ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1244/2018 от 07.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-1244/2018

PЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

07 мая 2018 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

в составе:

председательствующего (судьи) Макаровой К.М.

при секретаре Дурыниной А.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Смоленской области – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд к ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей, указав в обоснование своих требований, что в результате неправомерных действий работников отделения почтовой связи, выразившихся в недоставлении извещений о поступлении телеграммы, несвоевременной выдаче телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ, отказе в выдаче телеграмм согласно извещений от ДД.ММ.ГГГГ, утрате заказного письма с почтовым идентификатором <данные изъяты>, отказе в составлении акта об обнаружении следов вскрытия письма, а также нарушения режима работы отделения, ему, как потребителю услуг почтовой связи, причинены нравственные страдания.

Истец просил взыскать денежную компенсацию морального вреда с ФГУП «Почта России», поскольку УФПС Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России» не является самостоятельным юридическим лицом.

ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Ответчик ФГУП «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Смоленской области – филиала ФГУП «Почта России» своего представителя в суд не направил, о времени и месте слушания дела извещен. В представленных письменных возражениях ответчик ссылался на необоснованность исковых требований, указав, что телефонограммы доставлялись истцу, однако из-за его отсутствия по адресу доставки, извещения об их поступлении были опущены почтальоном в почтовый ящик.

В соответствии с абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

На основании ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений. Операторы почтовой связи не несут ответственность за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 N 222 утверждены Правила оказания услуг телеграфной связи.

К услугам телеграфной связи относится в соответствии с Правилами услуга «телеграмма» - деятельность по приему, передаче, обработке, хранению и доставке адресату телеграмм (п. 5 Правил).

В силу абз. 2 п. 5 Правил оператор связи при оказании услуги "телеграмма" должен обеспечивать прием, передачу, обработку, хранение телеграммы, поданной отправителем, и ее доставку адресату.

В силу п. 60 Правил телеграммы, адресованные гражданам по месту их нахождения (жительства), должны вручаться лично адресату или (в его отсутствие) совершеннолетнему члену семьи. При этом телеграммы с отметками «уведомление телеграфом», «уведомление телеграфом срочное» и «заверенная» должны вручаться при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Телеграмма, в адресе которой указано 2 (или более) адресата, может быть вручена любому из адресатов. При отсутствии адресата и совершеннолетних членов семьи или при иных независящих от оператора связи обстоятельствах, препятствующих вручению телеграммы, оператор связи обязан оставить извещение о поступлении телеграммы в абонентском шкафу (почтовом ящике) адресата. Если адресат не обратился за получением телеграммы по извещению в течение суток, оператор связи должен принять меры к повторной доставке телеграммы.

Сроки прохождения телеграмм, адресованных в населенные пункты (поселения), оборудованные средствами факсимильной (телефонной) связи, должны составлять не более 12 часов

Срок вручения отправителю уведомления о вручении телеграммы с отметкой «уведомление телеграфом» должен быть не более 24 часов с момента вручения телеграммы.

В сроки прохождения телеграмм (вручения отправителю уведомления о вручении телеграммы) не включается время, в течение которого в соответствии с установленным режимом работы отделения связи (пункта коллективного пользования, пункта связи и прочих мест оказания услуг телеграфной связи) в пункте назначения не осуществляется доставка телеграмм, время пересылки телеграмм средствами почтовой связи, а также время, в течение которого телеграммы (уведомления) не могут быть доставлены по причинам и обстоятельствам, зависящим от адресата (п. 67 Правил).

В соответствии с п. 85 Правил Оператор связи обязан оказывать пользователям услуги телеграфной связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, национальными стандартами, лицензией и договором об оказании услуг телеграфной связи.

Оператор связи несет ответственность перед пользователем за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных договором об оказании услуг телеграфной связи, оказание услуг телеграфной связи ненадлежащего качества, нарушение срока оказания таких услуг и срока устранения недостатков, предоставление недостоверной информации об услугах телеграфной связи и об исполнителе этих услуг в порядке и размерах, предусмотренных законом или договором об оказании услуг телеграфной связи (п. 109 Правил).

