ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1244/19 от 15.08.2019 Первомайского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-1244/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 августа 2019 г. г. Владивосток

Первомайский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:

председательствующего судьи Анциферовой О.Е.

с участием помощника прокурора

Первомайского района г. Владивостока Мусабировой Н.А.

при секретаре Букатовой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Первомайского района г. Владивостока в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Владивостока, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад г. Владивостока», Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Первомайского района г. Владивостока обратился в суд с иском к администрации г. Владивостока, муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребенка – детский сад г. Владивостока» о возложении обязанности, указывая, что в результате проведенной проверки соблюдения МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что в нарушение п.24 ППР не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующих протоколов испытаний. Отделом надзорной деятельности и профилактической работы первомайского района г. Владивостока МЧС России по приморскому краю по результатам плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ учреждению выдано предписание об устранении выявленных нарушений , п.1 которого на образовательное учреждение возложена обязанность устранить соответствующее нарушение. С целью контроля устранения выявленных нарушений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ОНД и ПР Первомайского района в МБДОУ проведена соответствующая проверка, по результатам которой установлено, что требования п.1 предписания не устранены. Управлением ОНД и ПР Первомайского района ДД.ММ.ГГГГ выдано повторное предписание . Также проверкой установлено, что соответствующие нарушения выявлялись должностными лицами ОНД и ПР Первомайского района в учреждении в ходе проверок, проведенных в 2018 г. Вместе с тем, прокуратурой района в ходе проверки, проведен анализ мер, принятых учреждением к устранению выявленных нарушений, который показал их неэффективность. Так, после получения предписания образовательным учреждением в администрацию г. Владивостока направлялись заявки на выделение денежных средств на устранение соответствующих нарушений, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ фактически меры к устранению указанных нарушений не приняты.

В связи с чем, просил возложить на администрацию г. Владивостока в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность по обеспечению финансирования расходов МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» на проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующих протоколов испытаний, при наличии неудовлетворительного акта эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах на проведение работ по приведению указанных объектов в исправное состояние; возложить на МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» обязанность в течение 3 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от администрации г. Владивостока провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующих протоколов испытаний, при наличии неудовлетворительного акта эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах на провести работы по приведению указанных объектов в исправное состояние.

Определением Первомайского районного суда г. Владивостока от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока.

В судебном заседании помощник прокурора уточнила исковые требования, просит возложить на администрацию г. Владивостока, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обязанность обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад г. Владивостока» на проведение демонтажа 3-х наружных пожарных стационарных лестниц и их ограждений, а также на приобретение и установку 3-х наружных пожарных стационарных лестниц и их ограждений в соответствии с ФИО6 53254-2009 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад г. Владивостока» обязанность провести демонтаж 3-х наружных пожарных стационарных лестниц и их ограждений, а также приобрести и установить 3 наружные пожарные стационарные лестницы и их ограждения в соответствии с ФИО6 53254-2009 в течение 4 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели.

Представитель администрации г. Владивостока, Управления по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что муниципальные задания для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» таким органам является Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока. Администрацией МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» в адрес Управления направлялись заявки на выделение бюджетных средств для проведения мероприятий по соблюдению требований пожарной безопасности в образовательном учреждении. В целях устранения нарушений требований указанных Правил Управлением в 2018 г. из бюджета Владивостокского городского округа выделены бюджетные ассигнования на работы по замене наружных пожарных лестниц с проведением соответствующих эксплуатационных испытаний данных лестниц. Составлены локальные ресурсные смертные расчеты на выполнение вышеназванных работ в МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока». На основании договора № МЛ-805\17456 на выполнение подрядных работ по замене наружных пожарных лестниц от ДД.ММ.ГГГГ выполнены указанные работы в полном объеме. Протоколами на исполнение лестниц пожарных наружных стационарных от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено соответствие лестниц требованиям НПБ-245-01. Также указала, что денежные средства в виде субсидий на финансирование обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждениям, подотчетным Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, предусматриваются по главному распорядителю бюджетных средств - Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока. Администрация г. Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа. Просит в иске отказать, в случае удовлетворения исковых требований установить срок для исполнения решения суда – в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» в судебном заседании не оспаривала необходимость устранения выявленных нарушений, указала на неоднократное обращение в Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока с заявками на проведение работ, направленных на соблюдение требований пожарной безопасности, пояснила, что 3 наружные пожарные стационарные лестницы и их ограждения требуют демонтажи и полной замены.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Обсуждая вопросам о надлежащих ответчиках по делу, суд учитывает, что согласно ч. 1 ст. 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской ФИО2, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

В соответствии со ст. 48 ГК РФ к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся, в том числе, учреждения.

