Дело № 2-1240/2021
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
г. Балашиха Московской области 17 июня 2021 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева Д.И.,
при секретаре судебного заседания Скворцовой Е.А.,
с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Администрации Городского округа Балашиха и к ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» о возмещении вреда,
Установил:
Истец ФИО3 предъявила к ответчику Администрации Городского округа Балашиха иск, в котором просит суд взыскать в ее пользу с ответчика материальный ущерб в сумме 421143 рубля 53 копейки; взыскать в ее пользу с ответчика расходы по оплате услуг по проведению экспертизы в сумме 5000 рублей; взыскать в ее пользу с ответчика расходы по оплате услуг представителя в сумме 40000 рублей; взыскать в ее пользу с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в сумме 7411 рублей. В обоснование иска указано о том, что 01 июля 2020 года она обратилась с заявлением на имя начальника ОП по г.о. Балашиха МУ МВД России «Балашихинское» по факту причинения вреда ее имуществу, а именно: транспортному средству Ниссан Кашкай, госномер <данные изъяты>. В заявлении она указала, что припарковала автомобиль 30 июня 2020 года в районе улица <адрес>. Утром, 01 июля 2020 года в 8.00 утра она обнаружила свой автомобиль с повреждениями в результате падения на него ветки дерева. По данному факту была проведена проверка и в возбуждении уголовного дела по ст. 167 УК РФ отказано. 02 июля 2020 года она обратилась за проведением независимой технической экспертизы транспортного средства. В результате проведения экспертизы было установлено, что повреждения на транспортном средстве возникли в результате падения дерева, вследствие происшествия, случившегося 01 июля 2020 года по адресу: <адрес>. Экспертом был произведен расчет стоимости восстановительного ремонта. Стоимость ремонта составила 421143 рубля 53 копейки. 08 июля 2020 года она обратилась с заявлением на имя Главы Городского округа Балашиха. В заявлении изложил указанные выше обстоятельства и потребовала возмещения ущерба, причиненного в результате указанного выше происшествия. По имеющейся информации, участок земли, на котором произошло падение дерева на ее машину, принадлежит Городскому округу Балашиха, в связи с чем, ответственность за причиненный вред должна быть возложена на органы муниципального самоуправления. В удовлетворении ее требований в добровольном порядке со стороны Администрации Городского округа Балашиха ей было отказано, так как «придомовая территория между домами № <адрес> находится в обслуживании управляющей организации ООО «Квант-7». 11 сентября 2020 года она обратилась с заявлением в ООО «Квант-7» с требованием о возмещении ущерба, однако получила отказ. Ей ответили, что территория земельного участка, на котором произрастало дерево, упавшая ветка которого повредила автомобиль, не подлежит обслуживанию ООО «Квант-7». Какие-либо договоренности по обслуживанию данной территории с Администрацией Городского округа Балашиха отсутствуют (т. 1 л.д. 3-6).
Определением суда от 08 февраля 2021 года (протокольное) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» (т. 1 л.д. 150-151).
Определением суда от 15 марта 2021 года (протокольное) по ходатайству представителя истца ФИО1 ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» привлечено к участию в деле в качестве соответчика (т. 1 л.д. 212-214).
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте надлежащим образом извещена по известному суду из материалов дела месту жительства (т. 2 л.д. 145; 146), о причинах неявки суду не сообщила, действовала через своего представителя.
Представитель истца по доверенности (т. 1 л.д. 146) - ФИО1 иск поддержала, просила удовлетворить иск в соответствии с изложенными в заявлении доводами.
