Решение в окончательной форме
принято 15 августа 2013 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2013 года Полевской городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Коряковой Н.С.,
при секретаре Будагян З.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 – 1240/2013 по заявлению ФИО1 о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2
УСТАНОВИЛ:
Зарегистрированный кандидат в депутаты Думы Полевского городского округа ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2», мотивируя требования тем, что 10 июня 2013 года Решением Думы Полевского городского округа четвертого созыва № 702 назначены очередные выборы депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва на 08 сентября 2013 года. 03 августа 2013 года окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 решением № 24 зарегистрировала ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 на основании представленных им подписей избирателей. Согласно информации Полевской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями избирательной комиссии Полевского городского округа и Администрации Полевского городского округа на территории 2 избирательного округа на 01 июня 2013 зарегистрировано 11 996 избирателей. Для регистрации в качестве депутата Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 необходимо представить 30 подписей избирателей. Кандидат в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 ФИО2 имел право представить в избирательную комиссию не более 34 подписей избирателей. 01 августа 2013 рабочая группа окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 установила, что из 34 подписей, сданных на проверку представлена 31 действительная подпись, что достаточно для регистрации кандидата в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2. Считает, что решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 по регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевскогого городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 принято с нарушением избирательного законодательства, является незаконным и подлежит отмене. В представленных документах на выдвижение и регистрацию в шапке подписного листа кандидат ФИО2, являясь сборщиком подписей и депутатом, осуществляющим полномочия на непостоянной основе, в шапке подписного листа не указал полное и правильное наименование представительного органа, нумерация указана сквозная от 1 до 36 путем продолжения нумерации после первого подписного листа, в связи с чем, была нарушена форма подписного листа, и у избирательной комиссии имелись основания для признания недействительными всех подписей. В подписных листах неправильно указаны адреса места жительства 8 избирателей, по данному основанию 8 подписей должны быть признаны недействительными, имеются неоговоренные исправления в датах избирателя в написании дома у избирателя в дате заверения подписи избирателя, по данному основанию 2 подписи должны быть признаны недействительными. В подписных листах указаны нечитаемые фамилии и отчества, по данному основанию 4 подписи должны быть признаны недействительными. Кандидат ФИО2, являясь сборщиком подписей, указал свой адрес места жительства не соответствующий действительности, в связи с чем, все подписи кандидата ФИО2 должны быть признаны недействительными. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств избирательного фонда. Счет на оплату, представленный ФИО2 не подтверждает, что подписные листы оплачены со специального счета кандидата. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 должна была признать недействительными все 34 подписи из 34 представленных для проверки ФИО2. Суммарное количество недостоверных и недействительных подписей избирателей составляет 100%, что является безусловным основанием для отказа в регистрации кандидата. Просит признать незаконным и отменить Решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2».
Основания заявленных требований уточнены, о чем представлено дополнение к заявлению, доводы мотивированы тем, что первый финансовый отчет на машиночитаемом носителе ФИО2 не представлен, что подтверждено справкой о приеме-передаче документов, представленных кандидатом на регистрацию от . . ., где в п.2 указано «0» дискет. Одновременно к первому финансовому отчету прилагается платежное поручение, подтверждающее оплату подписных листов со специального избирательного счета, кандидатом ФИО2 платежное поручение и иные документы, подтверждающие оплату подписных листов со специального избирательного счета, не представлены, что служит самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидата. Протокол по итогам сбора подписей в избирательную комиссию в машиночитаемом виде кандидатом не представлен, что подтверждается актом приема-передачи документов от . . .. Не представление кандидатом обязательных документов на регистрацию является самостоятельным основанием отказа в регистрации кандидату. Форма подписного листа Приложение № 8 ФЗ-67 нарушена. Ханин должен был указать в шапке подписного листа очередные выборы депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва. Выборы могут быть как очередные, так и досрочные, в случае признания выборов несостоявшимися, назначаются повторные выборы. Не указание кандидатом ФИО2 правильного наименования выборов в соответствии с решением Думы Полевского городского округа четвертого созыва от 10.08.2013 № 702 в шапке подписного листа является нарушением формы подписного листа и является основанием для признания недействительными всех подписей. Окружная избирательная комиссия допустила нарушение избирательного законодательства ФИО2 в представленных сведениях о доходах кандидата. В графе 11 ФИО2 указал неверные наименования ми место нахождения банка ОАО «Сбербанк России», указав Московский адрес, не соответствующий открытым счетам. В заявлении о согласии баллотироваться ФИО2 указал «депутат на непостоянной основе Думы Полевского городского округа 4 созыва, Устав Полевского городского округа не содержит такого статуса.
