Ртищевский районный суд Саратовской области Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ртищевский районный суд Саратовской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело №2-124(1)/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 февраля 2012 года г. Ртищево
Ртищевский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Кулагина П.В.
при секретаре Новиковой С.В.
с участием истца - заместителя Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры Каширина О.В.,
представителя ответчика - открытого акционерного общества «Российские железные дороги» ФИО1,
третьего лица на стороне ответчика - ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении запрета на исполнение работником обязанностей по трудовому договору и признании недействительным акта квалификационной комиссии и свидетельства помощника машиниста тепловоза,
установил:
Заместитель Ртищевского транспортного прокурора Московской межрегиональной транспортной прокуратуры обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее - ОАО «РЖД») о возложении запрета на исполнение работником обязанностей по трудовому договору и признании недействительным акта квалификационной комиссии и свидетельства помощника машиниста тепловоза.
В обоснование исковых требований указано, что в ходе проверки, проведенной Ртищевской транспортной прокуратурой по исполнению законодательства о безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, в эксплуатационном локомотивном депо Ртищево-Восточное - структурном подразделении Дирекции тяги ЮВЖД - филиала ОАО «РЖД», выявлен факт привлечения к исполнению трудовых обязанностей по профессии помощник машиниста тепловоза (в грузовом движении) лица, допущенного к деятельности, непосредственно связанной с движением железнодорожного подвижного состава, в нарушение установленного порядка проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива.
ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «РЖД» в лице начальника локомотивного депо Ртищево и ФИО2 был заключен трудовой договор №, по которому работник обязался выполнять обязанности по профессии помощник машиниста тепловоза (в грузовом движении) участка локомотивные бригады Локомотивного депо Ртищево. Приказом начальника ЮВЖД от ДД.ММ.ГГГГ №/н локомотивное депо Ртищево было переименовано в эксплуатационное локомотивное депо Ртищево-Восточное.
При заключении трудового договора ФИО2 в целях подтверждения своего специального права на осуществление деятельности по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» был представлен акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № 1054 от 15.08.2007, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево. На основании указанного акта начальником локомотивного депо Ртищево ФИО2 05.10.2007 было выдано свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153№ 033800.
Заместитель Ртищевского транспортного прокурора просит признать акт квалификационной комиссии формы ТУ-136 № 1054 от 15.08.2007 и свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № 033800 от 05.10.2007 недействительными в связи с отсутствием у ФИО2 необходимого специального образования и квалификации, ссылаясь на п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4, п. 3 ст. 4, п. 2 ст. 20, п. 3 ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ч. 1 ст. 328 ТК РФ, п. 2, п. 4, 5 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от 28 октября 1999г. № 39Ц.
В соответствии с п. 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от 28 октября 1999г. № 39Ц (далее - Положение), к теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специального самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие профессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3 разряда.
Согласно абз. 3 п. 4 Положения к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива могут допускаться лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям «Локомотивы», «Электрический транспорт», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог».
В соответствии с абз. 2-4 п. 5 Положения теоретические испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных подразделениях локомотивных депо проводятся комиссией в составе: начальника локомотивного депо или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженер) депо, машиниста - инструктора локомотивных бригад, инженера по охране труда и технике безопасности локомотивного депо, а также представителя выборного профсоюзного органа локомотивного депо. Председатель комиссии может привлекать к работе в комиссии дополнительно и других специалистов локомотивного депо.
Результаты теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо оформляются актом формы ТУ-136. Акт подписывается членами комиссии, и подписи скрепляются печатью.
Лицам, выдержавшим испытания, выдается свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации.
ФИО2 для допуска к теоретическим испытаниям в числе прочих документов было представлено свидетельство АГ № от ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер 1069, выданное ГОУ НПО «Профессиональное училище №», подтверждающее присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда».
В ходе проверки, проведенной ЛО МВД России на ст. Ртищево в порядке ст. 144-145 УПК РФ, было установлено, что данное свидетельство является подложным.
Согласно справке ГОУ НПО «ПУ №» ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ р. в «Поименной книге обучающихся» отделения платных образовательных услуг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не значился.
Свидетельство АГ № в книге регистрации выдачи свидетельств платных образовательных услуг не зарегистрировано.
Свидетельство АГ №, согласно отчету о получении и использовании бланков строгой отчетности, значится выданным в 2005 году.