Ответчик – Администрация Городского округа Балашиха в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте извещен надлежащим образом (т. 2 л.д. 152), о причинах неявки представителя суду не сообщил. Ранее ответчик представил в дело письменные возражения на исковое заявление, в которых просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме. В обоснование возражений в числе иного указано о том, что надлежащим ответчиком в деле является управляющая организация, осуществляющая управление многоквартирным домом в юридически значимый период времени, а именно: ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый», осуществляющее управление с 30 марта 2020 года (т. 1 л.д. 84; 91-94; 95). Также ответчик ранее представил в дело письменные дополнения к возражениям на исковое заявление, в которых также просит суд отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование дополнений к возражениям указано, что по результатам проведенных инженерно-геодезических изысканий представлена схема расположения дерева на кадастровом плане территории, из которой следует, что дерево, ветка которого повредила автомобиль истца, находится на расстоянии 4,67 м. от границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> Указанное дерево находится на расстоянии 17,56 м. от здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Таким образом, место произрастания дерева находится в пределах 30-ти метровой зоны от внешней фасадной поверхности МКД, расположенного на земельном участке <данные изъяты>, ввиду чего надлежащим ответчиком по делу является управляющая организация, осуществлявшая управление многоквартирным домом № 12 по ул. Крупской в юридически значимый период времени (т. 1 л.д. 169-171; 174).
Представитель ответчика - ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» по доверенности (т. 2 л.д. 144) – ФИО2 иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска в полном объеме. Пояснила, в том числе, о том, что дерево находилось на землях неразграниченной государственной собственности. Ранее ответчик также представил в дело письменные объяснения, в которых указано о том, что дерево, ветка которого упала и повредила автомобиль, находилось между домами № <адрес> (фасад дома не имеет входов в жилые и нежилые помещения), <адрес> (фасад дома не имеет входов в жилые и нежилые помещения), и 10а (одноэтажное здание бытового обслуживания, не находится в управлении ответчика) по <адрес> Ответчик не является лицом, ответственным за причинение вреда, поскольку дерево находится за пределами земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, и не находится в границах прилегающей территории (т. 2 л.д. 48-49).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - ООО «Квант-7» в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте извещено надлежащим образом (т. 2 л.д. 148; 149; 150; 151), о причинах неявки представителя суду не сообщило.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц.
Выслушав мнение явившихся в судебное заседание представителей сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие причинения вреда другому лицу; вследствие иных действий граждан и юридических лиц.
Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; иными способами, предусмотренными законом, что предусмотрено ст. 12 ГК РФ.
Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу положений ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из положений ст.ст. 307, 309, 310 ГК РФ следует, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договоров и других сделок, вследствие причинения вреда, вследствие неосновательного обогащения, а также из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии со ст. 1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Как следует из положений ст. 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ) устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Согласно ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в числе иного, утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в числе которого земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).
Согласно п.п. «е» п. 2 названных выше Правил предусмотрено, что в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В соответствии с п.п. «ж» п. 11 названных выше Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Закон Московской области от 30 декабря 2014 года № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (принят постановлением Мособлдумы от 18.12.2014 № 17/110-П) (далее – Закон МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ) определяет дополнительные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования Московской области, исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований, а также порядок определения органами местного самоуправления муниципальных образований Московской области границ прилегающих территорий.
Согласно ст. 3 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ объектами благоустройства являются: территория Московской области с расположенными на ней элементами благоустройства в границах: земельных участков, находящихся в частной собственности; земельных участков, находящихся в федеральной собственности; земельных участков, находящихся в собственности Московской области; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В силу положений ст. 5 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ собственники (правообладатели) земельных участков осуществляют содержание и мероприятия по развитию благоустройства в границах земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или на ином вещном праве. Содержание территорий Московской области и мероприятия по развитию благоустройства осуществляются в соответствии с настоящим Законом, законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области о социальной защите инвалидов и правилами благоустройства, утверждаемыми для каждого муниципального образования Московской области. Правилами благоустройства территории муниципальных образований также должны быть утверждены требования к архитектурно-художественному облику территорий в части внешнего вида, в том числе, элементов озеленения; других элементов благоустройства. Элементами благоустройства в целях настоящего Закона являются, в том числе, элементы озеленения.
Из положений ст. 40 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ следует, что основными типами насаждений и озеленения являются: массивы, группы, солитеры, живые изгороди, кулисы, боскеты, шпалеры, газоны, цветники, различные виды посадок (аллейные, рядовые, букетные и др.). На территории муниципального образования могут использоваться два вида озеленения: стационарное - посадка растений в грунт и мобильное - посадка растений в специальные передвижные емкости (контейнеры, вазоны и т.п.). Видовой состав, возраст, особенности содержания высаживаемых деревьев и кустарников устанавливаются органом местного самоуправления и настоящим Законом.
