Дело № 2-12468/15
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:
председательствующего судьи Киракосян Т.Т.
при секретаре ФИО4,
с участием прокурора ФИО5, истца ФИО1, представителей ответчика ФИО6, ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <данные изъяты> о признании увольнения незаконным, отмене приказов, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к <данные изъяты> о признании увольнения незаконным, отмене приказов, восстановлении на службе, взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, ссылаясь на те обстоятельства, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Камчатской таможне в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни. Приказом <данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ№ определено, что с ДД.ММ.ГГГГ подлежат сокращению должности сотрудников таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе, в том числе подлежит сокращению одна должность оперуполномоченного по особо важным делам (без привязки к какому-либо подразделению). Приказом <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ должность оперуполномоченного по особо важным делам, занимаемая истцом, исключена из штатного расписания Камчатской таможни.
В связи с проведением в <данные изъяты> организационно-штатных мероприятий по сокращению должности сотрудников таможенных органов, с целью дальнейшего трудоустройства истец был зачислен в распоряжение <данные изъяты> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Полагал приказ <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, поскольку сокращение должности занимаемой истцом не было согласовано со Службой по противодействию коррупции Дальневосточного таможенного управления и Управлением по противодействию коррупции <данные изъяты>. Кроме того, на момент издания приказа <данные изъяты> России от ДД.ММ.ГГГГ№, которым определено сократить должность оперуполномоченного по особо важным делам в Камчатской таможне имелось три должности оперуполномоченного по особо важным делам, в связи с чем, полагал, что сокращение должно было быть проведено в отношении трех сотрудников, замещающим указанные должности. До исключения замещаемой им должности из штатного расписания ему были предложены вакантные должности только лишь сотрудников таможенных органов. Вакантные должности работников и государственных гражданских служащих, в том числе нижестоящие в Камчатской таможне ему предложены не были, что нарушает положения п. 11 раздела II инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, а именно должность начальника отдела контроля таможенной стоимости Камчатской таможни. Так же им ДД.ММ.ГГГГ было выражено желание о назначении на должность начальника правового отдела Камчатской таможни, однако его согласие надлежащим образом рассмотрено не было.
Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-к истцу, как сотруднику таможенного органа, находящемуся в распоряжении <данные изъяты>, были определены обязанности по двум должностям одновременно, оперуполномоченного по ОВД отделения по противодействию коррупции и обязанности соответствующие должностным обязанностям главного государственного таможенного инспектора правового отдела Камчатской таможни. Приказом Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К в приказ №-К были внесены изменения, согласно которым ему определены должностные обязанности соответствующие обязанностям главного государственного таможенного инспектора правового отдела Камчатской таможни, тогда как штатным расписанием должности сотрудников таможенных органов в правовом отделе Камчатской таможни не предусмотрены, поскольку истец является сотрудником таможенного органа, капитаном таможенной службы. Кроме того, при определении истцу обязанностей, закрепленных в приложении № к приказу Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К, его согласия получено не было, предварительной беседы не проводилось. Полагал, что начальник <данные изъяты> фактически перевел его на другую работу, существенно изменив трудовые функции истца, без его согласия.
13 и ДД.ММ.ГГГГ истцом были поданы рапорты на имя на начальника <данные изъяты> с просьбой установить ему надбавки, соответствующие новым условиям труда, и установленные иным должностным лицам правового отдела <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ истцу были вручены ответы о невозможности установления указанных выплат.
ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с имеющимися в <данные изъяты> вакантными должностями и выразил свое согласие с назначением на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский и подал заявление о назначении его на выбранную должность.
Однако, ДД.ММ.ГГГГ истец был ознакомлен с листом информирования из содержания которого следовало, что он представлен к увольнению из таможенных органов в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом). Приказом Камчатской таможни №-К «О ФИО1» истец был уволен с ДД.ММ.ГГГГ со службы в таможенных органах в соответствии с подп. 4 ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах» (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом).
