ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1242/2022 от 12.09.2022 Конаковского городского суда (Тверская область)

Гражданское дело № 2-1242/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 сентября 2022 года г.Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе

председательствующего судьи Чувашовой И.А.,

при секретаре Зимовец И.М.,

с участием представителя истца по доверенности ФИО1, представителя ответчика по ордеру адвоката Гладышева С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного унитарного предприятия «Московский метрополитен» к ФИО2 о взыскании упущенной выгоды,

у с т а н о в и л:

В Рамешковский районный суд Тверской области обратилось Государственное унитарное предприятие «Московский метрополитен» с исковым заявлением к ФИО2 о взыскании упущенной выгоды.

В обоснование заявленных требований истец указал, что на основании распоряжений Департамента городского имущества г.Москвы от 17.02.2021 , , инфраструктура трамвайного комплекса г.Москвы передана в хозяйственное ведение ГУП «Московский метрополитен». 31 марта 2021 г. ГУП «Московский метрополитен» включен в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в г.Москве, как перевозчик пассажиров трамваями. Таким образом, метрополитен в настоящее время оказывает услуги по перевозке пассажиров трамваями. 24 апреля 2022 года по адресу: <адрес> ФИО2, управляя транспортным средством Тойота Камри гос.рег.знак , двигаясь по ул.Лесная в районе кд.20 стр.8 при развороте не пропустил трамвай и совершил столкновение с трамваем гос.рег.знак в результате чего на маршруте было задержано (отменено) в общей сложности 7 рейсов. Указанное привело к нарушению нормальной работы трамвайной сети города Москвы, что привело к причинению убытков ГУП «Московский метрополитен», как организации, осуществляющей эксплуатацию инфраструктуры трамвайного комплекса г.Москвы, в виде упущенной выгоды в размере 71 275,80 рублей. В соответствии с постановлением по делу об административном правонарушении от 25.04.2022 г. рассматриваемое ДТП произошло в результате несоблюдения ответчиком требования п.8.8 ПДД РФ, что является нарушением ст.12.14.3 КоАП РФ, в результате чего ответчик был привлечен к административной ответственности с назначением ему штрафа в размере 500 рублей. Факт противоправного деяния ответчика подтверждается постановлением от 25.04.2022 , актом о вынужденном простое трамвая от 24.04.2022 г., сведениями, полученными из Единого диспетчерского центра метрополитена, письмом руководителя ГКУ «ЦОДД» о направлении отчетов по происшествиям за период с 22.04.2022 по 24.04.2022 г. Противоправные действия ответчика привели к задержке (отмене) в общей сложности 7 рейсов на маршруте , что подтверждается сведениями, предоставленными Единым диспетчерским центром метрополитена. Указанное привело к убыткам в виде неполученных доходов от основной деятельности, которые метрополитен получил бы при обычных условиях гражданского оборота, занимаясь перевозкой пассажиров. Размер убытков от простоя подвижного состава рассчитан на основании Порядка определения размера убытков, причиненных в результате нарушения нормальной работы трамвайной сети г.Москвы, в связи с действиями третьих лиц, повлекшими временную остановку (отмену) движения трамваев, утвержденного приказом начальника метрополитена от 23.04.2021 (разработан в соответствии со ст.15 ГК РФ, постановлением Правительства Москвы от 29.09.2009 № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве», исходя из данных о задержанных маршрутах, загруженности трамвайной сети во время задержки, темпе используемого подвижного состава и нормативной стоимости перевозки одного пассажира, установленной приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 31.12.2021 № 740-ТД. Ввиду того, что трамвай является рельсовым транспортом и в силу своих конструктивных характеристик не может передвигаться вне трамвайных путей, возможность избежать задержек движения у истца отсутствовала.. Таким образом, между действиями ответчика и возникновением убытков у истца имеется причинно-следственная связь. При данных обстоятельствах имеются все основания для возложения на ответчика имущественной ответственности за причиненный вред и взыскания с него упущенной выгоды. На основании изложенного, руководствуясь статьями 15, 1064 ГК РФ, истец с учетом уточнения исковых требований, просит суд:

Взыскать с ФИО2 в пользу ГУП «Московский метрополитен» (ИНН <***>, 5177746277385) упущенную выгоду в размере 71 275 рублей 80 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2338 рублей.

Определением Рамешковского районного суда Тверской области от 14 июля 2022 года настоящее гражданское дело передано для рассмотрения по подсудности в Конаковский городской суд Тверской области.

Представитель истца ГУП «Московский метрополитен» по доверенности ФИО1 в судебное заседание явился, исковые требования, с учетом их уточнения поддержал. Подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении, и пояснил, что Приказ департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 31 марта 2021 года общедоступен и размещен на сайте Департамента. Также пояснил, что в тексте искового заявления были допущены опечатки в указании номеров и количества задержанных рейсов.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом по адресу последнего места жительства: <адрес> (согласно адресной справке от 29.06.2022 г. снят с регистрационного учета 16.10.2015 г., регистрации по месту жительства и пребывания не имеет), судебная повестка возвращена почтой по истечении срока хранения.

Представитель ответчика ФИО2, назначенный в порядке ст.50 ГПК РФ адвокат Гладышев С.Г., в судебное заседание явился, исковые требования не признал, поскольку не имеет таких полномочий. Просил отказать истцу в иске.

На основании статьи 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

По смыслу указанных норм для возложения на лицо имущественной ответственности за причиненный вред необходимо установление фактов наступления вреда, его размера, противоправности поведения причинителя вреда, его вины, а также причинно-следственной связи между действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.

