ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1245/2013 от 18.09.2013 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2013 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Курушина Н. Н., при секретаре Блиновой М. В., с участием заявителя Скирко В.В., представителя командира войсковой части 15650-9 Верменникова И.И. в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению подполковника Скирко Владимира Владимировича об оспаривании действий министра обороны РФ, командира войсковой части 15650-9 и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите,

установил:

Скирко обратилась в суд с заявлением, в котором просил:

- признать бездействие министра обороны Российской Федерации, связанное с невыплатой ему денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1, 2 сентября 2012 года незаконным;

- обязать министра обороны Российской Федерации выплатить ему денежное вознаграждение через ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1,2 сентября 2012 года в сумме 483 253 рублей.

В поданном в суд заявлении Скирко указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 15650-9 в должности начальника отдела летных испытаний. Командованием части ему было предложено участие в проведении исследовательских полетов по оказанию воздействия на метеорологические процессы, при проведении праздничных мероприятий 9 мая, 12 июня и 1, 2 сентября 2012 года, в качестве оператора воздействия, на договорной основе, за плату не в рамках исполнения обязанностей военной службы. Приказами командира войсковой части 22737 № 257 от 8 мая 2012 года, № 320 от 9 июня 2012 года и № 540 от 31 августа 2012 года он был включен в списки участников исследовательских полетов по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1,2 сентября 2012 года в качестве оператора воздействия. До настоящего времени ему не выплачены денежные средства за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1,2 сентября 2012 года в сумме 483 253 рублей.

Скирко в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал и пояснил, что привлекался к выполнению исследовательских полетов по метеозащите. Полеты выполнялись вне служебного времени. В п. 4.2 и 4.3 договоров между АНО «Агентство АТТЕХ» и Министерством обороны РФ указан порядок оплаты работ, и указано, что в стоимость оказания услуг включена и оплата услуг летного состава. До настоящего времени денежное вознаграждение за совершение полетов ему не выплачено. Проекты приказов о выплате направлялись и в ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ», и в Главное управление кадров Министерства обороны РФ, однако в выплате было отказано. Отказ мотивирован тем, что полеты производились якобы в рамках исполнения должностных обязанностей. Данный факт противоречит действительности, полеты проводились в свободное от службы время. Кроме того, исследовательские полеты не входят в его должностные обязанности. Работы выполнялись с изначального согласия выполнить их за отдельную плату, что не противоречит ФЗ «О статусе военнослужащего».

Представитель командира войсковой части 15650-9 пояснил, что подобные полеты и расчеты по ним производились в войсковой части 15650-9 с 1999 по 2011 годы. Расчеты всегда происходили своевременно. С 2012 года изменился порядок зачисления средств. При заказе на оказание услуг оценивался фактический объем услуг, согласовывался договор. Индивидуальные договоры по каждому военнослужащему никогда не требовались, поскольку Министерство обороны РФ заключало договор от лица входящих в его структуру подразделений, и оплата труда в договоре была предусмотрена. Суммы работ определяются по количеству вылетов, часам полета и количеству затраченных реагентов. До 2011 года каких-либо вопросов по оплате труда летного состава не возникало. В войсковую часть поступала директива, в которой давалось указание провести полеты. Хоть заявитель и обжалует действия министра обороны РФ, но проекты приказов, которые войсковая часть 15650-9 направляла для выплаты денежного вознаграждения заявителю, до министра обороны РФ не дошли, поскольку этому препятствуют департаменты Минобороны России. Войсковая часть 15650-9 входит в состав Минобороны РФ. Оплата труда летчиков прописана в договоре. Министру обороны РФ необходимо издать приказ о выплате летчикам положенной оплаты труда, однако данный приказ не издается. Все суммы по оплате летчикам договорные, соответствуют указанным в заключенном договоре.

Министр обороны Российской Федерации и руководитель ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в суд не прибыли, хотя о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом. В представленных возражениях представитель министра обороны РФ и представитель руководителя ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны РФ» требования заявителя не признали и указали, что заявителем пропущен срок на обращение в суд, денежное довольствие ему выплачивается в полном объеме, исполняя свои должностные обязанности получает дополнительные надбавки, такие как за особые условия службы, а также премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей. Министерство обороны РФ заключило договор с АНО «Агентство АТТЕХ», работы по договору были выполнены, расчеты произведены, договор двухсторонний и третьей стороны в нем не предусмотрено. Полеты производились в рамках должностных обязанностей.

Заслушав объяснения заявителя, представителя командира войсковой части 15650-9, суд приходит к следующему.

Согласно копии приказа командира войсковой части 22737 от 8 мая 2012 года № 257 заместителю командира войсковой части 22737 по летной подготовке, с участием АНО «Агентство атмосферных технологий» организовать выполнение полетов на самолетах: АН-12 №№12, 21, 68, 12137, 37, 12560, Ан-26 № 46007, 51, 02, 17, оборудованных средствами активного воздействия на облачные системы, по программе утвержденной директором АНО «Агентство атмосферных технологий». Полеты выполнить 9 мая 2012 года в соответствии с плановой таблицей. Для проведения работ назначить бригаду согласно прилагаемому именному списку (приложение №1).

