ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1246/18 от 14.12.2018 Калачевского районного суда (Волгоградская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 14 декабря 2018г.

Калачёвский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Поповой Г.И.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казённого учреждения <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района к Ж., о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица,

у с т а н о в и л :

Истец Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района обратился в суд с иском о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, требования мотивирует тем, что 30.08.2016г. Ж., зарегистрированная в качестве безработного (ищущего работу) 15.08.2016г., обратилась в Государственное казённое учреждение Центр занятости населения Калачёвского района с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи и единовременной финансовой помощи на организационные расходы для организации предпринимательской деятельности. 06.09.2016г. Между Государственным казённым учреждением Центром занятости населения Калачёвского района и Ж. заключён договор о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Согласно Приказу от 15.09.2016г. Государственное казённое учреждение Центр занятости населения Калачёвского района 30.09.2016г. перечислил Ж. финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей 00 копеек, а также финансовую помощь на организационные расходы в размере 800 рублей 00 копеек.

Исходя из п. 2.1.4. Договора ФИО4 обязана представить подленники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в срок не позднее трёх месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счёт. Копии этих документов принимаются Центром по акту приёма-передачи.

При проведении проверки подлинники документов, предоставленных Ж.ДД.ММ.ГГГГ по акту приёма-передачи документов, подтверждающих целевое расходование предоставленной единовременной финансовой помощи, были выявлены факты, что предоставленные в обоснование расходов документы содержат неполную информацию о приобретённых и имеющихся в наличие товарах, а именно в целях подтверждения целевого использования финансовой помощи Ж. представлены:

- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 11 173 рубля 00 копеек, который не содержит реквизитов о применяемой продавцом системе налогообложения;

- товарный чек швейной фирмы «СОН и Я» от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 9 355 рублей 00 копеек, который не подтверждён кассовым чеком;

- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 10 160 рублей 00 копеек, кассовый либо товарный чек к накладной не предоставлены;

- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 5 520 рублей 00 копеек, который не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;

- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 460 рублей 00 копеек, который не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;

- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 3 600 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;

- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 1 200 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;

- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 1 200 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;

- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 9 428 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;

- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 2 600 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует.

Согласно Постановления <адрес> от 26.03.2012г. -п, Ж. не обеспечено подтверждение документами целевого использования единовременной финансовой помощи на приобретение товаров, предусмотренных бизнес-планом, на общую сумму 54 876 рублей 00 копеек.

06.07.2018г. в адрес Ж. направлено уведомление о возврате единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности и возврате финансовой помощи на организационные расходы по договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рублей 00 копеек и 800 рублей 00 копеек соответственно.

Истец просит взыскать с индивидуального предпринимателя Ж. проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Центрального Банка РФ на сумму 59 600 рублей 00 копеек с 06.03.2018г. по дату фактического исполнения ответчиком решения суда.

На основании изложенного Государственное казённое учреждение Центр занятости населения Калачёвского района просит взыскать с индивидуального предпринимателя Ж. сумму бюджетных средств по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рублей 00 копеек, сумму финансовой помощи на организационные расходы в размере 800 рублей 00 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Центрального Банка РФ на сумму 59 600 рублей 00 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения ответчиком решения суда.

Представитель истца, ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объёме.

В судебное заседание истец Ж. не явилась, о причинах неявки не уведомила, извещена о слушании дела надлежащим образом, реализовала право на ведение дела через представителя.

Представитель истца - К., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали и представили суду отзыв на исковое заявление, где просил отказать Государственному казённому учреждению Центру занятости населения Калачёвского района в полном объёме.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии со статьёй 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускается также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Судом установлено, что 06.09.2016г. между Государственным казённым учреждением Центром занятости населения Калачёвского района и Ж. заключён договор , согласно которому Ж. была оказана финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей 00 копеек и финансовая помощь на организационные расходы в размере 800 рублей 00 копеек.

Согласно п. 2.1.3 договора от 06.09.2016г. гражданин обязуется использовать предоставленную центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес планом в срок, предусмотренный п. 2.1.4 настоящего договора.

Согласно п. 2.1.4 договора от 06.09.2016г. гражданин обязуется представить в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п. 2.2.2 настоящего договора, в срок не позднее трёх месяцев со дня поступления финансовой помощи на лицевой счёт гражданина. Копии этих документов принимаются центром от гражданина по акту приёма-передачи документов.

