Дело № 2-1241/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Новый Уренгой 23 мая 2019 года
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
Председательствующего судьи Литвинова В.Е.,
при секретаре Ушаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОМВД России по г. Новому Уренгою, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности направить личное дело к выбранному месту службы, не препятствовать переводу на новое место службы в иное структурное подразделение МВД России,
с участием истца ФИО1, представителей ответчика ОМВД России по г. Новому Уренгою ФИО2, ФИО3, представитель соответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель третьего лица - УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ОМВД России по г. Новому Уренгою, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности направить личное дело к выбранному месту службы, не препятствовать переводу на новое место службы в иное структурное подразделение МВД России.
В обоснование требований указал, что проходит службу в органах внутренних дел в должности <данные изъяты> ОМВД России по г. Новому Уренгою. По договоренности с отделом по работе с личным составом УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре истцом были собраны все необходимые документы, а также получено предварительное согласие УМВД России по ХМАО-Югре о его переводе и назначении на службу в данном подразделении.
28 марта 2019 года истец обратился с рапортом к начальнику ОМВД России по г. Новому Уренгою с просьбой направить личное дело в УМВД России по ХМАО-Югре для дальнейшего прохождения там службы.
01 апреля 2019 года в адрес УМВД России по ЯНАО поступил запрос из УМВД России по ХМАО-Югре с просьбой направить личное дело ФИО1 для ознакомления. Вместе с тем, личное дело в адрес УМВД России по ХМАО-Югре направлено не было. Таким образом, ОМВД по г. Новый Уренгой затягивает перевод истца, в связи с чем нарушает его законное право на смену места жительства и службы.
В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные требования по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснил, что препятствия со стороны ответчиков в его переводе выражаются в возможном проведении в будущем в его отношении различного рода необоснованных служебных проверок.
Представители ответчика - ОМВД России по г. Новому Уренгою ФИО2, ФИО3 просили отказать в удовлетворении завяленных требований. В обоснование указали, что направление личного дела сотрудника полиции в другую местность (при отсутствии процедуры перевода) является правом ОМВД России по г. Новому Уренгою, а не обязанностью. В адрес ОМВД России по г. Новому Уренгою ФИО1 с рапортом о его переводе в УМВД России по ХМАО-Югре не обращался, доказательств того, что ОМВД по г. Новый Уренгой препятствует его переводу на новое место службы истцом не представлено. Кроме того, личное дело истца к моменту рассмотрения дела направлено в УМВД России по ХМАО-Югре.
Представитель третьего лица - УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре ФИО4 ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие, просила вынести решение на усмотрение суда.
Представитель соответчика – УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом.
Суд полагает возможным в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным сторонами доказательствам, суд приходит к следующему.
Правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, осуществляются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции».
С учетом особого правового статуса сотрудников внутренних дел, обусловленного спецификой правоохранительной службы, отношения, связанные с прохождением и прекращением службы в органах внутренних дел, регулируются специальными нормативно-правовыми актами. Трудовой кодекс Российской Федерации применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо тогда, когда эти правоотношения не урегулированы ими и требуется применение норма ТК Российской Федерации по аналогии.
Как следует из материалов дела, ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел в должности <данные изъяты>.
28 марта 2019 года ФИО1 обратился к начальнику ОМВД России по г. Новому Уренгою с рапортом направить личное дело в УМВД России по ХМАО-Югре для дальнейшего прохождения службы на должности <данные изъяты>. В обоснование перевода был указан переезд на постоянное место жительства в <адрес> по семейным обстоятельствам.
01 апреля 2019 года начальником УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу направлен запрос с просьбой направить личное дело ФИО1 с характеристикой, справками о доходах и обязательствах имущественного характера и карточкой допуска по 2 форме, поскольку последний обратился с рапортом о переводе на службу в УМВД России по ХМАО-Югре.
02 апреля 2019 года начальником ОМВД России по г. Новому Уренгою в адрес ФИО1 направлен ответ, из которого следует, что какого-либо запроса из УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о направлении личного дела не поступало, в связи с чем направление личного дела является нецелесообразным. Дальнейшее рассмотрение вопроса о переводе будет производиться после закрытия листка нетрудоспособности.
29 апреля 2019 года врио начальника УМВД РФ по Ямало-Ненецкому автономному округу в адрес начальника УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре направлено сообщение, из которого следует, что ФИО1 нарушен порядок перевода, установленный соответствующим приказом МВД России. Кроме того, в настоящее время в отношении него назначены и проводятся служебные проверки, в том числе и по факту <данные изъяты>. При таких обстоятельствах, направление личного дела сотрудника полиции ФИО1 является нецелесообразным.