В соответствии со ст. 42 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ посадка или пересадка деревьев и кустарников на землях, на которые не распространяется действие лесного законодательства Российской Федерации, без соответствующей разрешительной документации органа местного самоуправления, не допускается. Вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится только на основании разрешения, выдаваемого в установленном порядке. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в муниципальных образованиях выдается органом местного самоуправления. Собственники (правообладатели) территорий (участков) с зелеными насаждениями обязаны: обеспечивать сохранность зеленых насаждений; обеспечивать квалифицированный уход за зелеными насаждениями, дорожками и оборудованием в соответствии с настоящим Законом, не допускать складирования на зеленые насаждения отходов, строительных материалов, изделий, конструкций; производить комплексный уход за газонами, систематический покос газонов и иной травянистой растительности на территории муниципальных образований, а также за пределами муниципальных образований на территории, прилегающей к объектам.
Согласно ст. 51 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ юридические лица (индивидуальные предприниматели) и физические лица обязаны обеспечивать содержание зеленых насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в их собственности, владении или пользовании и прилегающей территории, а также осуществлять контроль за состоянием соответствующих зеленых насаждений, обеспечивать их удовлетворительное состояние и развитие. Части деревьев, кустарников с территории удаляются в течение суток с момента проведения вырубки.
Из положений ст. 56 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ следует, что юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории Московской области, или физические лица обеспечивают содержание принадлежащих им объектов, а также прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, правилами благоустройства территории муниципальных образований, регламентом содержания объектов благоустройства Московской области. Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное право на земельный участок, на котором располагаются здания, сооружения, а также прилегающей территории, установленной правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями настоящего Закона. Упавшие деревья должны быть удалены с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий, в течение суток с момента обнаружения, как представляющие угрозу безопасности. Усохшие или поврежденные, представляющие угрозу для безопасности деревья, а также пни, оставшиеся от спиленных деревьев, должны быть удалены в течение недели с момента обнаружения, а до их удаления приняты меры, направленные на предупреждение и ограничение доступа людей в опасную зону. Не допускается касание ветвями деревьев токонесущих проводов, закрывание ими указателей улиц и номерных знаков домов. Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории Московской области.
В соответствии со ст. 68 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ обязанности по организации и/или производству работ по уборке и содержанию территорий и иных объектов возлагаются, в том числе, по уборке и содержанию территорий юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), физических лиц - на собственника, владельца или пользователя указанной территории; по содержанию зеленых насаждений, расположенных в пределах полосы отвода автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов - на собственников, владельцев автомобильных и железных дорог, линий электропередачи, линий связи, нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов; по содержанию дворовой территории многоквартирных домов, земельные участки под которыми не образованы либо образованы по границам таких домов, - на эксплуатирующие организации. Установленные частью 1 настоящей статьи обязанности возлагаются: по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, переданным во владение и (или) пользование третьим лицам, - на владельцев и (или) пользователей этих объектов: граждан и юридических лиц; по объектам, находящимся в государственной или муниципальной собственности, не переданным во владение и/или пользование третьим лицам, - на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные или муниципальные эксплуатационные организации; по объектам, находящимся в частной собственности, - на собственников объектов - граждан и юридических лиц.
Как установлено ст. 69 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ, собственники (правообладатели) зданий, помещений в них, строений, сооружений, земельных участков участвуют в содержании прилегающих территорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, муниципальными правовыми актами. Минимальный перечень видов работ по содержанию прилегающих территорий включает в себя: содержание зеленых насаждений, покос газонов и иной травянистой растительности; содержание малых архитектурных форм, уличного коммунально-бытового оборудования; очистка территорий от загрязнений; содержание покрытия дорожек пешеходных коммуникаций.