Как следует из объяснений истца, ДД.ММ.ГГГГ на его имя поступили телеграммы - извещения о дате и времени судебных заседаний, однако указанные телеграммы были получены им только в <данные изъяты> со значительным пропуском срока вручения. Телеграммы на основании почтовых извещений от ДД.ММ.ГГГГ были выданы ему только ДД.ММ.ГГГГ на основании повторных извещений.

В письменных возражениях ответчика указано, что поступившие ДД.ММ.ГГГГ на имя истца телеграммы были доставлены ему ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, однако из-за отсутствия адресата, в его почтовый ящик были опущены соответствующие уведомления. Поскольку вручение телеграммы не удалось осуществить, на вторые сутки была направлена служебная телеграмма о невручении телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ. Телеграмма , поступившая ДД.ММ.ГГГГ на имя ФИО1, доставлялась ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в связи с отсутствием получателя по адресу доставки в почтовый ящик было опущено уведомление о поступлении телеграммы. Повторные доставки телеграммы производились ДД.ММ.ГГГГ, однако также не были вручены из-за отсутствия адресата. В отделении почтовой связи выдать телеграммы ФИО2 не представлялось возможным в связи с нахождением телеграмм у доставщика.

В материалы дела представлены уведомления о поступлении телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ, на которых указан номер телефона отделения и разъяснен порядок получения телеграммы, в том числе указана просьба сообщить по телефону о времени доставки телеграммы по месту жительства, либо о получении телеграммы лично в отделении почтовой связи (л.д. 8-10).

Таким образом, с учетом того, что отделением почтовой связи были соблюдены порядок и сроки доставки телеграмм от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, оснований для признания действий ответчика незаконными и нарушающими права истца, как потребителя, не имеется.

Относительно требований истца о признании незаконными действий ответчика о размещении на почтовых уведомлениях недостоверных сведений о графике работы отделения почтовой связи, где указано на режим работы отделения в воскресенье с 09 часов 00 минут до 14 часов 00 минут, о нарушении ответчиком указанными действиями положений ст.8 Закона РФ «О защите прав потребителя» в части предоставления достоверной информации о режиме работы, Ленинским районным судом г. Смоленска было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № 2-409/2018 об отказе в удовлетворении указанных требований. Решение вступило в законную силу.

В силу ч.2. ст. 61 ГПК РФ Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем исковые требования в части признания незаконными действий ответчика по утере письма с почтовым идентификатором <данные изъяты>, отказе в составлении акта об обнаружении следов вскрытия письма подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 2 ст. 16 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 176-ФЗ «О почтовой связи» операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

На основании ст. 34 Федерального закона "О почтовой связи" за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает, в том числе за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений. Операторы почтовой связи не несут ответственность за нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, если будет доказано, что таковые произошли вследствие обстоятельств непреодолимой силы или свойства вложения почтового отправления.

Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные приказом Минкомсвязи России от 31июля 2014 года № 234 регулируют взаимоотношения пользователей услугами почтовой связи и операторов почтовой связи общего пользования при заключении и исполнении договора об оказании услуг почтовой связи, а также устанавливают права и обязанности указанных операторов и пользователей.

Согласно п. 19 Правил почтовые отправления принимаются в упакованном виде. Упаковка почтовых отправлений должна соответствовать характеру вложения, условиям пересылки, исключать возможность повреждения вложения при обработке и пересылке, доступа к нему без нарушения оболочки, порчи других отправлений и причинения какого-либо вреда имуществу и работникам почтовой связи.

Почтовые отправления доставляются в соответствии с указанными на них адресами или выдаются в объектах почтовой связи, а также иными способами, определенными оператором почтовой связи (п. 32 Правил).

В силу п. 34 Правил письменная корреспонденция и почтовые переводы при невозможности их вручения (выплаты) адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 30 дней, иные почтовые отправления - в течение 15 дней, если более длительный срок хранения не предусмотрен договором об оказании услуг почтовой связи. Почтовые отправления разряда "судебное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.

Временное хранение невостребованных почтовых отправлений и невостребованных почтовых переводов осуществляется в течение 6 месяцев (п. 39 Правил).

