ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1245/2015 от 23.09.2015 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-1245/2015 г. *

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 сентября 2015 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

председательствующего судьи С.В. Скрябневой,

при секретаре судебного заседания В.Н. Иванове,

с участием лиц, согласно протоколу судебного заседания,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в защиту интересов ФИО1 к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности включить ФИО1 в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договору найма специализированных жилых помещений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петушинского района Владимирской области в интересах ФИО1., обратился в суд с иском, уточнив который просит: обязать администрацию муниципального образования «Петушинский район» включить ФИО1 в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений.

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведена проверка исполнения жилищного законодательства в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Установлено, что ФИО1 является ребенком-сиротой. Решениями * суда и * суда от дата и от дата родители ребенка лишены родительских прав в отношении него. ФИО1 проживал и воспитывался в * детском доме с дата по дата, выбыл в адрес на учебу в ПУ-23. Согласно пункта 1.1. протокола заседания жилищной комиссии адрес от дата ФИО1 принят на внеочередной жилищный учет, как ребенок оставшийся без попечения родителей. Постановлением главы адрес от дата был утвержден протокол заседания жилищной комиссии адрес, согласно которому ФИО1 принят на внеочередной жилищный учет. В период с дата по дата он обучался в ОГОУ НПО «*». Приговором * суда от дата ФИО1 был осужден по ч.3 ст* УК РФ к лишению свободы сроком на * год, отбывал наказание с дата по дата, освободился по отбытию срока. ФИО1 какого-либо жилья в собственности не имеет. Постановлением главы адрес от дата был утвержден протокол заседания жилищной комиссии адрес, согласно которого жилищная комиссия решила исключить из списков нуждающихся в жилых помещениях ФИО1, как не имеющего регистрации на территории адрес. По независящим от него обстоятельствам, ФИО1 был выписан из Покровского детского дома, заявления о снятии с регистрации не писал. Указывает, что само постановление от дата не содержит сведений об исключении ФИО1 из списков нуждающихся в жилых помещениях. Об исключении его их Списка нуждающихся ФИО1 не был уведомлен, что нарушает требования п.адрес от дата-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма». Указывает, что Отсутствие регистрации не является основанием для исключения ФИО1 из Списка нуждающихся в жилых помещениях, поскольку он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого либо жилья в собственности не имеет, с заявлением о снятии его с регистрационного учета не обращался, факт прекращения регистрации связан с неправомерными действиями работников учреждения, в котором он воспитывался. Таким образом, отсутствие регистрации вызвано обстоятельствами, не зависящими от ФИО1 Получить регистрацию до исполнения 23-х летнего возраста он не имел возможности, в связи с отсутствием у него жилого помещения, предназначенного для постоянного проживания. Согласно ст. 112 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Данные, подтверждающие, что орган опеки принял меры по защите жилищных прав ФИО1, осуществлял контроль за условиями его проживания, а также за включением его в список детей-сирот нуждающихся в жилом помещении, отсутствуют. Приведенные обстоятельства, свидетельствуют о нарушениях конституционного права ФИО1, на жилище. ФИО1 не по своей вине не смог своевременно реализовать гарантированное ему право и не может быть лишен такого права произвольно. ФИО1 жильем не обеспечен, в настоящее время он проживает на съемной квартире.

В судебном заседании представитель заявителя иска старший помощник прокурора Петушинского района * поддержала уточненные требования прокурора Петушинского района, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Истец - ФИО1 в судебном заседании поддержал требования прокурора, просил их удовлетворить.

Ответчик - представитель администрации Петушинского района Владимирской области *., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с уточненными требованиями прокурора Петушинского района не согласилась, указала, что администрация Петушинского района надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия. ФИО1 в возрасте до 23-х лет был принят на внеочередной жилищный учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей. Однако, постановлением главы адрес от дата он был исключен из списков, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени ФИО1 не предпринял никаких мер по признанию вышеуказанного постановления недействительным и по восстановлению его списках нуждающихся в жилых помещениях. С дата действует новый порядок предоставления дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. Пунктом 3 постановления от дата «Об утверждении порядка ведения областного сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями»., предусмотрено, что в сводный список включаются лица, сведения о которых указаны на дата в сводном списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящие на учете в качестве нуждающихся в получении жилого помещения по договорам социального найма, которые на дата не реализовали свое право на жилое помещение. В связи с тем, что ФИО1 был исключен из списков, нуждающихся в жилых помещениях, то правовые основания для включения его в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений отсутствуют. В исковом заявлении прокурор приводит доводы по вопросу незаконности исключения ФИО1 из списков, нуждающихся в жилых помещениях, при этом постановление главы адрес от дата не оспаривается, является действующим правовым актом. адрес считает, что правовые основания для включения ФИО1 в список граждан из числа детей- ­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений отсутствуют. Правовых оснований для обязания администрации адрес включить ФИО1 в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений, нет. Просит в удовлетворении исковых требований прокурору отказать.

