Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 14 декабря 2018г.
Калачёвский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Поповой Г.И.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казённого учреждения <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района к Ж., о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица,
у с т а н о в и л :
Истец Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района обратился в суд с иском о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, требования мотивирует тем, что 30.08.2016г. Ж., зарегистрированная в качестве безработного (ищущего работу) 15.08.2016г., обратилась в Государственное казённое учреждение Центр занятости населения Калачёвского района с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи и единовременной финансовой помощи на организационные расходы для организации предпринимательской деятельности. 06.09.2016г. Между Государственным казённым учреждением Центром занятости населения Калачёвского района и Ж. заключён договор № о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Согласно Приказу № от 15.09.2016г. Государственное казённое учреждение Центр занятости населения Калачёвского района 30.09.2016г. перечислил Ж. финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей 00 копеек, а также финансовую помощь на организационные расходы в размере 800 рублей 00 копеек.
Исходя из п. 2.1.4. Договора ФИО4 обязана представить подленники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в срок не позднее трёх месяцев со дня поступления финансовой помощи на его лицевой счёт. Копии этих документов принимаются Центром по акту приёма-передачи.
При проведении проверки подлинники документов, предоставленных Ж.ДД.ММ.ГГГГ по акту приёма-передачи документов, подтверждающих целевое расходование предоставленной единовременной финансовой помощи, были выявлены факты, что предоставленные в обоснование расходов документы содержат неполную информацию о приобретённых и имеющихся в наличие товарах, а именно в целях подтверждения целевого использования финансовой помощи Ж. представлены:
- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 11 173 рубля 00 копеек, который не содержит реквизитов о применяемой продавцом системе налогообложения;
- товарный чек швейной фирмы «СОН и Я» от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 9 355 рублей 00 копеек, который не подтверждён кассовым чеком;
- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 10 160 рублей 00 копеек, кассовый либо товарный чек к накладной не предоставлены;
- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 5 520 рублей 00 копеек, который не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;
- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 460 рублей 00 копеек, который не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;
- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 3 600 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;
- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 1 200 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;
- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 1 200 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;
- товарный чек от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 9 428 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует;
- накладная от ДД.ММ.ГГГГ б/н на общую сумму 2 600 рублей 00 копеек, которая не содержит реквизитов о применяемой индивидуальным предпринимателем системе налогообложения, кассовый чек отсутствует.
Согласно Постановления <адрес> от 26.03.2012г. №-п, Ж. не обеспечено подтверждение документами целевого использования единовременной финансовой помощи на приобретение товаров, предусмотренных бизнес-планом, на общую сумму 54 876 рублей 00 копеек.
06.07.2018г. в адрес Ж. направлено уведомление о возврате единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности и возврате финансовой помощи на организационные расходы по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рублей 00 копеек и 800 рублей 00 копеек соответственно.
Истец просит взыскать с индивидуального предпринимателя Ж. проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Центрального Банка РФ на сумму 59 600 рублей 00 копеек с 06.03.2018г. по дату фактического исполнения ответчиком решения суда.
На основании изложенного Государственное казённое учреждение Центр занятости населения Калачёвского района просит взыскать с индивидуального предпринимателя Ж. сумму бюджетных средств по договору № о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рублей 00 копеек, сумму финансовой помощи на организационные расходы в размере 800 рублей 00 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Центрального Банка РФ на сумму 59 600 рублей 00 копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по дату фактического исполнения ответчиком решения суда.
Представитель истца, ФИО5, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования и просила удовлетворить их в полном объёме.
В судебное заседание истец Ж. не явилась, о причинах неявки не уведомила, извещена о слушании дела надлежащим образом, реализовала право на ведение дела через представителя.
Представитель истца - К., действующий на основании доверенности, исковые требования не признали и представили суду отзыв на исковое заявление, где просил отказать Государственному казённому учреждению Центру занятости населения Калачёвского района в полном объёме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьёй 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускается также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Судом установлено, что 06.09.2016г. между Государственным казённым учреждением Центром занятости населения Калачёвского района и Ж. заключён договор №, согласно которому Ж. была оказана финансовая помощь на организацию предпринимательской деятельности в размере 58 800 рублей 00 копеек и финансовая помощь на организационные расходы в размере 800 рублей 00 копеек.