Полагал, что увольнение по указанным основаниям не могло быть произведено, в связи с тем, что срок его нахождения в распоряжении таможенного органа, установленный приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-К, не выходил за пределы срока действия заключенного с ним контракта, в связи с чем, применение п. 7 Положения о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах РФ, утвержденного приказом ФТС от ДД.ММ.ГГГГ№, не допустимо. Кроме того, считал, что Камчатская таможня, незаконно исключив ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания должность занимаемую истцом, исключила и обязательное условие заключенного с ним ДД.ММ.ГГГГ контракта, в связи с чем, указанный контракт является недействующим с момента исключения обязательного условия - должности которую он замещал. Указал, что он так же не был предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах по указанным основаниям за семь дней до дня истечения срока действия контракта.
Кроме того, в августе 2015 года всем сотрудникам <данные изъяты>, не имеющим дисциплинарных взысканий, была выплачена премия в размере 3,9 должностных оклада, однако истцу указанная премия выплачена не была, тогда как в списки на премирование он был включен.
На основании изложенного просил суд признать приказ ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№-К «Об увольнении ФИО1» незаконным и отменить; признать приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятий в <данные изъяты>» незаконным и отменить в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции <данные изъяты>; признать приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О ФИО1» незаконным и отменить, восстановить на службе в <данные изъяты> в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, обязать ФТС России заключить с ним контракт о службе в таможенных органах на срок не менее одного года; взыскать с Камчатской таможни за незаконное увольнение из таможенных органов компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., за принуждение к труду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсации морального вреда в размере 102 000 руб., период исполнения обязанностей ГГТИ правового отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ недоплаченную заработную плату в размере 126 533 руб., за принуждение к написанию заявления на увольнение из таможенных органов ДД.ММ.ГГГГ компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность начальника правового отдела <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский <данные изъяты> компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., денежного довольствия за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 143 066 руб. 04 коп., недополученную компенсацию за неиспользованный отпуск в год увольнения в размере 91 709 руб., недополученную в августе 2015 года премию в размере 64 350 руб.
В судебном заседании истец ФИО1, окончательно определившись с исковыми требованиями, просил суд признать незаконными приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-К «Об увольнении ФИО1», приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятий в <данные изъяты> незаконным, в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, приказ <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О ФИО1», восстановить его на службе в таможенных органах, взыскать с Камчатской таможни за незаконное увольнение из таможенных органов компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб., за принуждение к труду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсацию морального вреда в размере 102 000 руб., за принуждение к написанию заявления на увольнение из таможенных органов ДД.ММ.ГГГГ компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность начальника правового отдела <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб., денежное довольствие за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 626 340 руб., недополученную компенсацию за неиспользованный отпуск в год увольнения в размере 91 709 руб., недополученную в августе 2015 года премию в размере 64 350 руб. недоначисленную заработную плату в период исполнения обязанностей главного государственного таможенного инспектора правового отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 126 327 руб. 79 коп., взыскать с Дальневосточного таможенного управления ФТС России и Федеральной таможенной службы Российской Федерации за незаконное увольнение из таможенных органов компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. с каждого. Заявленные исковые требования, с учетом уточнений, поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Кроме того, считал, что датой окончания служебного контракта, заключенного ДД.ММ.ГГГГ, является ДД.ММ.ГГГГ, так как ДД.ММ.ГГГГ является выходным днем, в связи с чем полагал, что он не мог быть уволен ДД.ММ.ГГГГ по окончанию срока действия контракта. Так же указал, что согласно п. 5 должностной инструкции, оперуполномоченный по особо важным делам назначается и увольняется руководителем ФТС по представлению начальника Управления по противодействию коррупции ФТС РФ, оперуполномоченный начальнику Камчатской таможне не подчинен, в связи с чем, издавать приказ об увольнении ФИО1 начальник Камчатский таможни не мог.
