Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 января 2014 года Дело №2-1240/14
Абаканский городской суд
в составе судьи Царевой Е.А.,
при секретаре Яковлевой Н.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Министерства внутренних дел по Республики Хакасия об оспаривании решения Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство внутренних дел по Республики Хакасия (далее МВД по РХ) обратилось в суд с заявлением об оспаривании решения Верховного Совета Республики Хакасия в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором заявителю было отказано в исключении из Закона Республики Хакасия от 17 декабря 2008 года № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов, предусмотренные статьями 49, 65 и 90 Закона Республики Хакасия. Принятое решение, по мнению МВД по РХ, противоречит нормам Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, рассматриваются, а, соответственно, и протоколы об административных правонарушениях составляются уполномоченными органами исполнительной власти, их должностными лицами, входящими и систему и структуру исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также учреждениями, их должностными лицами, находящимися в ведении субъекта. Однако полиция входит в единую централизованную систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и не является органом исполнительной власти субъекта РФ.
Таким образом, статьи 49, 65 и 90 Закона Республики Хакасия oт 17.12.2008 № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» не соответствует федеральному законодательству, поскольку законодатель субъекта Российской Федерации не может наделять должностных лиц органа внутренних дел, полиции, подразделений ДПС и ГИБДД полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениям предусмотренных законами субъекта Российской Федерации.
В связи с чем, заявитель просит суд признать решение Верховного Совета Республики Хакасия от 03.10.2013 № 15-63/846 по оставлению полномочий органов внутренних дел составлению протоколов, предусмотренных статьями 49, 65 и 90 Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях» незаконным. Обязать Верховный Совет исключить полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов, предусмотренных статьями 49, 65 и Закона Республики Хакасия «Об административных правонарушениях».
Представитель МВД по РХ ФИО2, действующая на основании доверенности, в ходе судебного заседания поддержала требования заявления по изложенным в нем обстоятельствам.
Представители Верховного Совета РХ ФИО3 и ФИО4, действующие на основании доверенностей, в ходе судебного заседания требования МВД по РХ не признали по следующим обстоятельствам. Верховным Советом РХ не принималось решений об оставлении в Законе Республики Хакасия от 17 декабря 2008 №91-ЗРХ «Об административных правонарушения» полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов, предусмотренных статьями 49,65 и 90 не принимал. Письмо, подписанное председателем комитета Верховного Совета РХ по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядка ФИО1, не может рассматриваться в качестве решения Верховного Совета РХ, поскольку форма не предусмотрена законом, а, кроме того, председатель комитета не может представлять Верховный Совет РХ.
Кроме того, представители Верховного Совета РХ считают, что заявление МВД по РХ подлежит прекращению в соответствии со статьей 220 ГПК РФ, пунктом 1 части первой статьи 134 настоящего Кодекса, поскольку оспариваемым актом не затронуты права заявителя.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
МВД по РХ заявлено суду о незаконности решения Верховного Совета РХ от ДД.ММ.ГГГГ, оформленного в виде письма №, подписанного заместителем председателя Верховного Совета РХ – председателем комитета Верховного Совета РХ по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку ФИО1, направленного в ответ на письмо Министра внутренних дел по РХ с просьбой разработать проект Закона РХ «О внесении изменений в Закон РХ от 17.12.2008 №91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» в части исключения полномочий должностных лиц органов внутренних дел по пресечению административных правонарушений по ст. 49,65,90.
В письме № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Верховный Совет РХ считает целесообразным оставить полномочия органов внутренних дел по составлению протоколов, предусмотренных статьями 49,65 и 90 Закона РХ.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации входит в систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют.
Статьей 7 вышеназванного Федерального закона установлен порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов, в соответствии с которым свои решение Верховный Совет Республики Хакасия принимает в виде законов или постановлений.
Верховный Совет Республики Хакасия в соответствии со ст. 9 Закона Республики Хакасия от 19.09.1995 N 46 "О Верховном Совете Республики Хакасия" в отношениях с населением, органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями представляет непосредственно Председатель Верховного Совета, который также осуществляет общее руководство работой Верховного Совета Республики Хакасия, подписывает решения Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, протоколы заседаний, другие документы Верховного Совета и Президиума Верховного Совета Республики Хакасия, а, кроме того, организует в Верховном Совете Республики Хакасия прием граждан, рассмотрение их заявлений и жалоб, относящихся к вопросам законодательства.
К ведению же Председателя комитета Верховного Совета в соответствии с Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 29.10.1997 N 83-5 "О Регламенте Верховного Совета Республики Хакасия» относится организация работы и контроль за работой соответствующего комитета (ст. 51).
Анализируя приведенные нормы законов, суд приходит к выводу, что письмо № заместителя председателя Верховного Совета РХ – председателя комитета Верховного Совета РХ по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку ФИО1 нельзя расценивать как решение Верховного Совета РХ.
В гражданской процессуальной норме, на основании которой заявитель обращается в суд, речь идет также и о действиях и бездействиях государственных органов, которые могут быть оспорены в суде.
Если говорить о бездействиях Верховного Совета РХ, который не разработал по просьбе МВД по РХ проект Закона РХ «О внесении изменений в Закон РХ от 17 декабря 2008 года № 91-ЗРХ «Об административных правонарушениях» в части исключения полномочий органов внутренних дел по составлению протоколов, предусмотренных статьями 49, 65 и 90 Закона Республики Хакасия, суд также считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу нижеследующего.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и ст. 86 Конституции Республики Хакасия депутатам, высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), представительным органам местного самоуправления принадлежит право законодательной инициативы в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, но не обязанность.
А, кроме того, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитетом Верховного Совета РХ по конституционному законодательству, государственному строительству, законности и правопорядку было принято решение по итогам рассмотрения проекта Республики Хакасия №15-37/119-6 «О внесении изменений в закон РХ «Об административных правонарушениях», внесенного Советом депутатов города Абакана, рекомендовать Верховному Совету РХ принять поправку к проекту закона РХ №15-37/119-6 «О внесении изменений в закон РХ «Об административных правонарушениях», которая излагает текст указанного проекта закона в новой редакции; и принять указанный проект закона РХ в первом чтении.
Из предоставленного суду проекта закона РХ «О внесении изменений в закон РХ «Об административных правонарушениях» следует, что в ст. 12 пункт 1, в котором указано, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17, 17(1), 17(2), 17(3), 18, 20, 24, 25, 49, 54, 65, частью 2 статьи 67, статьями 68 - 77, 79, 81, 82, 90, 106 - 110, 113 Закона РХ «Об административных правонарушениях», составляют уполномоченные должностные лица органов внутренних дел (полиции) по Республике Хакасия, признать утратившим силу.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что судебной защите в силу положений ст. 11 ГК РФ подлежат только нарушенные права, суд считает, что в удовлетворении заявления МВД РХ следует отказать.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Министерства внутренних дел по Республики Хакасия об оспаривании решения Верховного Совета Республики Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы в суд, вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 03.02.2014
СУДЬЯ Е.А. ЦАРЕВА_