Третье лицо - представитель Отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации Петушинского района» Владимирской области * действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что при разрешении данного вопроса полагается на усмотрение суда.

Третьи лица - администрация Владимирской области и Департамент образования администрации Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения данного дела, в судебное заседание своих представителей не направили. В письменном отзыве представитель *, действующий на основании доверенности, указал, что с требования прокурора Петушинского района, действующего в интересах ФИО1, не согласны, считает их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Постановлением главы адрес. от дата ФИО1 был принят на внеочередной жилищный учет на общих основаниях. Постановлением главы адрес от дата ФИО1 исключен из списков нуждающихся в жилых помещениях. Данное постановление истцом не обжаловалось. В настоящее время в областном сводном списке ФИО1 не значится. Указывает, что включение в список носит заявительный характер, однако в администрацию МО «адрес» ФИО1, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилым помещением на территории муниципального образования, не обращался. Следовательно, администрация муниципального образования ФИО1 не отказывала во включении в список.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.

В Конвенции ООН «О правах ребенка», общепризнанных нормах международного права и российском законодательстве закреплен приоритет интересов благосостояния детей во всех сферах жизни общества и государства.

Статья 20 Конвенции гласит, что ребенок, который временно или постоянно лишен своего окружения, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка» защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти субъекта РФ.

Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, установлены Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В силу ст. 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Из ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" следует, что права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются и охраняются государством.

Согласно ч. 1 ст. 8 указанного федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 3 ст. 8 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

В соответствии с п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Законом Владимирской области от 03.12.2004 №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей указанной категории на жилое помещение.

Статьей 8 Закона определено, что лицам, относящимся к рассматриваемым категориям, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно ст. 2 Законом Владимирской области от 03.12.2004 №226-ОЗ «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» полномочия по государственному обеспечению и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей являются расходными обязательствами Владимирской области. Расходы на государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

В силу п.1 Порядка финансирования и расходования средств областного бюджета на государственное обеспечение и социальную поддержку детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 30.01.2007 № 55, финансирование государственного обеспечения и социальной поддержки детей указанной категории осуществляется за счет субвенций из областного бюджета.

Согласно ст. 19. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.

В соответствии со ст. 1 Закона Владимирской области от 28.12.2005 №201-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по использованию мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями, в том числе по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в части: формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; управления специализированным жилищным фондом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; принятия решений о включении (исключении) жилых помещений в специализированный жилищный фонд для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; признания невозможным проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях; принятия решения о заключении договора найма специализированного жилого помещения и заключению указанного договора с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятия решения об однократном заключении с ними договора найма специализированного жилого помещения на новый пятилетний срок; принятия решения о заключении договора социального найма с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании срока договора найма специализированного жилого помещения в отношении этого же жилого помещения и заключение договора социального найма;

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 86 Бюджетного кодекса расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, расходные обязательства муниципального образования, которых устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам в порядке, предусмотренном статьей 140 настоящего Кодекса.

Из представленной справки о рождении , выданной МУ «Отдел ЗАГС администрации адрес» дата, следует, что *, родился дата в городе адрес, о чем имеется запись акта о рождении от дата. Родители: отец - *; мать - *.

Согласно решению Петушинского районного суда от дата, вступившего в законную силу дата* лишен родительских прав в отношении дочери *, дата года рождения и сына ФИО1, дата года рождения. Дети оставлены на воспитание в * детском доме

Согласно решению * суда от дата, вступившего в законную силу дата, * лишена родительских прав в отношении дочери *, дата года рождения и сына ФИО1, дата года рождения. Дети оставлены на воспитание в * детском доме.

Из представленной копии свидетельства о смерти , выданной Отделом ЗАГС администрации адресдата, следует, что * умер дата в адрес, о чем составлена запись акта о смерти .

Согласно справки от дата ФИО1 действительно являлся воспитанником ОГОУ «* детский дом» с дата по дата год. Находился на полном государственном обеспечении, как ребенок, лишенный попечения родителей.

Из материалов дела следует, что ФИО1 до прибытия в * детский дом проживал по адресу: адрес. Согласно представленной копии справки ОГПН по адрес от дата, следует, что дата в жилом адрес по адресу: адрес произошел пожар. В результате пожара огнем было уничтожено строение дома и имущество, находящееся в нем.

Из представленной выписки из ЕГРП Управления Росреестра по адрес от дата следует, что собственником жилого адрес в адрес являлась *

Согласно справке , выданной Отделением УФМС России по адрес в адресдата, ФИО1 с дата по дата был зарегистрирован по месту жительства в Покровском детском доме по адресу: адрес.

Согласно пункту 1.1. протокола заседания жилищной комиссии адрес при администрации адрес от дата ФИО1 принят на внеочередной жилищный учет, как ребенок, оставшийся без попечения родителей.

Постановлением главы адрес от дата утвержден протокол заседания жилищной комиссии адрес при администрации адрес, воспитанник детского дома ФИО1 принят на внеочередной жилищный учет.

Согласно справки от дата в период с дата по дата ФИО1 обучался в Областном государственном образовательном учреждении начального профессионального образования «Профессиональный лицей ».

Из справки от дата следует, что ФИО1 приговором * суда от дата был осужден по ч.3 ст. * УК РФ к лишению свободы сроком на 1 год, отбывал наказание с дата по дата, освободился по отбытию срока.

Из материалов дела следует, что ФИО1 какого-либо жилья в собственности не имеет, данные обстоятельства подтверждаются выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управления Росреестра по адрес от дата и сведениями * отделения ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» от дата.

Постановлением главы адрес от дата утвержден протокол заседания жилищной комиссии адрес, согласно которого жилищная комиссия решила исключить из списков нуждающихся в жилых помещениях ФИО1, как не имеющего регистрации на территории Петушинского района. Между тем, по независящим от него обстоятельствам, он был выписан из Покровского детского дома, заявления о снятии с регистрации не писал.

Однако, само постановление от дата не содержит сведений об исключении ФИО1 из Списка нуждающихся в жилых помещениях.

Кроме того, ФИО1 не был уведомлен об исключении его из Списка нуждающихся, что нарушает требования п.адрес от дата-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

Судом установлено, что ФИО1 относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, какого либо жилья в собственности не имеет, с заявлением о снятии его с регистрационного учета не обращался, факт прекращения регистрации связан с неправомерными действиями работников учреждения, в котором он воспитывался. Таким образом, отсутствие регистрации вызвано обстоятельствами, не зависящими от ФИО1

Кроме того, получить регистрацию до исполнения 23-х летнего возраста он не имел возможности в связи с отсутствием у него жилого помещения, предназначенного для постоянного проживания.

Согласно ст. 112 СК РФ защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав возлагается на органы опеки и попечительства, которые ведут учет таких детей, обеспечивают защиту их прав и интересов, осуществляют контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

В материалах дела отсутствуют данные, подтверждающие, что орган опеки и попечительства принял меры по защите жилищных прав ФИО1, осуществлял контроль за условиями его проживания, а также за включением в список детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, приведенные выше обстоятельства, свидетельствуют о нарушениях конституционного права ФИО1 на жилище. Он не по своей вине не смог своевременно реализовать гарантированное ему право и не может быть лишен такого права произвольно. ФИО1 жильем не обеспечен, в настоящее время он проживает на съемной квартире.

При таких обстоятельствах, суд считает, что заявленные исковые требования к администрации адрес подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области действующего в защиту интересов ФИО1 к администрации Петушинского района Владимирской области о возложении обязанности включить ФИО1 в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемых по договору найма специализированных жилых помещений - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Петушинский район» включить ФИО1 в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда, предоставляемого по договору найма специализированных жилых помещений.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 25 сентября 2015 года

*

*

Судья Петушинского районного суда С.В. Скрябнева