В судебном заседании представитель ответчика Камчатской таможни ФИО7, действующая на основании доверенности, требования истца не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
В судебном заседании представитель ответчиков <данные изъяты>, <данные изъяты>ФИО8 действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала, полагала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменных отзывах, дополнительно пояснила, что сокращение должности ФИО1 было согласовано с ФТС России, поскольку приказ Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятий в Камчатской таможне» издан на основании приказа ФТС России. Указала, что истец уволен по истечению срока действия контракта, оснований для увольнения его в связи с сокращением штата не имелось.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, заслушав мнение прокурора, полагавшего исковые требования ФИО1 необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 114-ФЗ) служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Правовую основу службы в таможенных органах составляют Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации о таможенном деле, названный выше Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения службы в таможенных органах.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона № 114-ФЗ поступление на службу в таможенные органы граждан является добровольным и осуществляется на условиях контракта о службе в таможенных органах.
Как следует из ст. 10 Федерального закона № 114-ФЗ контракт заключается в письменной форме между гражданином и соответствующим таможенным органом в лице его начальника на срок один год, три года, пять или десять лет, а также до достижения гражданином предельного возраста пребывания на службе в таможенных органах с соблюдением требований настоящего Федерального закона. Контракт может быть заключен на новый срок по соглашению сторон до истечения срока его действия.
Согласно п. 3 ст. 10 Федерального закона № 114-ФЗ порядок заключения контракта и его типовая форма устанавливаются руководителем Федеральной таможенной службы.
Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке заключения контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации и типовой формы контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации, которое зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ№ (далее – приказ ФТС №).
Согласно п. 10 Приказа ФТС № контракт носит срочный характер. Срок действия контракта определяется Сторонами и закрепляется в контракте. Началом действия контракта является дата, указанная в тексте контракта.
В соответствии с п. 19 Приказа ФТС № не позднее чем за три месяца до истечения срока контракта сотрудник должен быть письменно предупрежден об истечении срока контракта и о возможности его увольнения со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона.
Согласно п. 20 Приказа ФТС № не позднее чем за два месяца до истечения срока действия контракта при наличии заявления сотрудника о заключении контракта на новый срок руководитель структурного подразделения (начальник таможенного органа) направляет характеристику на данного сотрудника в кадровое подразделение таможенного органа, начальник которого уполномочен на заключение контракта с этим сотрудником.
Как следует из п. 21 Приказа ФТС № при решении о незаключении с сотрудником контракта на новый срок, он должен быть предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня истечения срока действия контракта.
Пунктом 7 Приказа ФТС № установлено, что в случае окончания срока действия контракта в период нахождения в распоряжении таможенного органа сотрудник должен быть назначен на штатную должность до даты окончания срока действия контракта либо уволен со службы с даты окончания срока действия контракта по подпункту 4 пункта 2 статьи 48 Федерального закона или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Согласно подпункту 4 пункту 2 статьи 48 Федерального закона «О службе в таможенных органах Российской Федерации» сотрудник таможенного органа может быть уволен со службы в таможенных органах по основанию окончания срока службы, предусмотренного контрактом.
Каких-либо исключений, устанавливающих невозможность прекратить служебные отношения в связи с истечением срока действия контракта, законом не установлено. Правовая природа контракта как акта, заключаемого на конкретный срок, предполагает, что регулируемые им правоотношения при наступлении определенной календарной даты (истечение срока) прекращаются. Заключая контракт о службе в таможенных органах, гражданин тем самым соглашается и с тем, что по окончании предусмотренного контрактом срока его служба в таможенных органах будет прекращена.
Таким образом, прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон.
В свою очередь специальным законодательством, регулирующим порядок прохождения службы в таможенных органах Российской Федерации, не установлена обязанность заключить с сотрудником контракт о службе в таможенных органах на новый срок, приводить мотивы отказа в заключении такого контракта.
Применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации в данном случае не допускается, поскольку порядок и основания прохождения службы в таможенных органах и увольнения из таможенных органов Российской Федерации урегулированы нормами приведенного выше специального законодательства.
В судебном заседании установлено, что должности подразделений таможенных органов по противодействию коррупции являются должностями номенклатуры руководителя ФТС России, в связи с чем, право принятия решения о заключении контракта и увольнении со службы принадлежит исключительно руководителю ФТС России.
ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> издан приказ №-к о заключении с ФИО1 контракта о службе в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни сроком на один год.
ДД.ММ.ГГГГ между руководителем <данные изъяты> и истцом был заключен контракт о службе в таможенных органах Российской Федерации в должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни № к/14, сроком на один год (том 1 л.д. 25).
В соответствии с приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ сокращается численность таможенных органов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в количестве 122 единиц сотрудников, 188 единиц федеральных государственных гражданских служащих, 48 единиц работников в соответствии с приложением (том 1 л.д. 31-39).
Раздел 7 приложения к приказу <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ содержит наименование исключаемых из штатного расписания <данные изъяты> должностей и их количество, среди которых должность сотрудника оперуполномоченный по особо важным делам (том 1 л.д. 40-48).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 был лично под роспись уведомлен об исключении занимаемой им должности из штатного расписания (том 1 л.д. 181).
Как следует из листов собеседования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГФИО1 разъяснен порядок проведения организационно-штатных мероприятий, зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможни, возможность увольнения, основания и критерии возможности продолжения службы, а так же гарантии и компенсации связанные с расторжением контракта. ФИО1 также были предложены вакантные должности сотрудников в Камчатской таможне. В связи с чем, ФИО1 выразил желание продолжить службу в <данные изъяты> на должностях сотрудников. От предложенных должностей отказался, от замещения вакантных должностей в других таможенных органах Дальневосточного региона отказался (л.д. 107-113).
Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятиях в <данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания <данные изъяты> исключена должность оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни (том 1 л.д. 64-69).
Приказом <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№-к истец с его согласия, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ зачислен в распоряжение <данные изъяты> (л.д. 70-71).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 лично под роспись уведомлен об окончании срока действия контракта и возможном увольнении со службы в таможенных органах в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 48 Закона в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом (том 1л.д. 180).
Как следует из листов собеседования от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГФИО1 выразил желание замещать должность государственного гражданского службы начальника правового отдела и быть назначенным на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский (том 1 л.д. 113-118).
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился на имя начальника Камчатской таможни с заявлением о назначении его на вакантную должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни (том 1 л.д. 117).
Данное заявление удовлетворено не было, заявления ФИО1 о заключении контракта на новый срок не поступало.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 был предупрежден об увольнении со службы в таможенных органах в письменной форме (том 1 л.д. 119).
ДД.ММ.ГГГГ ФТС России издан приказ №-К об увольнении ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ находящегося в распоряжении Камчатской таможни в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона № 114-ФЗ (том 1 л.д. 27).
Приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ Камчатской таможни ФИО1 был уволен со службы в таможенных органах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 48 Федерального закона № 114-ФЗ (по окончании срока службы, предусмотренного контрактом) (том 1 л.д. 28).
Рассматривая изложенные обстоятельства, с учетом указанных правовых норм, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований ФИО1 о признании незаконными приказов ФТС России №-К «Об увольнении ФИО1» и приказа Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О ФИО1», так как увольнение ФИО1 по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом, произведено в соответствии с требованиями закона, каких-либо объективных доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том, что работодатель был согласен заключить служебный контракт с истцом на новый срок, суду представлено не было, тогда как проведение организационно-штатных мероприятий и сокращение занимаемой истцом должности, равно как и нахождение истца в распоряжении Камчатской таможни, совпавшее с окончанием срока его службы в таможенных органах, не могут ставиться в зависимость друг от друга. Положительного заключения на замещение другой должности истцом не получено, законные основания для увольнения ФИО1 у Федеральной таможенной службы России имелись, порядок увольнения истца ответчиком соблюден, таким образом оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 исковых требований о признании приказов ФТС России №-К «Об увольнении ФИО1» и Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О ФИО1» не законными не имеется в связи с их необоснованностью.