Как усматривается из копии приказа командира войсковой части 22737 от 9 июня 2012 года № 320 заместителю командира войсковой части 22737 по летной подготовке с участием АНО «Агентство атмосферных технологий» приказано, организовать выполнение полетов на самолетах: АН-12 №№12, 21, 68, 12137, 37, 12560, Ан-26 № 46007, 51, 02, оборудованных средствами активного воздействия на облачные системы, по программе утвержденной директором АНО «Агентство атмосферных технологий». Полеты выполнить 12 июня 2012 года в соответствии с плановой таблицей. Для проведения работ назначить бригаду согласно прилагаемому именному списку (приложение №1).

Согласно копии приказа командира войсковой части 22737 от 31 августа 2012 года № 540 заместителю командира войсковой части 22737 по летной подготовке с участием АНО «Агентство атмосферных технологий» приказано, организовать выполнение полетов на самолетах: АН-12 №№12, 33, 12137, 37, 17, 29, Ан-26, № 46007, 59, 04, Ил-18 № 95673, оборудованных средствами активного воздействия на облачные системы, по программе утвержденной директором АНО «Агентство атмосферных технологий». Полеты выполнить 1, 2 сентября 2012 года в соответствии с плановой таблицей. Для проведения работ назначить бригаду согласно прилагаемому именному списку (приложение №1).

Согласно выпискам из именных списков участников исследовательских полетов по метеорологической защите г. Москвы 9 мая, 12 июня и 1, 2 сентября 2012 года под № 62, № 63 и № 74 соответственно значится летчик-оператор подполковник Скирко В.В.

Как усматривается из договора от 4 мая 2012 года на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 9 мая 2012 года – сторонами в договоре являются Автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации.

Из акта сдачи-приемки оказания услуг от 9 мая 2012 года по договору от 4 мая 2012 года усматривается, что Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательства по оказанию услуг на общую сумму тринадцать миллионов пятьсот пятьдесят девять тысяч триста сорок два рубля 39 копеек.

Как усматривается из договора от 4 июня 2012 года на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 12 июня 2012 года – сторонами в договоре являются Автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации.

Из акта сдачи-приемки оказания услуг от 12 июня 2012 года по договору от 4 июня 2012 года усматривается, что Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательства по оказанию услуг на общую сумму двенадцать миллионов двести четыре тысячи восемьсот шестьдесят восемь рублей 04 копеек.

Как усматривается из договора от 30 августа 2012 года на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 1 и 2 сентября июня 2012 года – сторонами в договоре являются Автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации.Из акта сдачи-приемки оказания услуг от 1, 2 сентября 2012 года по договору от 30 августа 2012 года усматривается, что Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательства по оказанию услуг на общую сумму двадцать шесть миллионов шестьсот семьдесят пять тысяч пятьсот девяносто восемь рублей 99 копеек.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие реализуют свое право на труд посредством прохождения ими военной службы, а окончанием военной службы, согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является дата исключения военнослужащего из списков личного состава части.

Положениями статьи 12 этого Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение денежным довольствием в порядке и размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно статье 13 данного Закона, Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Оно состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Пунктами 12-15, 17-21 этой же статьи Закона определено, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс), ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе военнослужащих» военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.

В судебном заседании установлено, что заявитель проходит военную службу по контракту в войсковой части 15650-9 в должности начальника отдела летных испытаний. Командованием части ему было предложено участие в проведении исследовательских полетов по оказанию воздействия на метеорологические процессы, при проведении праздничных мероприятий 9 мая, 12 июня и 1, 2 сентября 2012 года, в качестве оператора воздействия.

Приказами командира войсковой части 22737 № 257 от 8 мая 2012 года, № 320 от 9 июня 2012 года и № 540 от 31 августа 2012 года он был включен в списки участников исследовательских полетов по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1, 2 сентября 2012 года в качестве оператора воздействия. Договоры на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 9 мая, 12 июня и 1, 2 сентября 2012 года были заключены между Автономной некоммерческой организацией «Агентство атмосферных технологий» и Министерством обороны Российской Федерации. Скирко В.В. стороной в указанных договорах не значится. Выполнение исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий, в соответствии с действующим законодательством, не относится к денежному довольствию военнослужащих.

Кроме того, научная деятельность военнослужащих, определенная ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае ее оплаты должна соответствовать, по мнению суда, требованиям оказываемых услуг в соответствии с гражданско-правовыми отношениями.

Поскольку договоры на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 9 мая, 12 июня и 1, 2 сентября 2012 года были заключены между Автономной некоммерческой организацией «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации, Скирко В.В. стороной в указанных договорах не значится, кроме того, выполнение исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в соответствии с действующим законодательством не относится к денежному довольствию военнослужащих, суд приходит к выводу, что требования заявителя признать бездействие министра обороны Российской Федерации, связанное с невыплатой ему денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1, 2 сентября 2012 года незаконным и обязать министра обороны Российской Федерации выплатить ему денежное вознаграждение через ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года, 12 июня 2012 года и 1, 2 сентября 2012 года в сумме 483 253 рублей, удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования Скирко удовлетворению не подлежат, то и оснований для взыскания в его пользу понесенных судебных расходов, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении заявления подполковника Скирко Владимира Владимировича об оспаривании действий министра обороны РФ, командира войсковой части 15650-9 и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья Н.Н. Курушин

<данные изъяты>