По факту выдачи ФИО2 подложного свидетельства в отношении бывшего заместителя директора по УПР ПУ № ФИО3 и бывшего мастера производственного обучения ПУ № ФИО4 по ч. 1 ст. 292 УК РФ - служебный подлог, заместителем начальника СО при ЛОВД на ст. Ртищево ФИО5. ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.
В отношении ФИО2 по ч. 3 ст. 327 УК РФ - использование заведомо подложного документа дознавателем ЛОВД на ст. Ртищево ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием признаков состава преступления. В ходе проверки не было получено достоверных сведений, что ФИО2 знал о подложности свидетельства, т. к. он нерегулярно, но посещал занятия, проходил производственную практику.
Вместе с тем, официальные сведения о степени освоения ФИО2 изучаемого материала отсутствуют, т. к. сведений об успешной сдаче им экзаменов на присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда» нет.
Таким образом, у ФИО2 отсутствуют документы, подтверждающие наличие квалификации слесаря по ремонту локомотива не ниже 3 разряда, а также документы, свидетельствующие о наличии иного образования, дающего право допуска к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива.
В связи с изложенным постановление квалификационной комиссии при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево о присвоении ФИО2 должности помощника машиниста тепловоза-электровоза, изложенное в акте формы ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в отношении лица, не имеющего необходимого образования и квалификации, что является обязательным условием допуска к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива. Следовательно, свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО2 на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано с нарушением требований Положения.
В целях устранения угроз безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта на ОАО «РЖД» должен быть возложен запрет на привлечение ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Заместитель Ртищевского транспортного прокурора просит признать акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», недействительным; признать свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО2 начальником локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД», недействительным; запретить ОАО «РЖД» со дня вступления решения суда в законную силу привлекать ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель Ртищевского транспортного прокурора исковые требования поддержал в части, дал объяснения, аналогичные изложенному, отказался от исковых требований в части запретить ОАО «РЖД» со дня вступления решения суда в законную силу привлекать ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с прекращением трудовых отношений между ОАО «РЖД» и ФИО2, о чем представил соответствующее заявление.
Определением суда производство по делу в этой части прекращено.
Представитель ответчика ФИО1, действующая на основании доверенности № НЮ 9/729/Д от ДД.ММ.ГГГГ, не возражала удовлетворить исковые требования заместителя Ртищевского транспортного прокурора в части, представила копию приказа № ТЧ-2/44 л.с.-к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с работником, об увольнении помощника машиниста тепловоза (хозяйственное движение) 7 разряда ФИО2 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ, в связи с чем не возражала против прекращения производства по гражданскому делу в части запретить ОАО «РЖД» со дня вступления решения суда в законную силу привлекать ФИО2 к исполнению трудовых обязанностей по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» на основании свидетельства помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от 05.140.2007 года.
Третье лицо - ФИО2 не возражал удовлетворить исковые требования заместителя Ртищевского транспортного прокурора, подтвердив, что трудовые отношения между ним и ОАО «РЖД» прекращены. Пояснил, что не сдавал государственные экзамены в ГОУ НПО «ПУ №», однако свидетельство АГ № получил, предоставив его при трудоустройстве в ОАО «РЖД».
Выслушав объяснения сторон, третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта.
Трудовые отношения работников железнодорожного транспорта общего пользования, в том числе особенности приема их на работу, предоставление гарантий и компенсаций регулируются Федеральным законом от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", трудовым законодательством, отраслевым тарифным соглашением и коллективными договорами.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" порядок профессионального отбора работников железнодорожного транспорта, в том числе определения психофизиологических качеств и профессиональной пригодности, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке проведения испытаний, выдачи свидетельств помощника машиниста локомотива, моторвагонного и специального самоходного подвижного состава на железных дорогах Российской Федерации, утвержденного приказом МПС РФ от 28 октября 1999г. № 39Ц (далее - Положение), к теоретическим испытаниям на профессию помощника машиниста (водителя) локомотива, моторвагонного подвижного состава (МВПС), специального самоходного подвижного состава (ССПС) (далее - помощник машиниста локомотива) на путях общего пользования, допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие профессиональную подготовку в соответствии с пунктом 4 Положения при наличии квалификации слесаря по ремонту соответствующего типа подвижного состава (локомотива, моторвагонного или специального самоходного подвижного состава, далее - локомотив) не ниже 3 разряда.
