ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1244/2016 от 16.05.2016 Чеховского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.

при секретаре Горбенко Л.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Чеховского муниципального района Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании заявления о даче согласия на размещение рекламной конструкции недействительными, о демонтаже рекламной конструкции,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам и просил признать заявление ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ года о даче согласия на размещение рекламной конструкции с баннерами на внешней стороне ограждения размером 5,1 на 8,2 м сроком на пять лет на земельном участке с КН , находящегося по адресу: <адрес>, недействительным, обязании ответчиков демонтировать рекламную конструкцию, расположенную : <адрес> (л.д.4-8 том1 ). Согласно обоснований иска, собственник земельного участка с КН , находящегося по адресу: <адрес>ФИО2 дала согласие на размещение рекламной конструкции с баннерами на внешней стороне ограждения размером 5,1 на 8,2 м сроком на пять лет на указанном земельном участке. Ответчик ФИО1 разместила незаконно рекламную конструкцию на внешней стороне забора, земельного участка по адресу: <адрес>. Указанная конструкция была размещена без получения разрешения, с нарушением требований действующего законодательства, без соблюдения требований ГОСТ. На претензию по демонтажу рекламной конструкции, ответчики не отреагировали, в связи с чем истец обратился в суд с заявленными требованиями.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО8 (л.д.9 том1 ) исковые требования поддержал в полном объеме по доводам указанным в иске, с учетом дополнений по обоснованиям иска, с учетом представленных доказательств (л.д.4-8 том1, 34-39 том2). Указав, что рекламная конструкция установлена самовольно, до настоящего времени разрешение не выдано, указав, что требования о демонтаже предъявлено к собственнику участка на котором расположена рекламная конструкция и к владельцу рекламной конструкции.

Представитель ответчиков по доверенности ФИО9 (л.д.8-9 том2) возражала против удовлетворения исковых требований по доводам указанным в письменных возражениях по иску, с учетом дополнительных письменных возражений (л.д.10-16, 95-98 том2). На вопросы суда пояснила, что рекламная конструкция была установлена и существует по настоящее время, соответствующее разрешение не было получено, намерений осуществить демонтаж спорной конструкции, во внесудебном порядке, ответчики не имеют.

3 лицо- представитель ФИО12 по доверенности ФИО9 (л.д.9 том 2) возражала против удовлетворении исковых требований.

3-лицо- представитель Главного управления по информационной политики Московской области по доверенности ФИО10 (л.д.88 том2) поддержала исковые требования по доводам указанным истцом, с учетом обоснований письменного отзывая на исковые заявление (л.д.28-30 том2).

3-лица- ФИО11, Ассоциация рекламораспространителей по Московской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела не явились. Заявлений об отложении слушания дела, либо о рассмотрении дела не поступало. При таких обстоятельствах суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившегося 3 лиц, о чем участники процесса не возражали.

Исследовав в совокупности материалы дела, заслушав пояснения участников процесса, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению в части, по следующим основаниям.

При производстве, размещении и распространении рекламы, в соответствии с п.11 ст.5 ФЗ от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.

В соответствии с п.4 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» установлено, что любая реклама не должна, в том числе, иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта.

В соответствии с п..4 ст.19 Федерального закона от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента, что отвечает положениям ст.ст.2 и 9 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которым документом, обязательным для применения при производстве, эксплуатации, хранении, перевозке, реализации и утилизации любых видов продукции, является технический регламент, который принимается федеральным законом.

В силу ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании», технические регламенты принимаются, в том числе, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

В сфере размещения рекламных конструкций субъекты правоприменения обязаны руководствоваться требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». В соответствии со ст.1 указанного ГОСТа, стандарты распространяются на средства наружной рекламы, размещаемые в полосах отвода и придорожных полосах автомобильных дорог, в городских и сельских поселениях.

Судом установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, предоставленного для ведения подсобного хозяйства, с КН 50:31:0022202:0135, расположенного по адресу : <адрес> (л.д.38 том1).

