ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1247/2015 от 08.02.2016 Дудинского районного суда (Красноярский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2016 года г.Дудинка

Дудинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего – судьи Улановой О.К.

при секретаре Герасименко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-29 по иску ФИО1 <данные изъяты> к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края о возложении обязанности включить в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2016 году

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Отделу по миграционной и жилищной политики Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о возложении обязанности включить в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2016 году, мотивируя следующим.

Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 16.02.2015 г. №38-о, истец был включен в резервный список граждан, на предоставление социальной выплаты в 2015 году в рамках Мероприятий «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе Норильск и городском поселении г.Дудинка. В течение 2015 года при неоднократном обращении в отдел по миграционной и жилищной политике Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, он был заверен, что до конца 2015 года получит свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. О необходимости в перерегистрации на 2016 год никакого уведомления он не получал. 06 ноября 2015 года истец был уведомлен о том, что в связи с уменьшением в текущем году объема средств из федерального бюджета на финансирование Мероприятий, выдача свидетельства в 2015 году может не состояться, что в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат на 2016 год, он не подпадает, так как заявление им было подано на 2015 год. При этом, заранее истца не поставили в известность о том, что при не получении социальной выплаты в 2015 году, автоматически его очередь не перейдет на 2016 год. Истец проживает в г.Дудинка 45 лет, имеет непрерывный стаж работы в Дудинском морском порту около 42 лет. С 2012 года находится на заслуженном отдыхе в ожидании получения сертификата на переселение. Полагает, что своим бездействием ответчик ухудшил его права на возможность переселения не только в текущем году, но и в 2016 году.

Определением суда от 21 декабря 2015 года произведена замена ненадлежащего ответчика – Отдела по миграционной и жилищной политики Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района. В качестве надлежащего ответчика к участию в деле привлечена Администрация Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, в качестве соответчика – Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования и изложенные доводы поддержал.

Представитель ответчика – Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В своих возражениях просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Администрации; в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на следующее. ФИО1 состоит на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ с 15.05.2014 г. Ранее состоял на данном учете, но заявлением от 06.05.2014 г. намеренно снимался с учета на получение социальной выплаты с целью отчуждения жилого помещения, расположенного в г.Дудинка. Согласно приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края от 16.02.2015 №38-о ФИО1 включен в резервный список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2015 году. В связи с уменьшением в текущем году объема средств из федерального бюджета на финансирования Мероприятия по переселению на 453 млн.руб., не все граждане – участники, состоящие в резервном списке на 2015 год получили свидетельства о получении социальной выплаты. В список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальной выплаты в планируемом 2016 году, истец не включен, так как не представил в период с 01 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, заявление и соответствующие документы, после проверки которых в течении 10 дней Администрация района осуществляет их проверку и принимает решение о включении (отказе во включении) гражданина в список, о чем уведомляется заявитель. Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формируется предварительный (основной) краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат (резервный), каждый на сумму выделенных Красноярскому краю на планируемый год лимитов бюджетных средств. Предварительные краевые списки формируются в соответствии с хронологической последовательностью постановки граждан на учет. В срок до 10 ноября года, предшествующего планируемому, Администрация района, в соответствии с выписками из предварительных краевых списков направляет в Министерство учетные дела граждан, включенных в предварительные краевые списки. Министерство осуществляет проверку учетных дел граждан, рассчитывает размер социальной выплаты, формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Включение граждан в краевые списки после их утверждения Министерством не допускается. Основной и резервный список граждан на 2016 год Министерством сформирован и у Администрации района отсутствуют правовые основания для включения истца в список граждан на предоставление социальных выплат в 2016 году.