Согласно абзацу 3 пункта 4 Положения к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива могут допускаться лица, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по специальностям «Локомотивы», «Электрический транспорт», «Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава железных дорог».
В соответствии с абзацами 2-4 пункта 5 Положения теоретические испытания на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных подразделениях локомотивных депо проводятся комиссией в составе: начальника локомотивного депо или главного инженера (председатель), ведущего инженера (инженер) депо, машиниста - инструктора локомотивных бригад, инженера по охране труда и технике безопасности локомотивного депо, а также представителя выборного профсоюзного органа локомотивного депо. Председатель комиссии может привлекать к работе в комиссии дополнительно и других специалистов локомотивного депо.
Результаты теоретических испытаний на присвоение профессии помощника машиниста локомотива в образовательных учреждениях железнодорожного транспорта или образовательных подразделениях локомотивных депо оформляются актом формы ТУ-136. Акт подписывается членами комиссии, и подписи скрепляются печатью.
Лицам, выдержавшим испытания, выдается свидетельство помощника машиниста локомотива формы ТУ-153, утверждаемой Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Судом установлено, что между ОАО «РЖД» и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ был заключен трудовой договор №, согласно которому ФИО2 принят на работу с ДД.ММ.ГГГГ по должности помощник машиниста тепловоза (в грузовом движении) 8 разряд участка локомотивные бригады Локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала ОАО «РЖД».
Приказом начальника Юго-Восточной железной дороги от ДД.ММ.ГГГГ №/н локомотивное депо Ртищево было переименовано в эксплуатационное локомотивное депо Ртищево-Восточное.
При заключении трудового договора ФИО2 в целях подтверждения своего специального права на осуществление деятельности по профессии «помощник машиниста тепловоза, электровоза» был представлен акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево. На основании указанного акта начальником локомотивного депо Ртищево ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ было выдано свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 №.
Наличие профессионального образования по профессии «помощник машиниста локомотива» у ФИО2 было подтверждено свидетельством АГ № от ДД.ММ.ГГГГ регистрационный номер 1069, выданным Государственным образовательным учреждением начального профессионального образования «Профессиональное училище №», подтверждающим присвоение квалификации «помощник машиниста электровоза, тепловоза, слесарь по ремонту подвижного состава 3 разряда».
В ходе проверки, проведенной Линейным отделом Министерства внутренних дел России на ст. Ртищево в порядке ст. 144-145 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, было установлено, что данное свидетельство является подложным. Данное обстоятельство не оспаривается объяснениями третьего лица ФИО2. Фактически ФИО2 обучение в образовательном учреждении не проходил, в списке обучающихся не значился, государственные экзамены не сдавал.
Таким образом, у ФИО2 отсутствуют документы, подтверждающие наличие квалификации слесаря по ремонту локомотива не ниже 3 разряда, а также документы, свидетельствующие о наличии иного образования, дающего право допуска к сдаче испытаний на профессию помощник машиниста локомотива.
В связи с изложенным, акт квалификационной комиссии при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево формы ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении ФИО2 должности помощника машиниста тепловоза-электровоза, вынесен в отношении лица, не имеющего необходимого образования и квалификации. Следовательно, свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО2 на основании акта № от ДД.ММ.ГГГГ, выдано незаконно.
На основании приказа эксплуатационного локомотивного депо Ртищево-Восточное - структурного подразделения Юго-Восточной дирекции тяги - структурного подразделения Дирекции тяги - филиала ОАО «РЖД» № ТЧ-2/44 л.с.-к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении трудового договора с работником, с помощником машиниста тепловоза (хозяйственное движение) 7 разряда ФИО2 на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ трудовой договор расторгнут.
Таким образом, в целях устранения угроз безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 89 ГПК РФ если истец был освобожден от уплаты госпошлины при подаче иска в суд, то таковая подлежит взысканию на основании статьи 103 ГПК РФ с ответчика в размере 200 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Признать акт квалификационной комиссии о теоретических испытаниях ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на присвоение профессии помощника машиниста (водителя) по форме ТУ-136 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный квалификационной комиссией при техническом кабинете локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», недействительным.
Признать свидетельство помощника машиниста тепловоза, электровоза формы ТУ-153 № от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ФИО2 начальником локомотивного депо Ртищево Ртищевского отделения Юго-Восточной железной дороги - филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги», недействительным.
Взыскать с Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Саратовский областной суд через Ртищевский районный суд Саратовской области в течение одного месяца.
Судья