Заявитель - зарегистрированный кандидат в депутаты Полевского городского округа ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя ФИО3.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО3 поддержал заявление и доводы заявленных требований.
Председатель окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 ФИО4 требования не признала, суду пояснила, что кандидат Ханин для регистрации представил подписные листы, форма которых соответствует приложению № 8 Закона №67-ФЗ. Указав сокращенное наименование в шапке подписного листа - депутат Думы ПГО 4 созыва, ФИО2 не нарушил требования о полноте объема сведений. В уставе Полевского городского округа многократно имеется ссылка на решения Думы ПГО с указанием сокращенного наименования, которое встречается в СМИ и не препятствует восприятию данного словосочетания. При сборе подписей в поддержку депутата допускается заполнение подписного листа с лицевой и оборотной стороны, при этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей. При сдаче документов на регистрацию ФИО2 представил в комиссию пронумерованный и сброшюрованный один том подписных листов в количестве 9 штук со сквозной нумерацией от единицы до последней цифры в пределах всего тома. Основания для утверждения о несоответствии формы подписных листов отсутствуют. В ходе проверки рабочей группой достоверности данных, содержащихся в подписных листах, представленных кандидатом ФИО2 с использованием базы данных Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» выявлены расхождения со сведениями об избирателях: на четвертом листе в четырнадцатой строке не соответствовал действительности номер паспорта избирателя, на седьмом листе в двадцать восьмой строке не соответствовала фамилия сведениям о нем. ОУФМС России по Свердловской области подтвердил расхождения со сведениями об избирателях, выявленные в базе данных Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы». В результате проверки не выявлено лиц, не обладающих активным избирательным правом. Доводы заявителя о неправильном указании в подписных листах сведений об избирателях, адреса места жительства избирателей, неверны. Не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие восприятию этих сведений. Сведения о месте жительства избирателей позволяют с определенностью идентифицировать их адрес места жительства, что не влечет недействительность подписей избирателей. В подписном листе № 1 строка 4 (4) графа 4 имеет исправление номера дома в сведениях об адресе места жительства избирателя. Подпись признана недействительной рабочей группой окружной избирательной комиссии. Рассмотрена также подпись на подписном листе № 6 строке 1 (21) графа 6. Рабочая группа данную подпись признала действительной, поскольку помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений, не могут считаться исправлениями. На листе 1 строка 1 графа 2 фамилия прописана четко и не вызывает сомнений. Наименование города Полевской написано полностью и читаемо. На листе 2 строка 4 (8) графа 2 отчество А. написано понятно, читаемо и сомнений не вызывает. На листе 5 строка 2 (18) графа 2 фамилия Б. не вызывает затруднений в прочтении. На листе 6 строка 3 (23) графа 2 отчество Р. написано ясно и понятно. В паспорте ФИО2 на странице 5 место жительства ФИО2 значится как <данные изъяты>., что свидетельствует об отсутствии оснований для признания всех подписей избирателей в поддержку ФИО2 недействительными. . . . ФИО2 представил в комиссию для регистрации пакет документов, в том числе первый финансовый отчет, из которого было видно о расходовании кандидатом <данные изъяты> рублей на оплату изготовления подписных листов, товарный и кассовый чек на изготовление подписных листов. В распоряжении комиссии имеются кассовые ордера ОАО «Сбербанк России», подтверждающие движение денежных средств ФИО2, который внес на специальный избирательный счет собственные денежные средства в сумме <данные изъяты> рублей, сняв со счета <данные изъяты> рублей в этот же день. . . . ФИО2 осуществил возврат денежных средств на специальный избирательный счет в сумме <данные изъяты> рублей. У комиссии имелась возможность обозревать документы, которые предоставляют кандидаты и контролировать средства с помощью электронной программы. Они видели, что кандидат внес средства в размере <данные изъяты> рублей, снял эти денежные средства и возвратил остаток на счет за вычетом истраченных денежных средств.