Довод истца о том, что увольнение было незаконно произведено ДД.ММ.ГГГГ, тогда как срок действия контракта истек ДД.ММ.ГГГГ, приходящегося на выходной день, в связи с чем, увольнение должно быть произведено в первый рабочий день ДД.ММ.ГГГГ, суд считает несостоятельным, поскольку контракт был заключен с ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, таким образом, срок действия контракта истек ДД.ММ.ГГГГ.
Так же несостоятелен довод истца, о том, что основанием для его увольнения должно было быть сокращение штата, а не истечение срока действия контракта, так как прекращение контракта в связи с окончанием срока службы, предусмотренного контрактом, является самостоятельным основанием к прекращению служебных отношений, обстоятельством, не зависящим от воли сторон.
Доводы истца о нарушении процедуры проведения организационно-штатных мероприятий по сокращению должности истца не могут быть приняты во внимание, как основание для признания оспариваемых приказов незаконными, поскольку основанием для прекращении службы истца в таможенных органах является не проведение организационно-штатных мероприятий (пп. 5 п. 2 ст. 48 ФЗ N 114-ФЗ), а окончание срока службы, предусмотренного контрактом (пп. 4 п. 2 ст. 48 ФЗ N 114-ФЗ).
Поскольку исковые требования истца о восстановлении на службе в таможенных органах и взыскании с Камчатской таможни компенсации морального вреда за незаконное увольнение из таможенных органов в размере 100 000 руб., взыскании с Дальневосточного таможенного управления ФТС России и Федеральной таможенной службы Российской Федерации за незаконное увольнение из таможенных органов компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. с каждого, не являются самостоятельными, а производны от требований о признании приказов ФТС России №-К «Об увольнении ФИО1» и Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О ФИО1» незаконными, суд также отказывает истцу в их удовлетворении.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о восстановлении на службе суд приходит к выводу об отсутствие оснований для взыскания с ответчика денежного довольствия за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 626 340 руб., в связи с чем, исковые требования ФИО1 в указанной части удовлетворению так же не подлежит.
Рассматривая требование истца о признании приказа Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятий в Камчатской таможне незаконным, в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, суд приходит к следующему.
Общие принципы и порядок ведения организационно-штатной работы таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России установлены «Положением об организационно-штатной работе в таможенных органах Российской Федерации и в учреждениях, находящихся в ведении ФТС России» утвержденным Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 3 вышеуказанного Положения организационно-штатные мероприятия - один из видов управленческой деятельности, направленной на рациональное и эффективное использование штатной численности и финансовых средств, выделяемых таможенным органам для выполнения возложенных на них задач, а также совокупность мероприятий по созданию, реорганизации, ликвидации или изменению структуры таможенного органа либо по сокращению численности или штата таможенного органа, сокращению в таможенном органе должностей гражданской службы.
В соответствии с п. 4 Положения, утвержденного Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, общее руководство организационно-штатной работой в таможенных органах осуществляет руководитель ФТС России.
Согласно п. 38 Положения утвержденного Приказом ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ при проведении организационно-штатных мероприятий порядок осуществления действий определяется в отношении сотрудников - Федеральными законами от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации", от ДД.ММ.ГГГГ N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", Инструкцией о порядке зачисления сотрудника в распоряжение начальника таможенного органа Российской Федерации при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 75 (зарегистрирован Минюстом России ДД.ММ.ГГГГ, рег. N 6396).
Как следует из письма ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении предложений» в целях сохранения оплаты труда должностных лиц и работников таможенных органов на уровне 2014 года руководителем ФТС России принято решение о сокращении штатной численности таможенных органов РФ на 10%.