Согласно ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях ведутся личные дела, документы учета сотрудников органов внутренних дел, банки данных о сотрудниках и гражданах, поступающих на службу в органы внутренних дел, содержащие персональные данные сотрудников, сведения об их служебной деятельности и стаже службы, а также персональные данные членов семей сотрудников и граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел.
В соответствии с ч. 3 названной статьи в личное дело сотрудника органов внутренних дел вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и увольнением со службы и необходимые для обеспечения деятельности федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения.
В силу ч. 5 ст. 39 ФЗ «О службе в органах внутренних дел» сведения, содержащиеся в личном деле и документах учета сотрудника органов внутренних дел, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну.
Согласно пп. 6 ч. 1 указанной статьи передача персональных данных сотрудника третьей стороне не допускается без согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Условия передачи персональных данных сотрудника третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом МВД России от 28.04.2014 № 381 «О некоторых вопросах централизованного учета персональных данных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, граждан Российской Федерации, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации» утверждено Положение о централизованном учете персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации и ведении его личного Дела (далее Положение). Данное Положение определяет порядок организации работы по централизованному учету персональных данных сотрудника органов внутренних дел Российской Федераций и ведению его личного дела.
В силу п. 16 Положения личное дело сотрудника является основной формой учета персональных данных сотрудника, в том числе сведений, связанных с поступлением его на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и увольнением со службы в органах внутренних дел, необходимых для обеспечения деятельности органа, организации, подразделения МВД России, в котором проходит службу сотрудник.
Сведения, содержащиеся в личном деле, являются конфиденциальной информацией (служебной тайной) и (или) сведениями, составляющими государственную и иную охраняемую законом тайну (п. 17).
В соответствии с п. 19.1 Положения ведение личных дел сотрудников, замещающих должности руководителей (начальников) и заместителей руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России на окружном и региональном уровнях, оперативных бюро МВД России, Восточно-Сибирского и Забайкальского линейных управлений МВД России на транспорте, образовательных и научных организаций системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созванных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел (за исключением подчиненных территориальным органам МВД России), сотрудников, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (за исключением Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации), осуществляется Департаментом государственной службы и кадров МВД России.
Ведение личных дел иных сотрудниковосуществляется сотрудниками кадровых подразделений органов, организаций, подразделений МВД России по месту прохождения сотрудниками службы.
По смыслу приведенных выше правовых норм, личное дело сотрудника представляет собой систематизированный свод документов, отражающих обстоятельства прохождения службы сотрудником органов внутренних дел и содержащих персональные данные такого лица, что предопределяет наличие определенных ограничений, связанных с обращением таких дел, в том числе и в рамках системы органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктами 44-48 Положения предусмотрены случаи выдачи (высылки) личных дел.
В силу п. 45 Положения решение о выдаче (высылке) личного дела принимается руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России или руководителем (начальником) кадрового подразделения либо лицами, их замещающими, в 10-дневный срок со дня получения запроса.
Личные дела выдаются (высылаются) на срок не более 1 месяца, по истечении которого они должны быть возвращены к месту постоянного хранения, за исключением случаев назначения сотрудника на должность по новому месту службы (п. 46).
В соответствии с п. 48 Положения личные дела сотрудников, назначаемых на должности в порядке перевода, высылаются к новому месту службы не позднее 5 суток со дня издания приказа о назначении на должность.
Таким образом, одним из законодательно урегулированных и допустимых случаев выдачи (высылки) личного дела сотрудника является принятие решения о назначении сотрудника на новую должность в порядке перевода.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» изменение правоотношений на службе в органах внутренних дел (назначение сотрудника органов внутренних дел на другую должность в органах внутренних дел) осуществляется на основании согласия или ходатайства сотрудника, выраженных в письменной форме в его обращении к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю (далее - рапорт). В рапорте сотрудником также указывается, что он ознакомился с должностным регламентом (должностной инструкцией), основными условиями службы в органах внутренних дел, установленным порядком исчисления и выплаты денежного довольствия, режимом служебного времени и отдыха (если этот режим отличается от общих правил внутреннего служебного распорядка, установленных в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе, подразделении).
Статьей 30 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел» предусмотрен порядок перевода сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, согласно которой перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу п. 87 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 01.02.2018 № 50, при переводе сотрудника в иное подразделение рапорт о назначении на должность подлежит согласованию с заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности, в котором проходит службу сотрудник.
