ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1245/2021 от 31.08.2021 Минусинского городского суда (Красноярский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Минусинск 31 августа 2021 г.

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Шкарина Д.В.,

при секретаре Меляевой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Егорова Вячеслава Александровича к администрации города Минусинска об установлении факта и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Егоров В.А. обратился в Минусинский городской суд с иском к администрации г. Минусинска об установлении факта отнесения его к числу лиц, относящихся к категории детей-сирот и понуждении предоставить ему жилое помещение, как лицу, относящемуся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. Свои требования мотивировав тем, что относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку с 1979 по 1987 годы проживал и находился на полном государственном обеспечении в Минусинской школе –интернат № 8. После службы в рядах Российской Армии, в 1990 году он встал на учет в жилищном отделе администрации г. Минусинска для получения жилого помещения, как лицу, относящемуся к категории детей сирот и детей, оставшемуся без попечения родителей, ему был определен номер очереди - 2. В настоящее время он обратился в администрацию г. Минусинска по вопросу обеспечения его жилым помещением, как относящегося к категории сироты, однако ему в этом было отказано. По сообщению МКУ «Управление городского хозяйства», истец решением жилищной комиссии от 15.03.2006 был переведен из списка граждан, пользующихся правом на внеочередное обеспечение жилым помещением, в общий список, поскольку отсутствуют документы подтверждающие статус сироты. Номер его очереди в этом списке - 83. С указанным решением от 15.03.2006 он не был ознакомлен. Для подтверждения статуса сироты, им были сделаны запросы в органы ЗАГСа по месту рождения, однако там документы не найдены. Минусинской школой – интернатом № 8 также сведения о его родителях не установлены. В связи с указанным просит установить факт, что он относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обязать ответчика обеспечить его жилым помещением, как лицо относящееся к указанной категории граждан, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д. 5-6).

Определением суда от 14 июля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство образования Красноярского края (л.д. 72).

В судебном заседании истец Егоров В.А. на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г. Минусинска, представитель третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства образования Красноярского края в судебное заседания не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом ( л.д. 73,75), причины неявки в суд не сообщили.

В судебном заседании представитель третьего лица управления образования администрации г. Минусинска по доверенности Собецкая Т.В. (л.д. 68), суду пояснила, что Егоров В.А. был ребенком сиротой, однако в функции органов опеки не входить обязанность по предоставлению жилого помещения, они только помогают собрать необходимый пакет документов. У истца ранее был не подтвержден статус сироты, в связи, с чем он был переведен на общую очередь.

Выслушав, явившиеся стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно свидетельству о рождении истец Егоров В.А. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Саха, матерью истца указана Егорова Анна Александровна, отцом - Егоров Александр Иванович (л.д. 35).

Согласно ответа отдела Управления ЗАГС по Кобяйскому району Республики Саха (Якутия), сведения о лишении родительских прав ФИО1ДД.ММ.ГГГГ года рождения (матери истца), отсутствуют (л.д.13). В период с 01.09.1978 г. по 06.10.1987 г. истец воспитывался в государственном учреждении и находился на полном государственном обеспечении, проживал в Минусинской восьмилетней школе-интернате № 8 (л.д.11,38, 39,50).

Как следует из учетного дела № 7-ВН Егоров В.А. обратился 28.12.1995 ( в возрасте 25 лет) в жилищный отдел администрации г. Минусинска, с заявлением о постановке его на учет для получения жилья ( л.д.59-63).

Из уведомления администрации г. Минусинска № 122-п от 27.03.2006, направленного в адрес истца следует, что решением жилищной комиссии администрации г. Минусинска от 15.03.2006, истец переведен из списка граждан, пользующихся правом внеочередного получения жилых помещений в общий список, в связи с не подтверждением статуса сироты (л.д.64-65). Указанное решение истцом не оспорено.

Из ответа ОВМ МО МВД России «Минусинский» следует, что истец в период с 28.08.2009 по 06.11.2012 состоял на регистрационном учете по адресу: <адрес>1, в период с 06.11.2012г. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>, в период с 17.06.1990 по 09.06.1992 проходил службу в рядах Советской Армии (л.д.42). Из ответа Министерства образования Красноярского каря следует, что документы Егорова В.А. в министерство не поступали, на учете детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями истец не состоит, то есть его право на обеспечение жилым помещением не нарушено ( л.д.47-48).

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями истца, копией его паспорта ( л.д.14), свидетельством о рождении ( л.д.35), заявлением истца главе администрации г. Минусинска от 30.12.2020 о выдаче справки ( л.д.7), ответом управления образования администрации г. Минусинска на заявление о выдачи справки ( л.д.8), ответами администрации г. Минусинска на обращения истца (л.д.9,10), справкой КГБОУ «Минусинская школа № 8 » о нахождении истца на полном государственном обеспечении ( л.д.11), заявлением истца в органы Загса Кобяйского района Республики САХА ( Якутия) о предоставлении информации и ответом на данное заявление ( л.д.12,13), заявлением истца от 20.08.2020года о постановке его на учет для предоставления жилья и прилагаемыми к нему документы и ответом УО администрации г. Минусинска на обращение истца от 20.08.2020г. ( л.д.32-39,31), ответом ОВМ МО МВД России «Минусинский» о регистрации истца на запрос суда ( л.д.42), ответом Министерства образования Красноярского края на запрос суда ( л.д.47-48), ответом КГБОУ «Минусинская школа № 8 » на запрос суда ( л.д.50),ответом администрации г. Минусинска на запрос суда и копией учетного дела Егорова В.А. ( л.д.57-65).