Согласно п. 2.1.3 договора от 06.09.2016г. гражданин обязуется использовать предоставленную центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности в соответствии с бизнес планом в срок, предусмотренный п. 2.1.4 настоящего договора.
Согласно п. 2.1.4 договора от 06.09.2016г. гражданин обязуется представить в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной п. 2.2.2 настоящего договора, в срок не позднее трёх месяцев со дня поступления финансовой помощи на лицевой счёт гражданина. Копии этих документов принимаются центром от гражданина по акту приёма-передачи документов.
Пунктом 3.2 договора от 06.09.2016г. предусмотрено, ч то в случае нарушения гражданином условий, предусмотренных п.п. 2.1.1., 2.1.3., 2.1.4. (одним из этих пунктов) настоящего договора, выделенная ему финансовая помощь подлежит возврату в Центр в полном объёме с уплатой неустойки на эту сумму в размере одной трёхсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день уплаты, за каждый день неисполнения обязательства по день фактического возврата.
Факт передачи денежных средств ответчику подтверждается платёжным поручением № от 30.09.2016г. и № от 30.09.2016г.
Денежные средства ответчиком были направлены на покупку текстильной продукции, что подтверждается товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком швейной фирмы «СОН и Я» от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, товарным чеком от ДД.ММ.ГГГГ б/н, накладной от ДД.ММ.ГГГГ б/н.
При проведении проверки подлинности документов, предоставленных Ж., подтверждающих целевое расходование предоставленной единовременной финансовой помощи, были выявлены факты, что предоставленные в обоснование расходов документы содержат неполную информацию о приобретённых и имеющихся в наличие товарах, а именно в целях подтверждения целевого использования финансовой помощи.
06.07.2018г. истец в адрес ответчика направил уведомление о возврате единовременной финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности и о возврате финансовой помощи на организационные расходы по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 58 800 рулей 00 копеек и 800 рублей 00 копеек.
Оснований для возврата денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности не имеется, поскольку полученные денежные средства были израсходованы согласно с п. 19 Постановления <адрес> от 26.03.2012г. №-п и бизнес-планом.
При таких основаниях, суд приходит к выводу, что ответчиком не были нарушены условия договора.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в п. 6 и п. 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.1. ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьёй субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Как следует из п. 1 договора № от 06.09.2016г. предметом договора является оказание единовременной финансовой помощи гражданину за счёт средств областного бюджета в соответствии с законодательством <адрес> на организацию гражданином предпринимательской деятельности без образования юридического лица. Предоставление финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности осуществляется в целях реализации подпункта 8 пункта 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации».
Согласно подпункта 8 пункта 1 ст. 7.1-1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 07.03.2018) «О занятости населения в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся оказание в соответствии с законодательством о занятости населения следующих государственных услуг содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получением дополнительного профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации.
Постановлением администрации <адрес> от 26.03.2012г. №-п утверждён «Порядок предоставления единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации».
Согласно п. 19 Порядка, подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района копий оплаченных счетов за приобретённое оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приёма-передачи товара и денежных средств, других документов, отражающих фактически произведённые расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 23 Порядка, финансовая помощь подлежит возврату в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района в полном объёме в течение 10 рабочих дней со дня предъявления Государственным казённым учреждением <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района письменного требования в случаях: непредставления либо неполного представления безработным гражданином документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления безработным гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения предпринимательской деятельности ранее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, вышеуказанные нормы права предусматривают возврат денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности в случае предоставления недостоверных (Подложных) документов, послуживших основанием для их выдачи, а также наличия доказательств их нецелевое использование.
Под нецелевым использованием бюджетных средств подразумевается использование на цели, не соответствующие условиям получения.