При этом согласно п. 88.1 указанного Порядка заместителем Министра, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющим право назначения сотрудников на должности, в котором сотрудник проходит службу, не может быть отказано в согласовании рапорта о назначении на должность при переводе сотрудника в иное подразделение в случаях: переезда к иному месту жительства в другой населенный пункт.
В соответствии с п. 16 Порядка до назначения сотрудника на должность по новому месту службы с ним сохраняются служебные отношения по прежнему месту службы.
Таким образом, правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения, предусматривают следующие обязательные стадии перевода сотрудника на новую должность, а именно: подача рапорта о переводе сотрудником органов внутренних дел с указание причин такого перевода; согласование такого рапорта с соответствующим руководителем.
Вышеуказанными нормами законодательства предусмотрено только право работодателя увольнять работника в порядке перевода к новому работодателю по заявлению работника, но не обязанность, то есть, работодатель может в подобном переводе работнику отказать.
Принятие решения о назначении сотрудника на новую должность в порядке перевода является основанием для направления его личного дела к новому месту службы.
Как следует из ответа от 17.05.2019 г. заместителя начальника управления по работе с личным составов УМВД России по ЯНАО, <данные изъяты> ФИО1 с рапортом о его переводе к выбранному месту службы за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа в период с 01.03.2019 года по настоящее время в управление по работе с личным составом УМВД России по ЯНАО, не обращался.
Вместе с тем, по смыслу приведенных выше правовых норм, возможность направления личного дела сотрудника непосредственно связана с принятием итогового решения о переводе сотрудника.
Предусмотренная законом процедура согласования перевода сотрудника и взаимообусловленность принятия такого решения с возможностью направления личного дела сотрудника в другое структурное подразделение не может быть расценена как нарушение права сотрудника органов внутренних дел на смену места работы, сферы деятельности, уровня дохода.
Служба в органах внутренних дел относится к особому виду государственной службы - правоохранительной службе и представляет собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, борьбе с преступностью, защите прав и свобод человека и гражданина. Следовательно, такого рода деятельность осуществляется в публичных интересах, а лица, которые проходят службу в органах внутренних дел, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловлен их специальный правовой статус и особый характер службы, который предполагает наличие определенных ограничений их прав и свобод, а также возлагающим на них особые публично-правовые обязанности.
Наличие таких ограничений, в том числе в части установления специальной процедуры перевода сотрудников и невозможности произвольного направления личных дел связано главным образом с необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, а также необходимостью установления дополнительных гарантий защиты персональных данных сотрудников и иной, охраняемой законом информации.
Поступая на службу в органы внутренних дел, гражданин реализует право на свободное распоряжение своими способностями к труду и тем самым добровольно приступает к осуществлению такой профессиональной деятельности, занятие которой предполагает, во-первых, наличие определенных ограничений его прав и свобод, свойственных данной разновидности государственной службы, а во-вторых, исполнение обязанностей по обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Вследствие этого сотрудник органов внутренних дел обязуется подчиняться требованиям закона, ограничивающим его права и свободы, в том числе социальные, а также возлагающим на него особые публично-правовые обязанности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о возложении на ответчика обязанности по направлению личного дела истца в УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре в отсутствие согласованного с начальником УМВД России по Ямало-Ненецкому автономному округу рапорта о переводе, а также принятого решения о переводе сотрудника на новое место службы в иное структурное подразделение МВД России, не имеется.
Кроме того, как следует из сопроводительного письма от 17.05.2019 года, адресованного начальнику УМВД России по ХМАО-Югре, личное дело ФИО1 направлено в Управление для ознакомления, что подтверждается реестром <данные изъяты> на корреспонденцию, сданную в Новоуренгойское отделение спецсвязи.
Также суду не представлено доказательств, подтверждающих, что ОМВД России по г. Новому Уренгою, УМВД России по ЯНАО препятствуют увольнению истца в порядке перевода к новому работодателю.
Доводы ФИО1 о возможном нарушении его прав в будущем, препятствовании со стороны ОМВД России по г.Новому Уренгою его переводу в иное место службы путем возможного проведения в его отношении в дальнейшем различного рода служебных проверок несостоятельны, поскольку носят характер предположения, не подтверждены доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости.
Учитывая изложенные обстоятельства, исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО1 к ОМВД России по г. Новому Уренгою, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу о возложении обязанности направить личное дело к выбранному месту службы, не препятствовать переводу на новое место службы в иное структурное подразделение МВД России, отказать.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.
Судья В.Е.Литвинов
СПРАВКА:
Мотивированное решение составлено 23 мая 2019 года.
Судья В.Е.Литвинов