ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1240/2016 от 13.09.2016 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 2-1240/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Федоренко Н.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 22.01.2016,

при секретаре судебного заседания Мартыновой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании восстановить в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании восстановить в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья.

В обоснование требований истец указала, что проживает по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, с ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ она состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края. В ДД.ММ.ГГГГ она переехала жить в г. Николаевск-на-Амуре, где и проживает по настоящее время. ДД.ММ.ГГГГ постановлением главы Охотского муниципального района она была снята с учета в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства, но не поставлена об этом в известность. Позже, узнав об этом, ДД.ММ.ГГГГ, она написала заявление о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Постановлением Администрации Николаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ она была принята на учет с ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ она получила из Администрации Охотского муниципального района свое учетное дело, в котором сказано, что она состояла на учете с ДД.ММ.ГГГГ и из районов, приравненных к территориям Крайнего Севера она не выезжала. Истец просила суд обязать ответчика восстановить ее в очереди в Администрации Николаевского муниципального района в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с учетом даты постановки на учет в Охотском муниципальном районе с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика – Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края ФИО2 против удовлетворения исковых требований не возражал.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась к главе Администрации Охотского района с заявлением о постановки на очередь на получение субсидии для строительства или приобретения жилья в Приморском крае.

Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» со дня написания личного заявления – ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 признана состоящей на учете со дня написания личного заявления - с ДД.ММ.ГГГГ граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно справке и.о. главы Администрации Охотского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ истец состояла на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ. Социальную выплату для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера в Администрации Охотского муниципального района не получала. Снята с учета постановлением Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ в связи с выездом в другую местность на постоянное место жительства.

Постановлением Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ДД.ММ.ГГГГ. С указанной даты истец признана участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы»

Согласно письму главы Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, адресованному истцу на ее заявление о восстановлении в очереди с учетом даты постановки на учет в Охотском муниципальном районе, в удовлетворении данного заявления отказано со ссылкой на то, что Администрация Николаевского муниципального района Хабаровского края не имеет законных оснований поставить истца на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, с учетом даты постановки на указанный учет в Администрации Охотского муниципального района – с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что истец была зарегистрирована и проживала: с ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ – в <адрес>, что подтверждается копией паспорта.

Наличие права истца на получение субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей согласно действующему законодательству ответчиком не оспорено.

В силу положений статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие дополнительные гарантии социальной защиты для лиц, проработавших определенное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, предусмотрены Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ней местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В силу положений ст. 3 и 4 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан. Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления. Право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета в соответствии с указанным Федеральным законом установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879 (далее - Положение).

Пунктами 2, 3 и 4 указанного Положения предусматривается, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые, в свою очередь, к работе по постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, могут привлекать общественные жилищные комиссии.

Согласно п. 8 Положения регистрация и учет граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 г., имеющих право на получение в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 N 125-ФЗ социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета, производятся по месту их постоянного проживания в соответствии с действующим на территории субъектов Российской Федерации порядком регистрации и учета указанной категории граждан.

В соответствии с пунктами 24, 25 указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации ежегодно утверждают единые списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируемые на основании списков, указанных в пунктах 17 и 18 настоящего Положения, которые являются основанием для предоставления социальных выплат для приобретения жилья.

Согласно пункту 20 Положения в случае изменения оснований, в соответствии с которыми граждане были поставлены на учет имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, гражданам предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность определяется по номеру и дате подачи первоначального заявления) либо они подлежат снятию с учета.

Подпунктом "б" пункта 21 Положения установлено, что граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выезда в другую местность на постоянное место жительства.

Из анализа изложенных правовых норм следует, что федеральный законодатель установил право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также выехавших из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г. на получение за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии, и закрепил в качестве условий его возникновения наряду с иными условиями - отсутствие жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждаемость в улучшении жилищных условий. Сам факт постановки органом местного самоуправления гражданина на учет для получения жилищной субсидии на приобретение жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей означает констатацию наличия оснований для его признания таковым и, как следствие, влечет возникновение у этого гражданина права на получение единовременной социальной выплаты с соблюдением очередности по дате подачи соответствующего заявления.

Исходя из системного толкования положений Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 N 879, выезд в другую местность на постоянное место жительства, как основание снятия с учета имеющих право на получение социальной выплаты, предусмотренное пунктом 21 Положения, предполагает выезд за пределы субъекта Российской Федерации.

В частности, такой вывод следует из того, что списки лиц, рассматриваемой категории, централизованно ведутся на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации; контроль за осуществлением регистрации и учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей также осуществляется на уровне органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 названного Федерального закона); обязательство по выделению жилищных субсидий гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, является расходным обязательством Российской Федерации и распределение средств федерального бюджета осуществляется по субъектам Российской Федерации (статьи 7, 8 Федерального закона).

Учитывая, что смена истцом места регистрации произведена в пределах одного субъекта Российской Федерации – Хабаровский край, основания для её снятия с очереди и исключения из списков на получение жилищной субсидии лиц, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно постановлению Администрации Охотского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали.

Истец до настоящего времени учитывается Администрацией Николаевского муниципального района Хабаровского края как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии в связи с выездом (переселением) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вследствие чего у нее не утрачено право состоять на учете в сводном списке по Хабаровскому краю граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с выездом (переселением) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на такой учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Изменение ответчиком даты постановки истца на учет на более позднюю дату повторной постановки на учет (ДД.ММ.ГГГГ) и, соответственно, номера очередности в сводном списке, является незаконным и нарушает права ФИО1 на своевременное получение социальной поддержки, гарантированной государством.

На основании изложенного суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о возложении на ответчика обязанности восстановить её в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исходя из даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Администрации Николаевского муниципального района Хабаровского края об обязании восстановить в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья удовлетворить.

Обязать Администрацию Николаевского муниципального района Хабаровского края восстановить ФИО1 в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей исходя из даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 13.09.2016.

Судья Н.В.Федоренко