ДД.ММ.ГГГГФИО2 составила заявление, нотариально удостоверенное, о даче согласия ИП ФИО1 на размещение рекламной конструкции с баннерами на внешней стороне ограждения с размерами 5,1 м на 8,2 м на пять лет на земельном участке с КН , расположенного по адресу : <адрес> (л.д.37 том1).

Судом установлено, что ответчица ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность, зарегистрирована в качестве ИП Межрайонной инспекцией ФНС по г.Москве (л.д.35 том1), с постановкой на налоговый учет в ИФНС России по г.Москве (л.д.36 том1).

Судом установлено, что между ФИО1 и ФИО11ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор об оказании услуг по размещению ФИО4 материалов, по условиям которого Исполнитель- ИП ФИО1 обязуется оказывать Заказчику – ИП ФИО11 услуги по предоставлению места размещения и эксплуатации информационных материалов на внешней стороне ограждения по адресу : <адрес> (л.д.12-15 том1).

Судом установлено, что земельный участок с КН , расположенный по адресу : <адрес>, расположен возле перекрестка <адрес> (л.д. 19, 40-41 том1).

Судом установлено, что на внешней стороне ограждения земельного участка с КН , расположенного по адресу : <адрес> собственника ФИО2 расположена рекламная конструкция установленная ИП ФИО1, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось со стороны представителя ответчиков (л.д.18-22 том 1, л.д.41-43 том2).

Судом установлено, что рекламная конструкция установлено самовольно, без получения разрешений со стороны органа местного самоуправления, создает дополнительную угрозу безопасности движения, так как расположена в непосредственной близости от пересечения автомобильных дорог, расположена на расстоянии 36 метров от существующих дорожных знаков и светофора, при минимально допустимой норме 50 метров. Рекламная конструкция, установлена с нарушением ГОСТа Р 52044-2003, а именно конструктивные элементы жесткости и крепления не закрыты декоративными элементами, средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона, что отсутствовало при проведении ДД.ММ.ГГГГ обследования, так же установление спорной рекламной конструкции по указанному адресу не предусмотрено схемой размещения рекламных конструкций Чеховского района, так же как схема размещения рекламной конструкции не соответствует архитектурному облику сложившейся застройки, градостроительным нормам и правилам, отсутствует разрешение на установку рекламной конструкции, выдаваемое органом местного самоуправления, что подтверждается материалами дела, актом обследования, а также не было опровергнуто со стороны ответчиков допустимыми доказательствами по делу (л.д.40-43 том2).

Согласно показаний представителя ответчика, разрешение на установку рекламной конструкции по указанному адресу до настоящего времени не получено.

Судом установлено, что предписание о демонтаже самовольно установленной рекламной конструкции в срок до ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени не исполнено (л.д.20 том1). Согласно показаний представителя ответчика, разрешение на установку рекламной конструкции по указанному адресу до настоящего времени не получено, намерений демонтировать спорную рекламную конструкцию во внесудебном порядке ответчики не имеют.

Судом установлено, что постановлением Администрации ЧМР МО от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о разработке схемы установки рекламных конструкций на территории Чеховского муниципального района в соответствии со схемой территориального планирования Чеховского муниципального района Московской области (л.д.44 том2).

Судом установлено, что постановлением Администрации ЧМР МО от ДД.ММ.ГГГГ утверждена “Схема размещения рекламных конструкций (концепт-программа) большого и сверхбольшого формата на территории Чеховского муниципального района Московской области” (л.д.83-173 том1), в которую расположение спорной рекламной конструкции по указанному адресу не входит, изменения в Постановление не вносились, согласование схемы расположения спорной рекламной конструкции по указанному адресу отсутствует.

