Дело № 2-1240/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
« 13 » марта 2015 года <адрес>
Старооскольский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сулим С.Ф.
при секретаре ФИО9,
с участием заявителей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, представителей заинтересованного лица ФИО6, ФИО7, ФИО8 (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № 26, от ДД.ММ.ГГГГ № 9, от ДД.ММ.ГГГГ № 1),
в отсутствие заинтересованного лица ЗАО «Строительный центр», извещенного о времени и месте слушания дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании бездействия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес>,
установил:
ЗАО «Строительный центр»поставляет потребителям <адрес> на территории мкр. Степной <адрес> горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения по тарифам, устанавливаемымКомиссией по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес>.
Дело инициировано заявлением ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, просивших признать незаконным бездействие Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес> по установлению тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителя <адрес> (жителям микрорайона Степной <адрес>) ЗАО «Строительный центр», осуществляющим горячее водоснабжение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и обязать Комиссию установить для ЗАО «Строительный центр» тарифы в указанные периоды.
В судебном заседании заявители поддержали требования.
Представители заинтересованного лица требования не признали, полагая, что Комиссией не допущено бездействия и тарифы установлены в соответствии с действующим законодательством.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд признает требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
При этом в соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Право на судебную защиту, гарантированное Конституцией РФ, может быть реализовано с соблюдением порядка и сроков, определяемых национальным законодательством.
В соответствии с ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
Аналогичный срок закреплен и ч. 1 ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Согласно пункту 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
Органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным осуществлять государственное регулирование цен (тарифов, надбавок, стандартизированных ставок) на товары (услуги) и региональный государственный контроль (надзор) за установленным порядком ценообразования, а также иные регулятивные функции и полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>, является Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес> (далее - Комиссия), утвержденная Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 204-пп.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении).
Согласно части 9 статьи 32 Закона о водоснабжении тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном Основамиценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Особенности установления тарифов на горячую воду урегулированы принятыми во исполнение названного Федерального законаОсновами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 406, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ (далее - Основы ценообразования в сфере водоснабжения).
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в сфере водоснабжения этот документ определяет систему, принципы и методы регулирования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, органами местного самоуправления поселений и городских округов (в случае если законами субъектов Российской Федерации полномочия на осуществление государственного регулирования тарифов переданы органам местного самоуправленияпоселений и городских округов) тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", а также предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее соответственно - органы регулирования тарифов, регулируемые организации, регулируемые тарифы, предельные индексы).
В соответствии с пунктами 88, 89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Компонент на холодную воду устанавливается в виде одноставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды) или двухставочной ценовой ставки тарифа (из расчета платы за 1 куб. метр холодной воды и платы за 1 куб. метр холодной воды в час присоединенной мощности).
Значение компонента на холодную воду рассчитывается исходя из тарифа (тарифов) на холодную воду.
Значение компонента на тепловую энергию определяется органом регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями на основании следующих составляющих: тарифы на тепловую энергию (мощность), установленные и применяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения; финансовые потребности регулируемой организации на содержание централизованных систем горячего водоснабжения на участке от центральных тепловых пунктов (включительно), на которых осуществляется приготовление горячей воды, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенные на единицу тепловой энергии (мощности), - в случае, если такие расходы не учтены в тарифе на тепловую энергию (мощность); стоимость потерь тепловой энергии в трубопроводах на участке от объектов, на которых осуществляется приготовление горячей воды, в том числе от центральных тепловых пунктов, включая содержание центральных тепловых пунктов, до точки на границе эксплуатационной ответственности абонента и регулируемой организации, отнесенная на единицу тепловой энергии, - в случае, если такие потери не учтены при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность); расходы, связанные с транспортировкой горячей воды.
Приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ N 1746-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Данный нормативный правовой акт разработан в соответствии с Законом о водоснабжении, Основами ценообразования в сфере водоснабжения и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (пункт 1 Методических указаний) и предназначен для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в случае наделения их соответствующими полномочиями, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения (пункт 2 Методических указаний).
Пункт 109 раздела VIII.III "Расчет тарифов на горячую воду" данного нормативного правового акта закрепляет, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию, и определяет формулы их расчета.
В соответствии с действующим законодательством, Комиссией для ЗАО «Строительный центр» установлены двухкомпонентные тарифы на ГВС на 2014 год и на 2015 год для потребителей <адрес>, что подтверждается Приказами № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ № 16/2), № от ДД.ММ.ГГГГ г., опубликованными в газете «Белгородские известия» за № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., № от ДД.ММ.ГГГГ г., соответственно.
Таким образом, федеральным законодательством в сфере водоснабжения и водоотведения, действовавшим на момент рассмотрения дел об установлении тарифа и принятия указанных приказов и действующим в настоящее время, не предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа на горячую воду в виде стоимости 1 куб. метра горячей воды, равно как не предусмотрен и расчет итогового тарифа в указанной единице измерения на основе двух компонентов.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес> не допущено бездействия по установлению тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителя <адрес> (жителям мкр. Степной <адрес>) ЗАО «Строительный центр».
Доводы заявителей о необходимости применения Методических рекомендаций по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, которыми предусмотрена возможность установления одноставочного тарифа, представляющего собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м горячей воды, не могут быть приняты.
Названные Методические указания были приняты во исполнение Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 520.
В пункте 1 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса указано, что они разработаны в соответствии с Федеральным законом "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", определяют принципы и методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений, иных объектов) к системе коммунальной инфраструктуры и тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, а также предельных индексов максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 406 установлено, что к отношениям, связанным с регулированием тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Основы ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса и Правила регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 520, не применяются со дня вступления в силу этого Постановления.
Таким образом, при установлении тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения в спорный период подлежали применению нормы законодательства о водоснабжении и водоотведении, которые являются специальными нормами, регулирующими правоотношения в данной сфере хозяйственной деятельности и определяющими, в том числе порядок расчета тарифов на горячую воду.
Кроме того, заявителям стало известно о нарушении их прав как минимум в январе 2014 года, однако они обратились в суд с настоящим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, то есть по истечении установленного ч. 1 ст. 256 ГПК РФ срока.
Заявителями не представлено суду никаких доказательств в подтверждение того, что имелись какие-либо обстоятельства, препятствовавшие их обращению с заявлением в суд в предусмотренный законом срок.
Следовательно, срок на оспаривание бездействия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес> в части установления тарифа в период с 01 января по ДД.ММ.ГГГГ пропущен заявителями без уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отклонения их заявления в указанной части.
Руководствуясь статьями 98, 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об оспаривании бездействия Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в <адрес> по не установлению тарифов на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, поставляемую потребителя <адрес> (жителям микрорайона Степной <адрес>) ЗАО «Строительный центр», осуществляющим горячее водоснабжение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ,признать необоснованным и отклонить.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Старооскольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.Ф. Сулим
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Копия верна.
Судья С.Ф. Сулим
Секретарь ФИО9
Решение суда не вступило в законную силу.
Судья С.Ф. Сулим
Секретарь ФИО9
« 23 » марта 2015 г.
(дата заверения)