Заинтересованное лицо - зарегистрированный кандидат в депутаты Полевского городского округа пятого созыва ФИО2 с заявленными требованиями не согласен, суду пояснил, что действовал добросовестно. В подписном листе использовал сокращенную форму наименования – Дума ПГО, что считает допустимым. При оформлении подписных листов допустил сквозную нумерацию, запрет на которую не установлен. При подобной нумерации комиссия имела возможность сослаться на определенную строку. Подписи избирателей отбирал он, проверяя адреса по паспортным данным. При этом цифровое обозначение в паспорте избирателя могло быть указано как до, так и после указания микрорайона. Все 8 подписей соответствовали данным паспорта. Он обжаловал решение комиссии в части признания недействительными 2 подписей избирателей. Сомнения в написании фамилии Т. возникли у комиссии, все фамилии в списке читаемы. Он указал в подписном листе свой адрес в точном соответствии с паспортными данными. Оплата подписных листов произошла за счет средств избирательного фонда. Он оплатил <данные изъяты> рубля ИП И. и представил в подтверждение кассовый чек на эту сумму. Остаток денежных средств возвратил на избирательный счет. Указал, что денежные средства снимает на канцелярские расходы, не зная цели расходования. В машиночитаемом виде на флэш-карте и на бумажном носителе представил необходимые документы в комиссию. Уставом предусмотрено осуществление деятельности депутатов на непостоянной основе.
Заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора Хамидулину Е.В., полагавшей о законности принятого избирательной комиссией решения, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункта 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 48 Избирательного кодекса Свердловской области при выборах депутатов представительного органа муниципального образования по многомандатным избирательным округам - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов (но не менее 10 подписей).
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ) по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
Согласно п. 3 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).
Согласно пункта 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
В соответствии с п. 6.1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.
В силу положений подп. "з" п. 6.4 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ) недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме.
В соответствии с подпунктом "ж" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются подписи избирателей с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей.
Аналогичные положения содержатся в подпункте 7 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области.
В судебном заседании установлено, что 10 июня 2013 года Решением Думы Полевского городского округа четвертого созыва № 702 назначены очередные выборы депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва на 08 сентября 2013 года, что видно из копии представленного решения, размещенного в газете «Диалог» № 46 от 14 июня 2013 (лд.11). 01 августа 2013 года решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 01 августа 2013 года № 20 зарегистрирован кандидат в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу ФИО1, что видно из решения № 20 от 01.08.2013 (лд.12-13).
03 августа 2013 года решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 01 августа 2013 года № 24 зарегистрирован кандидат в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу ФИО2, что видно из выписки из решения № 01-21-39/69 от 05.08.2013 (лд.14).
Решением Думы Полевского городского округа четвертого созыва № 628 от 31.01.2013 года утверждены схемы двухмандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов Думы Полевского городского округа. На территории 2 избирательного округа на 01 июня 2013 года зарегистрировано 11 996 избирателей (лд.27-31).
Установлено, что для регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 необходимо представить 30 подписей избирателей, но не более 34 подписей.
Судом установлено, что из представленных 34 подписей избирателей, содержащихся на 9 подписных листах, в поддержку выдвижения кандидата ФИО2, избирательной комиссией недействительными были признаны 3 подписи, при этом 2 подписи признаны недействительными по основанию, предусмотренному подпунктом 3 пункта 5 статьи 52 Избирательного кодекса Свердловской области по причине наличия не соответствующих действительности сведений о фамилии (подписной лист № 7 строка 4 (28) графа 2) и не соответствующих действительности паспортных данных избирателя (подписной лист № 4 строка 2 (14) графа 5. Расхождения выявлены при использовании базы данных Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» и на основании информации отделения Управления Федеральной миграционной службы России по Свердловской области. 1 подпись признана недействительной по основаниям, предусмотренным п.п. 7 пункта 5 ст. 52 Избирательного кодекса Свердловской области по причине имеющихся неоговоренных исправлений в номере дома (подписной лист № 1 строка 4 (4) графа 4).
