Гражданское дело № 2-1246/19
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Новоульяновск, Ульяновская область 03 июня 2019 г.
Ульяновский районный суд Ульяновской области
в составе председательствующего судьи Лёшиной И.В.
при секретаре Конихиной Ю.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий, процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании денежных средств, полученных в форме субсидий, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Требования мотивированы тем, что 15.12.2010 г. между Министерством экономики Ульяновской области и индивидуальным предпринимателем ФИО1 был заключен договор № ** о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидий (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «<данные изъяты>».
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП ФИО1 с ** 2018 г. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно разделу 3 договора ответчик обязался в срок с 01.12.2010 г. по 01.12.2013 г. выполнить комплекс мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе обеспечить достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 139 100 руб.
Условиями бизнес-плана предусмотрено создание от 5 до 8 рабочих мест; порог возврата бюджетных средств в качестве уплаты платежей путем реализации проекта должен был быть достигнут в октябре 2011 г. в размере 419 916 руб., что соответствует сумме полученной субсидии.
Вместе с тем в бюджетную систему Российской Федерации поступило налоговых платежей на сумму 14 500 руб. 00 коп.
В порядке, предусмотренном п.5.5 названного Договора, в адрес ответчика было направлено требование о возврате субсидии в течение 10 дней с момента получения требования. Однако до настоящего времени денежные средства не возвращены.
Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области просило взыскать с ответчика сумму основного долга в размере 300 000 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 25.10.2018 г. по 05.04.2019 г. в размере 10 273 руб. 97 коп.
Стороны, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, ходатайств об отложении дела не заявляли.
При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
По общему правилу, установленному ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст.420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах, если иное не предусмотрено законом.
Статья 425 ГК РФ предусматривает, что договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его подписания.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (п.1 ст.310 ГК РФ).
Статьей 78 БК РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) устанавливалось, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1).
Пунктом 2 ст.78 БК РФ предусматривалось, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно п.3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в рамках реализации Закона Ульяновской области от 08.06.2005 г. № 402-ЗО «Об утверждении Программы развития малого и среднего предпринимательства в Ульяновской области на 2005-2010 годы», в соответствии с Порядком предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 27.03.2009 № 120-П, между Министерством экономики Ульяновской области (в настоящее время - Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области, далее по тексту – Министерство) и ИП ФИО1 15 декабря 2010 г. был заключен договор № ** о предоставлении начинающим субъектам малого предпринимательства Ульяновской области целевых бюджетных ассигнований в форме субсидии (гранта) в размере 300 000 рублей на осуществление расходов по приобретению основных средств, предусмотренных бизнес-планом проекта «<данные изъяты>»».
Со своей стороны Министерство исполнило условия договора, предусмотренные в п. 3.1.1, и перечислило на счет ответчика бюджетные средства в сумме 300 000 руб. 28.12.2010 г., что подтверждается платежным поручением № **.
По условиям договора ответчик обязался обеспечить в срок с 01.12.2010 г. по 01.12.2013 г. выполнение комплекса мероприятий, предусмотренных проектом, в том числе достижение социально-экономических показателей реализации проекта, предусмотренных бизнес-планом, осуществить финансирование проекта за счет собственных средств в размере не менее 139 100 руб.
Бизнес-планом ответчика предусматривалось создание от 5 до 8 рабочих мест, срок окупаемости проекта - 12 месяцев.
По итогам реализации проекта в бюджетную систему Российской Федерации должно было поступить налоговых платежей в общей сумме до октября 2011 г. в размере 419 916 руб.
Материалами дела подтверждается, что данные показатели не выполнены.
По представленным платежным документам в налоговую систему поступили налоговые платежи в сумме 14 500 руб., вместо 419 916 руб. Количество рабочих мест предусмотренных бизнес-планом (проектом), являющимся неотделимой частью договора, не создано.
Пунктом 5.3 договора предусмотрено, что ответчик ежеквартально не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет Министерству содержательный отчет с подтверждающими документами о выполнении комплекса мероприятий, предусмотренных проектом. Отчет представляется индивидуальным предпринимателем до окончания реализации проекта в соответствии с показателями бизнес-плана.
Согласно п.3.2.4 договора индивидуальный предприниматель обязуется своевременно представлять Министерству отчетность, предусмотренную пунктами 5.2, 5.3 раздела 5 договора.
При этом ответчик условия договора в полном объеме не исполнил, ** 2018 г. ФИО1 прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя на основании собственного решения.
В связи с прекращением ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и деятельности по бизнес-плану, выполнение обязательств, предусмотренных договором и проектом, не возможно.
В соответствии с п.8.4 Порядка в случае нарушения субъектами малого предпринимательства условий, установленных при предоставлении субсидий, либо установления факта представления ложных либо намеренно искаженных сведений Министерство обеспечивает возврат субсидий в областной бюджет Ульяновской области путем направления субъекту малого предпринимательства в срок, не превышающий 30 календарных дней с момента установления нарушений, требования о необходимости возврата субсидий в течение 10 календарных дней с момента получения указанного требования.
19.10. 2018 г. Министерство цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области направило в адрес ФИО1 требование о возврате бюджетных средств, которое ответчиком не исполнено.
В соответствии с п.8.3 Порядка получатель субсидии обязан возвратить бюджетные средства в областной бюджет Ульяновской области при выявлении факта ненадлежащего исполнения договора.
Предоставление субсидии на развитие малого и среднего предпринимательства осуществляется на возвратной основе, путем поступления налоговых платежей.
Судом установлено, что освоив предоставленные бюджетные средства хотя и по целевому назначению, ФИО1, тем не менее, деятельность фактически не осуществляла и не осуществляет в настоящее время. Ею не создано количество рабочих мест, предусмотренных бизнес-планом (проектом), являющимся неотделимой частью договора.
Таким образом, результат, на который рассчитывало государство, предоставляя ответчику субсидию, не достигнут.
Для разрешения настоящего спора правовое значение имеет то, что предприятие созданное ответчиком, не достигло предусмотренных бизнес-планом экономических показателей.
Поскольку ФИО1 не выполнен установленный договором от 15.12.2010 г. № ** и бизнес-планом комплекс мероприятий, который гарантирует сохранение права на субсидию, суд приходит к выводу о взыскании с ответчика суммы предоставленной субсидии.
В силу ст.395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Установлено, что требование Министерства было получено ФИО1 24.10.2018 г.
Принимая во внимание, что ответчик не исполнила свои обязательства по возврату субсидий в установленный срок, то с нее в пользу истца подлежат взысканию проценты за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГПК РФ за период с 04.11.2018 г. по 05.04.2019 г. в размере 9 595 руб. 89 коп., исходя из нижеследующего расчета:
- за период с 01.11.2018 г. по 16.12.2018 г. - 300 000 руб. х 42 дн. х 7,5% : 365 дн. = 2 589 руб. 04 коп.
- за период с 17.12.2018 г. по 05.04.2019 г. – 300 000 руб. х 110 дн. х 7,75% : 365 дн. = 7 006 руб. 85 руб.
Таким образом, исковые требования Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств, кроме исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 6 295 руб. 96 коп.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу в пользу Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области денежные средства в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 04.11.2018 г. по 05.04.2019 г. в размере 9 595 руб. 89 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области государственную пошлину в размере 6 295 руб. 96 коп.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд Ульяновской области.
Судья И.В.Лёшина
Решение в окончательной форме принято 10.06.2019 г.