Судом установлено, что решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории Чеховского муниципального района Московской области (л.д.59-86 том2). Согласно Правил,

Рекламные конструкции, установленные на территории Чеховского муниципального района, не должны ухудшать визуальный, архитектурный, ландшафтный облик территории Чеховского муниципального района. Рекламные конструкции и их территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. Проектная документация должна быть выполнена в соответствии с действующими государственными стандартами и другими требованиями действующего законодательства. Материалы, используемые при изготовлении всех типов рекламных конструкций, должны отвечать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Рекламная конструкция должна соответствовать техническим нормам и требованиям к конструкциям соответствующего типа, должна быть безопасна, спроектирована, изготовлена и установлена в соответствии с существующими строительными нормами и правилами, ГОСТами, ПУЭ, техническими регламентами и другими нормативными актами, содержащими требования для конструкций данного типа. Монтажно-строительные и электромонтажные работы по установке и эксплуатации рекламных конструкций выполняются в соответствии с проектной документацией организациями, имеющими соответствующие разрешения на проведение этих работ. Рекламные конструкции должны соответствовать требованиям нормативных актов по безопасности дорожного движения. Рекламные конструкции, устанавливаемые на зданиях и сооружениях, не должны ухудшать их архитектурный облик. Требования по безопасности дорожного движения: Рекламные конструкции должны иметь маркировку с указанием владельца, номера его телефона и номера в реестре рекламных мест. Требования к маркировке определяются ГОСТ Р52044-2003. Порядок ведения реестра рекламных мест утверждается Администрацией. Работы по установке (монтажу), эксплуатации и демонтажу рекламных конструкций осуществляются его владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, на котором устанавливается рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, если такое право предоставлено собственником. Установка рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором, при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого Администрацией. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае самовольной установки рекламной конструкции подлежит демонтажу на основании предписания Администрации Чеховского муниципального района.

В соответствии с положениями ст.15 п.п.15.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) К вопросам местного значения муниципального района относятся: утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе".

В силу положений статьи 19 Закона о рекламе (в их системном единстве с другими положениями законодательства о рекламе) рекламная конструкция как техническое средство не может рассматриваться как понятие, тождественное рекламе, рекламной информации. Самовольная установка рекламной конструкции не допускается. В случае самовольной установки рекламная конструкция подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).

Согласно ст.12 ГК РФ к способам защиты гражданских прав относится восстановление положения существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Факт самовольной установки рекламных конструкций материалами дела подтвержден и ответчиками не был оспорен. Демонтаж самовольно установленных рекламных объектов не имеет правовой связи с конституционными нормами, гарантирующими защиту права частной собственности. Демонтаж рекламных объектов не направлен на ограничение или лишение права собственности. Исходя из противоправности поведения ответчика ИП ФИО1, установившего и эксплуатировавшего рекламные конструкции без разрешения на их установку, а так же незаконные действия собственника земельного участка согласовавшего расположение на ограждении земельного участка спорной рекламной конструкции требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Статьей 2 Закона о рекламе предусмотрено, что данный Закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации.

В силу статьи 3 Закона о рекламе в целях этого Закона под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Как следует из положений главы 2 Закона о рекламе, в которой размещена статья 19, она определяет требования к наружной рекламе и установке рекламных конструкций как способу распространения рекламной информации. Следовательно, законодательство о рекламе, имея свою сферу применения, действует не вместо, а наряду с положениями, требованиями и запретами иных отраслей законодательства, регламентирующего различные аспекты публичных и частных отношений. Согласно статье 19 Закона о рекламе под рекламными конструкциями, на которых размещается наружная реклама, понимаются щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары и иные технические средства стабильного размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Таким образом, исходя из характера, назначения, вида, способа монтажа и целей использования рекламные конструкции должны рассматриваться только как движимые вещи, заведомо устанавливаемые на определенный период времени и демонтируемые (перемещаемые) без несоразмерного ущерба их назначению как технических средств. Размещение любых конструкций наружной рекламы возможно после получения разрешения компетентного органа на их установку при наличии гражданско-правового договора с собственником (иным управомоченным собственником лицом) того объекта недвижимости, к которому эта конструкция присоединяется. По смыслу Закона о рекламе под самовольной рекламной конструкцией понимается та, на которую в момент ее установки отсутствует разрешение компетентного органа. Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. Самовольная установка рекламной конструкции представляет собой заведомо противоправные действия. Она не разрешена никому, в том числе и на собственных объектах недвижимости. В связи с этим интерес в сохранении рекламной конструкции в месте ее самовольной установки не может рассматриваться как законный и не подлежит защите.