Основания признания проверенных подписей недействительными проверены судом и нашли свое подтверждение в ходе исследования подписных листов.
Суд не усматривает оснований для исключения иных подписей избирателей, содержащихся в подписных листах.
Заявитель ссылается, что на основании пп. «б» п. 6.4 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подлежат исключению подписей следующих лиц, не обладающих активным избирательным правом:
- подписной лист № 2 строка 2 (7) графа 4 не правильное указание микрорайона 2 Зеленый Бор, во второй избирательный округ входит микрорайон Зеленый Бор-2;
- подписной лист № 5 строка 2 (18) графа 4 не правильное указание места жительства - Черемушки, во второй избирательный округ входит микрорайон Черемушки;
- подписной лист № 6 строка 2 (22) графа 4 не правильное указание места жительства мкр. Черемушки, во второй избирательный округ входит микрорайон Черемушки;
- подписной лист № 7 строка 1 (25) графа 4 не правильное указание места жительства Черемушки, во второй избирательный округ входит микрорайон Черемушки;
- подписной лист № 7 строка 2 (26) графа 4 не правильное указание места жительства ФИО5 ул., во второй избирательный округ входит ул. ФИО5;
- подписной лист № 8 строки 1,3 (29,31) графа 4 не правильное указание места жительства мрн. Зеленый Бор, во второй избирательный округ входит микрорайон Зеленый Бор
- подписной лист № 8 строка 2 (30) графа 4 не правильное указание места жительства ул. Черемушки, во второй избирательный округ входит микрорайон Черемушки;
- подписной лист № 9 строки 3 (35) графа 4 не правильное указание места жительства - Черемушки, во второй избирательный округ входит микрорайон Черемушки;
Заявитель ссылается, что во второй избирательный округ входит микрорайон Черемушки, ул. ФИО5, микрорайон Зеленый Бор-2, а недопустимые сокращения в указании адреса и не правильное указание места жительства являются основанием для исключения данных подписей.
Согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.
Установлено, что все избиратели, подписи которых содержатся в подписных листах в поддержку кандидата в депутаты ФИО2, проживают в пределах избирательного округа, указание адреса места жительства вышеуказанных избирателей произведено на основании паспортных данных, не препятствует однозначному восприятию сведений о месте их проживания, и не является основанием для признания подписи избирателя недействительной (п.5 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Заявитель ссылается, что на основании пп. «ж» п. 6.4 ст.38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подлежат исключению подписей следующих лиц, с внесенными исправлениями:
- подписной лист № 1 строка 4 (4) графа 4 допущено исправление в написании дома избирателя;
- подписной лист № 6 строка 1 (21) графа 6 допущено исправление в дате заверения подписи избирателя (цифра 3 с исправлением).
Действительно в подписном листе № 1 строка 4 (4) графа 4 допущено исправление в написании дома избирателя и эти исправления специально не оговорены избирателями, вместе с тем данная подпись была признана недействительной избирательной комиссией, что видно из ведомости проверки подписных листов.
В подписном листе № 6 строка 1 (21) в графе 6 в дате заверения подписи суд усматривает корректировку в цифре 3 при указании года, что не препятствует прочтению и однозначному толкованию даты внесения подписи и не влечет признание данной подписи недействительной.
Заявитель ссылается, что заявителем указаны нечитаемые фамилии и отчества в следующих подписных листах:
- подписной лист № 1 строка 1 графа 2 нечитаемая фамилия избирателя, указан г. Полевсi, не входящий в избирательный округ;
- подписной лист № 2 строка 4 (8) графа 2 допущено нечитаемое отчество;
- подписной лист № 5 строка 2 (18) графа 2 указана фамилия Б., избиратель с такой фамилией не проживает на данном округе,
- подписной лист № 6 строка 2 (18) графа 2 указано отчество Р., избиратель с таким отчеством не проживает на данном округе,
Доводы заявителя судом не принимаются.
