ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1244/2016 от 28.11.2016 Костромского районного суда (Костромская область)

Дело № 2-1244/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2016 года

Костромской районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Вороновой О.Е.

при секретаре Бойцовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Костромского района, поданное в интересах ФИО1, к Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия по осуществлению мероприятий по обследованию жилого помещения, оформлению учетного дела и направления документов в компетентный орган, возложении обязанности создать межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения, возложении обязанности провести оценку и обследование жилого помещения, сформировать учетное дело,

установил:

Прокурор Костромского района, действуя в интересах ФИО1, обратился в Костромской районный суд с иском к Администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области о признании незаконным бездействия по осуществлению мероприятий по обследованию жилого помещения, оформлению учетного дела и направления документов в компетентный орган, возложении обязанности создать межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения, возложении обязанности провести оценку и обследование жилого помещения, сформировать учетное дело. Свои требования мотивируют тем, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (пункт 1).В соответствии с подп. «з» п.1 ч.1 ст.2 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» к ветеранам Великой Отечественной войны относятся участники Великой Отечественной войны военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев.Согласно подп. 3 п.2 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, к которым относится обеспечение жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (для лиц, вставших на учет после 1 января 2005 года).В соответствии с п.3.1 ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах» по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.Согласно ст.23.2 Федерального закона «О ветеранах», полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 закона переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, определение порядка предоставления единовременной денежной выплаты устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.Во исполнение указанных законодательных положений и в целях реализации переданных государством полномочий администрация Костромской области приняла Постановление № 224-а от 08.07.2008 «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов в Костромской области», которым утвердила Порядок предоставления социальных выплаты на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в Костромской области за счет средств федерального бюджета.В соответствии с данным Порядком, для предоставлении социальной выплаты граждане должны обратиться с заявлением в ОГКУ «Центр социальных выплат», которое формирует в хронологической последовательности Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющих право на предоставление социальной выплаты, ежегодно, к 1 февраля, предоставляет сформированные Реестры граждан в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, который, в свою очередь, по мере поступления из федерального бюджета средств на предоставление социальной выплаты запрашивает у ОГУ «Центр социальных выплат» учетные дела граждан в соответствии с установленной очередностью, в 10-дневный срок со дня поступления учетных дел принимает решение о предоставление гражданину социальной выплаты и информирует об этом ОГКУ «Центр социальных выплат».В ходе проверки установлено, что ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны ФИО3, проходившего военную службу в рядах Советской Армии с 28.02.1942 по 02.04.1947 в воинском звании «красноармеец».Дом, в котором проживает ФИО1, принадлежит ей на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 29.10.2008 серии .На основании протокола заседания жилищной комиссии администрации Шунгенского сельского поселения от 31.05.2010 и постановления администрации Шунгенского сельского поселения от 22.07.2010, ФИО1 поставлена на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в соответствии с п.З ч.1 ст.51 ЖК РФ, в связи с тем, что жилое помещение, в котором она проживает, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.Данное решение принято органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от 20.05.2010 о принятии на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, проведения межведомственной комиссией обследования и оценки жилого помещения, составления акта обследования помещения от 10.06.2010 и заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания от 10.06.2010 .20.05.2010 ФИО1 обратилась в ОГУ «Центр социальных выплат» с письменным заявлением о предоставлении социальной выплаты на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета как вдове участника Великой Отечественной войны. С 29.10.2014 ФИО1 включена в Реестр ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. По состоянию на 01.03.2015 ФИО1 состояла в очереди под .Учетное дело ФИО1 14.11.2014 рассмотрено на заседании рабочей группы департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. В ходе рассмотрения установлено, что ФИО1 поставлена на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с постановлением администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области от 22.07.2010 с нарушением действующего законодательства. Так, согласно протоколу заседания рабочей группы от 14.11.2014 , акт и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения, расположенного по адресу: д. Шемякино, д.З, пригодным (непригодным) для постоянного проживания оформлены с нарушением требований главы 3 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции»; оценка жилого помещения сделана на основании видов благоустройства, имеющихся на территории Шунгенского сельского поселения, что противоречит действующему законодательству; в учетном деле отсутствовали документы, подтверждающие факт не предоставления ФИО1 или ее мужу жилого помещения в г. Костроме, где она проживала ранее.В связи с этим, учетное дело направлено ОГКУ «Центр социальных выплат» на доработку в администрацию Шунгенского сельского поселения.05.03.2015 учетное дело повторно поступило для рассмотрения на рабочей группе департамента. Установлено, что замечания по акту и заключению межведомственной комиссии устранены не были. Дело вновь направлено на доработку.Приказом директора департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области от 24.03.2015 ФИО1 отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета.23.03.2015 в целях защиты прав ФИО1, как получателя единой денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области обратился в прокуратуру Костромской области с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении администрации Шунгенского сельского поселения с целью принятия установленных акта и заключения межведомственной комиссии. 30.03.2016 с письменным заявлением по вопросу не предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем в прокуратуру области обратилась ФИО1Указанные обращения направлены прокуратурой области на рассмотрение в прокуратуру Костромского района. По итогам проведенной проверки 22.04.2015 прокуратурой района в адрес главы администрации Шунгенского сельского поселения внесено представление об устранении нарушений жилищного законодательства РФ, содержащее требования: отменить Постановление главы администрации Шунгенского сельского поселения от 04.03.2010 № 29 «Об установлении уровня благоустройства жилых помещений в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Шунгенского сельского поселения», как несоответствующее требованиям действующего жилищного законодательства; осуществить полный комплекс мероприятий, направленных на обследование жилого помещения, расположенного по адресу: д. Шемякино, д.З, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, оформление учетного дела ФИО1 и незамедлительное его направление в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области.Представление прокуратуры района рассмотрено администрацией Шунгенского сельского поселения 18.05.2015, удовлетворено в части. Вместе с тем, до настоящего времени, обследование и оценка жилого помещения в надлежащем порядке не проведены, акт и заключение межведомственной комиссии в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2005 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее по тексту - Положение) не оформлены.Так, при обследовании жилого помещения, в нарушение требований п.7 Положения, в состав межведомственной комиссии органом местного самоуправления не включены представители государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, а также защиты прав потребителей и благополучия человека.Кроме того, акт обследования помещения и заключение о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания не соответствуют требованиям раздела III Положения, поскольку составлены в соответствии с действующим на территории Шунгенского сельского поселения Постановлением главы администрации Шунгенского сельского поселения от 04.03.2010 № 29 «Об установлении уровня благоустройства жилых помещений в целях признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории Шунгенского сельского поселения», содержат вывод о признании жилого помещения не пригодным для проживания, как не соответствующее требованиям, предъявленным к жилому помещению по причине не обеспечения инженерными системами хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения, имеющимися в Шунгенском сельском поселении.Вместе с тем, в соответствии с п.4 ст. 15 ЖК РФ, установление оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к исключительной компетенции Правительства РФ. Раздел III Положения устанавливает основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания.Кроме того, согласно п.41 раздела III Положения, отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.Таким образом, бездействие администрации Шунгенского сельского поселения по осуществлению полного комплекса мероприятий, направленных на обследование жилого помещения, расположенного по адресу: д. Шемякине, д.З, в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, по оформлению учетного дела ФИО1 и незамедлительное его направление в департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области, приводит к тому, что уполномоченному органу не представляется возможным принять решение о предоставлении ФИО1 единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета. Неоднократное неисполнение указаний департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Костромской области о приведении учетного дела ФИО1 в соответствие с требованиями действующего законодательства свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих должностных обязанностей работниками администрации сельского поселения, отсутствии контроля за их деятельностью со стороны. На основании изложенного, со ссылкой на ст.45 ГПК РФ просит признать незаконным бездействие администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области по осуществлению полного комплекса мероприятий, направленных на обследование жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, оформлению учетного дела ФИО1 и направлению в уполномоченный орган; обязать администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области создать в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения, организовать проведение межведомственной комиссией оценки и обследования помещения, расположенного по адресу: (адрес), в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан; после проведения межведомственной комиссией оценки и обследования указанного помещения, незамедлительно сформировать учетное дело ФИО1 и направить его в ОГКУ «Центр социальных выплат».