В целях исполнения письма ФТС России Службой по противодействию коррупции Дальневосточного таможенного управления проведен анализ существующей на ДД.ММ.ГГГГ организационно-штатной структуры СПК ДВТУ и ОПК таможни Дальневосточного региона, содержания выполняемых ими функций и характера решаемых задач. По результатам проведенного анализа СПК ДВТУ на имя начальника ДВТУ были представлены предложения по сокращению численности ОПК таможен Дальневосточного региона, среди которых значилась должность оперуполномоченного по особо важным делам отделения противодействия коррупции Камчатской таможни, занимаемая ФИО1 (докладная записка № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из содержащихся в докладной записке должностей, начальником ДВТУ на совещание было принято решение о сокращении должности именно оперуполномоченного по особо важным делам отделения противодействия коррупции Камчатской таможни. Окончательные предложения по сокращению штатной численности таможен Дальневосточного региона и ДВТУ были направлены в ФТС России письмом от ДД.ММ.ГГГГ№.
Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе» установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ сокращается численность таможенных органов, расположенных на территории Дальневосточного федерального округа, в количестве 122 единиц сотрудников, 188 единиц федеральных государственных гражданских служащих, 48 единиц работников в соответствии с приложением.
Раздел 7 приложения к приказу ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ содержит наименование исключаемых из штатного расписания Камчатской таможни должностей и их количество, среди которых должность сотрудника оперуполномоченный по особо важным делам.
Приказом Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятиях в Камчатской таможне» с ДД.ММ.ГГГГ из штатного расписания Камчатской таможни исключена должность оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни.
На основании изложенного, учитывая, что оспариваемый приказ издан Камчатской таможней в соответствии с Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О совершенствовании структуры таможенных органов, расположенных в Дальневосточном федеральном округе», в то время как именно руководитель ФТС России утверждает численность и фонд оплаты труда должностных лиц и работников территориальных органов ФТС России, а принятие решения о сокращении должности оперуполномоченного по особо важным делам, занимаемой истцом, было согласовано с начальником ДВТУ и ФТС России, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании приказа Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятий в Камчатской таможне незаконным, в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, незаконным.
Рассматривая требование истца о взыскании с Камчатской таможни недоначисленной заработной платы в период исполнения обязанностей главного государственного таможенного инспектора правового отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 126 327 руб. 79 коп. суд приходит к выводу об отказе в его удовлетворении в связи с необоснованностью, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 Инструкции о порядке зачисления сотрудника в распоряжение таможенного органа и нахождения сотрудника в распоряжении таможенного органа при проведении организационно-штатных мероприятий, утвержденной Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 777, при зачислении сотрудника в распоряжение таможенного органа сотрудник освобождается от занимаемой должности в связи с организационно-штатными мероприятиями с выплатой денежного довольствия в соответствии с частью 23 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 283-ФЗ для последующего решения вопроса о дальнейшем прохождении им службы или увольнении.
Как следует из ч. 23 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа, до истечения срока, определенного федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, регулирующим прохождение службы в учреждениях и органах, выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада по последней замещаемой должности, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет), а также коэффициентов (районных, за службу в высокогорных районах, за службу в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок, указанных в части 15 настоящей статьи. Сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и выполняющему обязанности по последней замещаемой должности, в соответствии с приказом или распоряжением руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя денежное довольствие выплачивается в полном размере. По решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя сотруднику, находящемуся в распоряжении учреждения или органа и не выполняющему обязанностей по последней замещаемой должности, с учетом фактического объема выполняемых им служебных обязанностей могут также производиться дополнительные выплаты, предусмотренные частью 6 настоящей статьи.
Таким образом, вышеуказанными нормативными правовыми актами не предусмотрено установление сотруднику, находящемуся в распоряжении таможенного органа выплат, относящихся к денежному содержанию федеральных государственных гражданских служащих, в связи с чем, выплата истцу, являющемуся сотрудником Камчатской таможни, находящемуся в распоряжении и выполняющему служебные обязанности, определенные ему приказами Камчатской таможни №-К от ДД.ММ.ГГГГ и №-К от ДД.ММ.ГГГГ, выплата надбавки за особые условия службы и ежемесячного денежного поощрения в размерах, установленных для федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, так же не предусмотрена.