Согласно п. 4.6 договора финансовая помощь подлежит возврату в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района в случаях: непредставления либо неполного представления гражданином документов, подтверждающих нецелевое использование финансовой помощи, а равно несвоевременное представление указанных документов; представления гражданином недостоверных (подложных) документов, послуживших основанием для перечисления финансовой помощи либо подтверждающих целевое использование указанных видов финансовой помощи; прекращения гражданином предпринимательской деятельности ранее 12-ти месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с п. 19 Порядка, утверждённого Постановлением администрации <адрес> от 26.03.2012г. №-п ответчиком были предоставлены документы, подтверждающие целевое использование денежных средств, предоставленных по договору финансовой помощи в срок, установленный п. 2.1.4 № от 06.09.2016г., подтверждением целевого использования финансовой помощи является представление безработным гражданином в Государственное казённое учреждение <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района копий оплаченных счетов за приобретённое оборудование и другие материально-технические ресурсы для ведения предпринимательской деятельности, накладных, квитанций об оплате, товарных и кассовых чеков, договоров купли-продажи, актов приёма-передачи и денежных средств, других документов, отражающих Фактически произведённые расходы и ведение предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
Согласно п. 2.1.3 договора ответчик Ж. использовала предоставленную центром финансовую помощь только для организации предпринимательской деятельности, в соответствии с бизнес-планом в срок, предусмотренный п. 2.1.4 настоящего договора.
В силу п. 2.1.4 договора ответчик Ж. представила в центр подлинники документов, подтверждающих целевое использование финансовой помощи в сумме, установленной в указанном договоре, в срок не позднее трёх месяцев, со дня поступления финансовой помощи на лицевой счёт гражданина.
В период расходования целевой финансовой помощи, а именно в 2016г. действовал Закон № 290-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт" от 03.07.2016г. в соответствии со ст. 7 ч. 7 Индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, а также организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующие товар (работу, услугу) в порядке, установленном Федеральным законом от 22 мая 2003 года N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), до 1 июля 2018 года.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 06.05.2008г. № 359 «О порядке осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платёжных карт без применения контрольно-кассовой техники»
на бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчётов и (или) расчётов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (далее - документы).
Пунктом 3 данного постановления документ должен содержать следующие реквизиты,
а) наименование документа, шестизначный номер и серия;
б) наименование и организационно-правовая форма - для организации;
фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя;
в) место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности);
г) идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей документ;
д) вид услуги;
е) стоимость услуги в денежном выражении;
ж) размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
з) дата осуществления расчета и составления документа;
и) должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (индивидуального предпринимателя);
к) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (индивидуальный предприниматель).
В соответствии с п. 4 постановления бланк документа изготавливается типографским способом или формируется с использованием автоматизированных систем. Изготовленный типографским способом бланк документа должен содержать сведения об изготовителе бланка документа (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж), если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами об утверждении форм бланков таких документов.
Пунктом 1 статьи 5 указанного закона Российской Федерации предусмотрено, что государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Государственная политика в области содействия занятости населения, среди прочего, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к произвольному, творческому труду.
Согласно п. 4.1 договора № от 06.09.2016г. каждая сторона должна оказать максимальное содействие другой стороне в выполнении принятых договором обязательств.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий её недействительности, применения последствий недействительности ничтожности сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Согласно п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в спорных правоотношениях не усматривается нарушение прав истца, как государственного органа, чья деятельность направлена на содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Денежные средства, выделенные ответчику, были использованы по назначению в полном объёме, подтверждающие расходы документы были предоставлены истцу ответчиком. Удовлетворение исковых требований не приведёт к обеспечению баланса частно-публичных отношений и не восстановит прав истца, а только ухудшит положения ответчика, как участника рынка занятости.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым отказать Государственному казённому учреждению <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района в иске к Ж. о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Государственного казённого учреждения <адрес> Центр Занятости населения Калачёвского района к Ж., о взыскании субсидии по договору о предоставлении финансовой помощи на организацию предпринимательской деятельности без образования юридического лица, - оставить без удовлетворения.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Волгоградский областной суд через Калачёвский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья /подпись/ Г.И. Попова
КОПИЯ ВЕРНА
Судья Г.И. Попова