Статьей 69.1 Закона МО от 30.12.2014 г. № 191/2014-ОЗ определен порядок определения границ прилегающих территорий. Согласно данной статьи границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. Правилами благоустройства территории муниципального образования размер прилегающей территории устанавливается дифференцированно исходя из функционального назначения зданий, строений, сооружений, земельных участков или их групп, с учетом следующих ограничений: размер прилегающих территорий не может быть установлен более 5 метров для: объектов индивидуального жилищного строительства; объектов блокированной жилой застройки; участков, предназначенных для передвижного жилья; объектов религиозного назначения; объектов банковской и страховой деятельности; объектов бытового обслуживания; некапитальных строений, сооружений; размер прилегающей территории для объектов социального обслуживания и оказания социальной помощи населению, здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта не устанавливается; для многоквартирных жилых домов (малоэтажной многоквартирной жилой застройки, среднеэтажной жилой застройки, многоэтажной жилой застройки): от внешней фасадной поверхности, имеющей входы в жилые секции или нежилые помещения, максимальный размер прилегающей территории не может быть установлен более 30 метров; от внешней фасадной поверхности, не имеющей входов в жилые секции или нежилые помещения, размер прилегающей территории не может быть установлен более 5 метров; размер прилегающих территорий для наземных частей линейных объектов инженерной инфраструктуры не может превышать размеров охранной зоны линейного объекта; размер прилегающей территории для незастроенных земельных участков не может превышать максимального значения, установленного для объектов, размещение которых допускается видом разрешенного использования земельного участка; размер прилегающей территории для подъездов к автомобильным дорогам общего пользования, съездов с автомобильных дорог общего пользования не может быть установлен более максимального значения, установленного для объекта, к которому подъезд (съезд) обеспечивает доступность; в иных случаях размер прилегающей территории не может быть установлен более 30 метров. Границы прилегающих территорий отображаются на схеме санитарной очистки муниципального образования. Подготовка схемы границ прилегающей территории осуществляется в соответствии с настоящим Законом уполномоченным органом местного самоуправления.
В период возникновения спорных правоотношений действовали Правила благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области, утвержденные Решением Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 21 ноября 2018 года № 09/62 (далее – Правила).
Согласно ст. 2 названных выше Правил объектами благоустройства являются: территория городского округа Балашиха с расположенными на ней элементами благоустройства в границах: земельных участков, находящихся в частной собственности; земельных участков, находящихся в федеральной собственности; земельных участков, находящихся в собственности Московской области; земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии со ст. 13 названных выше Правил вырубка деревьев и кустарников: пересадка или вырубка деревьев и кустарников на землях, не входящих в лесной фонд, в том числе сухостойных и больных, без соответствующей разрешительной документации не допускается; вырубка деревьев и кустарников производится только на основании специального разрешения, выдаваемого в установленном порядке; разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в черте городского округа Балашиха выдается администрацией городского округа Балашиха.
Из положений ст. 16 названных выше Правил следует, что юридические лица (индивидуальные предприниматели), осуществляющие свою деятельность на территории городского округа Балашиха, или физические лица обязаны благоустраивать, в том числе путем регулярной уборки, принадлежащие им территории в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Московской области. Границы благоустройства (уборки) территорий определяются границами земельного участка на основании документов, подтверждающих право собственности или иное вещное на земельный участок, и прилегающей к границам территории на расстоянии 50 метров, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области. Упавшие деревья должны быть удалены с проезжей части дорог, тротуаров, от токонесущих проводов, фасадов жилых и производственных зданий в течение суток с момента обнаружения как представляющие угрозу безопасности. Усохшие или поврежденные, представляющие угрозу для безопасности деревья, а также пни, оставшиеся от спиленных деревьев, должны быть удалены в течение недели с момента обнаружения, а до их удаления приняты меры, направленные на предупреждение и ограничение доступа людей в опасную зону. Не допускается касание ветвями деревьев токонесущих проводов, закрывание ими указателей улиц и номерных знаков домов. Юридические и физические лица должны соблюдать чистоту и поддерживать порядок на всей территории городского округа Балашиха.
Названный выше документ утратил силу в связи с принятием Решения Совета депутатов городского округа Балашиха МО от 17 февраля 2021 года № 11/08 «Об утверждении Правил благоустройства территории городского округа Балашиха Московской области».
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что ФИО3 является собственником транспортного средства – автомобиля НИССАН КАШКАЙ (NISSAN QASHQAI), регистрационный знак <данные изъяты> (т. 1 л.д. 67-68; 69-70).
ФИО3 обратилась в органы полиции с заявлением об обнаружении на транспортном средстве механических повреждений. По данному заявлению проведена проверка в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ, по результатам проверки вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела от 11 июля 2020 года в связи с отсутствием состава преступления, предусмотренного ст. 167 УК РФ. Как указано по тексту постановления, 01 июля 2020 года ФИО3 обратилась в МУ МВД России «Балашихинское», сообщила о том, то 01 июля 2020 года в 8:00 по адресу: <адрес>, во дворе дома на принадлежащему ей автомобиле Ниссан Кашкай г/н <данные изъяты>, обнаружила механические повреждения в виде вмятины с повреждением ЛКП на капоте, на правой передней стойке, деформирована панорамная крыша, а также разбито лобовое и панорамное стекла. Данные повреждения образовались в результате падения дерева. В ходе проверки по данному факту ФИО3 пояснила, что 30 июня 2020 года в 22:30 она припарковала свой автомобиль во дворе дома. 01 июля 2020 года в 8:00, подойдя к автомобилю обнаружила, что на нем лежит дерево. В результате падения дерева на автомобиле образовались механические повреждения в виде вмятины с повреждением ЛКП на капоте, на правой передней стойке, деформирована панорамная крыша, а также разбито лобовое и панорамное стекла (т. 1 л.д. 7-8; 9; 10; 176-189; 190; 191-204; 205-206).
Из представленного истцом в дело экспертного заключения № <данные изъяты> от 02 июля 2020 года усматривается, что повреждения, усматриваемые на автомобиле, образовались в результате падения дерева на автомобиль. Причиной образования повреждений, указанных в акте осмотра, является падение дерева на автомобиль. Расчетная стоимость ремонта (без учета износа) составляет 421143 рубля 53 копейки (т. 1 д.д. 29-75).
Истец обратилась к ответчику с письменным заявлением, в котором просила возместить ей причиненный ущерб (т. 1 л.д. 11-12).
Администрацией Городского округа Балашиха дан письменный ответ от 20 июля 2020 года, из содержания которого следует, что придомовая территория между многоквартирными домами № <адрес> находится в обслуживании управляющей организации ООО «Квант-7», ответственность за причинение вреда лежит на данной организации (т. 1 л.д. 13).
Также истец обращалась в ООО «Квант-7» с заявлением по вопросу возмещения вреда (т. 1 л.д. 25), на которое получила письменное сообщение от 11 сентября 2020 года, из которого следует, что территория, где произрастает дерево, ветка которого упала на автомобиль, не входит в состав общего имущества многоквартирных домов. В связи с чем, обязательства по ее содержанию, равно как и содержание зеленых насаждений, находящихся на данном участке, у ООО «Квант-7» отсутствуют. Какие-либо договорные отношения по содержанию территории, на которой произрастает дерево, ветка которого упала на автомобиль, между ООО «Квант-7» и органом местного самоуправления (Администрацией Городского округа Балашиха) отсутствуют. Земельный участок, на котором произрастает дерево, ветка которого упала на автомобиль, является не сформированным и не поставленным на государственный кадастровый учет с установлением границ. Он отнесен к ведению муниципального образования Городской округ Балашиха (т. 1 л.д. 14).
ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» зарегистрировано в установленном законом порядке, является действующим, с 30 марта 2020 года является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...> (т. 1 л.д. 96-97; 98-110; 111-124; 125).
ООО «Квант-7» было зарегистрировано в установленном законом порядке, 04 декабря 2020 года в отношении юридического лица в деле о несостоятельности (банкротстве) введено наблюдение (т. 1 л.д. 128-141; 155-168).
Согласно представленной истцом в дело справки от 25 ноября 2020 года № 5363 усматривается, что с 22 часов 00 минут 30 июня 2020 года до 08 часов 00 минут 01 июля 2020 года по данным наблюдений ближайшей метеорологической станции Железнодорожный (<адрес>) наблюдались: 30 июня 2020 года направление ветра, румбы – ЮВ, средняя скорость ветра, м/с – 1, 2, максимальная скорость ветра между сроками, м/с – 7, 6. 01 июля 2020 года направление ветра, румбы – Ю, штиль, ССЗ, ЮЗ, средняя скорость ветра, м/с – 1, 0, 1, 1, максимальная скорость ветра между сроками, м/с – 5, 5, 6, 5 (т. 1 л.д. 142).