Так же истцом заявлено требование о взыскании с Камчатской таможни недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в год увольнения в количестве 25 дней в размере 91 709 руб.
В соответствии со ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации" сотрудникам таможенных органов в частности предоставляется очередной ежегодный отпуск с сохранением денежного довольствия.
Согласно ст. 36 Федерального закона N 114-ФЗ сотруднику таможенного органа очередной ежегодный отпуск предоставляется продолжительностью 30 календарных дней без учета времени следования к месту проведения отпуска и обратно.
Согласно приказа Камчатской таможни №-К от ДД.ММ.ГГГГ году и Приказа №-К от ДД.ММ.ГГГГФИО1 произведена выплата компенсации за 41 календарный день неиспользованного отпуска (9 календарных дней за 2012 год, 2 календарных дня за 2014 год, 30 календарных дней за 2015 год) в размере138 608 руб. 33 коп., исходя из средней заработной платы истца. Указанные приказы ФИО1 оспорены не были (л.д. 230-233).
В связи с чем, исковые требования ФИО1 о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в год увольнения в количестве 25 дней в размере 91 709 руб. удовлетворению не подлежат.
Так же не подлежат удовлетворению исковые требования ФИО1 о взыскании с Камчатской таможни неполученной в августе 2015 года премии в размере 3,9 должностных оклада, то есть 64 350 руб., поскольку приказ №-П от ДД.ММ.ГГГГ (том 1 л.д. 157), которым были премированы работники, не имеющие дисциплинарных взысканий и произведена единовременная поощрительная выплата сотрудникам Камчатской таможни и государственным гражданским служащим Камчатской таможни, был издан после увольнения истца и выплаты ему окончательного расчета при увольнении. Указанная выплата является разовой и не носит систематического характера.
В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Указанная норма права предусматривает возмещение морального вреда, причиненного работнику неправомерными действиями бездействиями работодателя, без указания конкретных видов правонарушений, что означает, что право на возмещение морального вреда работник имеет во всех случаях нарушения его трудовых прав.
Как следует из искового заявления и пояснений истца, данных в ходе судебного заседания, моральный вред ему был причинен вследствие неправомерных действий ответчика Камчатской таможни, выразившихся в принуждении истца к труду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, принуждении к написанию заявления на увольнение из таможенных органов ДД.ММ.ГГГГ, непринятии мер к назначению истца на должность начальника правового отдела Камчатской таможни, а так же непринятии мер к назначению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни.
Рассматривая изложенное, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 14 Инструкции, утвержденной Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 777, освобождение сотрудника от занимаемой должности и зачисление его в распоряжение производятся с даты начала проведения организационно-штатных мероприятий на основании приказа таможенного органа, начальник которого имеет право назначения на эту должность, с одновременным возложением на сотрудника обязанностей по последней замещаемой должности либо иных временных.
Так приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ истец был зачислен в распоряжение Камчатской таможни и ему определены служебные обязанности согласно приложению № к приказу, приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ в приказ №-К внесены изменения и дополнения в части служебных обязанностей.
Таким образом, возложение на истца временных служебных обязанностей, основано на нормативных правовых актах, действующих в Таможенных органах и прав истцу не нарушает.
Согласно п. 18 Инструкции, утвержденной Приказом ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ N 777, в период нахождения сотрудника в распоряжении ему должны быть предложены вакантные должности сотрудников (при их наличии в таможенном органе), обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности в таможенном органе, а также по согласованию с начальником вышестоящего таможенного органа вакантные должности сотрудников в другом таможенном органе.
Предложение вакантных должностей, а также отказ от них должны быть зафиксированы в письменной форме.