Пунктом 3.2 договора от 06.09.2016г. предусмотрено, ч то в случае нарушения гражданином условий, предусмотренных п.п. 2.1.1., 2.1.3., 2.1.4. (одним из этих пунктов) настоящего договора, выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату в Центр в полном объёме с уплатой неустойки на эту сумму в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата.

Факт передачи денежных средств ответчику подтверждается платёжным поручением от 30.09.2016г. и от 30.09.2016г.

Денежные средства ответчиком были направлены на покупку текстильной продукции, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком швейной фирмы «СОН и Я» от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н.

При проведении проверки подлинности документов, предоставленных Ж., подтверждающих целевое расходование предоставленной единовременной финансовой помощи, были выявлены факты, что предоставленные в обоснование расходов документы содержат неполную информацию о приобретённых и имеющихся в наличие товарах, а именно в целях подтверждения целевого использования финансовой помощи.

06.07.2018г. истец в адрес ответчика направил уведомление о возврате единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности и о возврате финансовой помощи на организационные расходы по договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рулей 00 копеек и 800 рублей 00 копеек.

Оснований для возврата денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности не имеется, поскольку полученные денежные средства были израсходованы согласно с п. 19 Постановления <адрес> от 26.03.2012г. -п и бизнес-планом.

При таких основаниях, суд приходит к выводу, что ответчиком не были нарушены условия договора.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п. 3.1. ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьёй субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Как следует из п. 1 договора от 06.09.2016г. предметом договора является оказание единовременной финансовой помощи гражданину за счёт средств областного бюджета в соответствии с законодательством <адрес> на организацию гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Предоставление финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности осуществляется в целях реализации подпункта 8 пункта 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно подпункта 8 пункта 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получением дополнительного профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.

Постановлением администрации <адрес> от 26.03.2012г. -п утверждён «Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации».

Согласно п. 19 Порядка, подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района копий оплаченных счетов за приобретённое оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приёма-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведённые расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 23 Порядка, финансовая помощь подлежит возврату в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района в полном объёме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Государственным казённым учреждением <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности в случае предоставления недостоверных (Подложных) документов, послуживших основанием для их выдачи, а также наличия доказательств их нецелевое использование.

Под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование на цели, не соответствующие условиям получения.

Согласно п. 4.6 договора финансовая помощь подлежит возврату в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района в случаях: непредставления либо неполного представления гражданином документов, подтверждающих нецелевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения гражданином предпринимательской деятельности ранее 12-ти месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с п. 19 Порядка, утверждённого Постановлением администрации <адрес> от 26.03.2012г. -п ответчиком были предоставлены документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи в срок, установленный п. 2.1.4 от 06.09.2016г., подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района копий оплаченных счетов за приобретённое оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приёма-передачи и денежных средств, других документов, отражающих Фактически произведённые расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Согласно п. 2.1.3 договора ответчик Ж. использовала предоставленную центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности, в соответствии с бизнес-планом в срок, предусмотренный п. 2.1.4 настоящего договора.

В силу п. 2.1.4 договора ответчик Ж. представила в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной в указанном договоре, в срок не позднее трёх месяцев, со дня поступления финансовой помощи на лицевой счёт гражданина.

В период расходования целевой финансовой помощи, а именно в 2016г. действовал Закон № 290-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" от 03.07.2016г. в соответствии со ст. 7 ч. 7 Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники»

на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).

Пунктом 3 данного постановления документ должен содержать следующие реквизиты,

а) наименование документа, шестизначный номер и серия;

б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;

фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;

в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);

г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;

д) вид услуги;

е) стоимость услуги в денежном выражении;

ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;

з) дата осуществления расчета и составления документа;

и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);

к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).

В соответствии с п. 4 постановления бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.

Пунктом 1 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения, среди прочего, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к произвольному, творческому труду.

Согласно п. 4.1 договора от 06.09.2016г. каждая сторона должна оказать максимальное содействие другой стороне в выполнении принятых договором обязательств.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожности сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в спорных правоотношениях не усматривается нарушение прав истца, как государственного органа, чья деятельность направлена на содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Денежные средства, выделенные ответчику, были использованы по назначению в полном объёме, подтверждающие расходы документы были предоставлены истцу ответчиком. Удовлетворение исковых требований не приведёт к обеспечению баланса частно-публичных отношений и не восстановит прав истца, а только ухудшит положения ответчика, как участника рынка занятости.

Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать Государственному казённому учреждению <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района в иске к Ж. о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования Государственного казённого учреждения <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района к Ж., о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, - оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья /подпись/ Г.И. Попова

КОПИЯ ВЕРНА

Судья Г.И. Попова