В данное гражданское дело также представлены сведения о предупреждении МЧС России об ожидании неблагоприятных метеорологических условий по Московской области с 30 июня до утра 01 июля (т. 1 л.д. 126-127), товарные и кассовые чеки (т. 1 л.д. 142а, 142б, 142в, 142г), фотографические материалы (т. 1 л.д. 173; т. 2 л.д. 1, 2-5; 7; 51-67), служебная записка Заместителя председателя Комитета по управлению имуществом Администрации Городского округа Балашиха (т. 2 л.д. 6), Решение Совета депутатов Городского округа Балашиха Московской области № <данные изъяты> от 21 ноября 2018 года и Правила благоустройства территории Городского округа Балашиха Московской области (т. 2 л.д. 8-9; 10-47), публичная кадастровая карта (т. 2 л.д. 50; 143).
По ходатайству представителя ответчика – Администрации Городского округа Балашиха (т. 1 л.д. 89-90) определениями суда от 08 февраля 2021 года к участию в деле привлечен специалист – сотрудник Общества с ограниченной ответственностью «Инженерная Геодезия» (т. 1 л.д. 150-151; 152), который изготовил и представил в данное гражданское дело графический чертеж по инженерно-геодезическим изысканиям – схема расположения дерева на кадастровом плане территории в системе координат МСК-50 (зона 2) (т. 1 л.д. 172), из содержания которой следует, что дерево, указанное на схеме, находится на расстоянии 4,67 м. от границы земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес>. Дерево, указанное на схеме, находится на расстоянии 17,56 м. от здания, расположенного на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 172).
Определением суда от 26 апреля 2021 года по ходатайству представителя ответчика – Администрации Городского округа Балашиха по делу назначена судебная автотехническая оценочная экспертиза (т. 2 л.д. 77-79), по результатам производства которой представлено заключение эксперта № <данные изъяты> от 27 мая 2021 года (т. 2 л.д. 86; 87-137).
Указанное заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы, является достаточно ясным и полным, не вызывает сомнений в правильности или обоснованности, не требует разъяснений и дополнений, в связи с чем, приобщено судом к материалам гражданского дела в качестве доказательства.
Как следует из выводов заключения эксперта № <данные изъяты> от 27 мая 2021 года, повреждения, указанные в акте осмотра транспортного средства № <данные изъяты> от 02 июля 2020 года, полученные транспортным средством Ниссан Кашкай, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в результате происшествия, произошедшего в период времени с 30 июня 2020 года на 01 июля 2020 года, отраженного в проверочном материале полиции, соответствуют механическим повреждениям, зафиксированным на заявленном объекте исследования в полном объеме. Механические повреждения, полученные автомобилем Ниссан Кашкай, государственный регистрационный знак <данные изъяты> в период с 30 июня 2020 года по 01 июля 2020 года, в полном объеме соответствуют повреждениям, отраженным в экспертном заключении № <данные изъяты> от 02 июля 2020 года. Рыночная стоимость восстановительного ремонта повреждений, причиненных транспортному средству – автомобилю Ниссан Кашкай, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, образовавшихся в соответствии с механизмом следообразования в результате падения на автомобиль ветки дерева в период с 30 июня 2020 года по 01 июля 2020 года с учетом износа составляет 321059 рублей, без учета износа рыночная стоимость составляет 422088 рублей. На момент внешнего осмотра автомобиль не имеет повреждений, то есть фактический ремонт транспортного средства произведен. Рыночная стоимость автомобиля Nissan Qashqai с учетом допустимых округлений составляет 1407821 рубль (т. 2 л.д. 127-128).
Иных доказательств не представлено. Ходатайства лиц, участвующих в деле, судом разрешены.
Оценив в совокупности и взаимной связи представленные по делу доказательства, суд считает рассматриваемый в данном гражданском деле иск обоснованным в следующей части.