Как следует из материалов дела истцу неоднократно, в период нахождения в распоряжении в ходе собеседований предлагались имеющиеся вакантные должности сотрудников Камчатской таможни. Так, истец выразил свое согласие на назначение его на должность начальника правового отдела и должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский.
Однако, как следует из должностного регламента начальника правового отдела Камчатской таможни, указанная должность является должностью занимаемой федеральным государственным гражданским служащим, таким образом в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» замещение указанной вакантной должности возможно путем прохождения конкурса, назначение на указанную должность сотрудника являющегося должностным лицом Камчатской таможни не предусмотрено.
Согласно должностной инструкции заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский, указанная должность является должностью старшего начальствующего состава сотрудников таможенных органов, которой предусмотрено присвоение предельного специального звания полковник таможенной службы. Как следует из пояснений представителей ответчиков, данных в ходе судебного заседания, с учетом ранее занимаемой ФИО1 должности, назначение им на выбранную им должность является нецелесообразным.
Из изложенных обстоятельств следует, что ответчик свои обязанности исполнил, вакантные должности истцу предложил, однако назначение истца на указанные должности в силу объективных причин невозможно.
Таким образом, истцом не представлено доказательств неправомерности действий (бездействий) со стороны ответчика, которые бы могли причинить истцу нравственные и физические страдания. В связи с чем, суд отказывает в удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда за принуждение к труду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 102 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность начальника правового отдела Камчатской таможни компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни компенсации морального вреда в размере 30 000 руб.
Заявляя требование о взыскании с ответчика компенсации морального вреда за принуждение к написанию заявления на увольнение из таможенных органов ДД.ММ.ГГГГ компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., истец ссылается на те обстоятельства, что в ходе собеседования ДД.ММ.ГГГГ ему было предложено выбрать одно из трех оснований увольнения, в случае отказа от добровольного написания заявления об увольнении истец будет уволен со службы по окончанию срока службы, предусмотренного контрактом, однако им было выражено желание продолжить службу.
Однако каких-либо доказательств в обоснование указанного требования истцом не представлено. Тогда как в силу ст.ст. 56,57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В связи с чем, указанное требование удовлетворению так же не подлежит.
Анализируя изложенные выше обстоятельства в совокупности с действующим законодательством и представленными сторонами доказательствами, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца, в связи с их необоснованностью.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Камчатской таможне о признании незаконными: приказа ФТС России от ДД.ММ.ГГГГ№-К «Об увольнении ФИО1», приказа Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об организационно-штатных мероприятий в Камчатской таможне незаконным, в части исключения из штатного расписания должности оперуполномоченного по особо важным делам отделения по противодействию коррупции Камчатской таможни, приказа Камчатской таможни от ДД.ММ.ГГГГ№-К «О ФИО1», восстановлении на службе в таможенных органах и взыскании с Камчатской таможни за незаконное увольнение из таможенных органов компенсации морального вреда в размере 100 000 руб., за принуждение к труду в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ компенсации морального вреда в размере 102 000 руб., за принуждение к написанию заявления на увольнение из таможенных органов ДД.ММ.ГГГГ компенсации морального вреда в размере 20 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность начальника правового отдела Камчатской таможни компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., за непринятие мер к назначению на должность заместителя начальника таможенного поста Морской порт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни компенсации морального вреда в размере 30 000 руб., денежного довольствия за время вынужденного прогула в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 626 340 руб., недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в год увольнения в размере 91 709 руб., недополученной в августе 2015 года премии в размере 64 350 руб. недоначисленной заработной платы в период исполнения обязанностей главного государственного таможенного инспектора правового отдела с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 126 327 руб. 79 коп., взыскании с Дальневосточного таможенного управления ФТС России и Федеральной таможенной службы Российской Федерации за незаконное увольнение из таможенных органов компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. с каждого, отказать.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в апелляционном порядке через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Т.Т. Киракосян