ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1243/2017 от 14.04.2017 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Элистинский городской суд Республики Калмыкия в составе

председательствующего судьи Надбитовой Г.П.,

при секретаре судебного заседания ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Территориальному Управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГг. назначена судьей Верховного Суда Республики Калмыкия, в указанной должности работает по настоящее время; с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. работала судьей Черноземельского районного суда Республики Калмыкия. Общий стаж ее работы судьей составляет 25 лет 09 месяцев; в связи с переездом и отсутствием жилья по новому месту работы решением жилищной комиссии Верховного Суда Республики Калмыкия поставлена на учет, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Решением жилищной комиссии Верховного Суда Республики от ДД.ММ.ГГГГг. (протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГг.) распределены денежные средства, поступившие из Судебного департамента при Верховном Суде РФ на приобретение жилья судьям Верховного Суда Республики Калмыкия в порядке очередности, ей выделили 1 800 000 руб. Двенадцатого сентября 2008г. Верховный Суд Республики Калмыкия на основании договора купли-продажи (государственного контракта) приобрел у ФИО4 в собственность РФ жилой <адрес>, общей площадью 201,3 кв.м, жилой площадью 117,90 кв.м. Право собственности на дом зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РК ДД.ММ.ГГГГг.; дом находится в оперативном управлении Верховного Суда Республики Калмыкия. ДД.ММ.ГГГГг. с ней заключен договор найма жилья, по которому указанный жилой дом передан ей во владение и пользование. Предоставленный жилой дом не отнесен в установленном законом порядке к специализированному (служебному) жилищному фонду, ссылаясь на Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГг. (в редакции федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг., действовавшей до ДД.ММ.ГГГГг.), предусматривавший передачу квартиры в собственность судьи бесплатно, просит суд признать за ней право собственности на вышеуказанный жилой дом в порядке приватизации.

Представитель истицы ФИО5 в судебном заседании поддержал иск, настаивает на его удовлетворении.

Ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд своего представителя не направил; представив возражения на иск, в котором просит суд отказать в удовлетворении исковых требований (№ БП-03/588 от ДД.ММ.ГГГГг.).

Третье лицо - Верховный Суд Республики Калмыкия, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не направил в суд своего представителя, о причине неявки суд не известил, не просил рассмотреть дело в их отсутствие; не ходатайствовал об отложении дела. Суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В силу статьи 11 этого же Закона каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Статья 6 Закона предусматривает, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Из материалов дела следует, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. ФИО2 назначена на должность судьи Верховного Суда Республики Калмыкия (трудовая книжка АТ-1 от ДД.ММ.ГГГГг.). Решением жилищной комиссии Верховного Суда Республики Калмыкия от ДД.ММ.ГГГГг. истице на приобретение жилья в <адрес> выделены 1 800 000 руб. (протокол заседания от ДД.ММ.ГГГГг.). Государственным контрактом (договор купли-продажи) от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Суд Республики Калмыкия приобрел у ФИО4 одноэтажный жилой дом общей площадью 201,3 кв.м, жилой площадью 117,90 кв.м по адресу: <адрес>, стоимостью 1 800 000 руб. Дом приобретен в собственность Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.), в 2008г. вид права указывался – оперативное управление (свидетельство о государственной регистрации права № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг.). Десятого октября 2008г. Верховный Суд РК заключил с ФИО2 договор социального найма жилого помещения на данный дом.

Часть 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации, к числу которых отнесены служебные жилые помещения.

В соответствии со статьей 92 Жилищного кодекса РФ служебные жилые помещения являются жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. утверждены «Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду» (далее - Правила), согласно пункту 12 которых, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных данными Правилами.

Исходя из пункта 14 Правил, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Согласно пункту 15 Правил, использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Таким образом, согласно приведенным правовым нормам, занимаемое жилое помещение является служебным жилым помещением только в случае его отнесения к специализированному жилищному фонду на основании решения, в данном случае Верховного Суда Республики Калмыкия, что, в свою очередь, должно предшествовать его предоставлению в качестве такового по договору найма специализированного (служебного) жилого помещения.