По данному гражданскому делу установлено, что в период с 30 июня 2020 года по 01 июля 2020 года по адресу: <адрес>, в результате падения дерева на принадлежащий истцу на праве собственности автомобиль Ниссан Кашкай, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, автомобилю были причинены механические повреждения, рыночная стоимость восстановительного ремонта которых составляет без учета износа 422088 рублей.
Земельный участок, на котором произрастало упавшее дерево, является не сформированным и не поставленным на государственный кадастровый учет с установлением границ, и отнесен к ведению муниципального образования Городской округ Балашиха, территория, где произрастало дерево, не входит в состав общего имущества рядом расположенных многоквартирных домов, обязательства по ее содержанию, равно как и содержание зеленых насаждений, находящихся на данном земельном участке, у ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» отсутствуют.
Ответчик – Администрация городского округа Балашиха не представил суду доказательств, опровергающих доводы истца и представленные по делу доказательства, исследованные в судебном заседании. В том числе, ответчик не представил суду доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что ответственность за ненадлежащее содержание территории и за ненадлежащее обеспечение сохранности зеленых насаждений на земельном участке, на котором располагалось упавшее дерево, не лежит на нем, как о том указано в том числе, и в представленных суду письменных возражениях.
Доводы ответчика о том, что в период падения дерева имели место неблагоприятные метеорологические условия, опровергаются представленной истцом в дело справкой из ФГБУ «Центральное УГМС» от 25 ноября 2020 года.
Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответственным лицом за благоустройство территории, на которой росло упавшее дерево, является Администрация Городского округа Балашиха, то есть, вред имуществу истца причинен по вине данного ответчика.
Таким образом, требования истца, предъявленные к ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый», не подлежат удовлетворению, поскольку данное лицо является ненадлежащим ответчиком по предъявленному иску.
При таких обстоятельствах, в порядке ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика - Администрации Городского округа Балашиха в пользу истца в качестве возмещения вреда, причиненного имуществу, денежные средства в размере 421143 рубля 53 копейки.
Истец ФИО3 понесла расходы на оплату услуг представителя в размере 40000 рублей, что надлежащим образом подтверждено (т. 1 л.д. 15-17; 143; 144; 145; т. 2 л.д. 140; 141; 142).
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ, исходя из объема заявленных требований, цены иска, сложности дела, объема оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, суд взыскивает с ответчика в пользу истца указанные выше расходы в размере 30000 рублей, который является разумным. В остальной части указанные расходы на оплату услуг представителя взысканию с ответчика не подлежат.
Истец ФИО3 понесла расходы на оценку ущерба в размере 5000 рублей, что надлежащим образом подтверждено (т. 1 л.д. 26; 27-28).
Указанные расходы являлись необходимыми для истца, связаны с защитой нарушенного права по данному гражданскому делу, в связи с чем, суд взыскивает указанные расходы с ответчика в пользу истца.
Истец ФИО3 при подаче иска уплатила государственную пошлину в размере 7411 рублей, что надлежащим образом подтверждено (т. 1 л.д. 22; 23-24).
В силу положений п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
С учетом изложенного, оплаченная государственная пошлина не может быть взыскана в пользу истца с ответчика.
Вместе с тем, оплаченная государственная пошлина в размере 7411 рублей подлежит возврату истцу из бюджета.
Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.
Таким образом, по указанным выше основаниям, рассматриваемый в данном гражданском деле иск подлежит частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО3 к Администрации Городского округа Балашиха и к ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» о возмещении вреда – удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации Городского округа Балашиха в пользу ФИО3 в качестве возмещения вреда, причиненного имуществу, денежные средства в размере в размере 421143 рубля 53 копейки, расходы на оценку ущерба в размере 5000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 30000 рублей, а всего взыскать 456143 рубля 53 копейки.
В удовлетворении остальной части заявленных требований: о взыскании расходов на оплату государственной пошлины в размере 7411 рублей, о взыскании расходов на оплату услуг представителя в большем размере, в части требований, предъявленных к ООО «УК «РЭУ № 1-Садовый» – отказать.
Возвратить ФИО3 из бюджета излишне оплаченную государственную пошлину в размере 7411 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Д.И. Лебедев
Решение принято судом в окончательной форме 21 июня 2021 г.
Судья Д.И. Лебедев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>