Таким образом, статья 19 Закона о рекламе различает рекламные конструкции, установленные самовольно и с разрешения компетентного органа, и предусматривает для этих случаев различное регулирование. Названная статья не дополняет и не изменяет гражданское законодательство, применимое к отношениям между собственником рекламной конструкции и собственником объекта, к которой такая конструкция присоединяется. Эта статья не содержит правил, допускающих возможность установки рекламной конструкции путем присоединения к недвижимому имуществу иного лица при отсутствии с ним соответствующего гражданско-правового договора. Собственник недвижимости, к которой присоединяется разрешенная компетентным органом рекламная конструкция, вправе включить в такой договор условия об основаниях его прекращения и возможности демонтажа чужой рекламы без обращения в суд, что ни гражданскому законодательству, ни законодательству о рекламе не противоречит. Демонтаж самовольно установленной рекламной конструкции (движимой вещи) не противоречит положениям статьи 35 Конституции Российской Федерации, поскольку собственник рекламной конструкции лишается не своего имущества в виде рекламной конструкции, а места, на котором такая конструкция была самовольно установлена.

Судом установлено, что так же не было опровергнуто со стороны ответчиков, что рекламная конструкция была установлена самовольно, и подлежит демонтажу. Требования, в части обязания ответчиков демонтировать сооружение рекламной конструкции на внешней стороне ограждения земельного участка с КН , находящегося по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований о признании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ о даче согласия на размещение рекламной конструкции с баннерами на внешней стороне ограждения размером 5,1 на 8,2 м сроком на пять лет на земельном участке с КН , находящегося по адресу: <адрес>, недействительным, учитывая то обстоятельство, что само по себе наличие заявления ( согласования) собственника земельного участка по месту расположения спорной рекламной конструкции не порождает возникновения прав на ее установления, без оформления иных документов, необходимых для представления в орган местного самоуправления по вопросу получения разрешения на установление рекламной конструкции, так же как не нарушает права и законные интересы органа местного самоуправления, учитывая заявленные требования подлежащие удовлетворению об обязании собственника участка и владельца рекламной конструкции демонтировать спорную рекламную конструкцию.

Согласно ст.59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

В соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

На основании изложенного, руководствуясь положениями Конституции РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 13.03.2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», ст.ст. 56,57,2,59,167,194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации Чеховского муниципального района Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании заявления о даче согласия на размещение рекламной конструкции недействительным, о демонтаже рекламной конструкции, удовлетворить частично.

Обязать ФИО1, ФИО2 демонтировать рекламную конструкцию, расположенную : <адрес>.

В удовлетворении требований Администрации Чеховского муниципального района Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании заявления о даче согласия на размещение рекламной конструкции недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца с даты составления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий Е.Н.Колотовкина

Решение суда в окончательном виде составлено ДД.ММ.ГГГГ

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ

Чеховский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Колотовкиной Е.Н.

при секретаре ФИО7,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Чеховского муниципального района Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании заявления о даче согласия на размещение рекламной конструкции недействительными, о демонтаже рекламной конструкции,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Администрации Чеховского муниципального района Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании заявления о даче согласия на размещение рекламной конструкции недействительным, о демонтаже рекламной конструкции, удовлетворить частично.

Обязать ФИО1, ФИО2 демонтировать рекламную конструкцию, расположенную : <адрес>.

В удовлетворении требований Администрации Чеховского муниципального района Московской области к ФИО1, ФИО2 о признании заявления о даче согласия на размещение рекламной конструкции недействительным, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Чеховский городской суд в течение одного месяца с даты составления решения суда в окончательном виде.

Председательствующий Е.Н.Колотовкина