Как следует из материалов дела, спорное жилое помещение принадлежит Российской Федерации, предоставлено истице на основании договора социального найма жилого помещения в бессрочное владение и пользование.

Доказательства отнесения в вышеуказанном порядке квартиры к категории жилых помещений специализированного жилищного фонда до её предоставления ФИО2 суду не представлены, в материалах дела таковые отсутствуют.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что ФИО2, являющаяся гражданином Российской Федерации, не принимавшая участия в приватизации жилья и занимающая жилое помещение государственного жилищного фонда на основании договора социального найма, имеет право приобрести его в собственность бесплатно, в порядке приватизации.

Кроме того, суд соглашается с доводами истицы, изложенными в исковом заявлении, о том, что ввиду отсутствия правового регулирования порядка обеспечения судей жилыми помещениями, она как и все граждане РФ вправе приватизировать предоставленное жилое помещение.

Согласно абзацев 1 и 2 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О статусе судей в Российской Федерации» судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством РФ.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий с учетом положений настоящей статьи признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством РФ и жилищным законодательством субъектов РФ.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. определен «Порядок обеспечения судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», согласно которого до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации на улучшение жилищных условий судей, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.

Между тем, приведенные выше положения абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О статусе судей в Российской Федерации» действуют в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. (пункт 2 статьи 14).

Ранее данная норма абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривала, что предоставляемое нуждающемуся в улучшении жилищных условий судье жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Следовательно, Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг., изменив редакцию абзаца 1 пункта 3 статьи 19 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О статусе судей в Российской Федерации», лишил судей материальных гарантий обеспечения их независимости и самостоятельности, которые закреплялись этой нормой в прежней редакции, и снизил уровень нормативного закрепления этих гарантий, наделив правом определять порядок обеспечения судей жильем Правительство Российской Федерации.

В силу этого, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации -П от ДД.ММ.ГГГГг. признано не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг., в той мере, в какой оно в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.

Следовательно, Правительство Российской Федерации не вправе определять правовой режим предоставляемого судье жилого помещения, а потому Постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. не подлежит применению в отношении судей в части, касающейся служебного статуса жилых помещений, в связи с чем истица вправе приобрести занимаемое ею жилое помещение, относящееся к государственному жилищному фонду, в собственность в порядке приватизации.

Довод представителя ответчика о том, что заключенный Верховным Судом Республики Калмыкия с ФИО2 договор социального найма является ничтожным и не влечет юридических последствий, поскольку в нарушение п. 1 ст. 296 ГК РФ Верховный Суд Республики Калмыкия распорядился спорным имуществом путем заключения договора социального найма без согласия собственника, суд считает несостоятельным.

Вышеуказанный жилой дом к жилым помещениям, не подлежащим приватизации в соответствии со ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не относится; поэтому в силу ст.ст. 2, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» истице, занимающей спорное жилое помещение на условиях социального найма и не участвовавшей в приватизации, в передаче данного жилого помещения в собственность в порядке приватизации вне зависимости от наличия либо отсутствия согласия собственника имущества не может быть отказано.

Не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований довод представителя ответчика о том, что в соответствии с Законом РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» передача в собственность граждан жилых помещений осуществляется учреждениями, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления и нормы данного закона не предусматривают необходимость получения предварительного согласия собственника на передачу гражданам жилого помещения.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Нормами указанного Закона не закреплена обязанность по передаче жилого помещения только учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, а допускает его передачу и уполномоченным собственником указанных жилых помещений органом государственной власти, которым в рассматриваемом случае является Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>.

В силу положений части 3 статьи 8 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГг. «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им на основании договора социального найма жилого помещения, за ним может быть признано право собственности на это жилое помещение в порядке приватизации в судебном порядке.

Следовательно, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> является надлежащим ответчиком по рассматриваемому делу.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО2 к Территориальному управ- лению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации - удовлетворить.

Признать за ФИО2 право собственности в порядке приватизации на жилой дом общей площадью 201,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Элистинский городской суд Республики Калмыкия.

Председательствующий Г.П. Надбитова