суд приходит к выводу о том, что проведенный в 2018 г. кадастровые работы по устранению реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> нельзя считать соответствующими требованиям действовавшего на период проведения кадастровых работ законодательства.

Указанные обстоятельства были подтверждены письменным материалами дела, изложенными выше, а также показаниями допрошенного в судебном заселении кадастрового инженера ФИО20, пояснившей, что при проведении кадастровых работ по заявлению Кривощевой А. Д. на октябрь 2017 г. было достоверно известно, что земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу:

<адрес> имеет собственника. Указанный земельный участок был поставлен на кадастровый учет в 2002 году, границы земельного участка были сформированы. Земельный участок числился как ранее учтенный. Администрация, продавая земельный участок Пестряковой И. Ф. и, кадастровый инженер ФИО19, проводивший кадастровые работы по исправлению реестровой ошибки, этого не проверили и не учли указанного обстоятельства.

Доводы истца Пестряковой И. Ю. и ее представителя адвоката Халипа А, В. о том, что Кривощековой А. Д. пропущен срок исковой давности, в связи с чем в удовлетворении встречных исковых требованиях должно быть отказано – не основаны на законе.

Согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 200 Гражданского кодекса РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как следует из ч. 2 ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.

28.04.2018 г. Пестрякова И. Ф. направила на имя Кривощековой А. Д. требование об освобождении, занимаемой ею территории, принадлежащей Пестряковой в срок до 09.05.2018 г., в то время, как границы земельного спорного участка установлены и изготовлен межевой план земельного участка кадастровым инженером 24.05.2019 г. Кроме того, в требовании не отражено какую конкретно территорию и от чего Кривощекова А. Д. должна освободить (т. 1, л.д. 8).

Указанное требование Кривощековой А. Д. получено 07.05.2018 г. (т. 1, л.д. 10).

Пестрякова И. Ф. обратилась в суд и исковым заявлением к Кривощековой А. Д. об устранении препятствий к пользованию имуществом и сносе самовольных строений 14.02.2019 г. (т. 1, л.д. 2).

О нарушении своего права Кривощекова А. Д. узнала 16.03.2019 г. получив копию искового заявления Пестряковой И. Ф. (т. 1, л.д. 31). Указанное обстоятельство Кривощекова А. Д. подтвердила в судебном заседании.

Доказательств обратного материалы дела не содержат и стороной истца суду не представлено.

Обращение Кривощековой А. Д. со встречным иском в суд состоялось 12.04.2019 г. (т. 1, л.д. 85).

Таким образом, срок исковой давности Кривощековой А. Д. не пропущен.

Учитывая изложенное, исковые требования Пестряковой И. Ф. удовлетворению не подлежат.

Встречные исковые требования Кривощековой А. Д. следует удовлетворить в полном объеме.

На основании выше изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований об устранении препятствий в пользовании земельным участком и сносе строении Пестряковой Ирине Федоровне – отказать.

Встречные исковые требования Кривощековой Александры Дмитриевны удовлетворить.

Признать недействительным и отменить постановление №112 от 28.10.1997 года Администрации г. Каргата о предоставлении земельного участка ФИО2.

Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, заключенному Пестряковой И.Ф. с администрацией г.Каргата №43 от 22.11.2016 года.

Результаты межевых работ 2002 г. по определению границ земельного участка и в 2018 г. по исправлению реестровой ошибки в местоположении земельного участка с кадастровым номером по адресу:
<адрес> -признать недействительными.

Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий -