ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1246/2013 от 27.08.2013 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

     <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2013 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в составе: председательствующего судьи Курушина Н. Н., при секретаре Блиновой М. В., с участием заявителя Першина С.Л., представителей командира войсковой части 15650-9 Верменникова И.И. и Стратулата Ю.М. в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению майора Першина Сергея Львовича об оспаривании действий министра обороны РФ, командира войсковой части 15650-9 и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите,

установил:

Першин обратилась в суд с заявлением, в котором просил:

- признать бездействие министра обороны Российской Федерации, связанное с невыплатой ему денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года незаконным;

- обязать министра обороны Российской Федерации выплатить ему денежное вознаграждение через ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года в сумме 44310 рублей.

В поданном в суд заявлении Першин указал, что проходит военную службу по контракту в войсковой части 15650-9 в должности старшего летчика- испытателя испытательной авиационной эскадрильи. Командованием части ему было предложено участие в проведении исследовательских полетов по оказанию воздействия на метеорологические процессы, при проведении праздничных мероприятий 9 мая и 12 июня 2012 года, в качестве ведущего летчика, на договорной основе, за плату не в рамках исполнения обязанностей военной службы. Приказами командира войсковой части 22737 № 257 от 8 мая 2012 года и № 320 от 9 июня 2012 года он был включен в списки участников исследовательских полетов по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года в качестве ведущего летчика. До настоящего времени ему не выплачены денежные средства за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года в сумме 44310 рублей.

Першин в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержал и пояснил, что исследовательские полеты не входят в его должностные обязанности. Работы выполнялись с изначального согласия выполнить их за отдельную плату, что не противоречит ФЗ «О статусе военнослужащих». Он имеет право заниматься научной и исследовательской деятельностью, к исследовательской деятельности и относятся полеты по исследованию метеоусловий.

Отвечая на вопросы суду заявитель пояснил, что полеты по исследованию метеоусловий не входили в его должностные обязанности. Между ним и АНО «Агентство АТТЕХ»не был заключен договор на полеты. Был заключен договор между АНО «Агентство АТТЕХ» и Министерством обороны РФ. Однако в п. 4.2 и 4.3 договоров указан порядок оплаты работ, и указано, что в стоимость оказания услуг включена и оплата услуг летного состава. Проведение исследовательских полетов к его должностным обязанностям не относится. У него лично не был заключен с кем-либо договор на оказание услуг по полетам. За весь летный состав договор заключило Министерство обороны РФ.

Представители командира войсковой части 15650-9 пояснили, что подобные полеты и расчеты по ним производились в войсковой части 15650-9 с 1999 по 2011 годы. Расчеты всегда происходили своевременно. С 2012 года изменисля порядок зачисления средств. Бригаду по оказанию услуг по исследованию метеорологических условий возглавил Стратулат. При заказе на оказание услуг оценивался фактический объем услуг, согласовывался договор. Индивидуальные договоры каждому военнослужащему никогда не требовались, поскольку Министерство обороны РФ заключало договор от лица входящих в его структуру подразделений, и оплата труда в договоре была предусмотрена. Суммы работ определяются по количеству вылетов, часам полета и количеству затраченных реагентов. До 2011 года каких-либо вопросов по оплате труда летного состава не возникало. Войсковая часть 15650-9 входит в состав Минобороны РФ. Оплата труда летчиков прописана в договоре. Министру обороны РФ необходимо издать приказ о выплате летчикам положенной оплаты труда, однако данный приказ не издается. В Департаменте финансового планирования Минобороны РФ нам было отказано в направлении инициативы по направлению сведений для издания приказа Министра обороны РФ, отказ был дан со ссылкой на приказ Министра обороны РФ № 1141, Минпромторга РФ № 742 от 31 августа 2010 года «Об утверждении Положения о выплате денежного вознаграждения за проведение летных испытаний и исследований комплексов, образцов, систем авиационной, ракетной, парашютно-десантной, воздухоплавательной техники, беспилотных авиационных комплексов и комплексов специального вооружения на новых физических принципах». Однако они не требовали надбавок. Все суммы по оплате летчикам договорные, соответствуют указанным в заключенном договоре. С 2012 года вся оплата по договору зачисляется на лицевой счет Министерства обороны РФ, после чего в течение 3 дней переводится в Федеральный бюджет. Из бюджета же сумма на оплату работ летного состава поступает по заявкам, которые нам отказывают направить. Таким образом речь не идет о выплате летчикам надбавок, а о суммах, которые должны быть выплачены по договору оказания услуг. Приказы по проведению испытаний войсковая часть 15650-9 не издает. Полеты летчиков были произведены в процессе исполнения коммерческих работ, а не оказания услуг Министерству обороны РФ. Деньги по договору перечислены, поступили в бюджет, они коммерческие, а не государственные, и потому должны быть начислены летчикам за выполненные ими услуги.

Министр обороны Российской Федерации и руководитель ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» в суд не прибыли, хотя о месте и времени судебного заседания были уведомлены надлежащим образом.

Заслушав объяснения заявителя, представителей командира войсковой части 15650-9, суд приходит к следующему.

