ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1240/2021 от 12.05.2021 Анапского городского суда (Краснодарский край)

к делу № 2-1240/2021

УИД: 23RS0003-01-2021-001701-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 мая 2021 года г-к Анапа

Анапский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Кашкарова С.В.

при секретаре Саакян Д.А.

при участии истца ФИО1, представителя истца ФИО1 - ФИО5, действующего на основании устного ходатайства, представителя ответчика Администрации муниципального образования город-курорт Анапа – ФИО6, действующей на основании доверенности № 103-07-2557/21 от 12.03.2021г.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на поквартирный учет, понуждении включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился с иском в суд к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на поквартирный учет, понуждении включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением. В обосновании заявленных требований указывает, что он зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактический адрес проживания: <адрес>, относится к категории лиц, относившихся к категории детей, оставшихся без попечения родителей. Мать - ФИО9, лишена родительских прав решением Анапского городского суда от 25.05.2006 года. Сведения об отце не внесены в запись акта о рождении ребенка. Постановлением главы города-курорта Анапа Краснодарского края от 03.07.2006 г. № 1426 «Об определении в государственное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетнего ФИО1», истец как несовершеннолетний был направлен в государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальную (коррекционную) школу-интернат для детей с отклонениями в развитии № 22 города-курорта Анапа Краснодарского края, в которой находился до августа 2007 года. После закрытия на капитальный ремонт школы-интерната истец был переведен в специальную (коррекционную) школу - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья в станице Березанской Выселковского района, в которой находился в период с 16.08.2007 г. по 30.08.2011 года. В период с 01.09.2011 года по 30.06.2012 года обучался в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище № 55 в станице Кущевская. После окончания училища стал проживать на съемной квартире. Указывает на то, что в 2018 году истец узнал, что тем лицам, которые являются сиротами, положено льготное жилье, о чем ему ранее было не известно. 10 декабря 2019 года я обратился в Министерство труда и социального развития Краснодарского края с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. 03.03.2020 года Министерство труда и социального развития Краснодарского края Приказом № 356-ж отказало во включении истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Свои доводы мотивирует тем, что согласно части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, дополнительные гарантии прав на жилое помещение, определены Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Абзац четвертый статьи 1 названного Федерального закона определяет лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей. С учетом изложенного, считает, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право встать на учет в качестве нуждающихся в получении жилых помещений по месту регистрации (месту жительства), поскольку после достижения указанного возраста они не относятся ни к одной из категорий лиц, названных в Федеральном законе "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей". Ссылаясь на нормы ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по заявлению в письменной форме лип указанных в абзаце первом пункта два настоящей статьи, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания исправительных учреждениях. В силу п. 3 Положения «О порядке обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством)» основанием для принятия решения о предоставлении жилого помещения является заявление сироты или ходатайство органов опеки и попечительства муниципальных образований о предоставлении жилого помещения на имя главы муниципального образования с приложением предусмотренных Порядком документов, из которых формируется учетное дело. В настоящее время истец собственного жилья не имеет и вынужден снимать жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, считает, что были не исполнены надлежащим образом обязанности органов опеки и попечительства о постановке истца на учет по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет, детей, находящихся под опекой (попечительством), а также в не уведомлении надлежащим образом о необходимости с 18 до 23 лет обратиться в администрацию для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. Кроме того, о необходимости обратится с соответствующим заявлением, а также права на жильё, истцу не было разъяснено как со стороны специальной (коррекционной) школы-интерната для детей с отклонениями в развитии №22 города-курорта Анапа Краснодарского края, так и со стороны специальной (коррекционной) школы - интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья в станице Березанской Выселковского района, а также в государственном бюджетном образовательном учреждении начального профессионального образования профессиональном училище № 55 в станице Кущевская, что, в свою очередь, привело к тому, что он своевременно не воспользовался своим правом на обеспечение жильем, гарантированным государством. Полагает, что согласно п. 10 ст. 5. Закона Краснодарского края от 26 декабря 2012 г. № 2645-К, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет (далее - лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), до фактического обеспечения их жилыми помещениями. При таких обстоятельствах указывает, что срок для обращения с заявлением о постановке на поквартирный учет по категории "дети-сироты" им был пропущен по уважительной причине, в связи с чем он вынужден обратиться в суд с заявленным исковым требованием и просит суд восстановить срок для подачи заявления о постановке на поквартирный учет и обязать Администрацию муниципального образования города-курорта Анапа включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

В судебном заседании истец ФИО1, а также представитель истца ФИО1 – Луценко А.А., действующая на основании ходатайства, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске, настаивали на их удовлетворении, суду пояснили что поскольку истец не обладает специальными знаниями в области юриспруденции он не знал о необходимости совершения каких-либо действий с его стороны. При этом указал, что от учреждений, в которых он находился на обеспечении соответствующей информации не поступало, в связи чем полагает что, указанный срок подлежит восстановлению.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого считает их незаконными и не подлежащими удовлетворению. В письменном отзыве указывает на то, что Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 03.03.2020 № 356 ФИО1, 2 августа 1994 года рождения, отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, на основании статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пункта 14 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2019 г. № 397, части 10 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», в связи с тем, что он как лицо, достигшее возраста 23 лет, в соответствии с законодательством Российской Федерации не имел прав на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Администрации также просит применить срок исковой давности, так как причины пропуска истцом срока на подачу документов для постановки на учет являются не уважительными. Информация, касающаяся постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, является общедоступной, бесплатной. Полагают, что истцом пропущен срок исковой давности. Сама по себе неосведомленность истца не может являться уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет и с основанием для его восстановления, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия истца, со дня исполнения ему 23 лет и до обращения истца с заявлением (10 декабря 2019 года), поскольку препятствий в реализации права на постановку на учет не имелось, информация об обеспечении жильем детей-сирот является общедоступной и освещается в средствах массовой информации. Иных уважительных причин пропуска срока истцом не указано. Срок реализации указанной категории граждан жилищных прав ограничен возрастом 18-23 года, является пресекательным и не относится к сроку исковой давности либо иному сроку, подлежащему восстановлению.