В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии с Распоряжениями Департамента городского имущества города Москвы от 17.02.2021 года инфраструктура трамвайного комплекса г. Москвы передана в хозяйственное ведение ГУП «Московский метрополитен».

Приказом департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 31 марта 2021 года «О внесении изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве», ГУП «Московский метрополитен» включен в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным и наземным электрическим транспортом в городе Москве, как перевозчик пассажиров трамваями.

В силу п. 8.8 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 , при повороте налево или развороте вне перекрестка водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу встречным транспортным средствам и трамваю попутного направления.

Если при развороте вне перекрестка ширина проезжей части недостаточна для выполнения маневра из крайнего левого положения, его допускается производить от правого края проезжей части (с правой обочины). При этом водитель должен уступить дорогу попутным и встречным транспортным средствам.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 12.14 КоАП РФ, образует невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.13 и статьей 12.17 настоящего Кодекса, и влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Из административного материала по факту дорожно-транспортного происшествия, следует, что водитель ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ г.р., 24.04.2022 г. в 22.15, управляя автомобилем Тойота Камри, гос.номер , по адресу: <адрес>, совершило нарушение п.8.8 ПДД РФ, а именно при развороте не пропустил трамвай 31090 под управлением водителя ФИО8 в результате чего трамвай получил повреждения: нижний бампер, передний бампер.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 25.04.2022 г., вынесенным инспектором 1 БП ДПС ГИБДД УВД по ЦОА ГУВД России по г.Москве, ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.12.14 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 500 руб. Постановление ФИО2 не обжаловано и вступило в законную силу 04.05.2022 г.

Из отчета Государственного казенного учреждения города Москвы – Центр организации дорожного движения Правительства Москвы по значимым происшествиям за период с 22.04.2022 по 24.04.2022 следует, что 24.04.2022 г. в 22.18 на <адрес>, произошло столкновение трамвая номер и легкового автомобиля Тойота гос.рег.знак . В результате задерживалось движение трамваев, следовавших по маршруту (депо им.Баумана в сторону Белорусского вокзала. Начало задержки движения 22.18, движение восстановлено 22.52. Время задержки движения 34 мин.

В соответствии с Актом о вынужденном простое поездов трамвая от 24.04.2022 г., в связи с имевшим место ДТП – столкновение трамвая с а/м , было внепланово прекращено движение пассажирских поездов (вагонов) трамвая по маршруту N 7 по 7 рейсам.

Согласно представленному истцом расчету, размер убытков, причиненных в результате нарушения нормальной работы трамвайной сети г. Москвы в связи с действиями ответчика, повлекшими временную остановку (отмену) движения трамваев 24.04.2022 г., составляет 71 275 руб. 80 коп.

Представленный истцом расчет составлен на основании «Порядка определения работы трамвайной сети г. Москвы в связи с действиями третьих лиц, повлекшими временную остановку (отмену) движения трамваев», утвержденного Приказом начальника ГУП «Московский метрополитен» от 23.04.2021 № УД-07-1766/21, соответствует Акту о вынужденном простое поездов трамваев от 24.04.2022 г., нормативной стоимости перевозки пассажиров общественным транспортном на период с 01 апреля 2021 года, утвержденной приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 30.12.2021 г. . Расчет убытков является арифметически верным и соответствует методике определения материального ущерба.

Возражения по расчету убытков, ответчиком либо его представителем суду не представлены.

Принимая во внимание, что трамвай является рельсовым транспортом и в силу своих конструктивных характеристик не может передвигаться вне трамвайных путей, возможность избежать задержек движения у истца отсутствовала.

Противоправные действия ответчика ФИО2 привели к убыткам для ГУП «Московский метрополитен» в виде неполученных доходов от основной деятельности, которые метрополитен получил бы при обычных условиях гражданского оборота, занимаясь перевозкой пассажиров, в общем размере 71 275 руб. 80 коп.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии причинно-следственной связи между противоправными действиями ответчика ФИО2, как причинителя вреда, и наступившими неблагоприятными последствиями для истца ГУП «Московский метрополитен», выразившимися в нарушении нормальной работы трамвайной сети города Москвы, срыве графика движения трамваев.

Принимая во внимание, что действия ответчика ФИО2 привели к убыткам истца в виде неполученных доходов от основной деятельности, которые ГУП «Московский метрополитен» получил бы при обычных условиях гражданского оборота, занимаясь перевозкой пассажиров, то на ответчика должна быть возложена ответственность за причинение ущерба и обязанность возместить упущенную выгоду в размере 71 275 рублей 80 копеек.

Оснований для освобождения ответчика от материальной ответственности, возложении ее на иных лиц, а также для снижения размера заявленной к взысканию суммы не усматривается.

Наличие у виновного лица на момент ДТП полиса ОСАГО, не освобождает его от материальной ответственности перед истцом, поскольку в силу положений Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» упущенная выгода не входит в объем страхового возмещения по полису ОСАГО.

В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Истцом при подаче искового заявления оплачена государственная пошлина по платежному поручению в размере 2338 руб.

Принимая во внимание, что исковые требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме, то с ответчика в пользу истца надлежит взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 2338 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования ГУП «Московский метрополитен» удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца Республики Таджикистан, гражданина Российской Федерации, ранее зарегистрированного по адресу: <адрес> (снят с учета 16.10.2015 г.) в пользу ГУП «Московский метрополитен» (ИНН <***>, 5177746277385) упущенную выгоду в размере 71 275 рублей 80 копеек, судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 2338 рублей, всего 73 613 рублей 80 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня изготовления судом решения в окончательной форме, которое изготовлено 13 сентября 2022 года.

Председательствующий Чувашова И.А.

1версия для печатиДело № 2-1242/2022 (Решение)