Представитель ответчика – Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом. В своих возражениях просит дело рассмотреть в отсутствии представителя Министерства; в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на следующее. Право на получение социальной поддержки за счет бюджета Красноярского края установлено Законом Красноярского края от 21.12.2010 №11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края». В рамках данного Закона постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 г. №514-п утверждена подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края». Исходя из решений Конституционного Суда Российской Федерации, требование о предоставлении такой выплаты, как безвозмездная социальная выплата, непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает.. Законодатель, закрепляя право граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение за счет бюджетных средств социальной выплаты, и определяя условия его возникновения, а также порядок реализации данного права, вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе, бюджетные средства, которые могут быть выделены для решения проблемы переселения, предусмотреть и специальные правила действия таких правовых норм во времени и по кругу лиц, что нельзя расценивать как нарушение конституционных прав граждан. На основании Закона пунктом 4 раздела 3.1 Подпрограммы установлена очередность предоставления социальных выплат. Министерство, в соответствии с пунктом 14 раздела 3.2 Подпрограммы формирует и утверждает краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, которые утверждаются приказом Министерства на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств. Не допускается включение граждан в краевые списки после их утверждения Министерством. Выдача свидетельства гражданам, включенным в резервный список, осуществляется только в случае, когда всем гражданам из основного краевого списка выданы свидетельства, и имеются оставшиеся бюджетные средства. На 2015 год лимит бюджетных средств на реализацию Подпрограммы составляет 1 464 566 015 руб. ФИО1 состоит на учете граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с 15.04.2014 г. Приказом от 16.02.2015 г. №38-о Министерством утвержден основной краевой список граждан на 2015 год, в котором числится 1087 семей на сумму 1730895,1 тыс.руб. Истец включен в резервный список под , в который вошли 1 015 семей на сумму 1 506 526,7 тыс.руб. Предусмотренный в 2015 году лимит бюджетных средств на реализацию Подпрограммы не позволит предоставить социальные выплаты и выдать свидетельства всем семьям граждан из основного краевого списка. Обозначенные требования Подпрограммы и предусмотренные ФЗ о бюджете, краевым законом о бюджете и договором пожертвования с ОАО «ГМК «Норильский никель» средства на реализацию Подпрограммы не могут быть изменены Министерством. Выдача свидетельства о предоставлении социальной выплаты носит заявительный характер. Гражданин, в соответствии с пунктом 2 раздела 3.2 Подпрограммы должен в период с 01 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, предоставить в орган местного самоуправления, заявление на предоставление социальной выплаты. Срок является пресекательным. Министерство в срок до 01 сентября года, предшествующего планируемому, формирует предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальной выплаты, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление данной выплаты, каждый на сумму выделенных на планируемый год бюджетных средств. ФИО1 в установленный период в орган местного самоуправления с заявлением на предоставление социальной выплаты на планируемый 2016 год не обратился и не может быть включен в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом 2016 году.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому не явка представителей ответчиков, извещенных о дне, времени и месте рассмотрения дела, и представивших заявления о рассмотрении дела в отсутствии их представителей, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных прав. В связи с чем, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителей ответчиков.

Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования истцом заявлены обоснованно и подлежат удовлетворении, по следующим основаниям. Право на предоставление жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета (социальных выплат) гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установлено Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Законом Красноярского края от 21.12.2010 г. №11-5540 «О социальной поддержке граждан, переселяющихся из городского округа город Норильск и городского поселения город Дудинка Красноярского края» предусмотрено право на получение мер социальной поддержки путем предоставления социальных выплат на приобретение жилья на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера за счет средств краевого бюджета в соответствии с утверждаемой Правительством Красноярского края долгосрочной целевой программой.

В целях реализации указанных норм закона Правительством Красноярского края 30 сентября 2013 года постановление №514-п утверждена государственная программа Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», и подпрограмма «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы (приложение №6 к программе), в рамках которой предусмотрено мероприятие «Социальные выплаты на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе Норильск и городском поселении город Дудинка».

Согласно пункту 1 раздела 3.2 подпрограммы список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, а также список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, формируют органы местного самоуправления.

Для включения в список гражданин в период с 01 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления заявление на предоставление социальной выплаты и документы (пункт 2 раздела 3.2 подпрограммы).

Орган местного самоуправления в течении 10 рабочих дней со дня получения заявления и необходимых документов осуществляет их проверку и принимает решение о включении (отказе во включении) гражданина в списки, которое доводится до гражданина в письменной форме в течении 10 рабочих дней с момента принятия решения, и в срок до 01 августа года, предшествующего планируемому, представляют списки в министерство (пункт 4, 9 раздела 3.2 подпрограммы).

В соответствии с пунктом 8 раздела 3.2 подпрограммы формирование списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в соответствии с Федеральным законом, а также в соответствии с очередностью, установленной пунктом 4 подраздела 3.1.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края, согласно пунктам 10, 12-15 подраздела 3.2 подпрограммы, в срок до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств, и в срок до 10 сентября года предшествующего планируемому; доводит выписки из предварительных краевых списков до органов местного самоуправления, которые направляют в министерство учетные дела граждан, включенных в предварительные краевые списки, в срок до 10 ноября года, предшествующего планируемому.

В течении 45 рабочих дней с даты поступления, министерство осуществляет проверку учетных дел, рассчитывает размер социальной выплаты; в течении 10- рабочих дней формирует и приказом утверждает краевой список граждан в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, каждый на сумму выделенных на планируемый год лимитов бюджетных средств.