Как следует из объяснений истца почтовое отправление с идентификатором <данные изъяты> не было вручено ему на основании почтового уведомления, однако на сайте отслеживания ФГУП «Почта России» имеются данные о вручении указанного письма.

Ответчиком в письменных возражениях указано, что согласно данных сайта отслеживания заказное письмо с почтовым идентификатором <данные изъяты> получено ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, однако не представлено доказательств, содержащих сведения о получении истцом почтовой корреспонденции.

Таким образом, ответчиком не доказаны обстоятельства вручения письма с почтовым идентификатором <данные изъяты>

На основании изложенного действия ответчика по невручению истцу почтового отправления являются незаконными и нарушают его права как потребителя.

Кроме того, в соответствии с п. 41 Правил оказания услуг почтовой связи порядок оформления и вручения дефектных почтовых отправлений (почтовых отправлений, масса которых не соответствует массе, указанному на нем, или по внешним признакам которых можно предположить недостачу, повреждение либо порчу вложения (повреждение оболочки, перевязи, печати, ленты) устанавливается операторами почтовой связи.

Согласно пункту 20.1 «Почтовых правил» (приняты Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992), регистрируемые почтовые отправления, поступившие в дефектном состоянии, должны вручаться в соответствии с Порядком оформления и вручения дефектных почтовых отправлений и при выдаче должны быть вскрыты.

Дефекты в упаковке и оформлении ценных писем и бандеролей, выявленные при проверке, оформляются актом ф. 51 или извещением ф. 30. (абз. 6 п. 164 Порядка).

Таким образом, действия ответчика по отказу в оформлении акта наличия дефектов в упаковке полученной ФИО1 судебной корреспонденции являются неправомерными, противоречащими существующим «Почтовым правилам» и нарушают права истца как потребителя почтовых услуг.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Отношения, возникающие между потребителями и исполнителями услуг регулируются Законом Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В силу положений ст. 15 Закона моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Согласно положения об УФПС Смоленской области – филиале ФГУП «Почта России», утвержденного 12 февраля 2016 года, филиал является обособленным подразделением ФГУП «Почта России» и осуществляет часть его функций на территории Смоленской области, не является самостоятельным юридическим лицом.

Как установлено судом и подтверждается письменными материалами дела ФГУП «Почта России» является оператором почтовой связи и оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи и «Почтовыми правилами», принятыми Советом глав администраций связи Регионального содружества в области связи 22.04.1992 года. При оказании услуг почтовой связи истцу ответчик допустил нарушение порядка выдачи заказной корреспонденции и порядок оформления почтовой корреспонденции, имеющей дефекты упаковки.

С учетом изложенного, судом усматриваются основания для удовлетворения исковых требований о взыскании денежной компенсации морального вреда, причиненного действиями ответчика по утере письма с почтовым идентификатором <данные изъяты>, отказе в составлении акта об обнаружении следов вскрытия письма (дефектов упаковки), с учетом характера причиненных истцу нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, обстоятельств причинения вреда, руководствуясь требованиями разумности и справедливости в соответствии с требованиями ст. ст. 151 ГК РФ, в размере 500 рублей 00 копеек с ФГУП «Почта России».

Согласно п. 6 ст.13 Закона «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Таким образом, с ответчика в пользу истца также подлежит взысканию штраф в размере 250 рублей 00 копеек (500 рублей х 50 %).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ФГУП «Почта России» подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета муниципального образования «Город Смоленск» за требование неимущественного характера в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Смоленской области – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Признать незаконными действия федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в лице Управления федеральной почтовой связи Смоленской области – филиала федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» по утере письма с почтовым идентификатором <данные изъяты>, по отказу в составлении акта об обнаружении следов вскрытия письма.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» в пользу ФИО1 500 рублей 00 копеек денежной компенсации морального вреда, штраф в размере 250 рублей 00 копеек.

В остальной части исковых требований ФИО1 к ФГУП «Почта России» отказать.

Взыскать с федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Город Смоленск» в сумме 300 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.

Председательствующий К.М.Макарова

Мотивированный текст решения суда изготовлен 14 мая 2018 года.