В подписном листе № 1 строка 1 графа 2 фамилия избирателя С. читается без затруднения и сомнений в ее неверном написании или ином прочтении не имеется. Адрес места жительства избирателя читается без затруднений и не может трактоваться иначе как город Полевской.
В подписном листе № 2 строка 4 (8) графа 2 в отчестве избирателя З. не допущено никаких сокращений, оно выполнено разборчиво.
Заявителем не представлено доказательств, что избиратели не проживают на данном округе (подписной лист № 5 строка 2 (18) графа 2, подписной лист № 6 строка 2 (18) графа 2).
Более того, в подписном листе № 5 строка 2 (18) графа 2 указана не фамилия Б., а фамилия избирателя Б., при этом прочтение фамилии затруднений не вызывает. В подписном листе № 6 строка 2 (18) графа 2 указано отчество Р., прочтение отчества избирателя затруднений не вызывает, буква «т» в отчестве выполнена отчетливо.
В соответствии со статьей 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7 и 8 к настоящему Федеральному закону (пункт 8). Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения (пункт 12).
В силу положений пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.07.2011 N 259-ФЗ) недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности (подпункт "з"); все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 4 - 9 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона (подпункт "и").
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования должна быть оформлена согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Соответствующей формой подписного листа предусмотрено указание в нем сведений о выборах депутатов (наименование представительного органа муниципального образования и дата голосования) и сведений о кандидате.
Изготовление и оформление подписных листов в точном соответствии с положениями законодательства выступают гарантией необходимого информирования граждан о кандидате, препятствуют возможному сокрытию или искажению информации, направлены как на защиту прав и законных интересов избирателей при сборе подписей, так и на обеспечение равенства прав кандидатов. Требование соблюдения законов, в том числе при изготовлении подписных листов, является одним из основополагающих конституционных принципов, обеспечивающих правопорядок и защиту прав граждан.
Заявитель ссылается, что ФИО2, являясь сборщиком подписей, указал свой адрес: <данные изъяты>, данного адреса не существует, в связи с чем, все подписи должны быть признаны недействительными.
ФИО2, удостоверяя подписной лист, указал адрес места жительства: <. . .>
Как видно из копии паспорта ФИО2, адрес кандидата в депутаты указан в полном объеме и в точном соответствии с установочными данными паспорта.
В подписном листе ФИО2 указал о себе следующие сведения и наименование представительного округа «депутат Думы ПГО». Сокращенное наименование Полевского городского округа встречается в СМИ, является общеприменимым на территории Полевского городского округа и не ставит под сомнение наличие реальной, основанной на полной и достоверной информации, поддержки кандидата избирателями, а потому и действительность подписей в подписных листах.
Заявитель ссылается, что в шапке подписного листа не указано правильное название выборов в соответствии с Решением Думы Полевского городского округа четвертого созыва от 10.08.2013 № 702 о назначении очередных выборов, что является нарушением Закона.
В подписном листе кандидат указал наименование представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования – выборы депутатов Думы Полевского городского округа. Вместе с тем, отсутствие указания на то, что выборы являются очередными, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа.
Согласно п. 14 ст.37 Закона при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, инициативы проведения референдума допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя.
В соответствии с п. 6 ст. 50 Избирательного кодекса Свердловской области в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, подписные листы представляются в избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. В соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, вместе с подписными листами в избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
Подписной лист - это отдельный лист бумаги, при этом каждый лист считается подписным, а не продолжением предыдущего, и должен быть изготовлен по форме, предусмотренной приложением 8 Федерального закона N 67-ФЗ.
Каждый из 9 подписных листов заполнен с лицевой стороны и удостоверен ФИО2, оборотная сторона подписных листов не заполнялась. Нумерация подписных листов является сквозной, листы прошиты и сброшюрованы надлежащим образом. Закон не содержит запрета обозначения сквозным способом порядковых номеров в подписных листах.
Суд приходит к выводу, что нарушений формы подписного листа Приложения № 8 ФЗ-67 ФИО2 не допущено.