В судебном заседании представитель истца - помощник Прокурора Костромского района Скородумова Е.А. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика - администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО2, действующая на основании доверенности от 01.03.2016 года, исковые требования о признании незаконным бездействия по осуществлению мероприятий по обследованию жилого помещения, оформлению учетного дела и направления документов в компетентный орган, возложении обязанности создать межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения, возложении обязанности провести оценку и обследование жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), сформировать учетное дело ФИО1 и направить его в ОГКУ «Центр социальных выплат» признала в полном объёме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» необходимо обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года№ 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляютсясупруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В силу подп. 2 п. 3 ст. 23.2 вышеуказанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Согласно части 4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Представитель ответчика - администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО2 признала законность и обоснованность предъявленного иска в полном объеме. Признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, а потому принимается судом при разрешении спора. С учетом данного обстоятельства заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Прокурора Костромского района, поданные в интересах ФИО1, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области по осуществлению полного комплекса мероприятий, направленных на обследование жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес), в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, оформлению учетного дела ФИО1 и направлению в уполномоченный орган.

Возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность создать в установленном порядке межведомственную комиссию для оценки и обследования помещения, расположенного по адресу: (адрес), в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан.

Возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность организовать проведение межведомственной комиссией оценки и обследования помещения, расположенного по адресу: (адрес), на предмет соответствия указанного помещения установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, требованиям, с вынесением акта обследования помещения и заключения в порядке, предусмотренном п. 47 настоящего Положения, в срок до 01.12.2016 года.

Возложить на администрацию Шунгенского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области обязанность после проведения межведомственной комиссией оценки и обследования указанного помещения, принять соответствующее решение, незамедлительно сформировать учетное дело ФИО1 и направить его в ОГКУ «Центр социальных выплат».

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца с момента вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Костромской районный суд Костромской области.

Судья: Воронова О.Е.