Как установлено судом, истец ФИО1 с 15 мая 2014 года состоит на учете на получение социальной выплаты для приобретения жилья в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2002 г. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

19 июня 2014 года истцом было подано заявление о предоставлении ему социальной выплаты на приобретение жилья в 2015 году.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края №38-о от 16 февраля 2015 года истец был включен в резервный список граждан на предоставление социальной выплаты в 2015 году в соответствии с мероприятием «Предоставление социальных выплат на приобретение жилья гражданам, проживающим в городском округе город Норильск и городском поселении город Дудинка» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории Красноярского края» на 2014-2017 годы, государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан Красноярского края», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края 30 сентября 2013 года №514-п.

Предусмотренный в 2015 году лимит бюджетных средств на социальные выплаты на приобретение жилья не позволил предоставить социальные выплаты всем гражданам, включенным в список на предоставление жилья в 2015 году, в том числе истцу ФИО1

Об уменьшении в 2015 году объема средств из федерального бюджета на финансирование мероприятия и возможного не получения социальной выплаты истец был проинформирован после обращения в комиссию по распределения жилья и социальных выплат Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого письмом Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района от 06 ноября 2015 года №3513. При этом, истец также был уведомлен о том, что в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом 2016 году он не включен в связи с не предоставлением заявления и соответствующего пакета документов; и истцу было предложено представить в период с 01 февраля 2016 года по 15 июля 2016 года в Отдел по миграционной и жилищной политике Администрации муниципального района пакет документов для участия в Мероприятии на 2017 год.

Вместе с тем, не включение истца в список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом 2016 году в связи с тем, что истцом не было подано в установленный подпрограммой срок заявление о включении в данный список, нельзя признать законным по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 раздела 3.2 подпрограммы для включения в список на получение социальной выплаты в 2016 году заявление должно было быть подано до 16 июля 2015 года. Истец в этот период состоял в списке граждан на предоставление социальной выплаты в 2015 году. О том, что социальная выплата в 2015 году истцу не будет выплачена, ФИО1 стало известно в ноябре 2015 года, когда срок на подачу заявления на включение в список на получение социальной выплаты в 2016 году истек.

В силу пункта 8 раздела 3.2 подпрограммы формирование списков осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат в соответствии с Федеральным законом.

Не включение ФИО1 в список граждан на получение социальных выплат в 2016 году повлечет нарушение требований подпрограммы о формировании списков в соответствии с хронологической последовательностью постановки граждан, имеющих право на предоставление социальных выплат, на учет, что целям и задачам подпрограммы не отвечает.

Таким образом, с целью исключения сложившейся ситуации, при которой социальные выплаты в 2016 году получат граждане, вставшие на учет на получение социальных выплат позже истца, и с целью соблюдения условий подпрограммы, истец подлежит включению в списки граждан на получение социальной выплаты в 2016 году, с учетом даты его постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат.

Учитывая, что в соответствии с условиями подпрограммы и Законом Красноярского края от 21.12.2010 г. №11-5582 «О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями по обеспечению переселения граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей Красноярского края» орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении социальных выплат гражданам в планируемом году, формирует список этих граждан, и предоставляет в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края; а Министерство формирует в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в планируемом году, а также предварительный краевой список граждан, включенных в резерв на предоставление социальных выплат на планируемый год, и впоследствии утверждает данные списки, обязанность включить ФИО1 в список граждан на предоставление в 2016 году социальных выплат в рамках Мероприятия «Предоставление социальных выплат на приобретения жилья гражданам, проживающим в городском округе Норильск и городском поселении Дудинка», надлежит возложить на Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, которая должна включить истца в список, предоставляемый в Министерство, а Министерство - включить истца в предварительный краевой список граждан, в отношении которых принято решение о предоставлении социальных выплат в 2016 году.

Доводы представителя Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства об отсутствии правовых основания для включения истца в список граждан на предоставление социальных выплат в 2016 году, суд считает несостоятельными.

Отсутствие в подпрограмме нормы, регулирующей порядок включения граждан в список на получение социальной выплаты в последующий год, в случае, не получения гражданином социальной выплаты в предыдущем году, ввиду недостаточности выделенных лимитов бюджетных средств, и истечения не по вине гражданина срока на подачу заявления для получения социальной выплаты в последующем году, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку не снимает с органа местного самоуправления и Министерства обязанности, установленной подпрограммой, формировать списки в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 196-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 <данные изъяты> к Администрации Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края удовлетворить.

Обязать Администрацию Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края включить ФИО1 <данные изъяты> в список граждан на предоставление в 2016 году социальных выплат в рамках Мероприятия «Предоставление социальных выплат на приобретения жилья гражданам, проживающим в городском округе Норильск и городском поселении Дудинка».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через канцелярию Дудинского районного суда.

Судья О.К.Уланова

Решение принято в окончательной форме 12 февраля 2016 года.