Ответчик Министерство труда и социального развития Краснодарского края в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте слушания дела посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором РПО , а также информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Анапского городского суда Краснодарского края по адресу http://anapa.krd.sudrf.ru, ходатайств о рассмотрении дело в его отсутствие либо об отложении слушания дело в адрес суда не представил.

Третье лицо Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Анапский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» будучи извещенным о времени и месте слушания дела посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором РПО , в судебное заседание не явились, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Третьи лица Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края «Березанская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ленинградский технический колледж» в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте слушания дела посредством почтовой связи, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором РПО , РПО , а также информация о месте и времени судебного заседания размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Анапского городского суда Краснодарского края по адресу http://anapa.krd.sudrf.ru, ходатайств о рассмотрении дело в его отсутствие либо об отложении слушания дело в адрес суда не представил.

Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, суд, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 2 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Аналогичные положения содержатся и в Законе Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

Исходя из приведённых норм, правом на обеспечение благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в муниципальном образовании Краснодарского края на основании Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ обладают граждане Российской Федерации, относящиеся к категории лиц: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в понятиях, предусмотренных Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», проживавшие и проживающие на территории соответствующего муниципального образования Краснодарского края, вставшие на учёт в качестве нуждающихся в жилом помещении в возрасте до 23 лет.

При этом предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении, из чего следует, что до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учёт нуждающихся в получении жилых помещений. При обращении в соответствующие органы для принятия их на учёт нуждающихся в жилом помещении после достижения возраста 23 лет указанные граждане не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на постановку на учёт, как лица, имеющие право на предоставление предусмотренных Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ мер социальной поддержки, так как при этом не соблюдается одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Частью 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» установлено, что формирование списка, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.

Заявление о включении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список подается ими в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства, если они своевременно не были поставлены на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 г.

Согласно части 8 статьи 7 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», лица, относившиеся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту их жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с исковым заявлением о признании за ними права на обеспечение жилым помещением.

Судом установлено ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав истца в тот период, когда он были несовершеннолетним, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых он обучался и воспитывался, а так же тот факт, что ФИО1 не мог реализовать свое право на обеспечение жильем, поскольку со стороны ответчика не было предпринято необходимых действий по охране и защите его жилищных прав, следовательно, он не имел соответствующих сведений о своих правах и порядке их реализации. Доказательств обратного со стороны ответчиков не представлено.

Кроме того, разрешение требования о предоставлении жилой площади указанными выше нормативными актами не ставится в зависимость от наличия или отсутствия бюджетного финансирования, а также в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и времени постановки их на указанный учет.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Вместе с тем отсутствие истца на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому причина, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении признается судом уважительной.

Анализ судебной практики по делам, связанным с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, показал, что в ряде случаев при предоставлении детям-сиротам жилых помещений их жилищные права нередко не только ущемлялись, но и грубо нарушались как органами опеки и попечительства, призванными осуществлять защиту прав таких лиц, так и органами местного самоуправления.

С учетом этого заслуживает внимания практика тех судов, которые в случае выявления указанных фактов при рассмотрении дел данной категории, а также иных фактов нарушения законности со стороны организаций либо должностных лиц реагировали на эти нарушения путем вынесения частных определений в адрес соответствующих организаций и должностных лиц.

Частные определения, выносились в адрес органов опеки и попечительства в связи с неразъяснением детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем, в силу чего об этом праве детям-сиротам стало известно за пределами того возраста, когда они могли реализовать это право; в связи с неисполнением решения суда, которым несовершеннолетний был передан органу опеки и попечительства для определения дальнейшей его судьбы, а также в связи с непринятием в отношении этого несовершеннолетнего мер по вопросам его образования и обеспечения жильем, что следует из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 г.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.

Таким образом ссылка ответчика Администрации муниципального образования город-курорт Анапа на неосведомленность истца, и то что она не может являться уважительной причиной пропуска срока для постановки на учет и с основанием для его восстановления, учитывая длительность периода, истекшего со дня совершеннолетия истца, со дня исполнения ему 23 лет и до обращения истца с заявлением (10 декабря 2019 года), является несостоятельной, так как ответственность за разъяснение детям-сиротам их права на внеочередное обеспечение жильем лежит именно на управлении по делам семьи и детей, доказательств того, что управление по делам семьи и детей в срок уведомили истца о необходимости подачи соответствующего заявления, а так же доказательств того, что были приняты меры по включению истца в список до достижения им 18 летнего возраста в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах доводы ответчика о применении срока исковой давности несостоятельны, основываясь на положениях ст. ст. 195, 196, 200 Гражданского кодекса РФ, истцу стало известно о пропуске срока для включения ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только 03.03.2020 года, в связи с чем, срок для защиты нарушенного права истцом не пропущен. Доказательств того, что ранее истец обращался и ему было отказано, в материалы дела не представлено.

Суд, оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о восстановлении срока для подачи заявления о постановке на поквартирный учет, понуждении включить в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, удовлетворить.

Восстановить ФИО1 срок для подачи заявления о постановке на поквартирный учет и обязать Администрацию муниципального образования города-курорта Анапа включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд с момента изготовления мотивированного решения в течении месяца с подачей апелляционной жалобы через Анапский городской суд.

Председательствующий – <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>