Согласно ч. 9 ст.9.2 ФЗ «О некоммерческих организациях» собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является соответствующее муниципальное образование.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии со ст. 9.2. ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является, в указанном случае, муниципальное образование.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 5 ч.1 ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Из материалов дела следует, что администрация г. Владивостока является самостоятельным главным распорядителем бюджетных средств Владивостокского городского округа.

Статьей 215.1 Бюджетного кодекса РФ установлено исполнение бюджета на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана и на основе единства кассы и подведомственности расходов.

Согласно муниципальному правовому акту от ДД.ММ.ГГГГ-МПА «О бюджете Владивостокского городского округа на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» денежные средства в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждениям, подотчетным Управлению по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, предусматриваются в бюджете Владивостокского городского округа.

В соответствии с пп.1.2, 1.3 Положения об Управлении по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока, утвержденного приложением к решению Думы города Владивосток от ДД.ММ.ГГГГ, Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета Владивостокского городского округа, предусмотренных на содержание Управления и реализацию возложенных на него функций.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что все заявленные в иске и привлеченные к участию в деле ответчики являются надлежащими.

Согласно ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» организации и их руководители обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; производить противопожарную пропаганду, а так же обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.

В целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества в исследуемой сфере приняты Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В силу ст. 6 Закона № 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 53 Закона № 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 384-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Закона № 384-ФЗ.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях обеспечения пожарной безопасности организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила, НИР), требования которых обязательны для соблюдения на территории Российской Федерации, а также действуют иные нормативные акты, обязательные для исполнения.

Строительными нормами и правилами СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений» определены противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению на всех этапах создания и эксплуатации помещений, зданий и других строительных сооружений, а также пожарно-техническую классификацию.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» в целях обеспечения пожарной безопасности организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (ППР), требований которых обязательны для соблюдения на территории Российской Федерации, а также действуют иные нормативные акты, обязательные для исполнения.

В соответствии с требованиями п.24 Правил руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии.

В судебном заседании установлено, что в результате проведенной проверки соблюдения МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» требований законодательства о противопожарной безопасности установлено, что согласно протоколам эксплуатационных испытаний лестниц пожарных наружных стационарных в количестве 3 штук, специализированной лицензионной организацией ООО «Юнифайд Солюшнс» 1019\224 от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, в каждом случае по результата испытаний сделан вывод о том, что конструкция лестницы не подлежит испытанию нагрузкам согласно НПБ 245-01, даны рекомендации о необходимости с целью устранения нарушений провести замену лестниц.

В судебном заседании также установлено, что до настоящего времени выявленные нарушения не устранены, что подтверждается материалами дела и не оспаривается представителями ответчиков.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из основных принципов государственной политики правового регулирования отношений в сфере образования является гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено, что одной из основных целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

При этом государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе, на принципе ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований прокурора, заявленных по правилам ст. 45 ГК РФ в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Между тем, с учетом установленного порядка бюджетного процесса, принципа формирования бюджетных средств, отсутствия в бюджете на 2019 год запланированных расходов на проведение заявленных прокурором мероприятий и в соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд полагает возможным определить срок исполнения решения суда администрацией г. Владивостока, Управлением по работе с муниципальными учреждениями администрации г. Владивостока – 6 месяцев, МБДОУ «Детский сад обшеразвивающего вида г. Владивостока» - 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Возложить на администрацию г. Владивостока, Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации г. Владивостока обязанность обеспечить финансирование расходов муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад г. Владивостока» на проведение демонтажа 3-х наружных пожарных стационарных лестниц и их ограждений, а также на приобретение и установку 3-х наружных пожарных стационарных лестниц и их ограждений в соответствии с ФИО6 53254-2009 в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад г. Владивостока» обязанность провести демонтаж 3-х наружных пожарных стационарных лестниц и их ограждений, а также приобрести и установить 3 наружные пожарные стационарные лестницы и их ограждения в соответствии с ФИО6 53254-2009 в течение 3 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Первомайский районный суд г. Владивостока в течение месячного срока.

Мотивированный текс решения суда изготовлен с учетом выходных дней ДД.ММ.ГГГГ.

Судья О.Е. Анциферова