Согласно копии приказа командира войсковой части 22737 от 8 мая 2012 года № 257 заместителю командира войсковой части 22737 по летной подготовке, с участием АНО «Агентство атмосферных технологий» организовать выполнение полетов на самолетах: АН-12 №№12, 21, 68, 12137, 37, 12560, Ан-26 № 46007, 51, 02, 17, оборудованных средствами активного воздействия на облачные системы, по программе утвержденной директором АНО «Агентство атмосферных технологий». Полеты выполнить 9 мая 2012 года в соответствии с плановой таблицей. Для проведения работ назначить бригаду согласно прилагаемому именному списку (приложение №1)

Как усматривается из копии приказа командира войсковой части 22737 от 9 июня 2012 года № 320 заместителю командира войсковой части 22737 по летной подготовке с участием АНО «Агентство атмосферных технологий» приказано, организовать выполнение полетов на самолетах: АН-12 №№12, 21, 68, 12137, 37, 12560, Ан-26 № 46007, 51, 02, оборудованных средствами активного воздействия на облачные системы, по программе утвержденной директором АНО «Агентство атмосферных технологий». Полеты выполнить 12 июня 2012 года в соответствии с плановой таблицей. Для проведения работ назначить бригаду согласно прилагаемому именному списку (приложение №1)

Согласно именных списков участников исследовательских полетов по метеорологической защите г. Москвы 9 мая и 12 июня 2012 года под №7 значится старший летчик-испытатель майор Першин С.Л.

Как усматривается из договора от 4 мая 2012 года на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 9 мая 2012 года – сторонами в договоре являются Автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации.

Из акта сдачи-приемки оказания услуг от 9 мая 2012 года по договору от 4 мая 2012 года усматривается, что Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательства по оказанию услуг на общую сумму тринадцать миллионов пятьсот пятьдесят девять тысяч триста сорок два рубля 39 копеек.

Как усматривается из договора от 4 июня 2012 года на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 12 июня 2012 года – сторонами в договоре являются Автономная некоммерческая организация «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации.

Из акта сдачи-приемки оказания услуг от 12 июня 2012 года по договору от 4 июня 2012 года усматривается, что Министерство обороны Российской Федерации выполнило обязательства по оказанию услуг на общую сумму двенадцать миллионов двести четыре тысячи восемьсот шестьдесят восемь рублей 04 копеек.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие реализуют свое право на труд посредством прохождения ими военной службы, а окончанием военной службы, согласно пункту 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», является дата исключения военнослужащего из списков личного состава части.

Положениями статьи 12 этого Закона государство гарантирует военнослужащим обеспечение денежным довольствием в порядке и размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Согласно статье 13 данного Закона, Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов военнослужащим одновременно с денежным довольствием устанавливаются отдельные выплаты с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, является основным средством их материального обеспечения и стимулирования исполнения обязанностей военной службы.

Оно состоит из месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием (далее - оклад по воинскому званию) и месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью (далее - оклад по воинской должности), которые составляют оклад месячного денежного содержания военнослужащего (далее - оклад денежного содержания), и из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Пунктами 12-15, 17-21 этой же статьи Закона определено, что военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, устанавливаются ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания, ежемесячная надбавка за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс), ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за особые условия военной службы, ежемесячная надбавка за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, ежемесячная надбавка за особые достижения в службе в размере до 100 процентов оклада по воинской должности, премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания (в расчете на год).

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О статусе военнослужащих» военнослужащие не вправе: заниматься другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности, если она не препятствует исполнению обязанностей военной службы. При этом педагогическая, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса. К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в настоящем Кодексе. К договорам, заключаемым более чем двумя сторонами, общие положения о договоре применяются, если это не противоречит многостороннему характеру таких договоров.

В судебном заседании установлено, что заявитель проходит военную службу по контракту в войсковой части 15650-9 в должности старшего летчика- испытателя испытательной авиационной эскадрильи. Командованием части ему было предложено участие в проведении исследовательских полетов по оказанию воздействия на метеорологические процессы, при проведении праздничных мероприятий 9 мая и 12 июня 2012 года, в качестве ведущего летчика. Приказами командира войсковой части 22737 № 257 от 8 мая 2012 года и № 320 от 9 июня 2012 года он был включен в списки участников исследовательских полетов по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года в качестве ведущего летчика. Договоры на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 9 мая и 12 июня 2012 года были заключены между Автономной некоммерческой организацией «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации. Першин С.Л. стороной в указанных договорах не значится. Выполнение исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в соответствии с действующим законодательством не относится к денежному довольствию военнослужащих.

Кроме того, научная деятельность военнослужащих, определенная ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае ее оплаты должна соответствовать, по мнению суда, требованиям оказываемых услуг в соответствии с гражданско-правовыми отношениями.

Поскольку договоры на оказание услуг по выполнению исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в г. Москва в период проведения праздничных мероприятий 9 мая и 12 июня 2012 года были заключены между Автономной некоммерческой организацией «Агентство атмосферных технологий» и Министерство обороны Российской Федерации, Першин С.Л. стороной в указанных договорах не значится, кроме того, выполнение исследовательских полетов с целью проведения активных воздействий на гидрометеорологические процессы с целью улучшения погодных условий в соответствии с действующим законодательством не относится к денежному довольствию военнослужащих, суд приходит к выводу, что требования заявителя признать бездействие министра обороны Российской Федерации, связанное с невыплатой ему денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года незаконным и обязать министра обороны Российской Федерации выплатить ему денежное вознаграждение через ФКУ «Единый расчетный центр Министерства обороны Российской Федерации» за участие в исследовательских полетах по метеозащите г. Москвы 9 мая 2012 года и 12 июня 2012 года в сумме 44310 рублей, удовлетворению не подлежат.

Поскольку требования Першина удовлетворению не подлежат, то и оснований для взыскания в его пользу понесенных судебных расходов, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд

решил:

в удовлетворении заявления майора Першина Сергея Львовича об оспаривании действий министра обороны РФ, командира войсковой части 15650-9 и руководителя ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой денежного вознаграждения за участие в исследовательских полетах по метеозащите,- отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

<данные изъяты>

Судья

                                         Н.Н. Курушин

<данные изъяты>