Согласно п. 16 ст.37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы представляются в комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде.
В соответствии с п. 7.4 Постановления Избирательной комиссии Свердловской области от 14.03.2013 № 8/49 «О порядке открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, формирования и расходования средств избирательных фондов, а также формах их учета и отчетности по ним кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов в органы местного самоуправления» кандидаты, избирательные объединения обязаны представить в избирательную комиссию на бумажном носителе и в машиночитаемом виде первый финансовый отчет (Форма N 14 и Форма N 16) - одновременно с представлением документов для регистрации. Кроме того, кандидаты, представляющие в избирательную комиссию подписи избирателей в поддержку своего выдвижения, к первому финансовому отчету прилагают платежное поручение, подтверждающее оплату изготовления подписных листов за счет средств своего избирательного фонда.
Протокол об итогах сбора подписей в двух экземплярах, финансовый отчет представлен кандидатом в депутаты в окружную избирательную комиссию на бумажном носителе.
Действительно законом предусмотрено, что протокол об итогах сбора подписей, а также финансовый отчет представляется также и в машиночитаемом виде. Протокол в машиночитаемом виде необходим для организации работы непосредственно избирательной комиссии. Председатель окружной избирательной комиссии ссылается, что протокол об итогах сбора подписей и финансовый отчет представлен кандидатом в депутаты на флэш-карте и перенесен на носитель избирательной комиссии.
Отсутствие приложения в виде дискеты с протоколом об итогах сбора подписей, а также финансового отчета не могут являться основанием для признания незаконным Решения комиссии о регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты.
Согласно п. 5 ст.37 Закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
ФИО2 подписные листы изготовлены за счет средств избирательного фонда, что подтверждается уведомлением об открытии специального избирательного счета . . ., копиями приходных кассовых ордеров от . . . и . . ., товарным чеком от . . ., из которого видно, что за изготовление подписных листов для кандидата ФИО2 получено <данные изъяты> рубля. В первом финансовом отчете кандидата сведения об оплате подписных листов за счет средств избирательного фонда отражены.
Вместе с первым финансовым отчетом представлена выписка по избирательному счету об остатке денежных средств, заверенная кредитной организацией, аз которой видно, что остаток денежных средств на счете составил <данные изъяты> рублей, а также чеки на сумму <данные изъяты> рубля, что подтверждало оплату избирательных листов за счет средств избирательного фонда и не исключало возможности представить необходимые кассовые ордера по требованию избирательной комиссии в последующем по требованию комиссии.
Заявитель ссылается, что наименование и местонахождения ОАО «Сбербанк России» в представленных сведениях о доходах отражено неверно, Московский адрес, не соответствует счетам, которые открыты ФИО2. Суд считает, что указание адреса головного банка ОАО «Сбербанк России» в сведениях о доходах является допустимым.
Заявитель ссылается, что в заявлении о согласии баллотироваться по двухмандатному избирательному округу № 2 ФИО2 указал «депутат на непостоянной основе Думы Полевского городского округа 4 созыва, тогда как Устав Полевского городского округа не содержит такого статуса.
Из справки, выданной ФИО2 председателем Думы Полевского городского округа видно, что ФИО2 исполняет полномочия депутата Думы Полевского городского округа четвертого созыва на непостоянной основе.
Из заявления о согласии баллотироваться по двухмандатному избирательному округу № 2 усматривается, что ФИО2 указал все необходимые сведения об осуществлении своих полномочия на непостоянной основе и наименование соответствующего представительного органа, как предписано нормами закона.
Требования ФИО1 о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2» удовлетворению не подлежат.
Суд пришел к выводу, что Решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2» является законным, в связи с чем, не подлежит отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным Решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2 от 03 августа 2013 года № 24 «О регистрации ФИО2 кандидатом в депутаты Думы Полевского городского округа пятого созыва по двухмандатному избирательному округу № 2» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом мотивированного решения, с подачей жалобы через Полевской городской суд.
Резолютивная часть решения изготовлена в совещательной комнате с применением технических средств.
Председательствующий: Корякова Н.С.