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст.8 этого же закона лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Аналогичные положения относительно возраста лиц, оставшихся без попечения родителей, содержали и предыдущие редакции вышеуказанных норм закона.

При этом предоставление жилых помещений указанным категориям граждан в соответствии с указанными нормами закона носило и носит заявительный характер и подлежит реализации при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на соответствующий учет, поэтому до достижения возраста 23-х лет указанные граждане (их представители) в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были обратиться с соответствующими заявлениями для постановки на учет. По достижении возраста 23-х лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой меры социальной поддержки.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, оценив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

Как установлено судом, истец с заявлением в администрацию г. Минусинска о постановке на учет обратится в конце декабря 1995 года, по достижению им возраста 25 лет. При этом до исполнения 23-х лет с заявлениями о предоставлении жилого помещения по договору социального найма либо найма специализированного жилого помещения, включении в соответствующий список для предоставления жилого помещения истец в уполномоченные органы не обращался, на учет поставлен не был, соответственно его право на обеспечение жилым помещением в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ни ответчиком, ни другими лицами не нарушалось и оснований для возложения на администрацию г. Минусинска в судебном порядке обязанности по предоставлению истцу, как оставшемуся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей, жилого помещения не имеется.

Доказательств о наличии уважительных причин, препятствовавших Егорову В.А. до достижения 23-летнего возраста его обращению в компетентный орган по вопросу постановки на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, в период с 18 до 23 лет он суду не представил.

Следовательно, поскольку в предусмотренный законом срок - до достижения 23-летнего возраста истец не принимал меры к реализации права на меры социальной поддержки, не представил в органы местного самоуправления заявление и необходимые документы для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, его требования не подлежат удовлетворению.

По смыслу действующего законодательства порядок получения жилого помещения как меры социальной поддержки носит заявительный характер и распространяется на лиц, подавших заявление о предоставлении жилья до 23 летнего возраста, то есть лица, обратившиеся своевременно, вправе требовать предоставления жилья до его фактического исполнения.

В данном случае Егоров В.А., достигший на момент обращения с иском в суд возраста 51 года, до достижения возраста 23 лет не был признан нуждающимся в жилом помещении и не был поставлен на учет. Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец лишь дважды (в 1995 и в 2000 году) обращался по вопросу предоставления жилого помещения. При этом, Егорову В. А. было направлено уведомление, что он переведен из списка внеочередников в общий список ( л.д. 64). В течении 16 лет, действия или бездействия администрации г. Минусинска истец не обжаловал. В суд обратился только при достижении возраста 51 год.

Кроме того, судом установлено, что истец с 11.03.2016 является собственником 1/3 доли жилого дома (площадью 112,6к.в.м) и земельного участка при нем, расположенных по адресу: <адрес>. Также собственником гаража и земельного участка при нем, расположенных по адресу: <адрес><данные изъяты> что подтверждается выпиской из ЕГРН ( 40-41).

При таких обстоятельствах, учитывая, что длительный период времени не обращения истца за защитой нарушенного права, а также то, что с 2016 года истец обеспечен жильем в нормах подложности (112,6 кв.м. /3 доли = 37,53 кв.м.) суд не находит законных оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения сроком на пять лет.

Разрешая требования Егорова об установлении факта, имеющего юридическое значение, суд приходит к следующим выводам.

В порядке особого производства рассматриваются дела, по которым право заявителя бесспорно, но отсутствие надлежащего закрепления значимых для осуществления данного права обстоятельств, препятствует реализации прав лица.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

Согласно ст. 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (ч. 1 ст. 262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта. При рассмотрении заявления об установлении факта нахождения без попечения родителей, юридическое значение имеет статус родителей, были ли они лишены родительских прав либо ограничены в правах, признавались ли безвестно отсутствующими, недееспособными, отбывают наказание в виде лишения свободы, либо они неизвестны.

Поскольку Егоров В.А. в заявлении ссылается на нормы Федерального закона N 159-ФЗ от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", указав, что установление данного факта ей необходимо для реализации права на социальную защиту и поддержку, предусмотренную ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", т.е. для улучшения жилищных условий, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, в деле отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие смерть матери и отца истца. Факт нахождения истца в период с 1978 по 1987 года на полном государственном обеспечении нашел свое подтверждение, то есть указанное позволяет признать, что истец относился к числу лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, однако, в деле отсутствуют доказательства того, что в возрасте до 23 лет он обращалась в уполномоченный орган для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях как ребенок, оставшийся без попечения родителей, или лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, либо, что ему незаконно было отказано в постановке на учет, либо, что он не обращался с соответствующим заявлением о постановке на учет по уважительной причине.

Поскольку Егоров В.А. в суд обратился 12.03.2021 года, то есть после достижения 23-летнего возраста и при изложенных обстоятельствах признание факта оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте для получения льгот, предусмотренных Федеральным законом N 159 от 21.12.1996 г. "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" для него не влечет каких-либо правовых последствий, т.е. для него прекращается возможность требовать предоставление социальной гарантии в соответствии с приведенным выше Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ " "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования Егорова Вячеслава Александровича к администрации города Минусинска об установлении факта и возложении обязанности по предоставлению жилого помещения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение одного месяца, со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий:

Мотивированный текст решения изготовлен 07 сентября 2021 г.