Дело № 2-1245/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 июня 2020 года г. Мытищи МО
Мытищинский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Захаренко Ю.В., при секретаре Грачевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи, о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания, возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в суд с иском к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи, о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания, возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Московской области.
Исковые требования мотивированы следующим. На основании Распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха от 24.06.2016 года № 482 ФИО1 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО2, который относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи от 29.06.2016 г. № 419-р место жительство несовершеннолетнего подопечного ФИО15 было определено по месту жительства опекуна по адресу: <адрес>. <адрес> на период осуществления опеки.
Далее истица указала, что 16.09.2019 года она, как законный представитель ФИО14 г.р. обратилась в Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи с заявлением о включении ФИО2 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г.о. Мытищи МО.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи от 02.10.2019 года № 925-Р было отказано, поскольку несовершеннолетний ФИО13 зарегистрирован по адресу: <адрес>
Просит признать незаконным распоряжение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признать за ним право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания, возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В судебном заседании истец и ее представитель, действующий на основании доверенности - ФИО3 требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи в судебном заседании просила в иске отказать, представив письменные возражения.
Представитель третьего лица - Администрации г.о. Мытищи в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица - Министерства экономики и финансов Московской области, привлеченное судом к участию в деле, в судебное заседание также не явился, извещен.
Представитель третьего лица Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха в судебное заседание не явился, извещен.
Суд, выслушав стороны и исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (часть первая).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть третья).
Согласно ст. 8 Закону Московской области от 29.12.2007 N 248/2007-ОЗ «О предоставлении полного государственного обеспечения и дополнительных гарантий по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, установленном Правительством Московской области.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, имеющим место жительства в Московской области.
Центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный в сфере образования (далее - уполномоченный орган в сфере образования), формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, лиц, указанных в части 8 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи, по муниципальным районам и городским округам Московской области, в порядке и в сроки, установленные Правительством Российской Федерации (далее - список). Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом в сфере образования. В порядке, определяемом Правительством Московской области, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу в сфере образования организацией.
Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и, в случае неподачи таких заявлений, принимают меры по включению этих детей в список.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО1 на основании Распоряжения Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха от 24.06.2016 г. № 482 назначена опекуном несовершеннолетнего ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ г.р., родившегося в <...>.
ФИО17, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать ребенка - ФИО4 - решением Балашихинского городского суда Московской области от 25.01.2017 г. лишена родительских прав в отношении троих детей.
Сведения об отце ребенка внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка, что подтверждается справкой отдела № 1 Балашихинского управления ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области от 16.06.2016 г. № 82.
ФИО2 зарегистрирован по адресу: <адрес>. За ним сохранено жилое помещение по данному адресу.
Однако фактически ребенок проживает и зарегистрирован по месту пребывания опекуна по адресу: <адрес>, на срок с 29.12.2019 года по 17.10.2021 года.
Согласно распоряжению Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи от 29.06.2016 г. № 419-р ФИО18, фактически проживающий с опекуном ФИО1 по адресу: <адрес> поставлен на учет; место жительства несовершеннолетнего подопечного ФИО19. определено по месту жительства опекуна по адресу: <адрес> на период осуществления опеки; назначены денежные средства на содержание несовершеннолетнего подопечного; с опекуном ФИО1 заключен договор об осуществлении опеки на возмездных условиях (о приемной семье).
В жилом помещении, сохраненном за ФИО2, - однокомнатной муниципальной квартире, общей площадью 32,5 кв.м по адресу: <...>, зарегистрированы по месту жительства 5 человек: ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ. (мать, лишенная родительских прав), ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (дедушка), ФИО20, ДД.ММ.ГГГГсестра ФИО2, находится под опекой в приемной семье), ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ г. сестра ФИО2, находится под опекой в приемной семье).
На каждого зарегистрированного в жилом помещении по указанному адресу приходится по 6,5 кв.м. общей площади, что менее учетной нормы (9 кв.м общей площади), установленной решением Совета депутатов городского округа Балашиха Московской области от 30 сентября 2015 года № 16/10.
Решением Балашихинского городского суда Московской области от 16.01.2019 г., вступившим в законную силу 13.05.2019 г., в удовлетворении иска ФИО1 к Администрации г.о. Балашиха об обязании произвести принудительный обмен квартиры по адресу: <адрес> отказано.
Распоряжением Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Балашиха от 09.08.2019 г. № 1519 установлен факт невозможности проживания ФИО23ДД.ММ.ГГГГ г.р., в жилом помещении по адресу: <адрес>
Иных жилых помещений в собственности ФИО24ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не имеет.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что несовершеннолетний ФИО25 подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке, на основании п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Как следует из сформированной и устоявшейся правовой позиции, изложенной в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г.), единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Поскольку несовершеннолетний ФИО26 зарегистрирован по месту жительства и проживает на территории г.о. Мытищи Московской области, квартира в г.о. Мытищи является его местом жительства. То обстоятельство, что истец зарегистрирован в г.о. Балашиха Мо не является предусмотренным законом обстоятельством для отказа в его обеспечении жильем по текущему месту жительства, поскольку жильем в г. Балашиха МО ребенок не обеспечен.
При этом суд учитывает предусмотренные и утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2019г. № 397 «О формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» - «Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства» установившие порядок исключения детей-сирот из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.
Таким образом, иск ФИО1 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи МО о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания, возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Московской области подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194- 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО2 к Управлению опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи, о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о признании права на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания, возложении обязанности включить в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Московской области – удовлетворить.
Признать отказ Управления опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи, Администрации г.о. Мытищи во включении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории г.о. Мытищи Московской области - незаконным.
Признать за ФИО27, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на однократное обеспечение благоустроенным жилым помещением по месту фактического проживания в Московской области.
Обязать Управление опеки и попечительства Министерства образования Московской области по г.о. Мытищи включить ФИО28, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <...> в список лиц, подлежащих обеспечению жилой площадью из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений Московской области.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья:
Мотивированное решение изготовлено: 15 июня 2020 года
Судья: