ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1244/19 от 25.09.2019 Сальского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-1244/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сальск 25 сентября 2019 г.

Сальский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Ткаченко М.В.,

при секретаре Шамрай Н.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сальске Ростовской области гражданское дело по иску Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», Администрации Манычского сельского поселения об обязании установить информационную мнемосхему,

УСТАНОВИЛ:

Сальский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», Администрации Манычского сельского поселения об обязании установить информационную мнемосхему, ссылаясь на то, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными ст.ст. 21, 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», проведена проверка соблюдения прав и интересов инвалидов Муниципальным бюджетным учреждением культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения».

Проверкой установлено, что МБУК СДК, расположенное по адресу: <адрес>, при осуществлении деятельности использует на праве оперативного управления здание дома культуры.

Согласно п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:

1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ) под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ организации независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

На основании части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ к объектам социальной инфраструктуры относятся жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения.

Таким образом, МБУК СДК относится к объектам социальной инфраструктуры.

Приказом Минкультуры России от 09.09.2015 № 2400 утверждены «Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения» (далее по тексту – Требования доступности № 2400), в п. которого указано, что учреждения культуры (музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения) обеспечивают инвалидам и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в пункт 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Соответствующие требования, предъявляемые к оборудованию входа помещений, закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (далее - Свод правил). Свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, подписанной Российской Федерацией в сентябре 2008 года, среди которых полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность.

Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

По смыслу указанного выше законодательства, целью установки мнемосхемы является отображение той информации, которая поможет в ориентации инвалидов по зрению в пространстве, а именно, на схеме отображается информация о расположении отдельных помещений, кабинетов, залов и входов в них. Такого рода информация на мнемосхеме и содержащиеся на схеме сведения позволят беспрепятственно и безопасно передвигаться внутри помещения.

В соответствии с положениями Устава МБУК СДК является юридическим лицом, наделяется имуществом на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, штамп и бланк со своим наименованием, круглую печать со своим полным наименованием.

Учредителем и собственником имущества является муниципальное образование «Манычское сельское поселение» Сальского района.

Финансовое обеспечение деятельности МБУК СДК осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «Манычское сельское поселение» и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством.

В ходе проверки установлено, что при входе в здание МБУК СДК, расположенное по адресу: <адрес>, в нарушение требований Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605 и Требований доступности № 2400, для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, что не соответствует п. 7.1.8 Свода правил.

Таким образом, на обследуемом объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия для условий беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству. Обследуемый объект не удовлетворяет требованиям безбарьерности, для всех категорий инвалидности, увеличивая затраты и усилия на адаптацию к среде, создавая возможность получения травм и излишней усталости, невозможности своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска, плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения; отсутствия предупреждения о зонах, представляющих потенциальную опасность, наличия ложных эффектов восприятия среды, провоцирующих ситуации риска и отсутствия средств информирования, что влечет нарушение прав и законных интересов граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствует направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод.

Исходя из норм действующего законодательства обязанность по устранению выявленных городской прокуратурой нарушений законодательства, направленного на обеспечение общедоступности социальной инфраструктуры в деятельности образовательных организаций, возложена на МБУК СДК, как на юридическое лицо, на Администрацию Манычского сельского поселения, наделенную полномочиями учредителя.

На основании изложенного, прокурор просил суд обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», Администрацию Манычского сельского поселения установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями к оборудованию входа помещений, которые закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605.

Истец о дате и о времени и месте судебного разбирательства извещен, в назначенное судом время представитель не явился.

Представитель ответчика МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения» о дате и о времени и месте судебного разбирательства извещен, в назначенное судом время представитель не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель ответчика Администрации Манычского сельского поселения о дате и о времени и месте судебного разбирательства извещен, в назначенное судом время представитель не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.

Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав объяснения сторон, судом установлено следующее.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии с положениями Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Согласно положениям вышеназванных норм закона к объектам социальной инфраструктуры отнесены здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов (жилые помещения), учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, гостиничного, туристического, санаторно-курортного назначения, пассажирского обслуживания населения, общего и профессионального образования, воспитания, отдыха, туризма, физкультуры и спорта, трудовой деятельности, предназначенные для предоставления услуг связи и информационных услуг, административного назначения, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, а также участки и элементы застройки территорий указанных учреждений и пути движения пешеходов.

Муниципальному бюджетному учреждению культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения» относится к объектам социальной инфраструктуры.

В целях реализации указанного Федерального закона Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 605 утвержден Свод правил "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СП 58.13330.2012), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.

В соответствии со ст. ст. 4, 6, 52 ГрК РФ нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.

Пунктом 7.1.8 Свода правил установлено, что при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Приказом Минкультуры России от 09.09.2015 № 2400 утверждены «Требования доступности к учреждениям культуры с учетом особых потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения», в пунктах которого указано, что учреждения культуры (музеи, библиотеки, организации исполнительских искусств, кинотеатры, культурно-досуговые учреждения) обеспечивают инвалидам и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам в соответствии со сводом правил СП 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", включенных в пункт 41 перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Исходя из вышеизложенного, положения указанных норм права направлены на урегулирование вопроса по созданию условий и обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям) носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания, а также отсутствия соответствующего финансирования для выполнения требований по соблюдению действующего законодательства.

Как следует из материалов дела, проведенной Сальской городской прокуратурой проверкой установлено, что в нарушение требований Федерального закона от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605 при входе в здание МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения» по адресу: <адрес>, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению, что подтверждено актом проверки 21 июня 2019 г. (л.д.23).

Факт отсутствия информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению при входе в здание МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», ответчиками не отрицался. Из представленного суду договора поставки от 12 сентября 2019 г. следует, что ответчиками в настоящее время предпринимаются все необходимые меры для устранения нарушений, выявленных прокуратурой.

В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Поскольку в судебном заседании установлено, что при входе в здание МБУ культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения» для инвалидов по зрению не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, то суд, всесторонне исследовав представленные доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, считает, что требования Сальского городского прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сальского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», Администрации Манычского сельского поселения об обязании установить информационную мнемосхему, удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», Администрацию Манычского сельского поселения установить информационную мнемосхему (тактильную схему движения), отображающую информацию о помещениях в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры Сальского района «Сельский дом культуры Манычского сельского поселения», расположенном по адресу: <адрес> в соответствии с требованиями к оборудованию входа помещений, которые закреплены в «СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001 № 605.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Сальский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.В.Ткаченко

Решение в окончательной форме изготовлено 30 сентября 2019 г..