ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1244/2014 от 28.08.2014 Чебаркульского городского суда (Челябинская область)

 Дело №2-1244/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 28 августа 2014 года г.Чебаркуль Челябинской области

 Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе:

 председательствующего судьи Тимонцева В.И.,

 при секретаре Рудык А.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием прокурора Шуваркиной М.С., представителя администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> - Шараповой Е.В., заявление Чебаркульского горпрокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес>,

 УСТАНОВИЛ:

 Чебаркульский горпрокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением, в котором после уточнения требований просил признать незаконным бездействие администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> в период с дата по настоящее время по не постановке многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, на учет в Чебаркульском территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области как бесхозяйного недвижимого имущества, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества; возложении на администрацию Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанности поставить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> на учет в Чебаркульском территориальном отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области как бесхозяйное недвижимое имущество, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 В обоснование заявления указал, что по коллективному обращению жителей многоквартирных домов № и № по <адрес> в <адрес> проведена повторная прокурорская проверка. В ходе прокурорской проверки установлено, что по адресу: <адрес> находится многоквартирный жилой дом, который в настоящее время ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплен и фактически никто за его состоянием не следит. Ранее администрация Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обращалась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного указанного жилого дома. Управлением Росреестра по Челябинской области в адрес главы сельского поселения направлялась информация с разъяснением порядка приема недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного, однако до настоящего времени администрацией Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области нарушения, допущенные при обращении в орган Росреестра, не устранены. Непринятие в период с 24 апреля 2013 года мер по обращению в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет многоквартирного жилого дома в качестве бесхозяйного, создает препятствия к его надлежащему техническому обслуживанию, повышает риск возникновения чрезвычайных ситуаций, а также создает угрозу причинения вреда здоровью граждан и материального ущерба (л.д.3-5, 31-33).

 Прокурор Шуваркина М.С. в судебном заседании заявление поддержала по вышеуказанным основаниям.

 Представитель администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> – Шарапова Е.В. по доверенности от дата (л.д.30) в судебном заседании против удовлетворения заявления не возражала, суду пояснила, что действительно на территории сельского поселения находится многоквартирный жилой <адрес> по <адрес> в <адрес>, собственник которого неизвестен. В настоящее время сельской администрацией готовится пакет документов, необходимый для представления в Управление Росреестра по Челябинской области для постановки жилого дома на учет в качестве бесхозяйного, в частности заключен договор на изготовление технического паспорта жилого дома. В связи с недостаточностью финансирования мероприятия по постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного затянулись.

 Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Челябинской области в суд не явился. Заинтересованное лицо извещено о месте и времени судебного заседания, в ранее направленном в суд мнении на заявление просило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя (л.д.25-27, 38).

 Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

 Заслушав объяснения прокурора Шуваркиной М.С., представителя администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области - Шараповой Е.В., исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об удовлетворении заявления.

 В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

 Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

 нарушены права и свободы гражданина;

 созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

 на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

 Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

 В силу п.п.1, 3 ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

 Пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 октября 2003 года №580, установлено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документы, содержащие описание объекта недвижимого имущества, в том числе план объекта недвижимого имущества, удостоверенные соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

 В судебном заседании установлено следующее.

 Многоквартирный жилой <адрес>-<адрес> по <адрес> в <адрес> находится на территории Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес>.

 По информации Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Чебаркульского отделения Челябинского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», Управления Росреестра по Челябинской области сведений о зарегистрированных правах и сделках на вышеназванный многоквартирный жилой дом, а также о владельцах указанного недвижимого имущества не имеется (л.д.7, 23, 29, 39).

 Многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, в муниципальной собственности Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области, а также в муниципальной собственности Чебаркульского муниципального района Челябинской области не числится (л.д.24, 40).

 дата администрация Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о постановке на учет вышеназванного жилого дома в качестве бесхозяйного (л.д.10).

 Сообщением Управления Росреестра по Челябинской области администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области даны разъяснения о необходимости предоставления для проведения государственной регистрации документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (л.д.11-13).

 В связи с не предоставлением администрацией Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района Челябинской области указанных в сообщении документов постановка на учет в качестве бесхозяйного жилого дома до настоящего времени не проведена, что подтверждается выпиской из ЕГРП от дата (л.д.7); а также объяснениями представителя администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> - Шараповой Е.В., данными в судебном заседании.

 В соответствии с п.6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

 Согласно п.1 ч.1 ст.50 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.

 В силу ст.2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.

 При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что администрация Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес>, являясь органом местного самоуправления, обязана принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйного многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес> для последующего его обращения в муниципальную собственность, поскольку отсутствие собственника данного жилого дома влечет за собой нарушение прав граждан на получение жилья по договорам социального найма, на благополучные условия проживания, в том числе не выполнение обязанности собственника по надлежащему содержанию и обслуживанию жилого дома, включая его капитальный ремонт, что может привести к негодности жилого дома и его разрушению.

 Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, 258 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Чебаркульского горпрокурора удовлетворить.

 Признать незаконным бездействие администрации Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> в период с дата по дата по необращению в Чебаркульский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – многоквартирного жилого <адрес> по <адрес> в <адрес>, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

 Возложить на администрацию Тимирязевского сельского поселения Чебаркульского муниципального района <адрес> обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обратиться в Чебаркульский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – многоквартирного жилого <адрес>-<адрес> по <адрес> в <адрес>, с приложением документов, подтверждающих, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, или его собственник неизвестен, или от права собственности на него собственник отказался, а также документов, содержащих описание объекта недвижимого имущества, в том числе плана объекта недвижимого имущества, удостоверенных соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором представление, в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

 Председательствующий